Конспект НОД в форме итогового занятия с детьми средней группы 4-5 лет по программе "Социокультурные истоки" на тему "Дружная семья".
план-конспект
Первоначальное освоение детьми социокультурных категорий "Семья", "Домашний очаг", раскрытие содержания социокультурных понятий:семья, родной очаг, родные люди, взаимное уважение, забота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
непосредственно-образовательной деятельности в форме итогового занятия с детьми средней группы (4-5 лет) по программе "Социокультурные истоки"
на тему
"ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ"
Итоговое занятие №1, сентябрь.
Проводится на основе книги 1 для развития детей 4-5 лет "Дружная семья".
Тема осваиваемой социокультурной категории (в соответствии с содержанием курса пропедевтики "Истоки"): "Родной очаг".
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: первоначальное прочувственное освоение детьми социокультурных категорий "Семья", "Домашний очаг".
Задачи
Образовательные:
-формировать у детей и родителей отношения к семье, как одной из главных социокультурных ценностей;
-раскрыть для детей содержание социокультурных понятий: семья, родной дом, родные люди, любовь, взаимное уважение, внимание, забота, поддержка и др.
Развивающие:
-мотивация к общению со сверстниками и педагогом;
-коммуникативные умения (умения слушать друг друга, договариваться, приходить к согласию);
-навыки речевого взаимодействия (отвечать на вопросы, высказывать свое мнение);
-управленческие способности (осуществлять выбор, проявлять активность в достижении положительных результатов).
Воспитательные:
воспитывать в детях любовь и уважение к близким людям, желание о них заботиться, оказывать посильную помощь, радовать хорошими поступками.
Виды образовательной деятельности: восприятие художественной литературы, коммуникативная, речевая, игровая, познавательная, музыкально-художественная, двигательная.
Формы реализации детских видов деятельности:
-беседа с детьми на основе прочитанных произведений и личного опыта детей (работа в круге);
-разговор в ресурсном круге;
-чтение детьми наизусть стихотворений, потешек;
-создание игровой ситуации;
-игра (пальчиковые, русские народные);
-пение песен (хороводных, авторских);
-оформление страницы Альбома "Наша дружная семья" (совместное художественное творчество детей и родителей).
Оборудование: книга 1 для развития детей 4-5 лет "Дружная семья" (по количеству детей); выставка семейных фотографий " Я и моя семья"; плакаты с пословицами и поговорками о семье; фломастеры, веник, мягкая игрушка, мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран), презентация к НОД.
Предварительная работа
Речевое развитие
Чтение и восприятие художественной литературы: русская народная сказка "Братец Иванушка и сестрица Аленушка", рассказы Л. Корсунской "Семья", Э. Шима "Брат и младшая сестра", Е. Пермяка "Первая рыбка", К. Д. Ушинского "Брат и сестра".
Чтение и заучивание наизусть стихотворений, потешек по теме.
Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
Беседы на темы "Моя семья", "Как я помогаю маме (или другим членам семьи)", Как мы отмечаем в семье дни рождения" ; «Мамина помощница»; «Мой папа - мастер»; «А я с бабушкой дружу»; «Дедушкины рассказы» и др.
Игровая деятельность
Пальчиковая игра "Семья".
Сюжетно-ролевые игры "Дочки-матери", "Семья".
Словесные игры "Назови свою фамилию", "Назови всех членов семьи", "Старше - моложе" и др.
Художественно-эстетическое развитие
Музыкальная деятельность
Пение: "К нам гости пришли" (муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен), "Самая хорошая" (муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой).
Музыкальные движения: хороводная игра под песню "По малину в сад пойдем" (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).
Художественное творчество
Оформление страницы Альбома "Наша дружная семья".
Рисование детьми на тему "Моя семья".
Физическое развитие
Русские народные подвижные игры " У дедушки Трифона", "Как у бабушки Ларисы".
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех вместе и приглашаю в круг. Давайте за руки возьмемся, передадим друг другу наши улыбки, тепло и порадуемся друг другу, как в настоящей семье, в которой живут родные и близкие люди. (Дети садятся на стульчики.)
Присоединение к теме.
Воспитатель. Предлагаю вам отгадать загадку.
Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться-
Только пыль вокруг клубится.
Дети. Веник!
Воспитатель. Правильно, дети, - это веник. (Берет в руки веник и прутик от веника.) Мы все знаем, для чего веник используется в домашнем хозяйстве. Но сегодня он нам интересен совсем другим своим качеством. Давайте попробуем согнуть веник. (Трое-четверо желающих пытаются согнуть веник.)
А теперь попробуйте согнуть отдельный прутик. (Предлагает одному из детей. Ребенок пробует, прутик ломается.)
И что же мы видим, ребята?
Отдельный прутик сломать оказалось очень легко, а веник мы даже согнуть не смогли.
О чем это говорит? (Дети высказываются, воспитатель обобщает их ответы.)
Один прутик слаб, у него нет ни поддержки, ни защиты. А много прутьев, когда они вместе да еще в одной прочной связке, как по волшебству, становятся очень сильными, и их никому не сломать.
Чем-то этот простой веник напоминает большую дружную семью, где все друг друга любят, уважают, поддерживают, помогают, заботятся, защищают. И такой семье не страшны никакие трудности и испытания.
Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Семья» на основе прочитанных произведений и личного опыта детей.
Воспитатель показывает детям книгу – русскую народную сказку «Братец Иванушка и Сестрица Аленушка».
-Вы, конечно же, узнали это произведение. Назовите его. (Дети отвечают.)
-Давайте поразмышляем с вами о поступках героев этой сказки-Аленушки и Иванушки, о том, как сестра и брат помогают друг другу в трудных ситуациях.
Вопросы детям.
1.Как старшая сестра заботилась о младшем брате?
2.Как братец спас свою сестру?
3.Что помогло сестрице Аленушке и братцу Иванушке преодолеть все беды и остаться неразлучными?
4.Чему нас учит эта сказка, и что в ней является главным?
Воспитатель обобщает ответы детей:
«Главным в сказке является любовь и преданность сестры и брата, которые помогают друг другу преодолеть жизненные испытания».
Воспитатель. Аленушка и Иванушка нам очень нравятся, потому что они добрые, заботливые, сильные и смелые, не боятся трудностей.
Но нам все равно их жаль, ведь у них нет родителей, они сироты. Но, к большому счастью, во многих - многих семьях у детей есть и мамы, и папы, и даже бабушки и дедушки.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Семья» с помощью наших пальчиков.
Дети играют в пальчиковую игру «Семья». Проговаривая текст, выполняют соответствующие движения пальцами.
Воспитатель. Ребята, вы знаете семью, в которой у одного дедушки было целых семеро детей? Как зовут этого деда? А как называется игра? (Дети отвечают.) Давайте поиграем в эту веселую игру!
Дети становятся в круг и играют в русскую народную игру « У дедушки Трифона».
Ресурсный круг «Моя фамилия».
Воспитатель. Ребята, давайте вместе вспомним рассказ о семье, в которой у всех ее членов была одна и та же фамилия. Какая? (Дети отвечают.)
Как ответила мама на вопрос дочки Лены «Почему у нас у всех одна и та же фамилия?» (Дети высказываются.)
Воспитатель обобщает: «Мама ответила: «Мы - семья, и у нас у всех одна фамилия».
Воспитатель предлагает детям поиграть, организовывает ресурсный круг «Моя фамилия» (активная форма обучения).
Дети и воспитатель сидят в кругу, в руках у воспитателя предмет (мягкая игрушка, флажок и т.д.). Воспитатель называет свою фамилию, передает предмет ребенку, сидящему слева от себя. Дети по очереди называют свои фамилии. В конце воспитатель обобщает ответы детей, подводит итог ресурсного круга.
Воспитатель. Дружные семьи отличаются тем, что они дружат не только внутри семьи, между собой, но и поддерживают хорошие отношения с соседями и другими окружающими их людьми.
Ребята, а вы знаете своих соседей по дому? (Ответы детей.)
Я уверена, вы не только знаете своих соседей, но и дружите с ними, ходите друг другу в гости.
Мы с вами разучили хороводную песню, в которой есть замечательные строки: «Как малины наберем, пирогов мы напечем, всех соседей позовем». Давайте споем ее.
Дети исполняют хороводную песню «По малину в сад пойдем» (муз. А.Филиппенко, сл.Т.Волгиной).
Воспитатель. - Ребята, вспомните, пожалуйста, у кого еще была большая семья, тоже семеро детей, как у дедушки Трифона? (Ответы детей).
Правильно, у тети Зины из рассказа «Семеро по лавкам», и все девочки.
-Чем вам понравилась эта необычная семья? (Ответы детей.)
Да, это очень дружная семья, в ней все заботятся друг о друге.
Воспитатель. Ребята, ваши товарищи разучили стихи о семье, о членах семьи, о том, как они заботятся друг друге. Послушаем их.
Дети читают стихи: В.Белов «Веселая забота», Е.Трутнева «Наша бабушка», Е.Благинина «Бабушка-забота», Р.Гамзатов «Мой дедушка», И.Бунин «Матушка», А.Плещеев «Внучка».
Воспитатель. Молодцы, ребята! Спасибо! А впереди у нас игра! Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?».
Работа в паре «Дружная семья».
Воспитатель. Ребята, сейчас вам предстоит выполнить задание. Внимательно послушайте, что и в какой последовательности нужно будет сделать. Я предлагаю вам выполнить задание сначала самостоятельно, а потом в паре.
Индивидуальная работа
Внимательно рассмотрите иллюстрации. Выберите те из них, на которых изображена дружная семья. Отметьте их знаком «+».
Работа в паре
Сравните свой выбор с выбором соседа, обоснуйте свой выбор, постарайтесь прийти к совместному решению. Отметьте знаком «+» иллюстрации, которые вы выбрали вместе.
Обсуждение в группе. Экспертная оценка.
Воспитатель:
-предлагает одной из пар по желанию показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение;
-выявляет тех, кто согласен с данным решением (например, поднятием рук);
-дает экспертную оценку: показывает карточку с правильным ответом и обосновывает его;
-обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались.
Заключительный этап.
Воспитатель. Ребята, понравилось вам работать в паре? Что понравилось? А что показалось трудным? Что вы поняли, рассматривая эти иллюстрации и выполняя задание по ним?
Воспитатель обобщает ответы детей, подводит к выводу о том, что в дружной семье все стремятся чаще быть вместе, потому что здесь каждый окружен вниманием и заботой.
Воспитатель. Дорогие ребята! Наша сегодняшняя встреча подходит к концу. Я хочу вас всех поблагодарить за хорошую слаженную работу. Сегодня мы говорили о семье, - о самом главном, самом дорогом, что есть у человека. Во все времена, семья занимала и занимает очень важное место в жизни каждого человека, поэтому неслучайно много пословиц и поговорок о ней. Давайте вспомним некоторые из них.
«Вся семья вместе, так и душа на месте».
«Не нужен клад, когда в семье мир да лад».
«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия с детьми средней группы с нарушениями зрения по развитию зрительного восприятия Тема: «Зима»
Занятие позволяет стимулировать зрительно-познавательную активность детей, расширять знания по даннй теме, способствует развитию мелой моторики....
Конспект итогового занятия с детьми подготовительной группы "Играем в школу"
Цель:Развивать лексико-грамматический строй речи детей по теме: «Школа»Закреплять умение детей согласовывать существительные с числительными;Закреплять умение производить фонематический анализ и...
Конспект открытого занятия для воспитателей средних групп ДОУ по ФЭМП и физической культуре «В гостях у клоунов» (средняя группа № 6 д/с № 35)
Конспект открытого занятиядля воспитателей средних групп ДОУ по ФЭМП и физической культуре «В гостях у клоунов» (средняя группа № 6 д/с № 35) Тип занятия: интегрированное занятие по ...
Логопедическое занятие с детьми средней группы "Алёнушка и лиса"
Задачи:Коррекционно- образовательные:– актуализация и развитие лексического запаса по лексической теме «Осень»;– закрепление зрительных образов гласных звуков А, У, О;– развитие умения выделять первый...
Коррекционно-развивающее занятие "Сквозь слезы солнышка не видно" с детьми средней группы
содействовать развитию у детей эмоционально – ценностного отношения к себе, развивать уверенность в себе, развивать умение находить выходы из разных ситуаций, учитывая чувства ...
Конспект Непрерывной - образовательной деятельности с детьми средней группы по изобразительной деятельности в соответствии с технологией метода «Ситуация»
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение д/с №47Колпинск...
Конспект Родительского собрания в средней группе для детей с Тяжелыми Нарушениями речи . Тема: «Итоги воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы ТНР»
Подвести итоги образовательно-коррекционно-воспитательной работы за учебный год....