Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по теме: "Определение ударного слога в словах".
план-конспект
Основные цели индивидуального логопедического занятия: учить определять ударный слог в словах, развивать фонематический слух, посредством определения ударного слога в словах.
В ходе проведения индивидуального логопедического занятия используется перо индюка, игрушечный молоточек из картона, металлофон, молоточек для металлофона, мешочки с наполнителем, орехи (грецкий и фундук), шарики из ниток, тренажер для ног, музыкальное сопровождение, монитор, клавиатура, разноцветные карточки из картона, карточки с фотографиями, карточки со словами, рисунки: книжечка и молоточек для домашнего задания.
Предусмотрено слайдовое сопровождение, игровая деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальное логопедическое занятие. | 628.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Тверская школа-интернат №1» учитель-логопед В.Н.Батурина
Батурина Валентина Николаевна,
учитель - логопед
первой квалификационной категории
ГКОУ «Тверская школа-интернат №1»
Тверская область
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия.
Логопедическая тема: «Определение ударного слога в словах».
Учебный предмет | Логопедическое занятие. | ||||||||||||
Класс | 31 (У/О) | Тип занятия | Занятие комплексного применения знаний и умений (индивидуальное логопедическое занятие на закрепление материала). | ||||||||||
Цели занятия | образовательная | Учить определять ударный слог в словах. | |||||||||||
воспитательная | Воспитывать целеустремленность, дисциплинированность. | ||||||||||||
коррекционно-развивающая | Развивать фонематический слух, посредством определения ударного слога в словах. Развивать общую и мелкую моторику, в ходе выполнения пальчиковой гимнастики, физкультминутки. Развивать артикуляционный аппарат через выполнение артикуляционной гимнастики. | ||||||||||||
Технологии | Технология индивидуального обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии, технология ситуативного обучения, элементы игровых технологий. | Межпредметные связи | Русский язык, чтение. | ||||||||||
Планируемый результат | |||||||||||||
Предметный (ПР) | -участвовать в беседе; - выполнять инструкции учителя-логопеда; - использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях; | ||||||||||||
Личностный (ЛР) | -положительное отношение к окружающей действительности; -самостоятельность в выполнении учебных заданий; -осознание себя как ученицы, заинтересованной посещением занятий; | ||||||||||||
Метапредметный (МР) | - вступать в контакт учитель-ученик; -обращаться за помощью и принимать помощь; -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану; -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами; -работать с информацией; | ||||||||||||
Ресурсы (основные, дополнительные) | Оборудование: | Перо индюка, игрушечный молоточек из картона, металлофон, молоточек для металлофона, мешочки с наполнителем, орехи (грецкий и фундук), шарики из ниток, тренажер для ног. Слайд 1: гимнастика для глаз. Слайд 2: рисунки с изображением дивана, розы, рыб. Музыкальное сопровождение: detskie_-_snegopad-muzyka-r. Монитор, клавиатура. | |||||||||||
Дидактический (раздаточный) материал: | Разноцветные карточки, карточки с фотографиями. Карточка со словами: папа, Борис, рыбы Карточка со словом: мала. Карточки со словами: кошка, Жора, дымок. Рисунки: книжечка, молоточек для домашнего задания. | ||||||||||||
Используемая литература: | 1. Бельская И.Л. Буквы, слоги и слова. Минск. Юнипресс, 2004. 2. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004. 3.Колесникова Е.В. От слова к звуку. М.: Ювента, 2003. 4.Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение. Санкт-Петербург: Литера, 2009. 5.Полуянова, О. Д. Безударные гласные, проверяемые ударением. М.: Ювента, 2014. 6.Резниченко, И. Л. Мой первый словарь русского языка. Ударение и произношение. М.: АСТ, 2013. 7.Сторожева Н.А. Обучение грамоте. Уроки письма. Старицкая типография, 1993. | ||||||||||||
Интернет – ресурсы: | ipleer.com: detskie_-_snegopad-muzyka-r. Яндекс. Картинки.: рисунки с изображением дивана, розы, рыб. | ||||||||||||
Организация деятельности на занятии | |||||||||||||
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающейся | Использование наглядного материала | |||||||||||
I.Организационный момент. | |||||||||||||
1.Психологический настрой. (Настроить на работу на занятии). -Настроимся на занятие. - Вдох-выдох, вдох через нос, выдох через рот. -Вдох и выдох с закрытыми глазами. -Дуем на перо. Итог… (Настроились на занятие. Молодец). | Акцентировать внимание на учителя-логопеда. Выполняет дыхательную гимнастику. | Перо индюка. | |||||||||||
II.Основная часть. | |||||||||||||
1.Сообщение темы занятия. (Активизация на получение и закрепление знаний). -Я сейчас прочитаю четверостишие. После того, как я прочитаю, ты мне скажешь, о каком слоге я прочитала? Ударный слог, ударный слог! Он назван так недаром. Эй, невидимка – молоток- Отметить его ударом. -О каком слоге я прочитала? (Об ударном слоге). -Чем отмечают ударный слог? (Ударом, ударением). - Почему этот молоток называют невидимкой? (Молоток невидимый, мы ставим ударение голосом). - Мы сегодня на занятии будем учиться ставить ударение в словах. У нас сегодня на занятии игрушечный молоточек, который поможет ставить ударение в словах и будет подсказывать, какие задания надо будет выполнить. (На доску прикрепляется игрушечный молоточек, вырезанный из цветного картона). -Использовать мы будем вот этот молоточек, он специально для металлофона. (Показ молоточка специального для металлофона). -Вот он, назови, какого цвета клавиши? -Также перед тобой разноцветные карточки, назови их цвета? (Обучающейся необходимо ударить молоточком по заданной клавише, а затем выбрать карточку такого же цвета. На карточках с обратной стороны написаны задания, которые надо выполнить). Итог… (Справились с этим заданием. Молодец). | Прослушивает стихотворение, отвечает на вопросы по содержанию стихотворения. Рассматривает игрушечный молоточек, металлофон, молоточек для металлофона, разноцветные карточки, называет цвета клавиш и цвета карточек. | Игрушечный молоточек, металлофон, молоточек для металлофона, разноцветные карточки. | |||||||||||
2. Гимнастика для развития артикуляционной моторики. (Формирование движений речевой мускулатуры.). - Тихонько молоточком ударь по желтой клавише. Возьми карточку желтого цвета, переверни, на карточке написано задание. Я прочитаю задание. На карточке задание: -Выполнить артикуляционную гимнастику. *трубочка-улыбка; *лошадка; *сглатывание; * язык тянется к носу; * язык тянется к подбородку; *надувание щек; Итог… (Справились с этим заданием. Молодец). | Повторяет и самостоятельно выполняет артикуляционную гимнастику. |
| |||||||||||
3. Пальчиковая гимнастика. (Развитие мелкой моторики, слухового внимания). - Тихонько молоточком ударь по красной клавише. Возьми карточку красного цвета, переверни. Я прочитаю задание. На карточке задание: -Выполнить пальчиковую гимнастику. *потерли пальчики; *встречаются пальчики; *перекатывание орехов; *сжимание, разжимание мягких шаров из ниток; *определение содержимого мешочков по карточкам; (Перед обучающейся лежат несколько мешочков, наполненных разными предметами и фотографии предметов, которыми наполнены мешочки. Необходимо по фотографии найти мешочек с этим предметом, при этом разжимая и сжимая мешочки в руках). -Найди мешочек, в котором шишки. (Показ фото шишки). -Найди мешочек, в котором ракушки. (Показ фото ракушки). - Потряси за уголок один мешочек, потряси за уголок другой мешочек. -Из какого мешочка звук слышен громче? Итог… (Справились с этим заданием. Молодец). | Выполняет пальчиковую гимнастику (помощь и указания со стороны учителя-логопеда). Рассматривает фотографии. На ощупь определяет содержимое мешочков. Трясет мешочки, определяет содержимое на громкость звука. | Мешочки с наполнителем, карточки с фотографиями, орехи (грецкий и фундук), шарики из ниток. | |||||||||||
4. Чтение слов. Постановка ударения в словах. (Развивать навык чтения слов. Развивать фонематический слух). - Тихонько молоточком ударь по зеленой клавише. Возьми карточку зеленого цвета, переверни. Я прочитаю задание. На карточке задание: -Поставить ударение в словах. (На карточке написаны слова: папа, Борис, рыбы). -Прочитай слово вслух. - Назови гласные в слове. Сколько гласных в слове? -Раздели слово на слоги хлопнув в ладоши. Сколько слогов в слове? -Ставим ударение, в этом нам поможет молоточек. -На какой слог падает ударение? Итог… (Справились с этим заданием. Молодец). | Читает слова на карточке, делит хлопками слова на слоги, ставит ударение в словах. | Карточка со словами: папа, Борис, рыбы. | |||||||||||
5. Гимнастика для глаз. (Организовать отдых. Развитие зрительного восприятия, внимания). - Тихонько молоточком ударь по фиолетовой клавише. Возьми карточку фиолетового цвета, переверни. Я прочитаю задание. На карточке задание: -Выполнить гимнастику для глаз. -Понаблюдай за рыбками, не поворачивая головы. Итог… (Справились с этим заданием. Молодец). | Выполняет гимнастику для глаз. | Слайд 1: гимнастика для глаз. | |||||||||||
6. Рассматривание предметов. Постановка ударения в словах. (Развитие слухового и зрительного внимания. Развитие фонематического слуха). - Тихонько молоточком ударь по оранжевой клавише. Возьми карточку оранжевого цвета, переверни. Я прочитаю задание. На карточке задание: -Назвать предметы. Поставить ударение в словах. -Назови предметы. -Раздели слова на слоги, хлопнув в ладоши. Сколько слогов в слове? - Ставим ударение, в этом нам поможет молоточек. -На какой слог падает ударение? - Итог… (Справились с этим заданием. Молодец). | Рассматривает рисунки, делит слова на слоги, ставит ударение в словах. | Слайд 2: рисунки с изображением дивана, розы. | |||||||||||
7. Физкультминутка. (Организовать отдых. Развитие общей моторики). - Тихонько молоточком ударяешь по белой клавише. Возьми карточку белого цвета, переверни. Я прочитаю задание. На карточке задание: Мы немножечко устали, Дружно встали. Раз - наклон вперед, назад. Два – ладошки покрутили, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, выше, Пять – присесть и тихо сесть. - Отдых для ног под музыку. - Итог… (Справились с этим заданием. Молодец). | Повторяет движения за учителем-логопедом с проговариванием слов. Выполняет упражнение на тренажере для ног. | Тренажер для ног. Музыкальное сопровождение: detskie_-_snegopad-muzyka-r. | |||||||||||
8. Чтение предложения. Постановка ударения в словах. Работа на клавиатуре Сlevy. (Развивать навык чтения предложения. Развитие слухового и зрительного внимания. Развитие фонематического слуха. Развитие мелкой моторики рук, глазомера). - Тихонько молоточком ударь по синей клавише, которая слева от тебя. Возьми карточку синего цвета, переверни. Я прочитаю задание. На карточке задание: -Прочитай начало предложения на мониторе и допечатай слово. -Необходимо допечатать предложение на клавиатуре, а именно слово: мала. (Слово мала напечатано на карточке, с карточки обучающейся необходимо напечатать слово на клавиатуре). - Напечатала. Прочитай предложение. -Раздели слово на слоги, хлопнув в ладоши. Сколько слогов в слове? -Ставим ударение, в этом нам поможет молоточек. -На какой слог падает ударение? - Итог… (Справились с этим заданием. Молодец). | Читает начало предложения, печатает слово на клавиатуре, делит слова на слоги, ставит ударение в словах. | На мониторе начало предложения: Маша Карточка со словом: мала. | |||||||||||
III. Итог занятия. Рефлексия. | |||||||||||||
- На сегодняшнем занятии, какие задания ты выполняла? -Молоточек пойдет с тобой домой, чтобы помочь тебе поставить ударение в словах на карточках. Для выполнения дома с родителями. - У меня в руках «молоточек» с улыбкой и «молоточек», который не улыбается. Мне было интересно и приятно с тобой работать, поэтому я выбираю молоточек с улыбкой. Прикреплю его в книжечку. - Если тебе занятие понравилось, то ты тоже можешь положить в книгу «молоточек» с улыбкой. Если у тебя возникли какие-то трудности при выполнении заданий, то ты можешь положить «молоточек», который не улыбается. - Посмотри, я и ты положили в книжечку «веселые молоточки». Теперь эти молоточки будут помогать и другим детям ставить ударение в словах. -Занятие окончено. - Молодец. | Перечисляет выполненные задания. Принимает домашнее задание. Прикрепляет рисунок молоточка в книжечку под веселую музыку. | Рисунки: книжечка, молоточек для домашнего задания. Карточки со словами: кошка, Жора, дымок. Звучит веселая музыка: detskie_-_snegopad-muzyka-r. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах
Тема: Звук [Р]Цель: Автоматизация звука [Р] в словах, в слогахЗадачи:1. Закреплять правильное произношение звука в слогах, в словах.2. Развивать навык фонематического анализа.3. Закрепление понятие сл...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Л] в слогах и словах
Тема: Звук [Л]Цель: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах.Задачи:Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах- формировать навыки согласования числительного с су...
Конспект открытого, индивидуального, логопедического занятия: "Автоматизация звука С в слогах и словах".
Конспект открытого занятия "Автоматизация звука С в слогах и словах"...
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1А классе, вариант 2.2
Разработанная технологическая карта индивидуального логопедического занятия, проведенного с ребенком с нарушенным слухом, протезированным кохлеарными имплантами бинаурально, с вторичным системны...
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1 классе, вариант 2.2.
Логопедическое индивидуальное занятие по теме: «Звук Ш. Домашние и дикие животные» разработано для обучающегося 1 класса, кохлеарно имплантированного билатерально, имеющего вторичное нарушение речи 2...
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [б] - [б’], [п] - [п’]»
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по преодолению смешанной дисграфии с преобладанием акустической диграфии и дисграфии на почве несформированности языкового анализа и ...
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Ж"
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Ж в слогах, слоах, чистоговорках" с ребенком С ОВЗ, 6 лет....