Статья Коррекция и реабилитация речи детей с нарушением слуха на занятиях по музыкальной стимуляции.
статья на тему
Развитию речи детей с нарушением слуха способствуют фронтальные занятия по музыкальной стимуляции с использованием верботонального метода, значение которого заключается в том, что речь как общественное явление передается лингвистическими информациями, присутствующими в ритме, интонаций , громкости, паузах, жестах, напряженности говорящего человека.
В процессе занятий по музыкальной стимуляции совершенствуются навыки произносительной стороны речи, у детей с нарушением слуха формируется восприятие следующих музыкальных структур :
- динамика звучания (громко, тихо);
- темп (быстрый, медленный, умеренный);
- ритм;
- звуковысотность : регистры ( высокий, низкий, средний);
- интонация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
staya_kuzmina_n.v._dlya_sayta.docx | 35.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Коррекция и реабилитация речи детей с нарушением слуха на занятиях по музыкальной стимуляции.
Н.В. Крымова
Учитель-дефектолог по музыкальной
стимуляции ГБУ РС(Я) РРЦ«СУВАГ»
г. Нерюнгри
Ограничение информации об окружающем мире при нарушении одного из анализаторов создает необъяснимые условия для развития психики ребенка.
В 30 – е г.г. прошлого столетия Л.С. Выготский выдвинул положение о сложной структуре аномального развития психики ребенка с определенными нарушениями умственного и физического развития.
Первичный симптом в раннем детстве препятствует нормальному развитию психики ребенка и приводит к отклонениям вторичного порядка, не обусловленными самостоятельным органическим поражениям и имеющим характер функциональных нарушений, специфических для определенного первичного симптома.
В сложной структуре развития ребенка с нарушением слуха, наряду с первичным недостатком слухового анализатора, отмечаются определенные отклонения в физическом развитии и функционировании речи. Это обусловлено огромной значимостью слухового восприятия для развития словесной речи, так как слух является одним из основных источников получения информации об окружающем мире, слуховое восприятие играет главную роль в процессе овладения детьми устной речью как способом общения, основой владения языком и инструментом мышления.
Дети с нарушением слуха представляют собой исключительное разнообразие по степени слухового нарушения, времени его возникновения, уровню общего и речевого развития.
Если ребенок с нарушением слуха не попадает в специальные условия его обучение и воспитание, то это приводит к глубоким нарушениям развития.
Л.С. Выготский подчеркивал, что «физический дефект как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху…..
педагогически воспитывать ребенка с нарушениями слуха – это значит вправить его жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган.
Ребенок , имеющий нарушения слуха, может достичь того же уровня развития , что и нормальный ребенок и происходит это с помощью специальных методик и средств.
В процессе образовательно – коррекционной работы обеспечивается разностороннее развитие детей с нарушением слуха . Важное значение придается обучению детей с нарушением слуха речи, развитие речевого слуха, слухо – зрительного восприятия речи, слухового восприятия, восприятия неречевых звучаний, музыки, формированию произносительной стороны речи.
Для детей с нарушением слуха и речи характерны как дефекты в воспроизведении речи, так и нарушение её ритмико – интонационной стороны.
Развитию речи детей с нарушением слуха способствуют фронтальные занятия по музыкальной стимуляции с использованием верботонального метода, значение которого заключается в том, что речь как общественное явление передается лингвистическими информациями, присутствующими в ритме, интонаций , громкости, паузах, жестах, напряженности говорящего человека.
В процессе занятий по музыкальной стимуляции совершенствуются навыки произносительной стороны речи, у детей с нарушением слуха формируется восприятие следующих музыкальных структур :
- динамика звучания (громко, тихо);
- темп (быстрый, медленный, умеренный);
- ритм;
- звуковысотность : регистры ( высокий, низкий, средний);
- интонация
Упражнения на занятиях по музыкальной стимуляции направлены на :
- нормализацию речевого дыхания;
- формирование умения изменять силу голоса, сохраняя нормальный темп без грубых отклонений от нормы;
- правильность воспроизведения звуков и их сочетаний, изолированно, в слогах , в словах, словосочетаниях, фразах;
- восприятие, воспроизведение и различение ритмов;
- умение выражать свои эмоции разными интонационными средствами;
Занятие по музыкальной стимуляции проводятся с применением ЗУА Verboton G 10 , вибростола, наушников, в ИСА , на голое ухо с использованием следующих методик:
1. Методика развития эмоциональных состояний через речь у детей с нарушением слуха.
2. Методика обучения детей с нарушением слуха вокальным упражнениям , считалочному ритму и развитию певческих навыков.
Занятия по музыкальной стимуляции проводились с учащимися 4 класса , поступившими в РЦРС и Р в 1999 году и находящимися на обучении на данный период времени:
- Нарыйа Е. – 29.08.1996г., сенсоневральная тугоухость III- IV степени.
- Лариса В. – 21.08.1996г., двусторонняя сенсоневральная глухота.
- Нюра К. – 26.01.1996г., сенсоневральная тугоухость III ст. справа, IV ст. слева.
- Коля И. – 07.05.1996г., сенсоневральная тугоухость IV степени.
- Надя Х. – 06.03.1996г., сенсоневральная тугоухость IV степени.
- Валера Т. – 07.06.1996г., двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени.
- Оля Г. – 23.11.1994г., двустороння сенсоневральная глухота.
С 1999г. по 2006год дети прошли два этапа обучения:
1). Подготовительный ( вибро – тактильная фаза) . при поступлении в РЦРС и Р.
2). Формирующий ( находясь на обучении в РЦРС и Р в течение 7 лет)
С учетом выявленных особенностей слухового и речевого развития у учащихся были определены следующие направления в работе :
1. развитие акустико – сенсорных возможностей детей;
2. формирование у детей с нарушениями слуха желания слушать и говорить;
3. включение в занятия по музыкальной стимуляции звучащих предметов, игрушек, фортепиано;
4. развитие у детей просодических компонентов речи;
5. обучение пению.
Приобщение детей с нарушением слуха начиналось с раннего возраста через вокализацию, как первичную стимуляцию для развития голоса, использовались упражнения на развитие речевого дыхания, закреплялось умение говорить и петь голосом нормальной высоты, силы, тембра, умение изменять голос по силе, по высоте. Использовались вокальные упражнения на развитие звуковысотных соотношений - высотные отношения звуков в среднем, высоком и низком регистрах, поступенный , скачкообразный, восходящий, нисходящий звукоряды в среднем регистре, многократное повторение одного звука, слитное, краткое, быстрое, медленное пение проговаривание, разучивание звуковысотной линии мелодии в пении попевок, песен.
Проводились музыкальные упражнения и игры : «Бусинки» - на развитие речевой динамики, «Качели», «Музыкальное эхо», «Лестница», «Спой как мишка», «Спой как птичка».
Упражнения на краткое и плавное проговаривание и пение логотомов: «Клубочек», «Мячики».
Упражнения на развитие звуковысотности: «Курочка и цыплята», «Зайчик» и т.д.
В течении 7 лет велась целенаправленная работа по развитию умений передавать повествовательную , побудительную, вопросительную интонацию, придавать речи определенную эмоциональную окраску, выражая чувство радости, испуга, боли, гнева, удивления.
Выразительность речи детей с нарушением слуха достигалась в процессе обучения детей естественной манере речи , умению пользоваться неречевыми средствами коммуникации: выражением лица , позой, естественными жестами.
На занятиях по музыкальной стимуляции проводилась работа по развитию у детей с нарушением слуха темпо – ритмической стороны речи. Слоговой ритм и интонация формируется на более сохранных низких частотах, а ритмические формы – считалки наиболее доступны для восприятия и воспроизведения детьми с нарушением слуха. На занятиях по музыкальной стимуляции с детьми разучивались считалки:
1) иррациональные, состоящие из логотомов и строящихся по прогрессии от простого к сложному по фонетическим направлениям.
Например: Па Па По Па папа По
Па Па По Па По
2) полурациональные считалки, включающие в себя одно или несколько слов по смыслу:
Например: А БУ БАБА БУ А БУ БА БУ
Баба, бум баба, БАМ Бум Бам
3) речевые считалки, содержащие в себе речевые и музыкальные элементы.
1,2,3,4,5 - мы будем считать.
1,2,3,4,5 – мы пойдем гулять.
При работе со считалками выполнялись разнообразные движения : постукивания, хлопки, притопы, круговые движения рук.
1.Совместно с педагогом проговаривались считалочные фразы с одновременным отстукиванием ритма.
2. Воспроизводился ритм с проговариванием фраз по цепочке .
3. Выполнялись музыкальные упражнения , пение считалок в сопровождении игры на фортепьяно.
Таким образом, разработка и использование музыкальной стимуляции основывается на том, что слуховое восприятие является основным звеном в коммуникации; основу интонационной структуры речи составляют ритм, мелодия, пауза, время, произношение ( микромоторика речевых органов) находится в зависимости от макромоторики ; важное значение имеет правильное использование движений в обучении произношению, слушание, пение, развитие темпо – ритмических навыков, использование в коррекционной работе большого количества считалок , песен, попевок, рифмовок, их разучивание с применением приемов музыкальной стимуляции имеет большое значение для формирования интонированной, достаточной естественной речи у детей с нарушением слуха, что важно для интеграции, социальной адаптации детей в нарушением слуха в общество.
Литература:
- Белик И.С Музыка против глухоты: Опыт индивидуальных занятий музыкой с неслышащими детьми по программе детской музыкальной школы. Москва., 2001г.
- Выготский Л.С Собрание сочинений : В 6 т. Гл. ред. А.В. Запорожец – М. 1982-84г.г.
- Программа по музыке: для общеобразовательной школы . М., 1982г.
- Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста – М., 1991г.
- Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучении слабослышащих детей дошкольного возраста. М. 1991г.
- Шмит Б. « Музыкальная стимуляция по верботональному методу», Центр «СУВАГ» , - запрет, 1993г.
- Яхнина Е.З « Содержание и организация музыкально – ритмических занятий в подготовительном классе школы для глухих» М. 1991г.
- Яхнина Е.З « Содержание и организация музыкально – ритмических занятия с глухими учащимися младших классов» М. 1997г.
- Яхнина Е.З « Методика музыкально - ритмических занятий с детьми имеющими нарушение слуха», - М. «ВЛАДОС»., 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход к решению проблем коррекции речи у детей с нарушением слуха на индивидуальных занятиях
Перед современной школой становится задача пересмотра содержания, совершенствования методики и организации учебно-воспитательной работы, осуществления комплексного подхода к делу об...
Формирование и коррекция произносительной стороны речи у детей с нарушенным слухом с помощью специальных компьютерных средств обучения
В статье излагаются актуальные проблемы особенностей формирования устной речи как средства общения глухих и слабослышащих детей, описываются пути решения вопроса применения специфических м...
Использование мультисенсорного подхода в развитии речи детей с нарушением слуха.
В предложенном материале дается описание системы работы с детьми с нарушением слуха и речи младшего дошкольного возраста с использованием мультисенсорного подхода....
Статья "Проблема формирования самостоятельности у детей с нарушениями слуха"
Самостоятельность обучающегося - залог его успешного обучения в школе....
Статья на тему: "Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха во внеклассное время"
Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха во внеклассное время...
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха на коррекционно-развивающих занятиях по музыкальной стимуляции
Данные психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха разработаны с учётом методологического подхода к коррекционно-развив...
Развитие словесной речи детей с нарушением слуха на уроках математики
Формирование словесной речи является необходимым условием при изучении глухими детьми математики, так как благодаря постепенному овладению лексическими средствами и грамматическим строем языка они при...