Рабочая программа театральной студии "Школьный театр "Петрушка"
рабочая программа на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do_petrushka.doc | 457 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ставровская средняя общеобразовательная школа
Собинского района Владимирской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Ставровской средней общеобразовательной школы Собинского района ______________ Никишиной Л.А.
Рекомендовано
Рабочей группой по введению ФГОС
протокол №___
от «____» _________ 20___года
Приказ № ____ от «___» ____20___г
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
студии
Школьный театр «Петрушка»
( общекультурное направление)
Срок реализации программы: 4 года
Программа рассчитана на детей 7-11 лет
Автор: Ливаева О.Ю., зам директора по УВР, учитель МХК
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы .
При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе, детском саду, также программа»Театр-творчество-дети» Колесниковой И.В.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного направления.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Цель образовательной программы – эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Задачи:
- Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.
- Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.
- Формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному обогащению.
- Развитие творческих способностей.
Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят кукольный театр. Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему ребята так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли.
Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Начинать занятия кукольного театра целесообразнее в начальной школе. Младшие школьники, играя или выступая перед публикой, в отличие от учеников 5 – 11 классов, почти никогда не думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие. В начальной школе ещё не сложились определённые стереотипы отношений детей со сверстниками и взрослыми, имеющие место в более старшем возрасте. В 5 – 7 классах появляются малоприятные слова «всегда» и «никогда» («Он всегда такой рассеянный!», «У меня никогда так не получится!» и пр.) Такие негативные реакции по отношению к себе и к другим людям, как правило, отсутствуют у школьников 7 – 10 лет, и театральные занятия помогают предотвратить их и в будущем. Поэтому так важно, начиная с первого класса, приобщать маленького человека к театру, в том числе и кукольному.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы- как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Цель занятий в театре кукол: развитие творческих способностей детей средствами
кукольного театрального искусства.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- реализация творческого потенциала личности младшего школьника;
- знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра);
- систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;
- развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
- обогащение эмоционально-образной сферы школьников;
- формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;
- формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
- развитие коммуникативной культуры детей.
В основу курса положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли, от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций, например, с использованием кукол-марионеток, а также театра «люди-куклы». Таким образом ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.
- построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие. Но творческий итог должен быть.
- взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии кукольного театра. Работа над спектаклем (кукловождение, работа над выразительностью речи, характерами героев, выступления перед зрителями и пр.) способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.
- построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.
- построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического. Игнорирование той или иной составляющей в процессе обучения ведёт к деформации всей органики развития личности ребёнка.
- использование кукол разных систем: рисованных кукол (театр на фланелеграфе), перчаточных, тростевых, кукол-марионеток, «кукол»-людей. «Актёры» и «актрисы» в кукольном театре должны быть яркими, лёгкими и доступными в управлении. Совершенно не обязательно пользоваться готовыми куклами, можно изготовить их своими руками, привлечь к выполнению этой работы детей и их родителей.
- создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:
- обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные
отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;
- переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении
насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;
- технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных
и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;
- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;
- насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными
стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности,
положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения;
- создание художественной среды. Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Художественная среда в кукольном театре это:
- помещение, где красиво и уютно, где стены в меру украшены панно, картинами, где находятся декорации, ширма, выставлены куклы;
- музыкальное оформление занятий, пьес. Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Дети очень любят, когда куклы поют, танцуют. Выбор песен, музыки определяется содержанием спектакля. Звучание инструментов за ширмой должно соответствовать действию, происходящему на ширме.
- подбор репертуара. Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами
и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др.
Программа «Школьный театр Петрушка» предназначена для детей младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения:
первый год обучения – учащиеся первого класса;
второй год обучения – учащиеся второго класса;
третий год обучения - учащиеся третьего класса;
четвёртый год обучения – учащиеся четвёртого класса.
Участниками группы являются учениками одной параллели.
Количество учебных часов в неделю – 1час, в год- 34 часа.
Этапы работы кукольного театра
1 год обучения
Азы сценического мастерства (движения кукол, особенности речи, характера героя). Работа над небольшими по объёму спектаклями. Работа с театром картинок и перчаточными куклами. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
2 год обучения
Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Работа с перчаточными. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
3 год обучения
Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами и куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
4 год обучения
Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой, куклой-марионеткой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами, куклами-марионетками . Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
Ожидаемые результаты:
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов ( 1 год ) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов ( 2-3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов ( 4 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
К концу обучения в кукольном театре учащиеся получат возможность:
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю. |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
|
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального искусства красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения. | - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания. |
Формы подведения итогов занятий младших школьников в кукольном театре:
- выступления перед зрителями в школе и детских садах;
- участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
на тему | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Особенности театральной терминологии | 2 | 1 | 1 |
2 | Устройство ширмы и декорации | 4 | 1 | 3 |
3 | Виды кукол и способы управления ими | 4 | 1 | 3 |
4 | Кукольный театр на фланелеграфе | 4 | 1 | 3 |
5 | Особенности работы кукловода | 4 | 1 | 3 |
6 | Посещение театра кукол .Обсуждение спектакля (зарисовки) | 2 | 1 | 1 |
7 | Речевая гимнастика | 4 | 1 | 3 |
8 | Выбор пьесы и работа над ней | 7 | 1 | 6 |
9 | Генеральная репетиция. Спектакль | 3 | 3 | |
Всего | 34 | 8 | 26 |
Содержание 1 этапа
1. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии
Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2. Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
3. Виды кукол и способы управления ими
Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
4. Кукольный театр на фланелеграфе
Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.
Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. Работа над спектаклем.
5.Особенности работы кукловода
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.
Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.
6. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)
Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре.
Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.
7. Речевая гимнастика
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..
8. Выбор пьесы
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
7. Генеральная репетиция. Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров.
Календарно- тематическое планирование
1 год
№ | Тема занятия | Содержание | Количество часов | ||
Вид деятельности, | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. Особенности театральной терминологии | Знакомство детей с историей кукольного театра в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности театральной терминологии. Беседа о разновидностях кукол: 1.-перчаточная кукла и ее виды 2.-тростевая кукла - эффектнее перчаточной, её руки длиннее и сгибаются в локте.. 3- марионетка- кукла, управляемая с помощью нити. 4-большая напольная кукла. Знакомство с основными театральными терминами: - антракт- промежуток между действиями спектакля. - бутафория – предметы и украшения, имитирующие подлинные. - декорации ( от латин.- украшение)- худ.оформление действия на ширме. - мизансцена – определённое расположение декораций, предметов и действующих лиц на сцене в отдельные моменты спектакля. - монолог- речь одного лица. - папье-маше- способ изготовления кукол с помощью пластилиновой формы, оклеивоемой бумагой. - реквизит- вещи и предметы, используемые по ходу действия спектакля. - репертуар- спектакли, идущие в определённый промежуток времени. - ширма- сцена кукольного театра. Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке. | Игровая познавательная | 0,5 | 0,5 |
2 | Особенности театра «Петрушка» | Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Техника безопасности. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Просмотр видио фрагмента и его последующий анализ. | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | 0,5 | 0,5 |
3-4 | Устройство ширмы и декорации | Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. Первичные навыки работы с ширмой. д.). | Трудовая Игровая познавательная | 1 | 1 |
5 | Речевая и пальчиковая гимнастика. | Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. Речевая и пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику. | Игровая познавательная | 1 | |
6 | Изготовление декораций | Выбор спектакля. Изготовление плоских декораций и героев сказки ( по выбору учащихся) | Игровая Познавательная трудовая | 1 | |
7 | Кукольный театр на фланелеграфе | Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе. | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | 1 | |
8 | Работа с куклами- картинками | Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. “Превращении и перевоплощении” главное явлении театрального искусства. | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | 1 | |
9 | Речевая гимнастика | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем. | Игровая Познавательная | 1 | |
10 | Спектакль | Показ спектакля учащимся 1 классов . анализ. | Художественнее творчество, социальное творчество | 1 | |
11 | Пальчиковый театр | Виды кукол и способы управления ими. Расширение знаний о видах кукол- пальчиковые куклы. Отбор спектакля. Голосовые модуляции Практическая работа: Развитие умения кукловождения. | Игровая Познавательная | 1 | |
12 | Изготовление пальчиковых кукол и декораций | Изготовление пальчиковых кукол и декораций для спектакля | Трудовая Игровая Познавательная | 1 | |
13 | Работа над спектаклем | Работа над спектаклем. Распределение ролей. Речевая гимнастика | Игровая Познавательная Худ-ое творчество | 1 | |
14 | Работа над спектаклем | Работа над спектаклем. Артикуляция. | Игровая Познавательная Худ-ое творчество | 1 | |
15 | Движение куклы по передней стенке ширмы | Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. | Игровая Познавательная | 1 | |
16 | Движение куклы в глубине ширмы | Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. | Игровая Познавательная Худ-ое творчество | 1 | |
17 | Отработка навыков движения куклы. | Худ-ое творчество | 1 | ||
18 | Психологическая готовность актера | Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | 0,5 | 0,5 |
19 | Работа над спектаклем. | Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. | Игровая Познавательная Худ-ое творчество | 1 | |
20 | Генеральная репетиция спектакля | Генеральная репетиция. Разбор спектакля | Худ-ое творчество | 1 | |
21 | Спектакль | Показ спектакля учащимся 1-2 классов. Анализ. | Художественнее творчество, социальное творчество | 1 | |
2223 | Посещение театра кукол Обсуждение спектакля (зарисовки) | Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре. Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу. Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж. | Досугово- развлекательная, проблемно-ценностное общение | 1 | 1 |
24 | Особенности работы кукловода | Понятие о разнообразии движений различных частей куклы перчатки. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий Выбор пьесы. | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | 1 | |
25 | Пробы ролей | Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Речевая гимнастика . Работа со скороговорками. | Игровая Познавательная | 1 | |
26 | Сценическая речь | Отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж.. | Игровая Познавательная | 1 | |
27 | Актерское мастерство | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | 1 | |
28 | Изготовление декораций | Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, декараций, подбор музыкального оформления. | Трудовая Игровая Познавательная | 1 | |
29 | Соединение словесного и физического действия | Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | 1 | |
30 | Работа над спектаклем | Работа над спектаклем. Репетиция | Игровая Познавательная Худ-ое творчество | 1 | |
31 | Работа над спектаклем | Работа над спектаклем. Репетиция | Игровая Познавательная Худ-ое творчество | 1 | |
32 | Работа над спектаклем | Работа над спектаклем. Репетиция | Игровая Познавательная Худ-ое творчество | 1 | |
33 | Генеральная репетиция | Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции. | Игровая Проблемно-ценностное общение Худ-ое творчество трудовая | 1 | |
34 | Спектакль | Организация и проведение спектакля учащимся начальных классов; Показ спектакля. Анализ спектакля. | Художественнее творчество, социальное творчество | 1 | |
Всего | 34 | 8 | 26 |
Результаты 1 года обучения
1 уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - о способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
- о декорациях к спектаклю; |
Уметь |
-соблюдать правила игры и дисциплину; | - Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий . - высказывать своё предположение (версию) - работать по предложенному учителем плану. - отличать верно выполненное задание от неверного.
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
|
Применять |
|
2 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
на тему | теория | практика | ||
1 | Азбука театра | 2 | 1 | 1 |
2 | Виды кукол и способы управления ими | 2 | 1 | 1 |
3 | Секреты сценического мастерства | 5 | 1 | 4 |
4 | Театр Петрушек | 5 | 1 | 4 |
5 | Выбор пьесы и работа над ней | 10 | 1 | 9 |
6 | Особенности изготовления кукол | 5 | 1 | 4 |
7 | Изготовление декораций и бутафории | 2 | 2 | |
8 | Генеральная репетиция. Спектакль. | 3 | 1 | 2 |
Всего | 34 | 7 | 27 |
Содержание 2 этапа
- Азбука театра.
Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление декораций. Сцена. Зрители.
Практическая работа: Театральный словарь - работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж.
- Виды кукол и способы управления ими.
Расширение знаний о видах кукол.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
Развитие умения кукловождения.
- Секреты сценического мастерства.
Роль. Озвучивание пьесы. Музыкальное оформление спектакля.
Практическая работа:
Этюдный тренаж.
- Театр Петрушек.
Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке.
Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.
- Выбор пьесы и работа над ней.
Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.
Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация.
6. Особенности изготовления кукол
Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы. Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.
Практическая работа: изготовление различных кукол
7. Изготовление декораций и бутафории
Практическая работа: Изготовление декораций и бутафории
8. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.
Практическая работа: Выступление перед зрителями.
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения
№ | Тема занятия | Содержание | Количество часов | ||
Вид деятельности, | теория | практика | |||
1 | Азбука театра. | Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление декораций. Сцена. Зрители. | Игровая Познавательная | 1 | |
2 | Театральный словарь | Работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж. | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | 1 | |
3-4 | Виды кукол и способы управления ими. | Расширение знаний о видах кукол. Отработка техники движений куклы на руке. Развитие умения кукловождения. | Трудовая Игровая познавательная | 1 | 1 |
5 | Выбор пьесы и работа над ней. | Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. Импровизация. | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | 0.5 | 0.5 |
6 | Работа над пьесой | Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. | Игровая Познавательная трудовая | 1 | |
7 | Работа над пьесой | Репетиции. Отработка чтения каждой роли. | Игровая Познавательная трудовая | 1 | |
8 | Секреты сценического мастерства. | Роль. Озвучивание пьесы.
| Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | 1 | |
9 | Работа над пьесой | Репетиции. | Игровая Познавательная трудовая | 1 | |
10 | Секреты сценического мастерства. | Музыкальное оформление спектакля. Этюдный тренаж. | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | 0.5 | 0.5 |
11 | Работа над пьесой | Репетиции. | Игровая Познавательная Трудовая | 1 | |
12 | Изготовление декораций и бутафории
| Изготовление декораций и бутафории к спектаклю | Трудовая Игровая Познавательная Художественнее творчество | 1 | |
13-14 | Показ спектакля | Генеральная репетиция. Показ спектакля. Анализ | Художественнее творчество, социальное творчество | 1 | 1 |
15 | Театр Петрушек. | Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке. | Игровая Познавательная | 1 | |
16 | Кукловождение | Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. | Игровая Познавательная трудовая | 1 | |
17-21 | Особенности изготовления кукол | Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы. Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей. Практическая работа: изготовление различных кукол | Худ-ое творчество Игровая Познавательная трудовая | 1 | 4 |
22 | Выбор пьесы. | Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | 0.5 | 0.5 |
23 | Работа над пьесой | Репетиции. | Трудовая Игровая Познавательная | 1 | |
24 | Изготовление декораций и бутафории
| Изготовление декораций и бутафории к спектаклю | Трудовая Игровая Познавательная Художественнее творчество | 1 | |
25 | Секреты сценического мастерства. | Озвучивание пьесы. | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | 0.5 | 0.5 |
26 | Секреты сценического мастерства. | Музыкальное оформление спектакля. Репетиция | Игровая Познавательная трудовая | 1 | |
27 | Секреты сценического мастерства. | Взаимодействие актеров на сцене. Манипуляции голоса. Репетиция | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | 1 | |
28 | Работа над пьесой | Репетиции. | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | 1 | |
29 | Работа над пьесой | Репетиции. | Трудовая Игровая Познавательная | 1 | |
30 | Работа над пьесой | Репетиции. | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | 1 | |
31 | Генеральная репетиция. Показ спектакля | Генеральная репетиция. Показ спектакля. Рефлексия актеров и зрителей | Художественнее творчество, социальное творчество | 1 | |
32 | Театр Петрушек. | Расширение знаний о театре Петрушек. Этюдный тренаж. | Игровая Познавательная Худ-ое творчество | 1 | |
33 | Театр Петрушек. | Расширение знаний о театре Петрушек. Этюдный тренаж. | Игровая Познавательная трудовая | 1 | |
34 | Театр Петрушек. | Расширение знаний о театре Петрушек. Импровизация | Игровая Познавательная трудовая | 1 | |
Всего | 34 | 7 | 27 |
Результаты 2 года обучения
2 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
|
Уметь |
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - Определять и формулировать цель деятельности . - Проговаривать последовательность действий . - высказывать своё предположение (версию) - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ( под руководством учителя); - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
|
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального искусства | -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, - в игре использовать накопленные знания. |
3 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
на тему | теория | практика | ||
1 | Театр кукол | 2 | 1 | 1 |
2 | Азбука театра | 2 | 1 | 1 |
3 | Виды кукол и способы управления ими | 2 | 1 | 1 |
4 | Секреты сценического мастерства | 3 | 1 | 2 |
5 | Театр Петрушек | 2 | 1 | 1 |
6 | Выбор пьесы и работа над ней | 6 | 1 | 5 |
7 | Изготовление кукол, декораций и бутафории | 2 | 2 | |
8 | Генеральная репетиция. Спектакль. | 2 | 2 | |
9 | Театр тростевых кукол | 4 | 1 | 3 |
10 | Выбор пьесы и работа над ней | 5 | 1 | 4 |
11 | Изготовление кукол, декораций и бутафории | 2 | 2 | |
12 | Генеральная репетиция. Спектакль. | 2 | 2 | |
Всего | 34 | 8 | 26 |
Содержание 3 этапа
- Театр кукол.
Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.
Практическая работа: Этюдный тренаж.
- Азбука театра.
Актёр, режиссёр, декоратор. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат.
Практическая работа: Выпуск альбома «Все работы хороши»
- Виды кукол и способы управления ими.
Расширение знаний о видах кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
- Секреты сценического мастерства.
Роль. «Озвучивание» роли.
Практическая работа: Этюдный тренаж.
- Театр Петрушек.
Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.
Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Приёмы кукловождения. Импровизация.
- Выбор пьесы и работа над ней.
Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.
Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции.
7. Изготовление кукол, декораций и бутафории
Практическая работа: Изготовление, кукол, декораций и бутафории к спектаклю
8. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.
Практическая работа: Выступление перед зрителями.
- Театр тростевых кукол
Знакомство с тростевыми куклами. Кукловождение над ширмой. Роль декораций в постановке.
Практическая работа: Кукловождение над ширмой. Этюдный тренаж.
- Выбор пьесы и работа над ней.
Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.
Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции.
11. Изготовление кукол, декораций и бутафории
Практическая работа: Изготовление, кукол, декораций и бутафории к спектаклю
12. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.
Практическая работа: Выступление перед зрителями.
Результаты 3 года обучения
2 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
|
Уметь |
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - Определять и формулировать цель деятельности . - Проговаривать последовательность действий . - высказывать своё предположение (версию) - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ( под руководством учителя); - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
|
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального искусства | -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, - в игре использовать накопленные знания. |
4 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
на тему | теория | практика | ||
1 | Театр кукол | 1 | 1 | |
2 | Азбука театра | 2 | 1 | 1 |
3 | Кукол и управление ими | 1 | 1 | |
4 | Секреты сценического мастерства | 3 | 1 | 2 |
5 | Театр Петрушек | 1 | 1 | |
6 | Изготовление кукол, декораций и бутафории | 2 | 2 | |
7 | Пьесы - миниатюры | 4 | 4 | |
8 | Театр тростевых кукол | 2 | 1 | 1 |
9 | Изготовление кукол, декораций и бутафории | 2 | 2 | |
10 | Пьесы - миниатюры | 4 | 4 | |
11 | Театр марионеток | 4 | 1 | 3 |
12 | Изготовление кукол, декораций и бутафории | 2 | 2 | |
13 | Пьесы - миниатюры | 4 | 4 | |
14 | Генеральная репетиция. Спектакль | 2 | 2 | |
Всего | 34 | 4 | 30 |
Содержание 4 этапа
- Театр кукол.
Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.
Практическая работа: Этюдный тренаж.
- Азбука театра.
Актёр, режиссёр, декоратор. Репертуар. Бутафория. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат. Мини-пьесы.
Практическая работа: Этюдный тренаж. Изготовление театрального плаката
- Куклы и управление ими
Расширение знаний о видах кукол.
Практическая работа: Изготовление кукол. Развитие умения кукловождения.
- Секреты сценического мастерства
Роль. «Озвучивание» роли.
Практическая работа: Этюдный тренаж.
- Театр Петрушек
Расширение знаний о театре Петрушек. Импровизация. Роль декораций в постановке. Реквизит
Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.
- Изготовление кукол, декораций и бутафории
Практическая работа Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.
- Пьесы-миниатюры. Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.
Практическая работа: Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес.
- Театр тростевых кукол.
Знакомство с тростевыми куклами. Роль декораций в постановке. Импровизация
Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.
- Изготовление кукол, декораций и бутафории
Практическая работа: Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.
- Пьесы-миниатюры. Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.
Практическая работа: Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес.
- Театр марионеток.
Куклы-марионетки. Приёмы кукловождения. Ремонт и изготовление кукол. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений. Составление пьес-миниатюр и их постановка. Анализ пьес.
- Изготовление кукол, декораций и бутафории
Практическая работа: Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.
- Пьесы-миниатюры. Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.
Практическая работа: Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес
14. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.
Практическая работа: Выступление перед зрителями.
Результаты 4 года обучения
3 уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, публичного сценического выступления, взаимодействия с большими и малыми социальными группами
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю. |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию
| - работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
|
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального мискусства красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения. | - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания. |
Методическое обеспечение программы
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
- метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
- наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
- работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.
Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.
Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
- игрового самочувствия;
- от простого к сложному;
- от элементарного фантазирования к созданию образа.
Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.
Примеры театральных игр.
- «Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми мама – тёплая».
- «Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.
- «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.
Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».
Этюдный тренаж включает в себя:
- этюды (упражнения) на развитие внимания;
- этюды на развитие памяти;
- этюды на развитие воображения;
- этюды на развитие мышления;
- этюды на выражении эмоций;
- этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
- этюды на выразительность жеста;
- этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
- этюды на отработку движений кукол различных видов.
Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет. Например, при создании танцевальной характеристики Снежной Королевы у одних девочек танец получился ярче, выразительнее, менее подготовленные дети стремились им подражать, используя в своей импровизации то, что им понравилось. Такими общими усилиями рождалась танцевальная характеристика персонажа.
Для организации кукольного театра используются куклы разных систем, начиная с самых простых в управлении:
- картинки – куклы на фланелеграфе;
- куклы-Петрушки;
- тростевые куклы;
- куклы-марионетки;
В репертуар кукольного театра включены:
- инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;
- адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;
При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности ребёнка, способствующими формированию положительных черт характера школьника. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. Любой педагог имеет возможность его варьировать по своему усмотрению, опираясь при этом на интересы и возможности конкретного коллектива детей.
Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.
Техническое оснащение занятий
Занятия кукольного кружка проводятся в музыкальном зале или другом прспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:
- театр на фланелеграфе:
- куклы-картинки;
- фланелеграф;
- рисунки для мини – декораций.
- театр верховых кукол (куклы-Петрушки, тростевые куклы):
- куклы;
- театральная ширма;
- декорации к спектаклям.
- театр кукол - марионеток:
- куклы;
- театральная ширма для театра марионеток;
- декорации к спектаклям.
Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.
Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками.
Название методик. | Что отслеживается. |
«Незавершенная сказка» | Выявление развития познавательных интересов и инициативы учащегося |
(Л. В. Байбородова) | Уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности. |
2. Методика: “Коммуникабельны ли Вы”. | Сформированность коммуникативных навыков; |
3. Методика: “Самооценка эмоционального состояния”. | Эмоциональное состояние; Тревожность, спокойствие, энергичность, усталость. |
4. Методика: “Личностный рост”. | Уровень подготовленности ребенка к ценностям. Отношение к культуре |
5. Методика: “Социометрическое изучение межличностных отношений в группе”. | Сплочённость группы. |
Тест направленности личности Б. Басса | необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело» |
Используемая литература
- Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.
- Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
- Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
- Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.
- Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
- Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.
- Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
- Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.
- Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.
- Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.
Изготовление реквизита в кукольном театре. — М., 1979. Михеева Л. Н. Молодёжный любительский театр / Л. Н. Михеева. — М., 2006.
Наш школьный кукольный театр. — М., 1978.
С.А.Прибыловская. Школьный кукольный театр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа театрального кружка"Огни сцены".
В программе перечислены мероприятия запланированные на определённый период времени.Программа может служить как дополнение к любой внеурочной работе по литературе или кружка....
Рабочая программа театральной студии "Артист"
программа театральной студии, содержание, учебно-тематический план, методические рекомендации...
Рабочая программа Театрального кружка «Зодиак»
Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления: театральное искусство составлена на основе авторско-составительской программы «Зодиак»....
Рабочая программа театрального кружка "Йодоол" (Игра) для 5 класса
Рабочая программа театрального кружка "Йодоол" (Игра) для 5 класса состоит из пояснительной записки + календарно-тематического планирования на 1 полугодие. В данном учебном курсе учащиеся смогут позна...
Рабочая программа театральной студии "Актер"
Приобщение студентов к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стор...
Рабочая программа "Театральное искусство"
Программа "Театральное искусство" рассчитана на учащихся 9-х классов на 1 год обучения.Курс вычленен из программы "Мировая художественная культура". Данный курс опирается на опыт работы, нако...
Рабочая программа театральной студии "Enjoy English"
Внеурочная деятельность на ангийском языке. Рабочая программа 5-6 класс, 1 час в неделю....