Конспект Родительского собрания в средней группе для детей с Тяжелыми Нарушениями речи . Тема: «Итоги воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы ТНР»
консультация

Ямалова Альфира Шавкатовна

Подвести итоги образовательно-коррекционно-воспитательной работы за учебный год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobranie_3_tnr.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: подвести итоги образовательно-коррекционно-воспитательной работы за учебный год.

Задачи: способствовать формированию коллектива группы; развитию индивидуальных особенностей детей; между родителями воспитанников, между родителями и воспитанниками.

Форма проведения: беседа, игра - тренинг.

Участники: воспитатели, родители, учитель-логопед.

Время проведения: III период, май.

Оборудование: символы, схемы, листы бумаги, цветные карандаши, карта

звукопроизношения, экран успеваемости, ноутбук, проектор.

План:

1. Приветствие.

2. Выступление учителя – логопеда Ямалова А.Ш.

- «Результаты логопедической работы за 2022/2023 учебный год»;

- «Рекомендации на летний период».

3. Игра - тренинг с родителями «Логопедическое ассорти».

4.  Индивидуальные беседы учителя - логопеда с родителями.

 Ход

1. Приветствие.

- Уважаемые родители! Вот и подошел к концу наш с вами третий период обучения и воспитания и в целом учебный год. Сейчас мы поговорим о достижениях, результатах детей, о том чему они научились за год и над чем нам еще предстоит работать. В течение года плановая работа проводилась на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях по звукопроизношению, по развитию связной речи, по развитию лексико-грамматической стороны речи. Закрепление полученных на занятиях знаний происходило при выполнении домашних заданий. К концу учебного года дети научились основам звукобуквенного анализа (выделению гласного звука  в начале слов). Усовершенствовалась связная речь детей: они научились определять последовательность событий в рассказе, составлять рассказ с опорой на план, учились отвечать полными предложениями на поставленный вопрос. В следующем году эти умения будут совершенствоваться .На занятиях дети упражнялись в правильном употреблении грамматических форм речи (словесные игры «Чего не стало?», «1, 2, 5», «Один – много», «Назови ласково» и др.). На каждом занятии проводились игры на развитие мелкой моторики рук и речедвигательные упражнения. В процессе логопедической работы проводились упражнения на развитие правильного дыхания и темпо – ритмической стороны речи.

 (Работа с мониторингом речевого развития детей. Вопросы родителей.)

В целом наблюдаются позитивные изменения в речевом развитии детей, в развитии психических процессов. Так, исчез речевой негативизм в поведении детей. Дети не боятся речевых ошибок, охотно идут на речевой контакт, активно участвуют в занятиях.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. И нам с вами, никак нельзя забывать о проблемах наших детей. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше! Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, пониматьречь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное). Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

(Учитель – логопед раздаёт «Рекомендации на летний период» родителям и знакомит их с ними. см. Приложение 1.)

- Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

2. Игра - тренинг с родителями «Логопедическое ассорти». (см. Приложение 2).

 

                                                                                                                     Приложение 1

Рекомендации на летний период.

 Упражнения для автоматизации звуков.

1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти даром: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.

2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка

СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов.

Определение количества слогов в слове. (Сколько слогов в слове «молоток»? 1?2?3? и.т.д.)

Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов

Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи.

Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам, родам (сад - сады, глаз – глаза, ухо – уши….; одна конфета – шесть конфет, гулял где? за садом; подошел к чему? к дому и т.д.)

Упражнения на умение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные

формы и т. д.):

- Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,

- Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …; воду наливают, а соль … .

- Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.

- Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.

- У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

- Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

Поиграть в словесную игру. Намеренно произнести фразу неправильно, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)

Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка.

Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.

Сочиняйте стихи, рифмы.

Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

Игра в слова: «Назови все свои игрушки», «Придумай слова, которые обозначают транспорт»,

«Назови цвета», «Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «Вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению».

Упражнения на развитие связной речи.

Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

Расспрашивайте о важных для него событиях.

Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

Упражнения для формирования связной речи.

Описание предметов, рисунков; пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений; составление предложений по заданным словам и т.д.

                                                                                                                    Приложение 2

Игра - тренинг для родителей «Логопедическое ассорти».

Цель: активизировать знания родителей по звуковой культуре речи; связной речи;

грамматическому строю языка; продолжать учить родителей применять игровые

технологии по развитию речи с детьми в домашних условиях.

 Ход:

1. Название команды, девиз. Выбор жюри.

2. Конкурс «Артикуляционная гимнастика».

(Каждой из команд необходимо сначала угадать название упражнения

артикуляционной гимнастики, а затем правильно показать предложенные

упражнения).

 1к. 2к.

 «Назови»

 - «Лягушка» - «Слоник»

 - «Кошка сердится» - «Маляр»

 - «Футбол» - «Воздушные шары»

 «Покажи»

- «Качели» - «Часики»

- «Блин» - «Вкусное варенье»

- «Чашечка» - «Грибок».

Жюри оценивает знание командами упражнений и технику выполнения.

3. Конкурс « Пословицы».

 Заменить предложение пословицей:

1 к. 1. Учись всю жизнь (Век живи, век учись);

 2. Береги время (Делу время, потехе час);

2 к. 1. Не торопись, делай все аккуратно (Поспешишь, людей насмешишь);

 2. Доводи начатое дело до конца (Сделал дело, - гуляй смело);

Оценивание жюри.

4. Конкурс «Блиц - опрос».

 Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1 команда.

1. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)

2. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).

3. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой

аппарат).

4. Сколько лап у двух котов? (восемь).

5. Сколько звуков в слове — деньги (пять).

6. Самое умное живое существо на планете (человек).

7. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).

8. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий).

9. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).

10. Кто собирает яблоки спиной? (еж).

11. Назовите всегда твердые звуки? (ш, ж, ц)

12. Самый короткий месяц в году? (Февраль);

13. Ан – это закрытый или открытый слог (закрытый);

14. Разговор 2-х лиц (диалог);

15. Человек не унывающий, всегда верит в хороший исход (Оптимист);

16. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).

17. Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и говорим, а букву мы пишем и читаем).

2 команда.

 1. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).

 2. Дайте характеристику звука «Ш» (согласный, глухой, всегда твердый).

3. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).

4. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).

5. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).

6. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й)..

7. Сколько рогов у четырех коров? (восемь).

8. Средство общения (язык);

9. Назовите слово из четырех слогов (велосипед).

10. Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание)

11. Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)

12. Сколько звуков в слове — деньги (пять) .

14. Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)

15. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково

16. Придумайте слово, в котором звуков больше, чем букв (юла).

17. В русском языке больше гласных звуков или согласных? (согласных).

Жюри оценивает правильность ответов.

5. Конкурс «Добавлялки».

Задание: команды должны продолжить чистоговорку.

1 команда.

• Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора).

• Ло – ло – ло — греет …. (солнышко тепло).

• Ры – ры – ры — летят… (синие шары).

• Ор – ор – ор — спеет…. (красный помидор).

• Ши – ши – ши — гуляют (наши малыши).

2 команда.

• За – за – за — в поле… (бегает коза).

• Ла – ла – ла — на пути ….(у нас скала).

• Ор – ор – ор —. острый …. (топор).

• Лы – лы – лы — наши девочки… (милы).

• Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы).

По окончанию упражнения жюри подводит итоги.

6.Конкурс «Конкурс скороговорок».

Участвуют по одному человеку от каждой команды. Задания предлагаются на выбор (

участники поочереди достают из мешочка задания).

Задание: Участники поочередно проговаривают скороговорки с заданной интонацией.

Другая команда должна быстро отгадать интонацию.

От топота копыт пыль по полю летит. (радостно)

Наша серая кошка сидела на крыше, А ваша серая кошка сидела выше. (грустно)

Валерий кавалерию раскрасил акварелью. Карьером кавалерия скачет у

Валерия. (удивленно)

Добры бобры идут в боры, Идут бобры в сыры боры, Идут бобры в дворы

стары. (раздраженно)

Три сороки — тараторки тараторили на горке. (слезно)

Тимошка крошит в окрошку крошки. (смеясь)

Оцениваются: - правильность показа; - артистичность; - правильность ответов.

 7. Конкурс «Пантомима».

(С помощью мимики, жестов участникам необходимо показать сказочного героя).

На столиках разложены карточки с именами сказочных персонажей. Участники по

очереди с помощью мимики и жестов изображают персонажей. Выигрывает тот, кто наиболее удачно покажет персонажа, а команда соперников правильно назовут его при наименьшем количестве попыток. (Карлсон, Баба-яга, Золушка, Буратино, Кощей, Дед мороз, Дюймовочка, Крокодил Гена, Золотая рыбка и др.).

Подведение итогов жюри.

Награждение.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 "Звездочка" г. Дюртюли

Конспект

Родительского собрания в средней группе для детей с Тяжелыми Нарушениями речи .

Тема:

«Итоги воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы ТНР»

Подготовила и провела:

Учитель-логопед

Ямалова Альфира Шавкатовна

2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"

Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...

1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.

Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать»,  было проведено 28.03.2012 для городског...

Конспект родительского собрания в средней группе на тему «Я говорю, играю, или Как развивать речь ребёнка»

Данныйконспект родительскогособрания направлен на повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста....

Перспективно-тематический план НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Перспективно-тематический план непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Вода на Земле»

Конспект  логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Вода на Земле»Цель: развитие связной речи...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте  на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...