ЗООТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОГО ЗООПАРКА
статья по теме
В статье описывается опыт организации и проведения сеансов зоотерапии, которые включены в программу работы с обучающимися с ограниченными возможностями и инвалидами образовательных учреждений.
Ключевые слова: особые дети, Смоленский зоопарк, зоотерапия, реабилитация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medvedkova_z.v.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
З.В. Медведкова
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк» города Смоленска
г. Смоленск, Россия
ЗООТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОГО ЗООПАРКА
В статье описывается опыт организации и проведения сеансов зоотерапии, которые включены в программу работы с обучающимися с ограниченными возможностями и инвалидами образовательных учреждений.
Ключевые слова: особые дети, Смоленский зоопарк, зоотерапия, реабилитация.
В наши дни в результате социальных трансформаций ребенок стал восприниматься как полноправный член общества, обладающий достоинством и самоценностью. Однако есть дети, физическое, умственное и психическое состояние которых обуславливает необходимость повышенного к ним внимания и заботы. Проблема социальной адаптации и интеграции детей данной категории в настоящее время является очень важной. Особые дети (таковыми мы их можем назвать), к сожалению, не всегда имеют возможности легко адаптироваться в обществе и чувствовать себя его полноправными членами, реализовать себя. Таким детям, безусловно, нужна наша помощь.
По данным социологического опроса, из 500 детей, проживающих в неблагополучных семьях, специализированных заведениях и реабилитационных центрах, к сожалению, более 90% считают своими лучшими друзьями животных — собаку, кошку, лошадь, птицу, а иногда даже крысу, змею или черепаху... [2, с. 20]
В городе Смоленске специализированного центра по реабилитации детей данной категории с помощью животных не существует. Специалисты Смоленского зоопарка, имея свою базу животных (выставка диких и экзотических животных), решили их использовать для проведения сеансов зоотерапиии.
Зоотерапия или анималотерапия (от лат. animal — живое существо, животное) – это лечение и реабилитация с помощью животных. [3, с. 67]
Основная цель проведения занятий по зоотерапии с особыми детьми - способствовать процессу реабилитации и социальной адаптации детей в условиях современной жизни.
Задачи, поставленные перед нашими специалистами, сводятся к тому, чтобы
научить детей понимать свою социальную роль в жизни людей, ухаживать за животными, способствовать гармонизации межличностных отношений детей и общества, самореализации детей - реализации у детей внутреннего потенциала, потребности быть значимым для других, что необходимо для избегания глубочайшего личностного кризиса;
создать условия для проявления детьми доброты и толерантности друг к другу и другим людям, создать условия для формирования у детей уверенности в себе;
снять стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом; создать благоприятную психологическую обстановку, способствовать как психической, так и социальной реабилитации детей.
Для достижения поставленной цели и задач с 2005 года Смоленский зоопарк в рамках работы с особыми детьми постоянно проводит благотворительную экологическую акцию «Зоопарк в гостях у ребят». Специалисты учебно-воспитательного подразделения совместно с зоологами проводятся выездные занятия в специализированные учреждения (детские-дома, дома-интернаты для детей-инвалидов, реабилитационные центры, школы для слабослышащих и глухих, специальные коррекционные школы и др.) города и области.
Для занятия выбираются те животные, которые соответствуют целям занятия, с учётом возраста детей, уровням интеллектиуального развития и степенью нарушения психики. В целом, животные должны вызывать только положительные эмоции, а не страх. Кроме того, их можно погладить, дотронуться, близко рассмотреть. В нашем зоопарке создана специализированная группа животных для выездов. Они специалистами зооветеринарного отдела приручены, непугливы и очень доброжелательно относятся к людям. В эту группу входят: морская свинка – Феня, курица – Маргоша, кролик – Роджер, ёж – Егорка, кошка – Муся, черепаха – Тортила, улитка - Глаша и др.. Методистами учреждения разработан ряд сценариев проведения сеансов с учётом возрастных особенностей детей, участниками которых являются не только животные, но и сами дети. При подготовке к занятиям и их проведении специалисты руководствуются накопленным своим опытом и специалистов Московского зоопарка по общей структуре и содержанию занятий для групп детей различного возраста и различной патологии.
Общая структура и содержание занятий для групп детей
различного возраста и различной патологии
Животных, с которыми знакомятся дети в процессе занятия, удобно располагать на столе. Детей следует рассаживать на расстоянии 3–5 метров от демонстрационного стола, желательно в один ряд.
Группа, сформированная для зоотерапии, должна включать не более 10-12 человек и быть однородна по уровню развития. Группа из 10-12 человек оптимальна. Их не слишком много, чтобы мешать друг другу и затруднять работу лектора, и в то же время достаточно, чтобы ощущать себя «защищёнными», «в стае». Обязательно присутствие и участие педагогов или родителей. И очень важен примерно одинаковый уровень развития. Чтобы можно было общаться на «одном языке», понятном всем присутствующим.
Набор животных должен соответствовать целям занятия. Необходимо учитывать возраст, уровень интеллектуального развития и степень нарушения психики. Основное условие при составлении набора животных – они должны вызывать только положительные эмоции, а не страх. Кроме того, что нужно брать животных, которых можно потрогать, погладить (для тактильного контакта нельзя предлагать хищных птиц, лисицу, обезьяну и подробных животных). Моменту тактильного общения следует уделить особое внимание, так как детям необходимо «узнать на ощупь» и сравнить перья птиц, шерсть зверя, панцирь черепахи. Предлагаемый список животных: петух, утка, черепаха, ящерица, морская свинка, кролик, кошка, ёж, неядовитая змея.
Структура занятия
1. Предъявление животного (Кто это?)
Ведущий (методист) начала животное демонстрирует на столе, чётко называет. Дети учатся отвечать на вопрос «кто это?». Педагог очень коротко сообщает, где оно живёт, чем питается, как «разговаривает». [1, с.144]
2. Тактильное знакомство с животным (Какое оно?)
Детям предлагают потрогать и погладить животное. Объясняют, как сделать это так, чтобы животное не пугалось, чтобы ему было приятно. Подносят животное к сидящим на своих местах детям и каждому дают его рассмотреть и погладить (соблюдая нормы безопасности). Педагог комментирует прикосновения ребенка к зверю или птице — словесно оформляет тактильные переживания. Этому этапу следует уделить большую часть времени, та как дети, особенно аутисты, испытывают страх перед животными. Если ребёнок боится погладить животное, не нужно настаивать и тем более заставлять его. Нужно привлечь его внимание, чтобы он видел, что сосед не боится дотронуться до птицы или зверя. Нужно поощрять и хвалить детей, которые гладят животных. Показывая их соседям, что это совсем не страшно, а напротив, очень приятно. Желательно вызывать интерес или хотя бы проявление эмоций в замкнутом, ушедшем в себя ребёнке.
3. Описание животного с опорой на полученный тактильный опыт (Чем отличается?)
Дети учатся отвечать на вопросы «Животное — какое?» (какие у него лапки, ушки, глазки, хвостик и т.п.). Учатся использовать прилагательные и обороты с противопоставлениями: не большой, а маленький; не короткий, а длинный; не мягкий, а твердый и т.п. Здесь возможно сравнение строения тела животного со строением тела ребенка: у животного четыре лапки, а у ребенка? У животного ушки растут вот тут, вот так, а у ребенка? У животного есть хвостик, а у ребенка?
4. Наблюдение за поведением животного, определение его эмоционального состояния (Что оно чувствует?)
На этом этапе педагог обращает внимание детей на поведение животного, на то, как оно реагирует на происходящее: испугалось, насторожилось, испытывает удовольствие («Ему нравится, когда его гладят»). Важно, чтобы дети учились адекватно реагировать на поведение животного: старались его успокоить, ласково с ним заговаривали, улыбались.
Обсуждаются понятия: «хороший», «добрый», «испуганный – он тебя боится, улыбнись ему, аккуратно, нежно погладь его по шёрстке» и тому подобное. Негативные качества – «опасный», «злой», «сердитый» не вводятся, не обсуждаются, так как цель занятий – преодоление страхов, появление положительных эмоций, обязательное условие – вся беседа проводится простым понятным языком: употреблять на занятии только простые слова, говорить короткими, понятными предложениями. Никаких терминов! [1, с.145]
Подобные занятия могут проводится для детей с разными заболеваниями. В зависимости от степени и характера заболевания набор животных может меняться – увеличиваться, усложняться (например, можно демонстрировать лисицу, обезьяну и других). Но среди показываемых животных обязательно должны остаться те, кого можно погладить!
В группах детей с нормальным интеллектом рекомендуется вовлекать слушателей в обсуждение. Сравнивая животных, они могут указывать на сходство или различие, находить черты, присущие только данному виду. Хорошо, если ребята задают вопросы, но и их же надо спрашивать, узнавая таким образом. Что они запомнили, кто им больше понравился, кто с их точки зрения самый красивый, самый хитрый, самый ловкий и так далее.
Если дети совсем маленькие (1-3 года), количество животных следует сократить до 5-6, показывая наиболее «простых» и известных (петух, утка, черепаха, кошка, кролик). Продолжительность занятия – 15-20 минут. Для детей постарше время занятий увеличивается, но, учитывая специфику аудитории, оно не должно превышать 40-45 минут.
Если, к примеру, дети на занятии знакомятся с ежом, педагог сопровождает демонстрацию животного примерно такими словами: «Это ежик. Посмотрите, какие у него иголки! Иголки защищают ежика, чтобы его никто не съел. А животик у ежика мягкий, покрытый шерсткой. Иголок на животике нет. У ежика четыре лапки. (Ведущий берет ежика в руки и показывает брюшко и лапки животного.) Чтобы спрятать, защитить свой мягкий животик, ежик сворачивается клубком. (Ведущий показывает, как ежик умеет сворачиваться.) Смотрите: и черный носик, и черные лапки, и мягкий животик – все спряталось под колючими иголками. Ежик живет в лесу. Он бродит вечером и ночью по лесу, ловит жуков, червяков, улиток. Когда ежик сердится или хочет кого-нибудь напутать, он фыркает».
Предлагая детям потрогать ежика, педагог предупреждает: «Дотроньтесь легонько до иголок ежика. Но будьте осторожны — не уколите пальцы. Иголки у ежика — колючие».
Во время тактильного знакомства с животным дети должны сидеть на местах. К ним подносят ежа и дают потрогать всем желающим по очереди. При этом ежик должен быть повернут мордочкой к ведущему, а спинкой — к детям. Это мера безопасности, чтобы животное не укусило ребенка. Необходимо следить, чтобы дети, дотрагиваясь до ежа, гладили его по иголкам, а не против иголок. [2, с. 31]
После проведения занятий по зоотерапии родители и педагоги отмечают, что такие встречи детей с животными зоопарка благоприятно воздействуют на их эмоциональное состояние - вызывают положительные эмоции, которыми в обычной жизни их воспитанники не очень избалованы, воодушевляют их, заряжают оптимизмом и жизненной энергией. Они рассказывают, что общение с животными доставляет детям удовольствие, а прикосновение к шерсти, к коже «гостей» из природного мира становится для некоторых детей целым событием. После занятия дети чувствуют себя гораздо более комфортно, чем обычно. На некоторое время отступает характерное для них напряженное состояние.
Двери выставки Смоленского зоопарка так же открыты для свободного посещения особых детей города и области со своими родителями и педагогами. Ежегодно Смоленский зоопарк посещают более 300 детей и взрослых с разными видами недугов. К сожалению, наши выставочные залы не приспособлены к проведению реабилитационных занятий, и тем менее, даже простое общение через стекло вольера и террариума с экспозиционными животными даёт многое для тех, кто нуждается в реабилитации. Все занятия для этой категории детей проводятся бесплатно.
Занятия по зоотерапии — всего лишь один из методов комплексной реабилитации особых детей и их роль в коррекционном процессе немаловажна. Наш опыт показывает, что общение с животными зачастую является самым ярким и запоминающимся эпизодом для детей, и многие из ребят по собственной инициативе посещают полюбившемуся питомцу стихи, песни, рисунки и с нетерпением ждут новых встреч.
Литература
- Дубровкина Е.В. Методика проведения выездных лекций для детей – инвалидов // Научно-просветительская работа в зоопарках. – 2002. – Вып. 1. – С. 144 – 145.
- Дубровкина Е.В. и др. Брат мой Еж, брат мой Кролик. Методика зоотерапии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями // Дошкольное образование. –16-31 мая 2003. – №10. – 20-31.
- Зазыкин А.И., Анохова О.Л. Анималотерапия в Смоленском зоопарке // Научно-просветительская работа в зоопарках. Межвед. сбор. науч. и науч.- метод. тр. – 2008. – Вып. 2. – С. 67 – 69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКВАРИУМНО-ТЕРРАРИУМНОГО КОМПЛЕКСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МБОУ ДОД ДЭБЦ «СМОЛЕНСКИЙ ЗООПАРК»
В наше время тот, кто не имеет дома своего уголка живой природы, может наслаждаться созерцанием подводной и экзотической жизни, так как можно сходить в специальный магазин или попасть на выставку, а е...
Смоленский зоопарк как база экологического образования, воспитания и просвещения населения города Смоленска и области
В 2001 году в городе Смоленске было создано муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк» города Смоленс...
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «СМОЛЕНСКОЕ ПООЗЕРЬЕ», ФУНКЦИОНИРУЮЩЕГО НА БАЗЕ МБУ ДО «ЭБЦ «СМОЛЕНСКИЙ ЗООПАРК»
Статья посвящена просветительской работе Представительства Национального парка «Смоленское Поозерье» в г. Смоленск по теме «Птицы»....
Комплексная реабилитация детей посредством театральной деятельности в условиях отделения социальной реабилитации.
Использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взросл...
Формирование условий развития и системы поддержки талантливой молодежи в МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк»
Ключевые слова статьи. Талантливая молодежь; поддержка талантливой молодежи; эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк»; талант; одаренность. В эколого-биологическом центре «Смоленский зооп...
Статья "Социальная интеграция детей-инвалидов через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната" в сборнике «Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии»
В сборнике представлены материалы докладов, в которых отражены основные направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предложены технологии, методики и методы реализации индив...
«Комплексная реабилитация детей, страдающих аутизмом и синдромом Дауна, стрессовые расстройства и преодоление их последствий».
В современном мире стрессовые ситуации с геометрической прогрессией увеличиваются и становятся скорее правилом, чем исключением. Не только взрослые, но и дети не чувствуют себя в полной безопасн...