рабочая программа учителя -логопеда легкая умственная отсталость 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 5 класса и 7классов на основе ФГОС О УО вариант 1
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Основные задачи программы:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
- Развивать грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
В связи с тем, что обучающиеся зачислены в образовательное учреждение с 01.02.2023 года, то количество часов логопедической работы составляет 32 часа.
Занятия проводятся два раза в неделю во вторую половину дня. Форма занятий – подгрупповая. Продолжительность занятия составляет 30 минут.
Характеристика обучающихся.
Результаты логопедического обследования показали, что основными нарушениями являются:
- нарушение языкового анализа и синтеза (несоблюдение границ предложения, отдельное написание частей слов),
- ошибки акустического и оптического характера на письме (замена гласных, согласных, лишние элементы букв)
- искажение морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий
- нарушение предложно-падежных конструкций
- трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
- низкий словарный запас.
Система оценки планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:
- первичной (входящей) аттестации;
- текущего мониторинга;
- промежуточной аттестации в конце учебного года.
Аттестация осуществляется на занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижения обучающегося в своем развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная (входящая) аттестация проводится при поступлении в образовательное учреждение, промежуточная в последние две недели мая (15.05 – 31.05) в форме практических заданий.
Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдений за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности (1 раз в полугодие), а так же анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.
К концу обучающиеся:
- пользуются суффиксальными и приставочными способами словообразования;
- выделяют родственные слова из текста.
- узнавают, различают, выделяют и называют отдельные звуки, дают им характеристику;
- понимают условно-графической схемы звукового состава слова;
- умеют делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
- узнают слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- правильно согласовывают слова в роде, числе и падеже;
- правильно употребляют предложно-падежные конструкции;
- умеют распространять предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya_5_kl_legkaya_uo.docx | 54.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………….…....….3
- Содержание программы………………………………………………….…5
- Календарно – тематическое планирование………………………………..7
- Материально – техническое обеспечение …………………………….….13
- Приложение……………………………………………………..……….…14
Пояснительная записка.
Коррекционная программа по логопедии составлена на 2022/2023 учебный год для обучающихся 5 класса на основе ФГОС О УО вариант1
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Основные задачи программы:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
- Развивать грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
В связи с тем, что обучающиеся зачислены в образовательное учреждение с 01.02.2023 года, то количество часов логопедической работы составляет 32 часа.
Занятия проводятся два раза в неделю во вторую половину дня. Форма занятий – подгрупповая. Продолжительность занятия составляет 30 минут.
Характеристика обучающихся.
Результаты логопедического обследования показали, что основными нарушениями являются:
- нарушение языкового анализа и синтеза (несоблюдение границ предложения, отдельное написание частей слов),
- ошибки акустического и оптического характера на письме (замена гласных, согласных, лишние элементы букв)
- искажение морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий
- нарушение предложно-падежных конструкций
- трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
- низкий словарный запас.
Система оценки планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:
- первичной (входящей) аттестации;
- текущего мониторинга;
- промежуточной аттестации в конце учебного года.
Аттестация осуществляется на занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижения обучающегося в своем развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная (входящая) аттестация проводится при поступлении в образовательное учреждение, промежуточная в последние две недели мая (15.05 – 31.05) в форме практических заданий.
Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдений за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности (1 раз в полугодие), а так же анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.
К концу обучающиеся:
- пользуются суффиксальными и приставочными способами словообразования;
- выделяют родственные слова из текста.
- узнавают, различают, выделяют и называют отдельные звуки, дают им характеристику;
- понимают условно-графической схемы звукового состава слова;
- умеют делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
- узнают слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- правильно согласовывают слова в роде, числе и падеже;
- правильно употребляют предложно-падежные конструкции;
- умеют распространять предложения.
Содержание логопедической программы
Рабочая программа включает в себя разделы:
- Предложение
- Предлоги
- Гласные и согласные звуки
- Состав слова
- Словосочетание
Предложение: Понятие о предложении. Простое предложение. Знаки препинания в конце предложения.
Предлоги: Предлог НА. Предлог В. Предлоги С(СО). Предлог ИЗ. Предлоги ПО,К. Предлог ЗА. Предлог ИЗ-ЗА. Предлоги над, под.
Гласные и согласные звуки: Сходство парных гласных. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных посредством «ь». Обозначение мягкости согласного гласными 2-го ряда.
Состав слова: Родственные слова. Корень слова. Сложные слова. Приставка. Образование слов при помощи приставок. Суффикс. Суффиксальное образование слов. Окончание в словах. Дифференциация предлогов и приставок
Словосочетание: Согласование имён существительных с прилагательными в числе. Согласование существительных с глаголами в роде. Согласование существительных с прилагательными в роде. Закрепление падежных форм.
Лексические темы: Мебель. Посуда. Домашние животные. Домашние птицы. Дикие животные. Животные жарких стран. Животные Севера. Деревья. Растения, цветы. Профессии. Электроприборы. Весна. Город. Магазин. Насекомые. Лето.
Учебно – тематический план (32 часа).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы учебного времени | Количество проверочных работ |
1 | Обследование | 2 | |
2 | Предложение | 2 | |
3 | Предлоги | 9 | |
4 | Гласные и согласные звуки | 5 | |
5 | Состав слова | 7 | 1 |
6 | Словосочетание | 5 | |
Итого | 32 | 1 |
Формы контроля:
- анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
- проверочные работы и диктанты в течение года (в группе)
Формы контроля:
- анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
- проверочные работы и диктанты в течение года (в группе)
Календарно – тематическое планирование по логопедии
(32 часа)
№ п\п | Дата проведения | Наименование разделов, тем уроков | Количество часов | Содержание коррекционной работы | Примечание | |
План | Факт | |||||
1. | Обследование устной речи. | 1 | Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Исследование лексики и грамматического строя речи. | |||
2. | Обследование чтения и письма. | 1 | ||||
3 | Понятие о предложении. Простое предложение. Мебель | 1 | Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия | |||
4 | Знаки препинания в конце предложения. Мебель. | 1 | ||||
5 | Предлоги. Посуда. | 1 | Предлог как часть речи. Предлоги в, на, с, над, под, из-под, за, из-за, через, между, перед, сквозь. Согласование предлогов с существительными в единственном и множественном числе. | |||
6 | Предлог НА. Посуда. | 1 | ||||
7 | Предлог В. Домашние животные | 1 | ||||
8 | Предлоги С(СО). Домашние животные | 1 | ||||
9 | Предлог ИЗ. Домашние птицы. | 1 | ||||
10 | Предлоги ПО,К. Домашние птицы. | 1 | ||||
11 | Предлог ЗА. Дикие животные | 1 | ||||
12 | Предлог ИЗ-ЗА. Дикие животные | 1 | ||||
13 | Предлоги над, под. Животные жарких стран | 1 | ||||
14 | Гласные звуки. Животные жарких стран | 1 | Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Выделение гласных звуков первого ряда из звукового ряда, слога, слова | |||
15 | Сходство парных гласных. Животные Севера | 1 | Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений | |||
16 | Твердые и мягкие согласные. Животные Севера | 1 | Узнавание согласного звука на слух и по артикуляции. Вычленение согласного звука из слова. Находить различие твердых и мягких согласных. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза | |||
17 | Обозначение мягкости согласных посредством «ь». Деревья | 1 | ||||
18 | Обозначение мягкости согласного гласными 2-го ряда. Деревья | 1 | ||||
19 | Родственные слова. Растения, цветы. | 1 | Понятия «родственные слова», «однокоренные слова». Чередование согласных звуков в корне слова. | |||
20 | Корень слова. Растения, цветы | 1 | ||||
21 | Сложные слова. Профессии. | 1 | Образование сложных слов. Правописание соединительных гласных О и Е. | |||
22 | Приставка. Образование слов при помощи приставок. Профессии. | 1 | Приставочное словообразование.Разделительный твердый знак. Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака, разделительного твердого знака. | |||
23 | Суффикс. Суффиксальное образование слов. Электроприборы. | 2 | Выделение суффикса в составе слова. Суффиксальное словообразование. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы, обозначающие профессии. Суффиксы прилагательных. | |||
24 | Окончание в словах. Электроприборы. | 1 | Выделение окончания в составе слова. Согласование слов. | |||
25 | Дифференциация предлогов и приставок. Проверочная работа Весна. | 1ч | Поиск предлогов в предложениях. Запись предложений, содержащих предлоги. Обозначать пространственно-временные отношения с помощью предлогов. | |||
26 | Словосочетание: согласование имён существительных с глаголами в числе. Весна. | 1ч | Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по числам. Развитие пространственно-временных отношений | |||
27 | Словосочетание: Согласование имён существительных с прилагательными в числе. Город. | 1ч | Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с прилагалельными в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия | |||
28 | Согласование существительных с глаголами в роде. Магазин. | 1ч | Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами | |||
29 | Согласование существительных с прилагательными в роде. Насекомые. | 1ч | Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с прилагательными в роде. Обогащение словаря признаков. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия | |||
30 | Закрепление падежных форм. Лето. | 1ч | Обогащение словаря действий и признаков. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия | |||
31-32 | Обследование чтения и письма. | 2ч | Обследование навыков чтения и письма |
Материально – техническое обеспечение
Список литературы:
- Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
- Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
- Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
- Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
- Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
- Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Вариативные дидактические материалы:
- Детское лото «Мы играем в магазин»
- Домино «Животные»
- Игра настольно-печатная «Кубики»
- Кубики «Игрушки из глины», «Кто в тереме живет», «Сказка», «Ягоды»
- Лото «Азбука в картинках»
- Магнитная доска с набором пластмассовых букв.
- Мозаика (2 разновидности)
- Парные картинка
- Резиновый массажный мяч.
- Трафареты
- Папки с картинками по лексическим темам
- Шнуровки
- Деревянные пазлы.
Приложение 1
Входной диктант
Идет весна.
Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зеленая трава. Журчат быстрые ручьи. Идет весна.
Плюшка, жили, щука, чищу, дубок, крыльцо, пленка, круги.
Входное списывание
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Тема: Приставка и предлог.
Сказки.
Ребята на всей земле очень любят сказки. Чтение их – всегда праздник. За лесами, морями живут чудеса. Иванушка летит на чудесном ковре в заморские страны. Добрый молодец спасает красавицу из темницы.
У сказки всегда хороший конец. Поэтому сказки ходят по земле и учат нас добру.
Тема: Словосочетание.
Рыбалка.
Алѐша и Яша живут в деревне Ивановка. Дедушка купил им удочки. Мальчики часто ходят на рыбалку. С ними идѐт пушистый кот Мурзик. Вот и река. Ребята закинули удочки. А вот и щука.
Тема: Состав слова. Правописание корня.
Осень.
Осень пришла. Холода и дожди принесла. Лужи покрыты тонким ледком. Пора жителям леса запасы на зиму делать.
Водяная крыса картошку с огорода тащит. Медведь сало под кожей топит. Белка грибы на сучках развесила. Хомяк носит горох. Сам рядом спит, припас сторожит. Все зимой пригодится.
Тема: Состав слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне.
Новоселье.
Мы купили новую квартиру. Наш дом недалеко от фабрики. У дороги аллея берез. Рядом остановка троллейбуса. Приехали. Шофер весело сигналит. Я хватаю свой мешок и мчусь по лестнице. Новоселы выгружают мебель, всякую утварь. Радостные улыбки украшают ненастный день.
Тема: Предложение.
Дятел.
Стук в окно. Кто там? Молчат. Смотрю - дятел. Прицепился за рамой и стучит. Избу принял за дерево, а окно- за дупло. И дупле кто-то сидит. Белку в дупле видел, птичку тоже. А человека дятел увидел в первый раз.
Это был молодой дятел. Он еще мало что видел.
Итоговый диктант.
Белки.
Душистой смолой пахнет бор. У старой сосны прыгают белки. Сняли зверьки пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки, пышные хвосты. Всю долгую зиму белки жили в лесу. От ветра и стужи прятались в тёплом гнезде. Они рады светлой весне.
Итоговое списывание.
Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце сгоняет снег. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Предмет: чтение Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс:5
Рабочая программа Предмет: чтение Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ по основам социальной жизни 9 класс.
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ(лёгкая умственная отсталость) по основам социальной жизни . 9 класс....
рабочая программа учителя логопеда ФГОС вариант 2 умеренная умственная отсталость 7 класс
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 7 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубо...
Рабочая программа по логопедии для обучающихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости, 1 вариант
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 9 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с легкой степенью умств...