Социализация школьников на уроках иностранного языка
материал

Бирюкова Кристина Вячеславовна

Педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uchitelya.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3№

Педагогический проект

Социализация школьников на уроках иностранного языка

разработан учителем

 английского языка

Бирюковой К. В.

2022 г.

Содержание

  1. Введение

3

  1. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся

7

  1. План реализации проекта

9

  1. Этапы педагогического проекта

11

  1. Выводы

12

  1. Список используемой литературы

14


Введение

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте масштабных образовательных тенденций, к числу которых относятся: непрерывность образования, его значимость, как для индивида, так и для общества, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, адаптация образовательного процесса к запросам потребности личности, ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Важнейшая черта современного обучения – направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.

Поэтому я считаю, что основной задачей педагогов является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе.

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Проблемы взаимодействия образования и социализации являются очень актуальными, они способствуют непрерывному поиску новых технологий социализации, адекватных постоянно изменяющейся социальной среде.

Школа выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира. Поэтому процесс социализации школьников очень важен для рассмотрения.

Проект, посвященный социализации детей делает возможным создание  

таких условий взаимодействия ребёнка с миром собственного «Я», других людей, предметным и природным миром, при которых он сможет проявлять свою индивидуальность, научится чувствовать себя уверенно, сможет защищать себя и строить безопасные отношения с людьми и миром.

Всё, что делается на уроке, в школе в целом, только в том случае будет безопасным для ребёнка, если превратить его в субъекта учебного процесса, если содержание, формы, приёмы обучения соответствуют его природным силам, потребностям, интересами, согласуются с жизненными планами, т.е. носят личностно ориентированный, индивидуальный характер. Человеку необходимо то, что даёт ему возможность чувствовать себя человеком, поэтому важно перевести изучаемые факты, явления, события в личностную сферу каждого ученика, связать с актуальными потребностями ребёнка.

В основе развивающего обучения лежит системно – деятельностный подход, данная технология в полной мере способствует формированию социальной активности ученика и его социализации. На уроках английского языка я использую системно-деятельностный подход, не только предлагая детям знания в готовом виде, но и способствуя превращению ученика в активного субъекта собственного учения.

Обучение диалогической речи, монологической речи способствует внутреннему раскрепощению, делает ребёнка внутренне свободным. Формирование способности к абстрактному мышлению, выявление связей между явлениями, умение сосредоточиться на главном – это качества, влияющие на результаты формирования у школьников готовности к реальной действительности.

На своих уроках английского языка я способствую формированию метапредметных  умений и навыков, в том числе коммуникативных умений, умения работать с информацией. Не вызывает сомнений, что умение вести диалог в паре, группе, проявлять инициативу, высказывать свои мысли, умение найти нужную информацию, усвоить её, интерпретировать, использовать для личностного развития и решения социальных задач, являются залогом успешной социализации ученика.

Большую роль в социализации школьника, на мой взгляд, играет процесс проектной деятельности. Я полагаю, что активное участие  учеников в образовательном процессе предусматривает наличие положительной мотивации к обучению. В качестве таковой должны выступать именно познавательные мотивы.

А ведь что даёт нам проектная деятельность? Каждая проектная деятельность начинается с проблемной ситуации, в которой существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора новой комбинаций понятий лежит в основе мышления. Часто такая деятельность осуществляется в следующем направлении – система образов и понятий также связана с выбором способа действия, которые осуществляются путём логических рассуждений о представлении того, как будет осуществляться данное действие.

Цель данного проекта – социальное становление личности школьника на уроках английского языка, а также реализация на практике системы управления социализацией личности в условиях общеобразовательной школы.

Объект – управление процессом социализации школьников.

Предмет – система управления социализацией школьников в общеобразовательной школе.

Задача проекта – сформировать личность, которая бы отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо обозначить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.

На уроках английского языка я веду работу по формированию следующих социальных качеств:

  • Товарищество, партнерство, умение работать в группе.
  • Уважение к старшим.
  • Доброта.
  • Честность.
  • Трудолюбие.
  • Бережливость.
  • Дисциплинированность, соблюдение порядка.
  • Любознательность.
  • Любовь к прекрасному.
  • Стремление быть здоровым, соблюдать режим дня.

Гипотеза заключается в моем предположении, что если развивать данные социально значимые качества и определять уровень их развития,  это поможет определить уровень социального развития школьника и способствовать его успешной социализации.

Предполагаемый результат

Данный проект нацелен на достижение следующих результатов:

  • Формирование социально значимых качеств (трудолюбие, доброта, честность, соблюдение режима дня, забота о здоровье и т.д.);
  • Воспитание любви к родному и иностранному языку;
  • Вызвать интерес и толерантное отношение к культуре иностранного языка;
  • Воспитание трудолюбия и творчества

Эти социальные качества я стараюсь, развивались через различные формы работы в учебной деятельности, включая:

интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, ассоциации, сравнение социолингвистических элементов родного и иностранного языка,  работа в группах, проектная деятельность.

Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести: 

  • Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
  • Опыт в понимании других людей и другой культуры;
  • Приобщиться  к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью;
  • Понимание ценности каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Образовательный процесс как условие реализации концепции социализации должен отвечать требованиям:

•        вариативность и целесообразность учебных планов и программ, определяемых целями и задачами системы;

•        подвижность форм образовательного процесса и деятельности учащихся.

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся

Организация воспитания и социализации учащихся на уроках английского языка осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности,  уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание толерантного отношения к другой культуре, языку.

Ценности: любовь к родине, к своему народу, свобода и ответственность, толерантное отношение к языку и культуре Великобритании.

2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.

Ценности: любовь к семье, забота о старших и младших.

3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь, бережное отношение к природе, к животным, растениям

Этапы работы над проектом

1.        Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.

2.        Этап реализации.

3.        Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.


План реализации проекта

Направления

Мероприятия

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к другой иноязычной культуре

  • Направление. «Родная и иноязычная культура. Зачем мне нужно изучать иностранный язык?»

Организация работы учащихся индивидуально и в группах для развития коммуникативной компетенции, а также для формирования толерантного отношения к иноязычной культуре.

Использование ИКТ для успешной социализации школьников

Воспитание трудолюбия,

творческой активности,

сознательного отношения к учёбе

  • Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности»

Организация участия детей в международных, всероссийских, краевых и районных конкурсах, олимпиадах и проектах на английском языке

Дифференцированный подход, работа с одаренными  детьми, мотивация к изучению иностранного языка.

Проведение викторин и конкурсов «Путешествие по Лондону», «Великобритания».

Воспитание нравственных чувств,

достойного отношения к семье 

  • Направление «Человек и его семья»

Моя семья – проект «Расскажи о своей семье»

Семейные праздники» (рассказы и рисунки)

 

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • Направление «Ученик и окружающий мир»

Работа в группах и индивидуально «Домашние любимцы»

Дискуссия «Любите ли вы цирк?»

Формирование

ценностного отношения к здоровью

и здоровому образу жизни

  • Направление «Ученик и его здоровье»

Формирование правильного отношения к здоровью как ценности

Работа над темами «Режим дня» и «День здоровья»

Формы проведения мероприятий

  • урочная деятельность
  • викторины
  • праздники
  • конкурсы стихов
  • исследовательская деятельность
  • диагностические исследования

Этапы педагогического проекта

Проект реализуется в несколько этапов на базе МОУ «Новомичуринская СОШ №3»

На первом этапе  - изучалось состояние проблемы в теории и практики социализации учеников и возможности ее успешной реализации на уроках английского языка; была проанализирована литература, выдвинута гипотеза; определены цели и задачи.

На втором этапе был проведен самоанализ, проблемы, определены элементы содержания и направления деятельности по социализации школьников на уроках английского языка.

На практическом этапе осуществляется реализация личностно-деятельностного подходов в обучении, мотивации к изучению поликультурного мира и культуры своей страны, активируются виды деятельности направленные на формирование социально значимых качеств, таких как трудолюбие, успех в учебе, отношения в семье, отношение к окружающему миру, своему здоровью и т.д.

На этапе проверки достигнутых результатов, предполагается описание полученных результатов, корректировка образовательного процесса в связи с полученными результатами, определение дальнейших перспектив на дальнейшее изучение предмета.

Этап демонстрации – выступление на педагогическом совете школы.


Выводы

Работая над проектом по социализации школьников и воспитания и развития социально значимых качеств на своих уроках английского языка, я обратила внимание на то, что учащиеся более мотивированы к изучению иностранного языка, а также заинтересованы в работе над различными проектами (семья, дом, здоровье, трудолюбие, животные), которые способствуют формированию  и развитию личности.

Целью образования в соответствии с новыми подходами становится непрерывное развитие личности, что способствует развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации.

Разрабатывая уроки, я учитываю необходимость воспитания толерантного отношения к другой культуре, поэтому стараюсь предлагать детям аутентичные материалы, использую ресурсы Интернета и мультимедийные презентации.

Обучая детей языку, я стараюсь предложить детям не только стандартные задания, но и дополнительную культурологическую информацию, видеоролики, диаграммы, кроссворды, работу с таблицами и схемами.

В ходе своей работы я определила базовые условия социализации школьниковю

К базовым условиям успешности социализации ребёнка я отношу следующие: 

  • состояние психического здоровья детей;
  • наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
  • создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
  • построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Таким образом, социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса.

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.

Список используемой литературы

  1. Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений // Начальная школа. — 2000. — № 1.
  2. Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А, Семь Я. Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста. — Ярославль, «Ремдер», 2005. — 164 с.
  3. Концепция модернизации российского образования // Вестник образования России, 2002. — № 6.
  4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2,3 -2000г.
  5. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. Теория и практика. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М:Творческий центр, 2004
  6. Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический план развития школы в условиях изменений: учебное пособие. – М.: НФПК, ООО «Мирал», 2005.
  7. Тотолян А. Практика для жизни: система воспитания социально активной личности . //Управление школой.  2006.  №16.  с.35-37.
  8. Хуторской А.В. Статья "Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования", Народное образование, 2003. - №2. - С.58-64.
  9. Хуторской А.В. Статья "Технология проектирования ключевых компетентностей и предметных компетентностей". Интернет- журнал "Эйдос".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках иностранного языка

Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора младших школьников, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодо...

Оптимизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка

Сообщение на МО учителей иностранного языка ( из опыта работы)...

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка...

Формирование социокультурных навыков школьников на уроках иностранного языка

Социокуьтурные навыки и умения способствуют более осознанному овладению иностранным языком как средством общения, развивают стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом, г...

Влияние самоизоляции во время пандемии на успеваемость и социализацию школьников на уроках английского языка

Вашему вниманию предоставляются результаты исследования по теме: Влияние самоизоляции во время пандемии на успеваемость и социализацию школьниковКоронавирусная инфекция 2019 года (COVID-19) глубоко вл...

Методическая разработка «Метод проектов как условие социализации школьников на уроках английского языка»

Исследуя тему социализации обучающихся применительно к урокам английского языка, мы выяснили, что для формирования и развития социальной компетенции нужны такие формы, методы  организации обучени...

Формирование у обучающихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности на уроках иностранного языка

В данном материале описываются личностные и коммуникативные УУД и как они связаны с социализацией личности на примере уроков английского языка.Элементарная коммуникативная компетенция понимается как с...