Канис-терапия – технология формирования коммуникативных навыков у детей с ТМНР
статья
Статья знакомит с опытом использования метода канис-терапия (специально обученнх собак) на занятиях с детьми стяжелыми и множественными нарушениями в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Канис-терапия – технология формирования коммуникативных навыков
у детей с ТМНР
Положительные терапевтические свойства при общении человека с домашними животными были известны ещё со времён Гиппократа.
Концепция терапии была сформулирована детским психиатром из США Борисом Левинсоном в 1960-х годах. Он заметил, что пациенты легче идут на контакт, если
в кабинете находится его любимец-ретривер. С тех пор этот метод получил достаточно широкое распространение в Америке, Канаде и странах западной Европы.
В нашей стране лидер изучения и применения канис-терапии – Первый Медицинский институт имени академика Павлова, Санкт-Петербург.
На основании анализа ряда медицинских исследований, установлено - канис-терапия эффективно позволяет устранить негативные последствия стресса, что на физиологическом уровне подтверждается изменением уровня ряда эндогенных гормонов:
- снижение уровня кортизола, адреналина, норадреналина;
- повышение уровня окситоцина;
- повышение уровня β-эндорфина, пролактина, фенилуксусной кислоты и дофамина;
- повышение инсулина у диабетиков, снижение глюкозы.
Для детей с ТМНР характерно наличие комплекса проблем (медицинские, психологические, педагогические). В процессе обучения у них нередко наблюдается повышенное нервно-психическое напряжение и быстрое утомление. Достоинством канис-терапии является комплексное воздействие на физическое и психическое состояние человека, способствующее развитию психофизиологических, эмоциональных
и интеллектуальных способностей.
В 2014-2015 учебном году на базе ГБОУ школы № 7 Красносельского района
Санкт-Петербурга начал реализовываться учебный проект «Дай лапу друг». Для реализации проекта заключен договор с Благотворительной Общественной Организацией «Собаки для жизни», которой предоставлены свидетельства волонтеров канис-терапевтов, медицинские документы и дипломы собак-терапевтов о прохождении специального обучения, ветеринарные документы о здоровье животного.
Родители учащихся письменно подтверждают отсутствие противопоказаний
у ребенка к взаимодействию с собаками.
Целью данного проекта являлось повышение эффективности коррекционной работы, реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья путем создания условий для обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей.
В проекте предусмотрено взаимодействие специалистов службы сопровождения, учителей, воспитателей, родителей.
Занятия в индивидуальной форме проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут.
Включая метод канис-терапия в логопедические занятия необходимо помнить, что:
1. Идеально если ребенку интересна собака.
2. Можно работать если ребенок боится собаки.
3. Набор инструментария и упражнений зависит от возможностей ребенка
и уровня подготовки (дрессировка) собаки.
4. Продолжительность изучения упражнений, наполняемость упражнениями занятия зависит от индивидуальных возможностей ребенка.
Игровые упражнения с собаками позволяют эффективнее задействовать все анализаторы и могут быть интегрированы в структуру коррекционного занятия на всех его этапах.
Этапы коррекционно-развивающей работы.
Этап | Краткосрочные цели (психологи) | Упражнения |
I. Адаптационный | Отработать установление контакта. Создать положительный или нейтральный образ собаки, снизить реакции избегания. Определить оптимальный индивидуальный уровень психофизиологических нагрузок. | Бесконтактное взаимодействие. Прогулка на длинном поводке. Выполнение команд на месте на расстоянии от собаки. Расчесывание расческой на длинной ручке. Угощение кормом и водой из миски. |
II. Вводный | Подготовить учащегося к основному этапу, устранить барьеры в общении, индивидуально скорректировать учебную программу. | Прогулка на коротком поводке. Расчесывание расческой на короткой ручке, расческой-перчаткой. Выполнение команд на месте, собака рядом с пациентом. Угощение кормом и водой с ложки. |
III. Основной | Вовлечение ребенка в игру. Инициация желаний, обогащение сенсорной среды. Создание условий для проявления положительных эмоций. Активизация вербального общения. Осознание ребенком происходящего и развитие социального поведения. | Отвести собаку к другому человеку. Совместные действия с собакой. Принести предметы к собаке. Бросать предмет для собаки. Угостить с руки. Надеть ошейник. Пристигнуть поводок. Самостоятельные действия с собакой. |
IV. Завершающий | Закрепить достигнутые результаты, завершить формирование навыков | Повторить пройденные упражнения. |
Результаты проведенной работы свидетельствуют о наличии у большинства участников программы положительных изменений. При выполнении заданий, участие животных способствовало повышению дисциплины и улучшению взаимодействия между членами группы.
Выводы:
- Использование возможностей канис-терапии на логопедических занятиях оказало положительное влияние на все сферы личности учащихся. В большей степени на эмоциональную и поведенческую.
- Повышение мотивации способствовало улучшению качества усвоения учебного материала.
- Важным положительным эффектом является снижение тревоги и числа стереотипических действий.
- Положительные результаты достаточно устойчивы и зачастую сохраняются после завершения занятий, что отмечается другими педагогами и родителями.
- Применение канис-терапии способствовало повышению качества адаптации учащихся к изменяющимся условиям окружающего мира, их социализации.
- Особо следует отметить, что перечисленные позитивные изменения являются результатом совместных усилий всех специалистов и педагогов, работавших с этими детьми много лет. Канис-терапия явилась своеобразным катализатором, ускорившим процесс перехода количественных изменений в качественные.
Приложение.
Примерный перечень обучающих игр с собакой по направлениям деятельности учителя-логопеда
Игры на развитие подражательной способности ребенка.
Совместно выполняемые движения с собакой: кружится, прыгать, ложится, садиться…
Упражнения на развитие подвижности артикуляционного аппарата (смотри ниже).
Игры с собакой на развитие общей моторики.
Бросание игрушки: кубики, мячи, кольца (различаются по форме, цвету) …
Одевание на шею собаки: кольца (круглые и плоские, различаются по цвету, текстуре).
Совместно выполняемые движения с собакой: кружится, прыгать, ложится, садиться…
Движение с собакой на поводке по команде в повелительном наклонении: «Рон, иди!», «Рон, стой!»…
- Движение с собакой в заданном темпе, по заданной траектории.
- Преодоление с собакой препятствий (барьер над и под, рукав, скамейки, обручи, качели, домик).
- Поглаживание собаки по заданным частям тела. Соотнесение частей тела с частями тела ребенка, взрослых.
- Расчесывание собаки разными щетками по форме (на длинной ручке, короткой ручке, щетка-рукавица) и текстуре (с щетиной, резиновые, с пластмассовыми зубьями).
Игры с собакой на развитие пальчиковой моторики.
- Угостить собаку кусочком разного размера, формы с руки (корм, печенье, сушка…). Инструкция: возьми один кусочек, дай собаке.
- Выложить из кусочков разного размера на полу кличку собаки, начальную букву клички.
- Угостить собаку из миски. Отсчитать определенное количество кусочков из банки и положить в миску. Брать кусочки можно: пальцами, щипцами, ложками разного размера.
- Напоить собаку. Перелить ложкой воду из большой емкости в миску определенное количество раз.
- Надеть на собаку ошейник (различаются застежками).
- Пристегнуть поводок (различаются карабинами).
- Вытереть собаки лапы (тряпки отличаются по размеру, форме, цвету, фактуре).
- Надеть одежду (шапки, попоны, тапки, носки, куртки, шарфы, косынки, галстуки, бантики).
- Игрушки разные по фактуре (гладкие-шершавые…). С закрытыми глазами определить игрушку, назвать. Стимул: поиграть с собакой.
Игры с собакой на развитие подвижности артикуляционного аппарата
- Упражнение «Лакание». Инструкция «Пей как Рон!». Для усиления указания можно поднести к ребенку чистую миску с водой, затем ладонь в форме лодочки, затем оставить только демонстрацию движения логопедом.
- Упражнение «Оближи». Инструкция «Оближи губу как Рон!».
- Упражнение «Открой-закрой рот». Инструкция «Открой-закрой рот как Рон!».
- Упражнение «Высуни язык». Инструкция «Высуни язык как Рон!».
Выполнения простых поручений по словесной инструкции.
В основе всего занятия лежит цепочка логически связанных друг с другом поручений. Главной особенностью поручений является четкость и краткость. Если ребенок
не отреагировал с первого раза, необходимо повторить второй раз через 5 секунд после произнесения первой. Примерный перечень сложных инструкций:
«Ошейник лежит на парте. Принеси красный ошейник.»
«Поводок лежит на стуле. Принеси длинный поводок.»
«Покажи, миску с кормом. Покажи красную миску. Положи 2 горошины (корма)
в миску. Поставь миску на красный круг.»
«Мяч лежит на тумбочке. Возьми большой мяч. Кидай мяч Рону.»
Формирования активного словаря существительных, глаголов, прилагательных, обозначающих величину, вкус, цвет.
Взаимодействие с собакой позволяет включать в занятия разные слова, от обиходно-бытовых до специализированных, в зависимости от уровня ребенка эффективно формировать активный словарь.
Словарь существительных: кольцо, колечко, мяч, мячик, куб, кубик, миска, мисочка, тарелка, ковер, коврик, щетка, расческа, препятствие, ложка, ложечка, ошейник, ошейничек, поводок, поводочек, уши, нос, глаза, рот, зубы, язык, шея, спина, живот, грудь, локоть, лапа, коготь, ноготь, шерсть, волосы, хвост, …
Словарь глаголов: садись, ложись, встань, прыгай, ползи, кружись, принеси, отнеси, налей, положи, застегни, расстегни, дай, открой, закрой, возьми,
Словарь прилагательных:
Развитие дифференциации неречевых звуков.
- По очереди трясти баночки с разным содержимым. Затем ребенка отвернуть, что звучало? Банки могут быть прозрачными или непрозрачными, но с наклеенными на крышках рисунками содержимого. Баночки с кормом, водой, сушками. Стимул - угостить собаку.
Сначала звуки резко противоположные (вода, корм), затем схожие (корм, сушки). Сначала 2 банки, потом 3-4.
- Мячики с разными погремушками внутри. Стимул: кидать мяч собаке.
- Игрушки разные материалу: пластмасса и резина. Стучим ими по парте. Стимул: кидать игрушку собаке.
Формирования двухсловной фразы.
Для детей речевых, способных к повторению фразы. Команды собаке подаются вначале короткой фразой «Рон, иди!», «Рон, дай!», затем фраза распространяется «Рон, дай мяч!».
Развития дыхания.
Упражнения на выдох: сдуй шерстину с руки, дуй на листок (собака держит в пасти ниточку, к которой привязан листок), дуй в свисток (дудку…) – стимул - собака прибегает по свистку к ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.
В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...

Опыт формирования коммуникативных данных детей младшего школьного возраста
писан опыт формирования коммуникативных данных детей младшего школьного возраста...

Рекомендации для родителей по формированию коммуникативной компетентности детей.
Как говорил Сухомлинский: «Педагогика должна стать наукой для всех: и для педагогов, и для родителей».Семья – первый и основной институт, который всегда напрямую связан с процессом формирования личнос...

«Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая направленность социально-коммуникативного развития детей с ТМНР в условиях стационарного учреждения»
Материал освещает проблемы коммуникации и формирования социальных навыков у детей, проживающих в условиях стационарного учреждения....

Формирование коммуникативных умений детей мигрантов при обучении русскому языку
В статье рассмотрены основные отличия в работе с учащимися, изучающими русский язык как родной и как неродной. Определены наиболее эффективные формы, методы и приемы обучения русскому языку и формиров...
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ТМНР.
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ТМНР....