Автор конспекта ФИО педагога | Казаринова Галина Владимировна |
Возрастная группа | 6 лет (общее недоразвитие речи 2 уровня у ребенка с ЗПР) |
Форма организации, количество обучающихся | Индивидуальная |
Образовательная область | Речевое развитие. |
Тема занятия | Автоматизация звука [Ж] в слогах, словах, чистоговорках. |
Культурная практика(вид детской деятельности с подвидом) | Коммуникативная деятельность. |
Цель занятия: | Автоматизация правильного произношения звука [Ж]. |
Задачи: коррекционно-обучающие:
коррекционно-развивающие:
коррекционно-воспитательные: |
Создавать условия для закрепления навыка автоматизации звука «ж» в слогах, словах, чистоговорках; образование относительных прилагательных от существительных.
Формировать подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику, фонематические процессы.
Способствовать проявлению опыта коммуникативной деятельности, воспитывать усидчивость и аккуратность. |
Предварительная работа: | Подготовка речевого аппарата, повторение артикуляционной гимнастики. |
Материалы | Предметная картинка «Жук»; сказка «Муха-цокотуха»; карандаш; карточки к дидактическим играм «Найди букву»; и «Домики Жужжалочки»; предметные картинки на звук [ж] - жук, джем, жаба, жилет, жираф, лыжи, желуди, пирожок, пижама, крыжовник, пожарный, пружина. |
Ход образовательной ситуации |
Этапы (последовательность деятельности) | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Введение в ситуацию Задача: мотивировать ребенка на включение в деятельность. | Педагог предлагает отгадать загадку: Эта буква широка И похожа на жука. Да при этом, точно жук, Издает жужжащий звук. - Что это за буква? (Ж)
| Ребенок включается в образовательную деятельность, заинтересовывается.
|
Постановка проблемы и мотивация детей (игровая, мотивация общения в условиях помощи, мотивация личностной заинтересованности) | -Что ты знаешь про звук [Ж] – это согласный, всегда твердый, звонкий. Будем правильно произносить его и помнить, что и произношении звука [ж] губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык-«чашечка», добавляем голос. Выходящая воздушная струя – теплая.
| Ребенок дает характеристику звука [ж].
Ребенок выполняет упражнения, повторяя действия за педагогом. Фиксация знания.
|
Актуализация знаний задача: актуализировать знания и умения ребенка, развивать коммуникативные навыки. | Дидактическая игра «Найди букву». -Посмотри на буквы и найди среди них букву Ж. Правильно назови её: [ж]. Нарисуй рядом с буквой Ж жука, как показано на рисунке.
Игра «Поймай жука». Логопед предлагает прослушать ряд согласных звуков (кроме звука [ш]). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звука [ж] – поймает жука.
Педагог перед ребенком выкладывает предметную картинку «Жука». -Помнишь сказку про «Муху-цокотуху»? Недавно мой знакомый жук был у нее в гостях. Они вместе с мухой поиграли:
Выполняет артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели», «Катание шарика» направленные для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произношения звука.
| Ребенок находит на картинке букву Ж, обводит ее карандашом и рисует рядом жука.
Ребенок хлопает в ладоши, когда слышит звук [ж].
Ребенок выполняет действия, по показу педагога следуя инструкции
|
| Автоматизация звука [ж] в слогах. Развитие фонематического слуха. Педагог предлагает ребенку поиграть с Мухой-цокотухой и спеть песенку мухи.
Жа-жо-жу-жи Жи-жу-жа-жо Жу-жи-жо-жа Жда-ждо-жду-жды Ждо-жду-жды-жда Ажда-ожда-ужда-ыжда Ыжда-ажда-ожда-ужда
Дидактическая игра «Домики Жужжалочки». Автоматизация в словах. Слоговой анализ. - Слова потеряли свои домики. Помоги мухе расселить их правильно. Предметные картинки: жук, джем, жаба, жилет, жираф, лыжи, желуди, пирожок, пижама, крыжовник, пожарный, пружина.
Игра «Замени звук». Развитие фонематического слуха. - Пришла наша муха на базар. Купить она может только те предметы, название которых начинается на звук [ж]. помоги мухе, замени первый звук в словах на звук [ж] и назови, что купила муха.
Лук -… (жук) билет-…. (жилет) Баба- … (жаба) пакет- …(жакет) Пучок- … (жучок) ракетка - … (жакетка)
Автоматизация звука [ж] в чистоговорках -Вернулась Муха-цокотуха домой, испекла вкусных пирожков и позвала гостей.
Жок – жок – жок - вкусный пирожок. Жок – жок – жок - с ежевикой пирожок. Жок – жок - жок – мы любим пирожок. Жочки – жочки - жочки – ешьте пирожочки.
Автоматизация звука [ж] в словах. -К Мухе-цокотухе пришло много гостей. У всех красивые наряды. Помоги рассказать, какие наряды были у гостей. Одежда из кожи – кожаная одежда. Штаны из кожи - … Юбка из кожи - … Сапожки из кожи - … Шляпа из кожи - … Пиджак из кожи - … Жакет из кожи - … Жилет из кожи - …
|
Фиксация нового знания.
Ребенок повторяет слоги, следуя инструкции педагога.
Ребенок подбирает предметные картинки к слоговым домикам – проводит стрелки от картинок к домикам (один слог - одноэтажный дом, два слога - двухэтажный дом, три слога –трехэтажный дом).
Ребенок на слух заменяет первый звук в словах на звук [ж].
Ребенок повторяет фразы, следуя инструкции педагога.
Ребенок образует относительные прилагательные от существительных, следуя инструкции педагога.
|
Включение нового знания в систему знаний и повторение |
|
Рефлексивный компонент (с опорой на внутренние мотивы, акцентом на позитивные внутренние личностные изменения, с самооценкой личностных достижений)
|
| Педагог: - Сегодня мы с тобой узнали много нового, помогли Мухе-цокотухе и ее другу Жуку. Молодец! - Какое упражнение было легкое? Какое трудное? - Попрощаемся с Мухой-цокотухой и пригласим её на следующее занятие?
|
Выражает свое эмоциональное состояние в речевой форме, эмоциональную отзывчивость на совместную деятельность. Отвечает на вопросы, о степени удовлетворенности результатом, о результатах мотива, о способах достижения:
|
|