Рабочая программа по логопедии для обучающихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости, 1 вариант
рабочая программа (9 класс)
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 9 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с легкой степенью умственной отсталостью.
Данная рабочая программа направлена на развитие связной речи и её коммуникативной стороны учащихся 9 классов школы для обучающихся с умственной отсталостью. Первостепенное внимание в ней уделяется таким речевым единицам, как слово, словосочетание, предложение, текст, а также способам построения смыслового высказывания с помощью этих единиц и развитию диалоговой речи и монолога.
Каждая тема связана с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков слов, упражнения в правильном их использовании в речи. С помощью осваиваемых языковых средств обучающиеся конструируют тексты и знакомятся с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания, т.е. усваивают основные законы структурирования текста. Овладевают умением вести диалог, беседу. Программный тематический материал расположен концентрически, работа над текстом включена во все этапы, с постепенным наращиванием объема сведений о типовых и жанровых особенностях языка, средствах межфразовой связи и способах анализа текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_1_variant.docx | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………..…….…....…..3
- Содержание программы……………………………………………………….…..….5
- Тематическое планирование…………………………………………………….……6
- Учебно - методическое обеспечение …………………………………….……..…...11
Пояснительная записка.
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 9 «г» класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с легкой степенью умственной отсталостью.
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся.
Основные задачи программы:
- обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
- создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Занятия проводятся два раза в неделю. Форма занятий – подгрупповая. Продолжительность занятия составляет 30 - 40 минут.
Характеристика обучающихся.
Результаты логопедического обследования показали, что основными нарушениями являются:
- отклонения в грамматическом оформлении речевого высказывания (ограниченный круг используемых частей речи, в основном существительные, глаголы, личные местоимения).
- при усложнении синтаксической конструкции в речи обучающихся появляются аграмматизмы, особенно в согласованиях косвенных падежей существительных с прилагательными и местоимениями («много хвойные деревья», «на зеленых лугов»), неправильном управлении;
- трудности при самостоятельном пересказывании прослушанного текста, составлении рассказа по сюжетной картинке, описании предметов.
- при составлении устных сочинений наблюдается быстрое переключение с заданной темы на другую, более знакомую и легкую.
- низкий словарный запас.
Система оценки планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:
- первичной (входящей) аттестации;
- текущего мониторинга;
- промежуточной аттестации в конце учебного года.
Аттестация осуществляется на занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижения обучающегося в своем развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная (входящая) аттестация проводится при поступлении в образовательное учреждение, промежуточная в последние две недели мая в форме практических заданий.
Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдений за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности (1 раз в полугодие), а так же анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.
Планируемые результаты:
В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию личностных и предметных результатов освоения данной программы, могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
Личностные результаты:
- осознают себя как учеников, заинтересованных посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- ориентируются в пространстве класса, школы (передвигаются по школе, находят свой класс, другие необходимые помещения), пользуются учебной мебелью;
- слушают и понимают речь других, инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- вступают в контакт и работают в коллективе, используя принятые ритуалы социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик, ученики);
- обращаются за помощью и принимают помощь;
- наблюдают, делают простейшие обобщения, сравнивают, классифицируею на наглядном материале.
Предметные результаты.
К концу года обучающиеся:
- активно пользуются различными способами словообразования;
- используют новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций( т.е. устанавливать связь в предложении);
-ориентируются в составе слова, т. е. определяют при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения;
-определяют основную мысль, тему рассказа;
-определяют последовательность и связность предложений в тексте;
-устанавливают смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;
-составляют план связного высказывания.
Содержание логопедической программы
Рабочая программа включает в себя разделы:
- Звуковой анализ
- Слоговая структура слова
- Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными
- Мягкий знак
- Дифференциация звонких и глухих согласных
- Ударение
- Слова, обозначающие предметы
- Слова, обозначающие действия предметов
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам:
Сентябрь: Школа. Класс, урок.
Октябрь: Осениий лес. Грибы, ягоды. Дары осени. Осень в деревне. Осень в городе
Ноябрь: Хлеб. Сельскохозяйственная техника. Перелётные и зимующие птицы. Декабрь: Дом, семья. Человек и его строение. Наш организм. Азбука здоровья. Одежда, головные уборы, обувь
Январь: Мебель. Домашняя и офисная мебель. Посуда, продукты питания. Зима. Новогодние праздники. Домашние животные и их детёныши. Скотный двор.
Февраль:Птичник. Дикие животные и их детёныши. Животные жарких стран и их детёныши. Животные севера и их детёныши. Электроприборы. Профессии. Наша Армия. Военная техника. Военные профессии.
Март: Мамин праздник. Женские профессии. Растения. Комнатные и декоративные растения. Почта. Библиотека. Магазин. Рынок. Поликлиника. Больница.
Апрель: Весна. Времена года. Месяцы. Погода. Природные явления. Насекомые
Наша страна. Наш город. Космос
Май: Транспорт: автомобильный, водный, воздушный, электротранспорт, городской транспорт. Правила дорожной безопасности. Мир нужен всем. Чему учат в школе.
Учебно – тематический план (68 часов).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы учебного времени |
1 | Обследование | 8 |
2 | Устная связная речь | 24 |
4 | Лексика | 12 |
5 | Предложение | 7 |
6 | Текст | 17 |
Итого | 68 |
Формы контроля:
- анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
- проверочные работы и диктанты в течение года (в группе)
Тематическое планирование по логопедии
(68 часа)
I ч 16 часов
№ п\п | Наименование разделов, тем уроков | Количество часов | Содержание коррекционной работы | Примечание | |
1-2 | Обследование устной речи. | 2 | Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Исследование лексики и грамматического строя речи. | ||
3-4 | Обследование чтения и письма. | 2 | |||
5 | Что такое слова. Из чего состоят слова | 1 | Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений Формировать умение отличать слово от слогов и звукосочетаний. | ||
6 | Слова-предметы | 1 | Научить при помощи вопросов различать существительные одушевлённые и неодушевлённые. Обогащать словарный запас учащихся | ||
7 | Слова-действия. | 1 | Познакомить учащихся с глаголами, вырабатывать навык дифференциации существительных и глаголов. | ||
8 | Односоставные нераспространённые предложения | 1 | Формирование навыка составления предложений из одного слова и составления схем | ||
9 | Двусоставные нераспространённые предложения | 1 | Формирование навыка составления предложений из двух слов и составления схем | ||
10-11 | Составление двусоставных распространённых предложений. | 2 | Формирование навыка составления предложений из трех слов с прямым дополнением и составления схем | ||
12-13 | Составление двусоставных распространённых предложений. | 2 | Формирование навыка составления предложений из четырех слов( подлежащее-сказуемое-прямое дополнение-косвенное дополнение. Бабушка даёт ленту внучке.) | ||
14-16 | Составление двусоставных распространённых предложений. | 2 | Формирование навыка составления предложений из четырех слов( подлежащее-сказуемое-обстоятельство места, образа действия, времени. В лесу растут грибы. Солнце светит ярко.) | ||
17-20 | Составление двусоставных распространённых предложений из 4-5 слов | 4 | Формирование навыка составления предложений из четырех слов( подлежащее-сказуемое-прямое дополнение-обстоятельство образа действия, места, времени) и составления схем | ||
21-22 | Составление 2,3-х двусоставных предложений из 4-5 слов на заданную тему. ( «Зима», «В парке») | 2 | Формирование навыка составления предложений из четырех слов( подлежащее-сказуемое-прямое дополнение-обстоятельство образа действия, места, времени) и составления схем | ||
23-24 | Слова-признаки. | 2 | Познакомить учащихся с прилагательными. Выработать навык дифференциации существительных, глаголов и прилагательных | ||
25-26 | Формирование навыка согласования слов. Составление словосочетаний сущ.+прилагательное. | 2 | Формирование навыка согласования слов, подбора прилагательного к существительному | ||
27-28 | Распространение предложений при помощи слов-признаков. | 2 | Формирование навыка составления предложений с использованием прилагательных | ||
29-30 | Составление распространённых предложений из 5-6 слов. | 2 | Формирование навыка составления предложений (подлежащее-дополнение-обстоятельство). с использованием прилагательных | ||
31 | Путешествие в страну предложений | 1 | Повторительно-обобщающее занятие. Обобщить знания о словах-признаках, их закрепить навык распространения предложений при помощи существительных, прилагательных. | ||
32-34 | Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. | 3 | Формирование навыка пересказа текста с опорой на серию картин к нему | ||
35-37 | Пересказ с опорой на сюжетную картинку. | 3 | Формирование навыка пересказа текста с опорой на сюжетную картину | ||
38-40 | Пересказ без опоры на картинки. ( используются сказки, рассказы В.Осеевой, Н.Носова, М.Пришвина, Б. Чарушина и др.) | 3 | Формирование навыка пересказа текста на слух с предварительной беседой. | ||
41-41 | Развитие диалогической речи. Экскурсия в магазин. Ролевая игра | 2 | Формирование навыка диалогической речи посредством ролевой игры. | ||
43-45 | Инсценировка сказки «Репка»
| 3 | Формирование навыка диалогической речи посредством театрализации | ||
46-47 | Экскурсия в магазин. Ролевая игра «Магазин»
| 2 | Формирование навыка диалогической речи посредством ролевой игры. | ||
48-49 | Инсценировка сказки «Колобок». | 2 | Формирование навыка диалогической речи посредством театрализации | ||
50-51 | Экскурсия в парк. Беседа об изменениях в природе, жизни животных, птиц. | 2 | Формирование навыка диалогической речи посредством беседы- формирование навыка развернутых ответов на вопросы | ||
52-55 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 4 | Формирование навыка составления рассказа из трех-четырех распространенных предложений с опорой на серию картин | ||
56-58 | Составление рассказа по сюжетной картинке. | 3 | Формирование навыка составления рассказа из трех-четырех распространенных предложений с опорой на картину | ||
59-61 | Составление рассказа на заданную тему без опоры на картинки | 3 | Формирование навыка составления рассказа из четырех- пяти распространенных предложений без опоры на наглядность | ||
62-64 | Составление рассказа по личным впечатлениям без опоры на наглядность. ( По материалам экскурсий, походов). | 3 | Формирование навыка составления рассказа из четырех- пяти распространенных предложений без опоры на наглядность | ||
65-66 | Обследование устной речи | 2 | |||
67 -68 | Обследование чтения и письма. | 2 | Обследование навыков чтения и письма |
Учебно - методическое обеспечение
Список литературы:
- Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
- Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
- Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
- Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
- Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
- Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Вариативные дидактические материалы:
- Детское лото «Мы играем в магазин»
- Домино «Животные»
- Игра настольно-печатная «Кубики»
- Кубики «Игрушки из глины», «Кто в тереме живет», «Сказка», «Ягоды»
- Лото «Азбука в картинках»
- Магнитная доска с набором пластмассовых букв.
- Мозаика (2 разновидности)
- Парные картинка
- Резиновый массажный мяч.
- Трафареты
- Папки с картинками по лексическим темам
- Шнуровки
- Деревянные пазлы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 6 класса с легкой степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 10 класса с легкой степенью умственной отсталости
Рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта по математике для X-XII классов, автором которого является Е.И.Капланская. Все содержание программы по математике для 10 класса п...
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости.
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII в...
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 8 класса с легкой степенью умственной отсталости.
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 8 класса с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII в...
Рабочая программа по чтению 5-9 классы для учащихся с умственной отсталостью (вариант 1) в соответствии с ФГОС.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом М...