АРТ-терапия технология реабилитации для детей с ОВЗ
статья

Зиновьева Вера Николаевна

   Искусство более чем любая другая область общественной жизни, может оказывать положительное влияние на развитие ребёнка с любой степенью ограничений здоровья. Это доказанный наукой факт. На нём основано лечение средствами искусства – арт-терапия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Детство – важнейший период в жизни ребенка, в его становлении как личность. В детском возрасте психика очень восприимчива к информации и воздействиям из вне.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяю особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих  способностей.

   Искусство более чем любая другая область общественной жизни, может оказывать положительное влияние на развитие ребёнка с любой степенью ограничений здоровья. Это доказанный наукой факт. На нём основано лечение средствами искусства – арт-терапия.

На учебных, коррекционно-развивающих занятиях стараюсь широко применять технологии Арт-терапии. (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др. В Российской энциклопедии указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности.

Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как:

· освобождает от негативных состояний;

· снимает нервно – психическое напряжение;

· формирует адекватное межличностное поведение, самооценку.

На своих занятиях я использую  такие направления в Арт - терапии как:

1) изо-терапия - терапия изобразительным творчеством, рисованием. В основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изобразительная арт-терапия, это с одной стороны - метод художественной рефлексии; с другой стороны - технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека в любом возрасте.

Я же в своей работе на занятиях использую необычные способы  рисования как: рисование ватными палочками, дисками, ладошками, отпечатками, кляксография и т.д.  используя  как акварель так и гуашь. Учу детей умению держать карандаш, пользоваться кисточкой и красками.

   С помощью рисования можно выразить свои эмоции, избавиться от страхов, а также освоить новые знания. У ребенка развивается уверенность в себе, понимание, что старанием у него все получится.

При первых неудачах малыш может расплакаться, обидеться, но при помощи педагогов он начинает контролировать свои эмоции.

Важную роль изобразительная деятельность играет в развитии креативного мышления. Даже просто смешав несколько красок, ребенок начинает экспериментировать,  придумывать что – то новое, появляется желание удивить взрослого.

   2) Игра и игровая терапия – это особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, а с другой – установить отношения с воспитателем и детьми. Цель игровой терапии – дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного «Я» ребёнка. С помощью игры педагог может научить ребёнка самообслуживанию и социально-бытовым навыкам например: накрыть на стол к чаепитию, разложить игрушки на полки, вытереть пыль.

  3) песочная терапия.

Работая с детьми с ОВЗ, возникает необходимость применения песочной терапии в целях создания психологического комфорта для каждого ребенка.

К.Д. Ушинский писал: "Самая лучшая игрушка для детей- кучка песка!"

Занятия песочной терапией направлены на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей. Игры на песке дают возможность взрослым реально увидеть внутренний мир ребенка.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно.

 Песочная терапии: развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, заряжающая позитивными эмоциями.

Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, идет результат собственного творчества .

Арт – терапия помогает решить множество задач без прямого навязывания. Педагоги взаимодействуют с детьми на основе взаимопонимания, уважения. Дети чувствуют это и с удовольствием посещают занятия.

Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает возможность понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей.

Арт-терапевтические занятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах.

В случае индивидуального подхода применяются авторские методики. Они как разрабатываются индивидуально для каждого конкретного ребенка, в соответствии с его личными особенностями, возможностями.

Только после привыкания ребенка с ОВЗ к общению с педагогом создаются небольшие группы и подгруппы для совместной арт-терапии.

Групповая арт-терапия в первую очередь направлена на развитие воображения, вербальных и социальных навыков, внимания, мелкой моторики, навыков рисования, позволяет видеть и прислушиваться ребенку к другим детям и взаимодействовать с ними.

Именно арт-терапия на мой взгляд помогает педагогу понять ребенка, раскрыть его внутренний мир; помогает самому ребенку создать представление о себе и окружающем мире, вызвать интерес к деятельности и потребности в ней


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей средствами художественно-речевого творчества»

Безнадзорные и беспризорные дети характеризуются широким спектром отклонений в поведении. Лишение детей родительской  любви и заботы порождает множественные психологические проблемы в их ра...

Развитие санаторно-курортных центров, лечебно-оздоровительных учреждений, направленное на лечения и реабилитацию, отдых детей с ограниченными возможностями здоровья.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, одним из приоритетов политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового ...

ЗООТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОГО ЗООПАРКА

В статье описывается опыт организации и проведения  сеансов зоотерапии, которые включены в программу работы с обучающимися с ограниченными возможностями  и инвалидами  образовательных у...

Статья Коррекция и реабилитация речи детей с нарушением слуха на занятиях по музыкальной стимуляции.

Развитию речи детей с нарушением слуха способствуют фронтальные занятия по музыкальной стимуляции с использованием верботонального метода, значение которого заключается в том, что речь как общественно...

Канис-терапия – технология формирования коммуникативных навыков у детей с ТМНР

Статья знакомит с опытом использования метода канис-терапия (специально обученнх собак) на занятиях с детьми стяжелыми и множественными нарушениями в развитии....