рабочая программа учителя логопеда ФГОС вариант 2 умеренная умственная отсталость 7 класс
рабочая программа (7 класс)
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 7 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями.
Цель программы: формировать коммуникативные и речевые навыки обучающихся.
Основные задачи: развивать фонематического восприятия, навыки звукового анализа и синтеза, формировать правильного произношения, расширять словарного запаса, формировать практические навыки словообразования и словоизменения, самостоятельную связную речь.
Характеристика обучающихся.
Для данной группы обучающихся характерна низкая трудоспособность, неустойчивость внимания.
Наблюдается ограничение речевых способов общения. Активный словарь состоит из малого количества слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Характерна многозначность употребляемых слов, широко используются указательные жесты, мимика.
Фраза состоит из лепетных элементов и пояснительных жестов.
Импрессивная сторона речи находится на низком уровне развития.
Дети не понимают формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глаголов, формы мужского и среднего рода, не понимают значения предлогов.
Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Не сформировано зрительное и слуховое внимание.
Программа логопедической коррекции рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Занятия проводятся во внеурочное время. Форма проведения занятий - подгрупповая, продолжительность 30-40 минут.
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме
- первичной входящий аттестации
- текущего мониторинга
- промежуточной аттестации в конце учебного года.
Аттестация осуществляется на групповых занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своём развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная входящая аттестация проводится в первые две недели сентября (с 01.09 по 15.09) и промежуточная аттестация в последние две недели мая ( с 15.05 по 31.05) в форме практических заданий. Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдения за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности один раз полугодие а также анализа их поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.
Ожидаемые результаты:
В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию результатов программы, могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
- дети правильно и четко произносят звуки: [а], [у], [и], [о], [э], [м], [б], [п], [в], [ф].
- воспринимают предметы по количественным признакам (один - много, один -два), подбирают объемные геометрические тела и плоскостные фигуры более сложной конфигурации (звездочка, овал, многоугольник).
- различают неречевые звучания (последовательный ряд из 2-3, 3-4 звуков); узнает на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого.
- умеют вслушиваться в интонации взрослого, реагирует на громкость звучания его голоса (громко, тихо, шепот).
Основные требования к знаниям и умениям учащегося
- понимают обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы и дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_uo_var_2_7_kl.docx | 64.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка…………………………….…................….3
- Содержание программы………………………...…………..………5
- Календарно – тематическое планирование……………….….……6
- Материально – техническое обеспечение……………..……....….13
- Приложение ……………………………………………….…..…...15
Пояснительная записка.
Коррекционная программа по логопедии составлена на 2022/2023 учебный год для обучающихся 7 "Г" (Зотин С., Межберт Р., Григоренко В.) класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями, ФГОС умственная отсталость вариант 2.
Целью данной программы является коррекция всех компонентов речевой деятельности.
Задачи программы:
- Формировать навыки звукобуквенного анализа с
установлением соотношения между буквами и звуками в слове; - Уточнять и обобщать сведения о звукобуквенном составе русского языка;
- Обогащать словарный запас и накапливать представления об окружающем мире;
- Развивать и уточнять пространственно-временные представления;
- Развивать внимание, память, мышление;
- Формировать и развивать связную выразительную речь, обогащать
словарный запас; - Развивать анализаторы (слуховой, зрительный и кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения.
Результаты диагностики показали, что у ребят фонематический слух нарушен. С ошибками воспроизводят цепочку слов с одинаковым звучанием. Звуковой анализ слов доступен по образцу учителя. Сложные формы звукового анализа не делают. Не дифференцируют звуки по глухости-звонкости. Словарный запас ограничен бытовой тематикой, не знают многих видовых понятий. С ошибками подбирают синонимы к словам. Антонимы употребляют только в хорошо знакомой ситуации. Грамматический строй нарушен. Словообразование и словоизменение с ошибками. Неверно согласуют существительные с числительными, глаголами. При составлении предложений наблюдается аграмматизмы. Связная речь на бытовом уровне. Фразы простые, и нераспространенные. Темп письма крайне низкий.
Программа логопедической коррекции рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Занятия проводятся во внеурочное время. Форма проведения занятий - подгрупповая, продолжительность 30-40 минут.
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме
- первичной входящий аттестации
- текущего мониторинга
- промежуточной аттестации в конце учебного года.
Аттестация осуществляется на групповых занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своём развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная входящая аттестация проводится в первые две недели сентября (с 01.09 по 15.09) и промежуточная аттестация в последние две недели мая (с 15.05 по 31.05) в форме практических заданий. Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдения за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности один раз полугодие а также анализа их поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
В конце программы у обучающихся должны быть:
1. Сформированы представления о звуковой стороне речи;
2. Сформированы фонематические процессы и представление о звуко-слоговом составе слова;
3. Уточнены и закреплены основные грамматические понятия: гласные и согласные звуки и буквы, парные звонкие и глухие согласные, твердые имягкие согласные, предложение;
4. Уточнены значения слов, имеющихся у детей в активном запасе,
сформировано умение точно соотносить слова с предметами, явлениями,
действиями;
Обучающиеся:
1. пользуются простыми формами словообразования;
2. строят предложения из 2-х-3-х слов.
Содержание программы
Учебно – тематический план (68 часов).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы учебного времени | Количество проверочных работ |
1 | Обследование | 8 | |
2 | Гласные звуки и буквы | 22 | |
3 | Согласные звуки и буквы | 18 | 1 |
3 | Слог. Слоговой анализ и синтез | 8 | 1 |
4 | Слово. Словосочетание. Предложение. Текст | 8 | |
5 | Связная речь | 4 | |
Итого | 68 |
Формы контроля:
- анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
- проверочные работы и диктанты в течение года (в группе)
Программа состоит из следующих разделов и тем.
Гласные звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я. Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю. Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е.
Согласные звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р-Л. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М-Н. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б-П. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г-К. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В-Ф. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д-Т Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З-С. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж-Ш. Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков. Развитие навыков звуко-буквенного анализ и синтеза слов. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Итоговое занятие
Слог. Слоговой анализ и синтез Слоги. Слоговой анализ слов (вводное занятие). Слоги. Слоговой анализ двусложных и трёхсложных слов. Слог. Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие.
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Ударение. Ударный слог. Ударная гласная Дифференциация предлогов и приставок. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
Связная речь Последовательный рассказ. Описательный рассказ.
Календарно – тематическое планирование по логопедии
(105 часов)
№ п\п | Дата проведения | Наименование разделов, тем уроков | Кол - во часов | Содержание коррекционной работы | Примечание | |
План | Факт | |||||
1. | Состояние звукопроизношения. Состояние связной речи. | 1 | Обследование речи детей | |||
2. | Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. | 1 | ||||
3. | Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). | 1 | ||||
4. | Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). | 1 | ||||
5. | Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. | 1 | ||||
6. | Исследование процесса письма. Обследование чтения. | 1 | Обследование письма и чтения | |||
7-8 | Звук. Буква. Осень. | 2 | Развитие у детей общего внимания и понимания речи, словесно-логического мышления | |||
9-10 | Гласные – согласные звуки. Деревья осенью | 2 | Ознакомление детей с органами артикуляции; развитие мелкой моторики пальцев рук, работа над речевым дыханием, ритмической стороной речи. | |||
11 | Гласные звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А Овощи | 1 | Обучение детей пониманию существительных в родительном падеже единственного числа от существительных в именительном падеже, согласовывая существительное с соседними словами. Уточнение значения предлога А. | |||
12 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У. Фрукты | 1 | Закрепление правильного произнесения звука У; выделение звука У из ряда гласных, из начала слов. Развитие слухового внимания и памяти. | |||
13 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О. Лес. Растения леса – грибы. | 1 | Четкое произнесение звука О. Выделение звука О в начале и в конце слов. Запоминание слов со звуком О из стихов и рассказа. | |||
14-15 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э Продукты питания | 2 | Четкое произнесение и характеристика звука Э. Определение места звука Э в словах. Деление слов на слоги. Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов. Закрепление понимания употребления предлога В. | |||
16-17 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы. Семья | 2 | Четкое произнесение звука Ы. Выделение гласного Ы из ряда гласных , из слов. Воспроизведение слоговых рядов со звуком Ы. Закрепление образования имен. падежа множ. числа существительных. | |||
18-19 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И Наше тело | 2 | Четкое произнесение и характеристика звука И. Выделение начального ударного и безударного звука И. Звуковой анализ звукосочетаний. Понимание предложений по предметным картинкам и опорным словам-действиям Поливать, Лечить, Покупать. | |||
20-21 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я Посуда. | 2 | Четкое произнесение и характеристика звука Я. Выделение начального ударного и безударного гласного звука А. Развитие внимания и памяти. | |||
22-23 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю Мебель. | 2 | Произнесение и сопоставление звуков я-ю. Звуковой анализ звукосочетаний. Воспроизведение звуковых рядов типа. Подбор слов к сюжетным картинкам на изучаемые звуки. | |||
24-25 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е Обувь | 2 | Практическое закрепление четкого произнесения звука Е в речи, выделение звука Е из ряда гласных, начала слов. | |||
26-27 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё Одежда. Проверочная работа | 2 | Четкое произнесение звука Ё. Выделение звука Ё из ряда гласных, из прямого слога под ударением после согласного. Воспроизведение слоговых рядов со звуком Ё. Развитие внимания, памяти, мышления. | |||
28-20 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р-Л. Одежда. | 2 | Четкое произнесение звука Р. Выделение согласного Р из ряда согласных , из слов. Воспроизведение слоговых рядов со звуком Р. Закрепление образования имен. падежа множ. числа существительных. | |||
30-32 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М-Н. Зима. | 3 | Четкое произнесение и характеристика звука М. Выделение первого и последнего звука М. Воспроизведение слоговых рядов типа АМ-ОМ-УМ-ЫМ. Звуковой анализ и составление схем слогов типа АМ. | |||
33-34 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б-П Домашние животные. | 2 | Четкое произнесение звука П. Понимание простых нераспространенных предложений с глаголами Покупать, Петь, Пить, Пугать в 3 л. настоящего времени. | |||
35-36 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г-К. Домашние птицы. | 2 | Четкое произнесение звуков Г-К. Звуковой анализ, составление схем слогов. Развитие внимания и памяти. Закрепление понимания родительного падежа единственного числа существительных без предлога и с предлогом У. | |||
37-38 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В-Ф Звери наших лесов. | 2 | Четкое произнесение звуков В - Ф. Звуковой анализ, составление схем обратных слогов. Деление слов на слоги. Составление предложений по предметным картинкам с числительными Один, Одна, Два, Две; закрепление согласования с существительными в роде. | |||
39-40 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д-Т Зимующие птицы. . | 2 | Четкое произнесение звуков Д,Т. Различение звуков Д-Т. Закрепление понимания мягкости согласных. Развитие внимания и памяти. Звуковой анализ и составление схем слов. | |||
41-42 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З-С. Животные жарких стран. | 2 | Четкое произнесение звуков З, С. Выделение начального и конечного согласного в словах Выделение слов со звуком З. Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже. | |||
43-44 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж-Ш. Животные севера. | 2 | Четкое произнесение и характеристика звука Ж/Ш. Анализ и синтез слогов, развитие слухового внимания, памяти, выделение звука Ш из начала слов. | |||
45-46 | Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков. Весна. | 2 | Упражнение с деформированной фразой. Составление детьми предложений с предлогом НА. Развитие диалогической речи. Закрепление представлений о весне. | |||
47-48 | Развитие навыков звуко-буквенного анализ и синтеза слов. Профессии | 2 | Практическое усвоение рода существительных Соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ. Совершенствование мыслительных операций: обобщение, классификация, исключение. | |||
49-50 | Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Итоговое занятие Инструменты | 2 | Обучение детей пониманию существительных в родительном падеже единственного числа от существительных в именительном падеже, согласовывая существительное с соседними словами. Уточнение значения предлога У. | |||
51 | Слоги. Слоговой анализ слов (вводное занятие). Инструменты. | 1 | Воспроизведение слоговых рядов типа. Звуковой анализ и составление схем слогов. | |||
52 | Слог. Инструменты | 1 | Уточнение, закрепление и расширение представлений детей об инструментах., | |||
53-54 | Слоги. Слоговой анализ двусложных и трёхсложных слов . Проверочная работа Перелетные птицы. | 2 | Воспроизведение звуковых и слоговых рядов. Определение место звука в слове. Деление слов на слоги, составление схем слов. | |||
55 | Слог. Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. Транспорт. | 1 | Закрепление и обобщение знаний о транспорте. Соотнесение с вопросами: какой? какая? какое? Подбор признаков к предметам с помощью вопросов. Развитие диалогической речи. | |||
56-57 | Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие Наш город,улица. | 2 | Деление слов на слоги. Анализ и синтез слогов. Закрепление употребления предлога В. | |||
58 | Ударение. Дом и его части. | 1 | Закрепление и расширение знаний детей о доме, его частях. Подбор существительных к прилагательным. Практическое употребление антонимов. | |||
59 | Ударение. Ударный слог. Ударная гласная Труд весной. | 1 | Расширение представлений детей о весне. | |||
60 | Дифференциация предлогов и приставок. Цветы. | 1 | Обучение детей дифференцированию по смыслу глаголов, имеющих разные приставки и общую основу ехать | |||
61-62 | Развитие навыков языкового анализа и синтеза. Насекомые. | 2 | Упражнение в понимании существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Знакомство с ласкательными именами людей. Договаривание слов. | |||
63-64 | Последовательный рассказ | 2 | Обучение детей отвечать на вопрос с помощью картинки. | |||
65-66 | Описательный рассказ | 2 | Обучение детей дифференцированию вопросов Кто? Кого? Что? в зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным. | |||
67-68 | Фронтальное обследование. | 2 | Обследование речи детей |
Материально – техническое обеспечение.
Список литературы:
- Программа логопедической работы по преодолению общего
- недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.:Просвещение, 2009г.
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - Спб.: Детство-Пресс, 2001.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5-ти лет. - М: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: «Айрис Пресс», 2004.
- Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» - М.: «Дрофа», 2000
Вариативные дидактические материалы:
1. Лото с шариками.
2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.
3. Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.)
4. Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего.
5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов.
6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).
7. Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка).
8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.
9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).
10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок — слов омонимов.
12. Слова для составления шарад и ребусов.
13. Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.
Картотеки:
-пальчиковых гимнастик,
-логоритмических игр,
-дыхательных гимнастик.
Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:
— обувь, одежда
— посуда, игрушки
— домашние птицы, зимующие и перелетные птицы
— домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера
— овощи, фрукты, ягоды
— растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые
— рыбы, продукты питания
— профессии, транспорт
— времена года
— части тела человека
— школа, мебель
— дом и его части
— действия (глагольный словарь)
— занимательные игры.
Дидактический материал по формированию связной речи:
— сюжетные картины
— серии сюжетных картин
— тематические картины.
Приложение
Диктант
Щука
Щука живет в пресных реках. Это хищная рыба. Длина обычной щуки около двух метров. Ее вес может быть больше десяти кг. Щука пятнистая с темными полосками. Щуки живут в глубоких местах. В начале лета они могут выходить на мелководье. (40 слов)
Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме».
1) Словарный диктант.
Слова для диктанта по рисункам: трактор, трамвай, овес, пшеница, морковь, помидор, топор, земляника.
1. Стоят Ермачки, красные колпачки. Кто ни пройдет, всяк поклон им отдает. (Земляника.) 2. Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор.) 3. Землю пашет и рычит, очень мощный он на вид. (Трактор.) 4. Второй месяц года. (Февраль.) 5. Он по городу идет, много он людей везет. (Трамвай.) 6. В камзоле алом тот синьор, он зовется... (помидор). 7. Брось в грязь — будет князь. (Овес.) 8. Стоят столбы точеные, головки золоченые. (Пшеница.)
2) Диктант с грамматическим заданием.
Ленивый кот
У Миши жил кот Пушок. У него был пушистый хвост. Кота кормили молоком и кашей. Но Пушок кашу не любил. Он просил мяса. Мышей он не ловил. Часто мыши пробегали у самого кончика хвоста Пушка. Хорошо жилось мышам с ленивым котом! (43 слова)
Задание: выписать пять слов с проверяемыми безударными гласными; подобрать и записать проверочные слова к выписанным словам.
Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме»
а) Вставьте пропущенные буквы согласных звуков, подберите и запишите проверочные слова. Тетрадка, шубка, березка, крик, мороз, сноп, грядка, головка, арбуз, час.
б) Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы гласных звуков, подберите и запишите проверочные слова. Козел за водой ходил, сам и кашу он варил, деда с бабушкой кормил.
в) Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Дружно по дорожке топают две ножки. Уходи с дороги, кот! Маленький сынок идет!
Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение»
Ветер
Ветер играет большую роль в жизни животных и растений. Он может переносить плоды и семена березы, клена, одуванчика. Ветер может далеко занести мелких насекомых. Осенью летят по ветру маленькие комарики и паучки. (33 слова)
Задания на отработку навыка написания букв безударных гласных звуков.
1) Распределить читаемые учителем слова в два столбика:
а) с буквой Е или буквой И, обозначающими безударные гласные звуки: сидеть, верхушка, деревья, лежать, семена, занести, лететь, синеть, увидать, зеленеть, цветы, шмели;
б) с буквой А или буквой О, обозначающими безударные гласные звуки: помогать, коты, хвосты, ходить, варить, махать, носить, плоды, далеко.
2) Записать предложения, найти и проверить буквы безударных гласных звуков.
Мама полоскала белье на реке. Девочка поласкала кошку. Дедушка к старости совсем поседел. Бабушка устала и посидела на скамейке в парке.
3) Записать слова из словаря: погода, мороз, ворона, ветер, растения, береза, насекомые, жужжать, ребята.
Задания на отработку написания букв парных по звонкости-глухости согласных звуков.
Выписать из предложений слова с нужной орфограммой, подобрать проверочные слова.
Береги нос в большой мороз. У подружки под подушкой пирожки и ватрушки.
Образовать слова по образцу (шуба — шубка) от таких слов: рыба, тетрадь, береза, шляпа, слеза, трава, губа, голова, репа, ягода.
Задания на отработку написания буквосочетаний с шипящими согласными.
1) Записать слова под диктовку: пушистый, животное, живот, одуванчик, паучки, оживать, листочки, душистый, счастливый.
2) Распределить слова в две группы: с мягким знаком — без мягкого знака: маленький, солнечный, пшеничный, мощный, сельский, точка, полька.
Задание на отработку навыка написания слов с непроизносимыми согласными.
К данным словам подобрать слова-родственники с непроизносимыми согласными по образцу (радость — радостный). Записать слова парами.
Место, звезда, грусть, ненастье, счастье.
Контрольная работа по разделу «Части речи»
- Записать слова белый, белизна, белеть, игра, красивый, еж, ворона, бежать, трамвай, морской, смотреть в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. (Слова или записаны на доске заранее, или диктуются учителем.)
2. Составить словосочетания из пар прочитанных учителем слов, добавив предлог: сидеть, дерево; писать, тетрадь; смотреть, окно; учиться, школа. С одним из словосочетаний составить предложение.
3. Записать текст под диктовку.
Мой младший брат Саша хочет поехать в деревню к коту Матроскину. Саша любит этого кота. Он любит собаку Шарика и почтальона Печкина. Брат думает, что они существуют на самом деле. (30 слов)
Подчеркнуть буквы проверяемых ударением безударных гласных звуков в корне слова, буквы парных по звонкости-глухости согласных звуков в конце и в середине слова. Устно ответить на вопрос по содержанию текста диктанта: А вы думаете так же, как Саша?
Проверочная работа по разделу «Предложение. Текст»
Записать под диктовку или списать с доски текст, озаглавить его; подчеркнуть подлежащее и сказуемое в каждом предложении; указать тип текста. При списывании текста с доски вставить, где это необходимо, пропущенные буквы, раскрыть скобки.
Наступает лето. Занятия в школе к_н_чаются. М_и друз_я едут (во)время к_никул или на море, или в д_ревню, или в новые б_льшие и кр_сивые г_рода. Много интересного мы увидим летом! (30 слов)
Надо указать знаки препинания (запятые) в третьем предложении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной умственной отсталостью по обучению письму 6 класс (индивидуальное обучение)
Адаптированная образоватеьльная программа по обучению детей с умеренной умственной отсталостью составлена на основе "Программы обуччения и воспитания детей с умеренной и тяжёлой умственой отстал...
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 7 класс
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 7 класс...
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 8 класс
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 8 класс...
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 9 класс
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 9 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) 6-9 КЛАССОВ
Рабочая программа по биологии 7-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отст...
Рабочая программа учителя - дефектолога для детей с умственной отсталостью умеренной и тяжёлой степени
Сведения о создании условий для обучающихся с овз. Плнируемые результаты освоения программы в соответствии с АООП....
рабочая программа учителя -логопеда легкая умственная отсталость 5 класс
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 5 класса и 7классов на основе ФГОС О УО вариант 1Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающи...