духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка
статья по английскому языку по теме

Сурова Наталья Владимировна

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках иностранного языка

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни. Развитие духовно-нравственных качеств должно осуществляться с первых шагов ребенка в школе.

   Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования  второго поколения уделяет внимание личностным результатам ученика:

формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознанию своей этнической и национальной принадлежности; формированию ценностей  многонационального российского общества; становлению гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей».

   Содержание обучения иностранному языку в начальной школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу — средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.

   Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка.

   Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы.

   Я думаю, что ни один учитель задавался вопросом: Но как же мы можем формировать духовно-нравственные качества младших школьников на уроках иностранного языка?

   Мне бы хотелось рассмотреть этот вопрос на примере УМК М.З.Биболетовой «Enjoy English», по которым я работаю в 2, 3 и 4 классах.

   Во-первых, в учебном процессе российские школьники и дети стран изучаемого языка, представлены в ситуациях, которые позволяют на доступном для младших школьников уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях.

   Так, например, работая по теме “Моя семья” в 2 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев. Ребята с большим интересом работают над  проектом. Составляя родословную, школьники учатся любить, ценить и уважать своих близких и родных. Это работа, кроме того, дает большой воспитательный эффект. Учащиеся начинают ощущать связь истории своей семьи с историей родины.     Более глубоко тема семьи и семейных ценностей затрагивается в 4 классе при изучении раздела «Having a Good Time With Your Family». При изучении данной темы идет формирование осознанности младших школьников частью своей семьи, ее традиций, устоев и обычаев. В рамках данной тематики ребята обсуждают следующие вопросы: Being happy together! What do you do to help your family? Let us try to be polite.

   На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра-лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

   Так например, в 3 классе ребятам предлагается подумать над здоровым образом жизни. Например, вот одно из таких заданий: Прочитай статью из газеты доктора Хелса «Would You Like to Be Healthy?». Скажи, что ты должен делать, чтобы быть здоров. После работы над данной темой я предлагаю учащимся составить рассказ, что они должны и не должны делать, чтобы быть здоровыми. Теме распорядка дня, также уделяется внимание в 3 классе. В процессе обсуждения данной темы, у ребят формируется представление о правильном, хорошо спланированном дне. Ребята рассказывают не только о том, что они делают каждый день, но также они составляют сообщения о распорядке дня членов своей семьи, что учит их внимательно и уважительно относиться к членам  своей семьи.

   При изучении английского языка в начальной школе, существенное место уделяется и современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения разнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты Земля, что закладывает основы формирования экологического сознания младших школьников.

   Эти темы затрагиваются в 4 классе, при изучении  раздела «Being Happy in the Country and in the City». В ходе изучения этого раздела обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки уважительного отношения к своей Родине, своей малой Родине, к своему селу. Воспитательный аспект таких уроков – это осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.

   Помимо этого ребята учатся уважительно относиться к миру животных. На формирование связей человека и окружающего мира направлены такие задания, как:  Say what animals and people do for each other, Look at the pictures and say which animal is the most useful. Why?

    Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа.

   Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Начиная первый урок английского языка в 2 классе, я спрашиваю ребят, а зачем они хотят выучить английский язык, для чего он им пригодится в будущем? Я рассказываю им о странах, где говорят на английском языке, столицах этих стран, и люди, каких национальностей живут в этих странах. Кроме этого, учебник Биболетовой М.З. знакомит учащихся 2 класса (в очень доступной форме, в Уроке 1) с интернациональными словами.

   Учебники Биболетовой М.З. насыщены фольклором, песнями, стихами и сказками художественной литературы на английском языке, которые  являются образцами иноязычной речи. Они развивают не только память, внимание, воображение и творческие способности, но и приобщают ученика к новым социокультурным знаниям. Знакомясь с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы у учащихся формируется дружелюбного отношение и толерантность к носителям другого языка.        Начиная со 2 класса содержание текстов, заданий и упражнений направлены на развитие идеи диалога культур России и изучаемых стран.

   Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих.

   Большими возможностями для формирования духовно-нравственного сознания обладают уроки, посвященные изучению традиций Нового года и Рождества в Англии и России, которым уделяется внимание на всех уровнях обучения  иностранному языку в начальной школе.

   К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения.

   И, конечно, не последнюю роль играют проектная методика, обучения иностранным языкам. После изучения каждого раздела ребятам предлагается выполнить проект. Работа над проектом развивает не только творческие способности, но и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность; развивает волю, мышление, внимательность, воображение, память. В качестве проектов учащиеся делают и новогодние игрушки, и закладки, открытки, книжки-малышки, составляют меню для любимого героя и план каникул в волшебной стране, и многое другое.

   Итак, совершенно ясно мы видим, что процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.

   Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках иностранного языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках иностранного языка

Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора младших школьников, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодо...

Оптимизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка

Сообщение на МО учителей иностранного языка ( из опыта работы)...

Особенности обучения письму, грамматической и произносительной сторонам речи младших школьников на уроке иностранного языка.

ВВЕДЕНИЕ    В настоящее время статус ИЯ как средства общения и взаимопонимания становится все более значимым, что связано, прежде всего, с расширением экономических, политических ...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка...

Духовно- нравственное воспитание школьников на уроке иностранного языка

Духовно- нравственное воспитание школьников на уроке иностранного языкаГалеева Л.Г.,учитель английского языкаМБОУ БГ.158им.Мустая Карима г.УфаСреди множества учебных дисциплин , предмет иностранный яз...

Духовно - нравственное становление патриота и гражданина на уроках иностранного языка

laquo;Социально-педагогическая поддержка собственных усилий обучающихся, связанных со становлением их гражданской личности и изучения ими духовного и культурного достояния своей страны и зарубежных с...

статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках английского языка"

В статье разообраны наиболее результативные методы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроке английского языка...