Формирование у обучающихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности на уроках иностранного языка
статья по английскому языку

Маринина Тамара Николаевна

В данном материале описываются личностные и коммуникативные УУД и как они связаны с социализацией личности на примере уроков английского языка.

Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка.

При изучении иностранного языка формируются следующие УУД:

-умение взаимодействовать с окружающими

-умение выбирать адекватные языковые и речевые средства

-умение координированно работать с разными компонентами учебно-методического комплекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_uud.docx39.64 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.

Учебный предмет «Иностранный язык» — входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника.

При изучении иностранного языка формируются следующие УУД:

  • умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
  • умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
  • умение координировано работать с разными компонентами учебно- методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.).

Личностные универсальные учебные действия на уроках английского языка обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида личностных действий:

• смыслообразование, т. е. ученик должен уметь отвечать на вопрос: Какое значение, и какой смысл имеет для меня учение? И, в данном конкретном случае смысл и значение изучения английского языка;

• нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностными результатами изучения иностранного языка являются:

  • общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
  • осознание языка (и родного, и иностранного) как основного средства общения между людьми;
  • знакомство с миром зарубежных сверстников.

На уроках английского языка применение образовательных технологий будет способствовать формированию личностных УУД:

  1. Технология проектной деятельности – при выборе темы проекта у учащихся формируется самоопределение как граждан России. Они испытывают чувство гордости за свою Родину, за свой народ.
  2. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). При освоении личностных действий ведется формирование:
  • Избирательности восприятия и критическое отношение к информации;
  • Уважение к информационным результатам деятельности других людей;
  • Формирование основ правовой культуры.

На уроках английского языка могут применяться разнообразные задания на формирование таких личностных УУД, как личностное, профессиональное или жизненное самоопределение. Например:

просмотрите содержание юнита и выберите те виды деятельности, которые вам нравятся больше всего;

- выберите наиболее понравившиеся картинки, объясните свой выбор.

Действия смыслообразования – связь между целью учебной деятельности и ее мотивом:

что мы будем делать, зачем, с какой целью?

- зачем вы изучаете иностранный язык?

- какое значение, какой смысл имеет для вас учение?

Действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания материала обеспечивают личностный моральный выбор исходя из социальных и личностных ценностей:

что бы вы сделали в данной ситуации?

- закончите предложение: если бы я был…

- оцени свой уровень успешности на данном уроке.

- как бы ты поступил на месте главного героя?

На начальном этапе обучения, когда ребенок учится рассказывать о себе на английском языке, у него формируется представление о себе как о личности.

Нужно отметить, что на уроках английского языка личностные УУД формируются у школьников еще и через знакомство с мировой культурой, культурой, историей и традициями других народов. Ученики знакомятся с названиями стран изучаемого языка, их обычаями, жизнью сверстников, сравнивают со своей жизнью, со своей страной. Учащиеся осваивают содержание, исходя из социальных и личностных ценностей. Это создает необходимые условия для формирования гражданской идентичности личности, уважения и доброжелательного отношения к другим народам и странам.

Регулятивные универсальные учебные действия на уроках английского языка обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание – умение соотнести то, что известно и неизвестно, принять цель и следовать ей;

- планирование — умение планировать свою деятельность – составлять последовательность действий с учётом конечного результата;

- прогнозирование — умение определить будущий результат своей деятельности;

- контроль – умение контролировать свою деятельность в процессе, обнаруживать отличия и отклонения от эталона и умение сличать способ действия и его результат;

- коррекция — умение вносить исправления в план и способ действия с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка — умение осознавать качество, уровень усвоения и адекватно воспринимать оценки и отметки;

- саморегуляция - умение применить волевое усилие в случае ситуации мотивационного конфликта, взаимодействовать (преодолевать препятствия) со сверстниками и взрослыми в своей деятельности.

На уроках английского языка мы учим учащихся определять отдельные задачи урока, иногда его цель, спрогнозировать будущий результат своей деятельности, учим составлять последовательность своих действий с учетом конечного результата и, конечно же развиваем умения контролировать процесс своей деятельности и одноклассников.

В начальной школе важно выделить такие действия контроля, как приемы самопроверки и взаимопроверки. С первых уроков изучения английского языка я привлекаю детей к рефлексии совместной и индивидуальной деятельности. При этом важно отметить то, что, если ребенок определил и обозначил ошибки в работе своих товарищей, тогда он определенно сможет таким же образом проконтролировать и свою деятельность во всех видах.

Так во время формирования говорения учащиеся привлекаются к контролю правильного произношения, выверенного содержания ответа, верного построения предложения (вопрос - ответ).

При формировании письменной речи на начальном этапе важна функция контроля во время написания словарных диктантов. После написания диктанта ребенок должен произвести самоконтроль своей работы в строго ограниченный отрезок времени. Далее, первые пять учеников класса, отлично справившиеся с работой, после контроля учителя получают право проверять своих товарищей, которым было необходимо большее количество времени на написание самой работы и на ее самоконтроль. При этом все ученики знают и критерии проверки выполнения работы и критерии выставления отметки. Данная работа проходит систематически на каждом уроке, поэтому уже в среднем звене, в 5-х, 6-х, 7-х классах ученики пишут достаточно грамотно на английском языке. Здесь наглядно вырисовывается картина взаимосвязи универсальных учебных действий, а именно во время взаимоконтроля ярко проявляется наличие сформированности или несформированности таких личностных универсальных действий, как ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. В данном виде работы положительно совершенствуется и развитие мотивации на повышение качества своего обучения, на успех, ответственность за выполнение задания, потому что каждому хочется попробовать себя в роле проверяющего работ одноклассников. Работа по взаимопроверке может также проводиться и в парах, и в группах.

Во время формирования навыков чтения наиболее ярко проявляются регулятивные учебные действия взаимоконтроля. В доброжелательной, конструктивной форме учащиеся всего класса вовлекаются в работу проверки и оценивания правильности чтения одноклассников. Для корректности данной работы учащиеся также привлекаются и к созданию алгоритма критериев оценивания грамотного чтения. Это очень важно с той точки зрения, что ребенок уже на начальных этапах изучения английского языка не только знает, но и обращает внимание как на правильное прочтение слов с точки зрения фонетики, так и на грамотное интонационно-смысловое прочтение всего предложения, текста.

Функция контроля при аудировании на элементарном уровне также присутствует. Учащиеся соглашаются или не соглашаются с ответами одноклассников, предлагают свой вариант ответа, учатся аргументировать свою точку зрения. Вначале эта работа проходит с помощью учителя, далее дети стараются справиться самостоятельно. При этом крайне важна положительная, доброжелательная атмосфера в классе, которая достигается путем создания комфортной обстановки.

Таким образом, во всех видах деятельности необходимо отметить использование технологии оценивания образовательных достижений, которая направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся и развитие таких умений, как:

  • контроль и самоконтроль;
  • находить, исправлять и аргументировать ошибки в различных видах речевой деятельности;
  • самостоятельное оценивание результатов своих действий и действий одноклассников;
  • мотивация на успех.

Необходимо отметить и тесную связь данных УУД с коммуникативными универсальными действиями, а именно ребенок учится аргументировано отстаивать свою точку зрения, обосновывать свои выводы.

На уроках английского языка большая роль отводится технологии проектной деятельности (с учетом возрастных особенностей учащихся начальных классов), которая также является мощным стимулом формирования универсальных учебных действий в целом. Но важно отметить и создающиеся условия для развития регулятивных метапредметных результатов:

  • выделение цели и задач деятельности;
  • составление плана действий;
  • деятельность по составленному плану;
  • поиск способов выхода из затруднений в своей работе, если таковые возникают;
  • сопоставление полученного результата с исходным замыслом;
  • коррекция, внесение необходимых дополнений при необходимости.

В современном мире при обучении английскому языку нельзя забывать и про информационно-коммуникационные технологии. Работая в информационной среде, ребенок также должен уметь оценить условия, применить определенные алгоритмы и проверить и при необходимости исправить результаты своих действий, то есть оценить и выполнить коррекцию результатов в информационной среде. Данные действия тоже относятся к группе регулятивных УУД.

Для мониторинга сформированности регулятивных учебных действий на уроках английского языка могут применяться разнообразные задания:

  • целеполагание:

- в начале учебного года учащимся предлагается просмотреть учебник и назвать темы, которые необходимо пройти в предстоящем учебном году;

- в начале изучения каждой темы ребята бегло просматривают картинки юнита и определяют то, что они будут изучать. Можно спросить что бы еще они хотели изучить;

- Аналогично дети могут прогнозировать и цель конкретного урока, и цель конкретного задания с помощью учителя или самостоятельно.

  • планирование и прогнозирование:

- Прочитай первые 2-3 предложения рассказа и предположи, что будет дальше.

- Посмотри на заголовок текста и скажи о чем пойдет речь.

- По достижению нашей цели, какого конечного результата вы ожидаете? Чему вы должны научиться?... Какой план действий вы можете предложить?

- Что и как вы должны усвоить в конечном результате пройденной темы / урока / выполнения определенного задания?

  • - контроль и коррекция:

- Сравните способы своего действия с планом работы. Все ли сделано правильно?

- Если видите какие-либо несоответствия, выделите и исправьте их, аргументируйте свою точку зрения…

  • оценка качества уровня усвоения и волевая саморегуляция:

- Что мы знаем, умеем хорошо и не очень? Почему?

- Что нужно сделать для улучшения качества знаний, умений?

- Как преодолеть возникающие трудности?…

Необходимо обратить внимание и на важный факт языкового барьера. Конечно, на начальном этапе изучения языка дети не могут и не должны участвовать в данных видах работы исключительно на английском языке. Но им необходимо слышать и понимать при помощи перевода характер вопросов и заданий. Дети должны овладевать новым для них языком без излишних усилий во время использования учителем на уроке игровых технологий, яркой наглядности, создания у детей повышенного эмоционального состояния заинтересованности, радости и комфорта. Содержание урока должно вызывать у школьников положительные эмоции, они должны слышать английский язык и отрабатывать языковые клише как можно больше с тем, чтобы затем и самим заговорить на этом языке.

Не секрет, что на начальном этапе обучения английскому языку нужно часто менять виды учебной деятельности. Дети учатся, играя и играя, развиваются, то есть зачастую они еще учатся регулировать свою учебную деятельность. Школьники учатся саморегуляции во время разыгрывания мини диалогов, составления рассказа по картинкам, по опорной схеме, по цепочке, одновременно при этом, еще учась прогнозировать свои результаты, используя самоконтроль. В УМК   в конце каждой темы есть тестовые задания для самоконтроля. При положительном результате у детей повышается самооценка, а также корректируется письменная и устная речь.

Познавательные универсальные учебные действия на уроках английского языка формируют способности к познанию окружающего мира, помогают осуществлять (самостоятельный) поиск информации, обрабатывать ее и использовать для выполнения задания. Данные УУД можно условно разделить на три группы: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия и действия постановки и решения проблемы.

  1. Общеучебные универсальные действия на уроках английского языка ориентированы на дальнейшее использование нового языка как средства работы с информацией:

Кроме этого, на начальном этапе ребенок должен учиться выделять и формулировать познавательные цели:

- Как представиться, кратко рассказать о себе, о своей семье, доме…

- Как описать предмет, сравнить предметы;

Как написать адрес на международном конверте, и т.д.

Во время формирования общеучебных действий поиска и выделения необходимой информации часто предлагаются задания типа:

- Найдите необходимую информацию при чтении;

- Выделите необходимую информацию во время аудирования;

- Найдите (в интернете) информацию о традиционной английской пище, и т.д.

На начальном этапе изучения английского языка необходимо обучать детей осознанно и произвольно выстраивать свои высказывания. Во время работы над формированием данного вида действия помогает опора на схемы или картинки. Для мониторинга сформированности этих учебных действий ребятам можно предложить задания типа:

- Опиши любимую игрушку, свою комнату, любимого литературного героя...

- Напиши письмо другу с опорой на образец или предложенный план.

Еще одним важным универсальным учебным действием, которым должен овладевать ученик начальной школы является выбор языковых средств в зависимости от конкретных условий ситуации общения. При формировании этого можно использовать такие упражнения, как:

- Постройте высказывание по предложенной схеме, выбрав один из нескольких вариантов;

- Закончите предложение, выбрав правильное слово;

- Выберете правильное время глагола, правильную форму глагола;

Во время обучения английскому языку при формировании познавательных общеучебных действий нельзя забывать и о рефлексии учебной деятельности ребенка. Необходимо учить его производить контроль и оценку процесса и результатов своей деятельности. При этом возможны задания на обсуждение пройденного материала:

Что нового вы узнали на уроке?

- Чем вы занимались на уроке?

- Чему новому вы научились в процессе урока?

- Что вам понравилось больше всего / поняли лучше всего?

- Что из пройденного вам нужно повторить / закрепить дома?

В начальной школе особое внимание уделяется смысловому чтению. При работе над данным видом действия учащимся предлагается:

- Прочитать или прослушать текст;

- Определить основную идею текста;

- Найти необходимую информацию в тексте;

  1. Логические универсальные учебные действия учащихся в начальной школе еще слабо сформированы, хотя на уроках английского языка также обращается внимание на развитие логического мышления. В процессе выполнения упражнений по чтению, аудированию, письму у учащихся происходит формирование основных мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия и др. Школьники учатся производить анализ и преобразование информации посредством использования простейших предметных, знаковых, графических моделей (буквы и звуки), таблиц и т.д. Например, при формировании умения грамотно строить предложения в английском языке довольно часто прибегают к применению грамматического моделирования. Обучение работать с информацией, представленной в знаково-символьной форме, помогает развивать у детей умения анализа и синтеза информации, что необходимо для развития критического мышления. Как известно, использование грамматических моделей при помощи геометрических фигур широко представлено в курсе “Enjoy English”, хотя, для создания схемы построения предложения в английском языке можно использовать любые знаково-символьные формы.

Умение анализировать у школьников развивается и во время изучения различного грамматического материала. Например, детям предлагаются задания:

- изучи примеры и догадайся о правиле формирования степеней сравнения прилагательных;

- посмотри и определи правило образования прошедшего времени правильных глаголов;

- определи, есть ли исключения из данного правила.

Эти же примеры формулировки правила на основании нескольких примеров его применения, относятся и к такому виду логических действий, как самостоятельное выведение правил грамматики английской речи.

Умение синтезировать развивается при выполнении различных упражнений в учебниках “Spotlight”, “Millie”, “Enjoy English” и др.:

составьте слова из букв;

- составьте предложения из слов;

- поставьте части текста в правильном порядке, чтобы получился связный рассказ.

- составьте кроссворд на заданную тему;

К логическим универсальным учебным действиям также относятся умения выбирать критерии для сравнения и классификации объектов. В формировании данного умения большую роль играет работа с таблицами:

выписать в разные столбики глаголы в настоящем и прошедшем времени; существительные в единственном и множественном числе; прилагательные в сравнительной и превосходной степени; слова с открытым и закрытым типом слога и т.д.

Установление причинно-следственных связей – прочитай загадку и выбери правильный ответ из предложенных вариантов; - объясни свой выбор;

Во всех учебниках английского языка предлагается огромное количество заданий на развитие такого действия, как развитие логической цепи суждения. Подобные задания обычно строятся по схеме: выскажи свою точку зрения и объясни, почему ты так считаешь.

  1. Третий тип познавательных универсальных учебных действий - постановка и решение проблемы осуществляется во время проектной деятельности младших школьников. При создании проектов ученики реализуют свои интеллектуальные и творческие способности, развивают память, умения письма, коммуникативные способности. Во время представления проектов учащиеся инициируют свои умения учебного взаимодействия: умения вступать в диалог, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. При этом у детей развивается трудолюбие, целеустремленность, взаимопомощь, они учатся выступать на публике.

Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках английского языка помогают продуктивно взаимодействовать участникам процесса общения, развивают социальную компетентность, обеспечивают возможность интегрироваться в группу сверстников, выстраивать сотрудничество с одноклассниками и учителем. На уроке, в ходе решения коммуникативных задач и с целью выполнения учебных задач необходим благоприятный психологический климат. Для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка учащимся необходим достаточный словарный запас, чтобы овладевать грамотной письменной и устной речью, понятно выражать свои мысли, соблюдать этикет общения и, конечно же, уважать чужое мнение. Универсальность УУД коммуникативного типа в том, что они востребованы в общении на любом языке. Поэтому и методические приемы для формирования коммуникативных УУД носят всеобщий характер.

Для мониторинга сформированности коммуникативных учебных действий могут применяться следующие задания:

  • Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации:

составьте краткое монологическое высказывание по теме;

- разыграйте диалог в заданной ситуации / на основе прочитанного диалога;

- составьте рассказ на основе картинок, плана, слов и словосочетаний;

- подготовьте (индивидуальный, групповой) творческий проект итд.

  • Сотрудничество в поиске и сборе информации:

найдите дополнительный материал на заданную тему;

- оформите найденный материал в виде рекламного объявления, открытки, стенда.

- прочитайте рассказ и выделите ключевые слова;

  • Планирование учебного сотрудничества:

определите цель своей работы и распределите роли участников группы для быстрого и качественного достижения цели;

- объясните / обоснуйте этапы построения диалога или монолога.

Таким образом, коммуникативные действия формируют умения понимать партнера, планировать и распределять роли совместной деятельности, развивать умение договариваться, осуществлять взаимоконтроль действий друг друга. Технология проектной деятельности, описанная выше, также способствует формированию коммуникативных УУД.

В заключении необходимо отметить, что сформированность УУД предоставляет ученикам возможность успешно организовывать самостоятельное обучение, и в том числе овладевать таким предметом, как иностранный язык, а также предоставляет широкую возможность ориентации в различных предметных областях. Это происходит потому, что универсальные учебные действия, являясь обобщенными действиями, помогают учащимся свободно ориентироваться «в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик». (А.Г. Асмолов).

Хотела бы добавить, что обеспечению коммуникативной  и личностной мотивации способствуют такие факторы, как:

1)доброжелательная обстановка на уроке;

2)положительный эмоциональный климат;

3)доверительные отношения между учителем и обучающимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Личностно-ориентированная мотивация и самоконтроль как средства долгосрочного запоминания материала на уроках иностранного языка"

Статья опубликована  в электронном вестнике Центра переподготовки и повышения квалификации по филологии и лингвострановедению в разделе «Методика преподавания языков и литератур» по адресу http:/...

Формирование творческой поликультурной личности на уроках иностранного языка.

Развитие поликультурной творческой личности на уроках иностранного языка есть требование современности....

Модель формирования у обучающихся универсальных учебных действий как средство реализации ФГОС общего образования (на примере обучения иностранным языкам)

Примерная программа по иностранному языку для основной школы, разработанная в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, Фундаментальным ядром содержания общего образования...

Формирование коммуникативных навыков через использование игр и игровых ситуаций на уроках иностранного языка.

Цель данной работы заключается в освещении вопроса  о формировании коммуникативных навыков через использование игровых ситуаций на уроках иностранного языка....

Личностно-ориентированный подход как основа развития познавательной активности школьников на уроках иностранного языка

Презентация для проведения мастер- класса для учителей иностранных языков "Личностно-ориентированный подход как основа  развития познавательной активности школьников на уроках иностранного я...

Статья на тему "Формирование мировоззрения и развитие личности на уроках иностранных языков"

Воспитательный аспект является основным в прцессе обучения иностранному языку....