Конспект НОД в форме итогового занятия с детьми средней группы 4-5 лет по программе "Социокультурные истоки" на тему "Дружная семья".
план-конспект

Первоначальное освоение детьми социокультурных категорий "Семья", "Домашний очаг", раскрытие содержания социокультурных понятий:семья, родной очаг, родные люди, взаимное уважение, забота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

непосредственно-образовательной деятельности в форме итогового занятия с детьми средней группы (4-5 лет) по программе "Социокультурные истоки"

на тему

"ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ"

Итоговое занятие №1, сентябрь.

Проводится на основе книги 1 для развития детей 4-5 лет "Дружная семья".

Тема осваиваемой социокультурной категории (в соответствии с содержанием курса пропедевтики "Истоки"): "Родной очаг".

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: первоначальное прочувственное освоение детьми социокультурных категорий "Семья", "Домашний очаг".

Задачи

Образовательные:

-формировать у детей и родителей отношения к семье, как одной из главных социокультурных ценностей;

-раскрыть для детей содержание социокультурных понятий: семья, родной дом, родные люди, любовь, взаимное уважение, внимание, забота, поддержка и др.

Развивающие:

-мотивация к общению со сверстниками и педагогом;

-коммуникативные умения (умения слушать друг друга, договариваться, приходить к согласию);

-навыки речевого взаимодействия (отвечать на вопросы, высказывать свое мнение);

-управленческие способности (осуществлять выбор, проявлять активность в достижении положительных результатов).

Воспитательные:

воспитывать в детях любовь и уважение к близким людям, желание о них заботиться, оказывать посильную помощь, радовать хорошими поступками.

Виды образовательной деятельности: восприятие художественной литературы,  коммуникативная,  речевая,  игровая,  познавательная, музыкально-художественная, двигательная.

Формы реализации детских видов деятельности:

-беседа с детьми на основе прочитанных произведений и личного опыта детей (работа в круге);

-разговор в ресурсном круге;

-чтение детьми наизусть стихотворений, потешек;

-создание игровой ситуации;

-игра (пальчиковые, русские народные);

-пение песен (хороводных, авторских);

-оформление страницы Альбома "Наша дружная семья" (совместное художественное творчество детей и родителей).

Оборудование: книга 1 для развития детей 4-5 лет "Дружная семья" (по количеству детей); выставка семейных фотографий " Я и моя семья"; плакаты с пословицами и поговорками о семье; фломастеры, веник, мягкая игрушка, мультимедийный  комплекс (компьютер, проектор, экран), презентация к НОД.

Предварительная работа

Речевое развитие

Чтение и восприятие художественной литературы: русская народная сказка "Братец Иванушка и сестрица Аленушка", рассказы Л. Корсунской "Семья", Э. Шима "Брат и младшая сестра", Е. Пермяка "Первая рыбка", К. Д. Ушинского "Брат и сестра".

Чтение и заучивание наизусть стихотворений, потешек по теме.

Знакомство с пословицами и поговорками о семье.

Беседы на темы "Моя семья", "Как я помогаю маме (или другим членам семьи)", Как мы отмечаем в семье дни рождения" ; «Мамина помощница»; «Мой папа - мастер»; «А я с бабушкой дружу»; «Дедушкины рассказы» и др.

Игровая деятельность

Пальчиковая игра "Семья".

Сюжетно-ролевые игры "Дочки-матери", "Семья".

Словесные игры "Назови свою фамилию", "Назови всех членов семьи", "Старше - моложе" и др.

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальная деятельность

Пение: "К нам гости пришли" (муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен), "Самая хорошая" (муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой).

Музыкальные движения: хороводная игра под песню "По малину в сад пойдем" (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).

Художественное творчество

Оформление страницы Альбома "Наша дружная семья".

Рисование детьми на тему "Моя семья".

Физическое развитие

Русские народные подвижные игры " У дедушки Трифона", "Как у бабушки Ларисы".

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационный момент.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех вместе и приглашаю в круг. Давайте  за руки возьмемся, передадим друг другу наши улыбки, тепло и порадуемся друг другу, как в настоящей семье, в которой живут родные и близкие люди.  (Дети садятся на стульчики.)

Присоединение к теме.

Воспитатель. Предлагаю вам отгадать загадку.

Много дружных ребят

На одном столбе сидят.

Как начнут они резвиться-

Только пыль вокруг клубится.

Дети. Веник!

Воспитатель. Правильно, дети, - это веник. (Берет в руки веник и прутик от веника.) Мы все знаем, для чего веник используется в домашнем хозяйстве. Но сегодня он нам интересен совсем другим своим качеством. Давайте попробуем согнуть веник. (Трое-четверо желающих пытаются согнуть веник.)

А теперь попробуйте согнуть отдельный прутик. (Предлагает одному из детей. Ребенок пробует, прутик ломается.)

И что же мы видим, ребята?

Отдельный прутик сломать оказалось очень легко, а веник мы даже согнуть не смогли.

О чем это говорит? (Дети высказываются, воспитатель обобщает их ответы.)

Один прутик слаб, у него нет ни поддержки, ни защиты. А много прутьев, когда они вместе да еще в одной прочной связке, как по волшебству, становятся очень сильными, и их никому не сломать.

Чем-то этот простой веник напоминает большую дружную семью, где все друг друга  любят, уважают, поддерживают, помогают, заботятся, защищают. И такой семье не страшны никакие трудности и испытания.

Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Семья» на основе прочитанных произведений и личного опыта детей.

Воспитатель показывает детям книгу – русскую народную сказку «Братец Иванушка и Сестрица Аленушка».

-Вы, конечно же, узнали это произведение. Назовите  его. (Дети отвечают.)

-Давайте поразмышляем с вами о поступках героев  этой сказки-Аленушки и Иванушки, о том, как сестра и брат помогают друг другу в трудных ситуациях.

Вопросы детям.

1.Как старшая сестра заботилась о младшем брате?

2.Как братец спас свою сестру?

3.Что помогло сестрице Аленушке и братцу Иванушке преодолеть все беды и остаться неразлучными?

4.Чему нас учит эта сказка, и что в ней является главным?

Воспитатель обобщает ответы детей:

«Главным в сказке является любовь и преданность сестры и брата, которые помогают друг другу преодолеть жизненные испытания».

Воспитатель. Аленушка и Иванушка нам очень нравятся, потому что они добрые, заботливые, сильные и смелые, не боятся трудностей.

Но нам все равно их жаль, ведь у них нет родителей, они сироты. Но, к большому счастью, во многих - многих семьях у детей есть и мамы, и папы, и даже бабушки и дедушки.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Семья» с помощью наших пальчиков.

Дети играют в пальчиковую игру «Семья». Проговаривая текст, выполняют соответствующие движения пальцами.

Воспитатель. Ребята, вы знаете семью, в которой у одного дедушки было целых семеро детей? Как зовут этого деда? А как называется игра? (Дети отвечают.) Давайте поиграем в эту веселую игру!

 Дети становятся в круг и играют в русскую народную игру « У дедушки Трифона».

Ресурсный круг «Моя фамилия».

Воспитатель. Ребята, давайте вместе вспомним рассказ о семье, в которой у всех ее членов была одна и та же фамилия. Какая? (Дети отвечают.)

Как ответила мама на вопрос дочки Лены «Почему у нас у всех одна и та же фамилия?» (Дети высказываются.)

Воспитатель обобщает: «Мама ответила: «Мы - семья, и у нас у всех одна фамилия».

Воспитатель предлагает детям поиграть, организовывает ресурсный круг «Моя фамилия» (активная форма обучения).

Дети и воспитатель сидят в кругу, в руках у воспитателя предмет (мягкая игрушка, флажок и т.д.). Воспитатель называет свою фамилию, передает предмет ребенку, сидящему слева от себя. Дети по очереди называют свои фамилии. В конце воспитатель обобщает ответы детей, подводит итог ресурсного круга.

Воспитатель. Дружные семьи отличаются тем, что они дружат не только внутри семьи, между собой,  но и поддерживают хорошие отношения с соседями и другими окружающими их людьми.

Ребята, а вы знаете своих соседей по дому? (Ответы детей.)

Я уверена, вы не только знаете своих соседей, но и дружите с ними, ходите друг другу в гости.

Мы с вами разучили хороводную песню, в которой есть замечательные строки: «Как малины наберем, пирогов мы напечем, всех соседей позовем». Давайте споем ее.

Дети исполняют хороводную песню «По малину в сад пойдем» (муз. А.Филиппенко, сл.Т.Волгиной).

Воспитатель. - Ребята, вспомните, пожалуйста, у кого еще была большая семья, тоже семеро детей, как у дедушки Трифона? (Ответы детей).

Правильно, у тети Зины из рассказа «Семеро по лавкам», и все девочки.

-Чем вам понравилась эта необычная семья? (Ответы детей.)

Да, это очень дружная семья, в ней все заботятся друг о друге.

Воспитатель. Ребята, ваши товарищи разучили стихи о семье, о членах семьи, о том, как они заботятся друг друге. Послушаем их.

Дети читают стихи: В.Белов «Веселая забота», Е.Трутнева «Наша бабушка», Е.Благинина «Бабушка-забота», Р.Гамзатов «Мой дедушка», И.Бунин «Матушка», А.Плещеев  «Внучка».

Воспитатель. Молодцы, ребята! Спасибо! А впереди у нас игра! Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?».

Работа в паре «Дружная семья».

Воспитатель. Ребята, сейчас вам предстоит выполнить задание. Внимательно послушайте, что и в какой последовательности нужно будет сделать. Я предлагаю вам выполнить задание сначала самостоятельно, а потом в паре.

Индивидуальная работа

Внимательно рассмотрите иллюстрации. Выберите те из них, на которых изображена дружная семья. Отметьте их знаком «+».

Работа в паре

Сравните свой выбор с выбором соседа, обоснуйте свой выбор, постарайтесь прийти к совместному решению. Отметьте знаком «+» иллюстрации, которые вы выбрали вместе.

Обсуждение в группе. Экспертная оценка.

Воспитатель:

-предлагает одной из пар по желанию показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение;

-выявляет тех, кто согласен с данным решением (например, поднятием рук);

-дает экспертную оценку: показывает карточку с правильным ответом и обосновывает его;

-обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались.

Заключительный этап.

Воспитатель. Ребята, понравилось вам работать в паре? Что понравилось? А что показалось трудным? Что вы поняли, рассматривая эти иллюстрации и выполняя задание по ним?

Воспитатель обобщает ответы детей, подводит к выводу о том, что в дружной семье все стремятся чаще быть вместе, потому что здесь каждый окружен вниманием и заботой.

Воспитатель. Дорогие ребята! Наша сегодняшняя встреча подходит к концу. Я хочу вас всех поблагодарить за хорошую слаженную работу. Сегодня мы говорили о семье, - о самом главном, самом дорогом, что есть у человека. Во все времена, семья занимала и занимает очень важное место в жизни каждого человека, поэтому неслучайно много пословиц и поговорок о ней. Давайте вспомним некоторые из них.

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

«Не нужен клад, когда в семье мир да лад».

«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми средней группы с нарушениями зрения по развитию зрительного восприятия Тема: «Зима»

Занятие позволяет стимулировать зрительно-познавательную активность детей, расширять знания по даннй теме, способствует развитию мелой моторики....

Конспект итогового занятия с детьми подготовительной группы "Играем в школу"

Цель:Развивать лексико-грамматический строй речи детей по теме: «Школа»Закреплять умение детей согласовывать существительные с числительными;Закреплять умение производить фонематический анализ и...

Конспект открытого занятия для воспитателей средних групп ДОУ по ФЭМП и физической культуре «В гостях у клоунов» (средняя группа № 6 д/с № 35)

Конспект открытого занятиядля воспитателей средних групп ДОУ по ФЭМП и физической культуре «В гостях у клоунов» (средняя группа № 6 д/с № 35)   Тип занятия: интегрированное занятие по ...

Логопедическое занятие с детьми средней группы "Алёнушка и лиса"

Задачи:Коррекционно- образовательные:– актуализация и развитие лексического запаса по лексической теме «Осень»;– закрепление зрительных образов гласных звуков А, У, О;– развитие умения выделять первый...

Коррекционно-развивающее занятие "Сквозь слезы солнышка не видно" с детьми средней группы

содействовать развитию у детей эмоционально – ценностного отношения к себе, развивать  уверенность в себе, развивать умение находить выходы из разных ситуаций, учитывая  чувства ...