Рабочая программа наставничества для одаренных детей
рабочая программа
Настоящая программа наставничества муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 21 с. Красносельского Динскогго района (далее – Программа) разработана с целью достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", во исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. N Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее – Целевая модель).
Целью Программы наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestvo_dlya_odaryonnyh.docx | 56.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом приказом директора
МБОУ СОШ № 21 МБОУ СОШ № 21
Протокол от 12.11.2020 № 3 от 12.11.2020 № 556
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
для одарённых детей
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
№ 21 имени Н.И.ГОРОВОГО
Автор: Сороченко Л.И. (ответственный за работу с одаренными детьми)
Пояснительная записка
Настоящая программа наставничества муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 21 с. Красносельского Динскогго района (далее – Программа) разработана с целью достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", во исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. N Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее – Целевая модель).
Целью Программы наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся.
Задачами Программы являются:
- раскрытие потенциала каждого наставляемого;
- повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в программах поддержки, проектной и внеурочной деятельности;
- формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
- развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире;
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки.
- построение целостной системы работы с одаренными детьми в рамках ОО.
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приѐмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- объединение усилий педагогов-наставников для работы с детьми, склонными к учебно-исследовательской и творческой работе;
- расширение возможностей для участия способных и одарѐнных школьников в районных, краевых, всероссийских и международных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
В программе используются следующие понятия и термины:
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Общие положения
1.1. Программа наставничества образовательного учреждения разработана на основании:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом РФ 04.02.2010;
- Распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
- Письма Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися");
- Уставом образовательного учреждения и определяет порядок организации наставничества в образовательном учреждении.
1.2. Разработка и реализация Программы основывается на следующих принципах:
- «не навреди» предполагает реализацию программы наставничества таким образом, чтобы максимально избежать риска нанесения вреда наставляемому; никакие обстоятельства или интересы наставника или программы не могут перекрыть интересы ребенка;
- обеспечения суверенных прав личности предполагает диалогичность, недопущение покушений на тайну личности, какого-либо воздействия или обследования обманным путем; направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития. Принцип подразумевает реализацию программы наставничества с учетом возрастных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей, наставляемых с целью развития целостной, творческой, социально адаптированной, здоровой личности;
- легитимности, согласно которому деятельность по реализации программы наставничества должна соответствовать законодательству РФ;
- равенства- предполагает реализацию программы в обществе, где признается право на культурные, национальные, религиозные и другие особенности;
- научности- предполагает реализацию в ОУ научно обоснованных и проверенных технологий;
- системности -предполагает разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов;
- комплексности- предполагает согласованность взаимодействия педагогов образовательной организации, специалистов иных организаций, участвующих в реализации программы наставничества;
- личной ответственности- предполагает ответственное поведение наставника по отношению к наставляемому и программе, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта.
1.3. Ожидаемый результат:
- Увеличение количества одарѐнных детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.
- Повышение качества образования и воспитания школьников в целом.
- Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня.
- Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
- Повышение квалификации педагогического коллектива, готовности к творческой и инновационной деятельности.
- формирование системы взаимодействия образовательных учреждений с профессиональными учебными заведениями, ВУЗами
- формирование личности, способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности; обладающей разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся
- повышение уровня готовности педагогов-наставников к работе с одаренными детьми;
- активизация участия родителей в работе с одаренными детьми;
- расширение роли дополнительного образования в школе.
1.4. Кадровая система реализации целевой программы наставничества в рамках образовательной деятельности образовательного учреждения предусматривает, независимо от форм наставничества, три главные роли:
- наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции;
- наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого;
- куратор – сотрудник образовательной организации либо организации из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества.
1.5. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами:
- формирование базы наставляемых, осуществляется непосредственно куратором при помощи педагогов и иных лиц образовательной организации, располагающих информацией о потребностях подростков - будущих участников программы;
● формирование базы наставников.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
Куратор назначается решением директора школы, планирующей реализовать целевую модель наставничества.
В задачи куратора входит сбор и работа с базой наставников и наставляемых, организация обучения наставников, контроль проведения всех этапов реализации целевой модели, решение организационных вопросов, мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы и иных лиц, причастных к программе.
II. Организация деятельности по внедрению Целевой модели
2.1. Реализация Программы представляет собой поэтапную работу на «внутреннем контуре» (внутри образовательного учреждения) и «внешнем контуре» (партнеры).
2.2. Инструмент реализации Программы – базы наставляемых и наставников (приложение). Формирование баз осуществляется куратором во взаимодействии с классными руководителями, родителями (законными представителями несовершеннолетних) обучающихся, педагогами и иными педагогическими работниками, располагающими информацией о потребностях педагогов и обучающихся как потенциальных участников Программы.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Различают следующие виды одаренности:
- интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;
- академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;
- творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;
- художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия - высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей;
- социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором;
- психомоторная-спортивная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:
- уровень развития способностей;
- высокая степень обучаемости;
- творческие проявления (креативность);
- мотивация - огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.
Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой:
мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.
Портрет одаренного ребенка
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
- Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
- Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития Задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
- Деятельностный подход. Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
- Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во- вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Этапы реализации Программы наставничества в МБОУ СОШ № 21
Этапы | Мероприятия | Результат
| |
Подготовка условий для запуска программы наставничества |
наставников, привлечение внешних ресурсов.
| Протокол заседания Педагогического совета ОУ. Анализ наличной ситуации (характеристика контингента)
Дорожная карта реализации наставничества (ход работ, и необходимые ресурсы (кадровые, методические, материально-техническая база и т.д.), источники их привлечения (внутренние и внешние) Приказ об утверждении Плана реализации Целевой модели. Пакет установочных документов. Программа наставничества. | |
Формирование базы наставляемых | 1.Выявление конкретных проблем обучающихся и педагогов, которые можно решить с помощью наставничества. 2. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых | База наставляемых, карта аналитики областей запросов потенциальных наставляемых | |
Формирование базы наставников | 1. Работа внутри школы включает действия по формированию базы из числа:
тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
представителей родительского сообщества с выраженной гражданской позицией. 2.Рабoта с внешним контуром на данном этапе включает действия по формированию базы наставников из числа:
сотрудников организаций-партнеров. | База наставников, которые могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем. Она включает в себя -базу выпускников, -базу наставников от предприятий/организаций, базу наставников из числа активных педагогов
| |
Отбор и обучение наставников |
|
| 1.Запoлненные анкеты в письменной свободной форме всеми потенциальными наставниками. 2.Собеседование.
|
Формирование тандемов/групп |
| Сформированные тандемы/группы, готовые продолжить работу в рамках Программы. Соглашения наставников, наставляемых и их родителей/законных представителей Приказ о закреплении тандемов/наставнических групп. Заполнение индивидуального маршрута наставляемого. | |
Запуск Программы наставничества
| Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в тандеме/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Работа в каждом тандеме/группе включает: встречу-знакомство, пробную рабочую встречу, встречу-планирование, комплекс последовательных встреч, итоговую встречу. | Мониторинг: •обратная связь от наставляемых (для мониторинга динамики влияния Программы на наставляемых); •сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов для мониторинга эффективности реализации Программы. | |
Завершение Программы |
4. Популяризация эффективных практик | База потенциальных наставников, банк методических материалов, развитое сообщество образовательного учреждения |
Основные направления программы
- Нормативно-правовое: обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности, права и социальную поддержку одаренных детей.
- Диагностическое: проведение диагностики одарѐнных детей, формирование пакета диагностических методик для выявления одаренности, создание банка данных «Одарѐнные дети».
Диагностическое обследование может быть поделено на четыре этапа:
1. Этап предварительного поиска (сбор предварительной информации о ребенке).
2. Оценочно-коррекционный этап (уточнение, конкретизация информации, полученной на этапе поиска).
- Этап самостоятельной оценки.
- Этап заключительного отбора. Изучение методик диагностики детской одаренности психологами, учителями и родителями и их применение в практической деятельности - основное направление работы с одарѐнными детьми.
Научно-методическое: внедрение в образовательный процесс технологий здоровьесбережения, информационно-коммуникационных технологий, индивидуального и дифференцированного обучения, направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей.
Научно-методическое направление включает информационную и научнометодическую помощь, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий, осуществление апробации научных, психологопедагогических разработок, внедрение развивающих программ, позволяющих успешно осуществлять образовательную деятельность, создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одарѐнными детьми, освещение работы на сайте школы.
Психолого-педагогическое: включает в себя практическую диагностико - прогностическую и психологическую деятельность.
Мотивационное: функционирование научного общества учащихся; проведение мероприятий различного уровня; реализация социально-значимых проектов; дистанционное образование; система стимулирования и поощрения.
Кадровое направление: повышение квалификации педагогов-наставников на разных уровнях; организация семинаров для педагогических работников по проблемам работы с одаренными детьми.
Подготовка педагогов-наставников к работе с одарѐнными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов из профессиональной квалификации:
-создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;
-формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогических кадров;
-определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одарѐнными детьми.
Участники реализации программы
Группа | Функции | |
Административно координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | |
директор | Формирование фонда поощрения и стимулирования одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми | |
Консультативная, научно-методическая | Координация реализации программы. Подбор диагностических материалов. Определение критериев эффективности работы с одаренными детьми. | |
Заместитель директора по УВР, МР, ВР | Проведение семинаров, консультаций. Аналитическая деятельность, оформление документации, отчетов. Организация сбора банка данных. Организация разработки индивидуальных образовательных программ. | |
Руководители ШМО | Планирование и проведение школьных предметных недель, олимпиад. Руководство разработкой материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам. Оформление и размещение материалов на сайте МБОУСОШ№21. Руководство подготовкой отчетов учителей. | |
Учителя-предметники | Выявление одаренных детей. Корректировка программ для работы с одаренными детьми. Осуществление программы в системе урочной и внеурочной работы Использование новых педагогических технологий Организация исследовательской работы учащихся. Подготовка к предметным олимпиадам, конкурсам различного уровня. Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности. Оформление своего опыта работы. | |
Классные руководители | Выявление детей с одаренностью. Оформление сводных таблиц по видам одаренности детей на основе диагностик, наблюдений, информации учителей. Планирование воспитательной работы с учетом реализации одаренными детьми своих способностей и потребностей. Сотрудничество с учителями-предметниками по поддержке одаренных детей. Помощь в организации внеурочной деятельности. Консультирование родителей. | |
Педагог-психолог | Психодиагностическая работа. Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися. Индивидуальные и групповые консультации с обучающимися. Работа с родителями (индивидуальные и групповые консультации). Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа). | |
Специалисты, сотрудничающие МБОУСОШ№21 | с | Организация профессиональной помощи педагогам. Участие в мероприятиях ОО |
Основные формы работы с одаренными детьми
Форма | Задачи |
Конкурсы, олимпиады, фестивали |
|
Работа с портфолио |
|
Ученическая конференция |
|
Научное общество учащихся «Истоки» |
|
Предметная неделя |
|
Внеурочная деятельность Кружки, элективные курсы |
|
Принципы педагогической деятельности в работе с одарѐнными детьми Ориентация на дифференциацию процесса обучения, обновление методов обучения, использование современных образовательных технологий. Это выражается в замене традиционных методов обучения диалоговыми формами общения учитель- ученик, ученик-ученик, при работе в микрогруппах, в использовании ИКТ, технологии разноуровневого обучения, проектной деятельности.
Принцип индивидуализации - подразумевает всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе индивидуальных программ развития и обучения.
Принцип целостности образования_- под целостностью образования понимается единство процессов развития, обучения, воспитания учащихся, адекватность педагогических технологий задачам обучения.
Принцип вариативности предполагает гибкое сочетание обязательных базовых и профильных предметов, курсов по выбору, дополнительного образования, позволяющих учащемуся раскрыть и развить склонностями и способностями, с учетом его возрастных особенностей и уровня развития.
Принцип развивающего обучения - развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития ребенка и способствует ускорению развития.
Принцип обновления содержания и методов обучения - использование эффективных образовательных технологий, внедрение в практику инноваций, ФГОС.
Целевые индикаторы и показатели результативности Программы
- Количество одаренных и талантливых детей, принявших участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях, фестивалях.
- Количество программ, курсов по работе с одаренными детьми.
- Количество детей, учащихся, педагогов, вовлеченных в работу с одаренными и талантливыми детьми.
- Количество педагогических работников, прошедших повышение квалификации по работе с одаренными детьми.
- Количество методических разработок по работе с одаренными детьми. Количество учащихся в НОУ «Истоки»
- Количество исследовательских работ учащихся.
- Количество призеров и победителей олимпиад различного уровня.
- Повышение показателей удовлетворенности участников образовательного процесса, родителей.
ЭТАПЫ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- этап - 2020-2021 гг.- аналитико-проектировочный.
Проведение аналитической и диагностической работы.
Разработка основных инновационных моделей и механизмов, способствующих повышению качества работы с одаренными детьми.
Методологическое совершенствование плана работы с одаренными детьми.
Цель:
Подготовить условия для совершенствования системы работы с одаренными учащимися в МБОУ СОШ №21.
Задачи:
- Изучение нормативно-правовой базы.
- Анализ документов и результатов работы с учащимися.
- Разработка структуры управления Программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
- Анализ материально-технических, педагогических условий реализации Программы.
2 этап - 2021-2024 гг. реализующий.
Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние в работе с одаренными детьми
Цель:
апробация системы работы наставников с одаренными учащимися.
Задачи:
- Диагностика склонностей учащихся, апробация методик выявления одаренности детей.
- Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
- Формирование методической копилки, рекомендаций по работе с учащимися с высокой учебной мотивацией.
- Апробация учебных программ спецкурсов, элективных курсов, программ внеурочной деятельности
- Повышение квалификации педагогов-наставников, в части организации научно-исследовательской деятельности с учащимися
3 этап - 2024-2025 гг. аналитико-обобщающий.
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшей работы с одаренными детьми.
Задачи:
- Анализ итогов реализации Программы.
- Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения
- Выявление затруднений педагогов в реализации Программы.
- Обобщение результатов внедрения Программы работы с одаренными детьми
«Дорожная карта» реализации Целевой модели наставничества
№ | Мероприятие | Цель | Время проведения | Ответственный | |
1 | Изучение нормативных документов и методических рекомендаций различного уровня по работе с одаренными детьми. | Совершенствование системы работы с одаренными детьми, выстраивание плана работы, внесение корректив. | с | Октябрь- ноябрь | Заместители директора по НМР, по ВР, ответственные за работу с одаренными детьми в ОУ0 |
Корректировка программ учителей, классных руководителей для работы с одаренными детьми. Разработка индивидуальных планов работы. | Создание оптимальных условий для развития | сентябрь | Руководители ШМО Учителя- предметники | ||
Организация внеурочной деятельности, элективных курсов. Организация дистанционного образования с одаренными детьми. | Создание оптимальных условий для развития | сентябрь | Зам. Директора по УВР, ВР | ||
Школьные предметные олимпиады | Выявление наиболее подготовленных учащихся по отдельным предметам и образовательным областям | Сентябрь- Октябрь- | Ответственный за работу с одарёнными, руководители ШМО, учителя- предметники | ||
Участие в муниципальных региональных, всероссийских предметных олимпиадах | Реализация способностей наиболее успешных учащихся в разных предметных областях | В течение года | Ответственный за работу с одарёнными, руководители ШМО, учителя- предметники | ||
тестирование; -результаты и анализ успеваемости; -наблюдение за детьми в различных видах деятельности | Выявление наиболее успешных учеников в разных предметных областях, развитие их творческих способностей. | В течение года | Классный руководитель, психолог, Учитель- предметник заместители директора по УВР,НМР.ВР | ||
Организация работы по участию детей в региональных , всероссийских и международных программах и конкурсах от МАН «Интеллект будущего» «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Изумруд», «КИТ» | Выявление наиболее успешных учеников в разных предметных областях, развитие их творческих способностей. | В течение года | Заместитель директора по НМР. | ||
-работа с Портфолио ученика -отчеты классных руководителей | Формирование банка данных одаренных детей | В течение года | Заместитель директора по НМР , классные руководители | ||
Организация исследовательской работы учащихся в рамках школьного НОУ «Синергия» | Развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности | октябрь | Руководители исследовательских работ | ||
Работа над индивидуальными исследовательскими проектами | Развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности | С сентября по апрель | Руководители исследовательских работ, Заместитель директора по НМР | ||
Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» | Защита исследовательских работ учащихся. Отбор работ для участия в муниципальной НПК | Последняя неделя марта | руководители исследовательских работ, Заместитель директора по НМР | ||
Муниципальная научно-практическая конференция | Защита исследовательских работ | март | Руководители исследовательских работ | ||
Оформление электронного «Сборника исследовательских работ учащихся», информирование на сайте ОУ | Создание БД исследовательских работ учащихся школы | В течение года | Ответственный за работу с одарёнными | ||
Предметные недели | Создание условий для реализации и развития творческих способностей за рамками учебного процесса | По плану ШМО | Ответственный за работу с одарёнными Руководители ШМО | ||
Участие в международных, всероссийских дистанционных курсах | Создание условий для реализации и развития творческих способностей за рамки учебного процесса | В течение года | Зам.дир по УВР, ВР Ответственный за работу с одарёнными | ||
Участие в городских конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях. | Возможность реализовать себя в познавательной, творческой деятельности | В течение года | Зам.дир по УВР, ВР, учителя- предметники | ||
Профориентация | Реализация программы в рамках предпрофильного обучения; встречи с представителями различных учебных заведений | В течение года | Зам.директора по УВР. Педагог-психолог, классные руководители | ||
Работа постоянно действующего семинара по вопросам работы с одаренными детьми | Повышение квалификации учителей по проблемам работы с одаренными детьми | По плану методической работы | Ответственный за работу с одарёнными, руководители ШМО | ||
Проведение работы с родителями одаренных детей. -Реализация совместных проектов -индивидуальные консультации | Создание благоприятных условий для развития одаренных детей | В течение года | Классные руководители, педагог-психолог | ||
Разработка диагностического инструментария по выявлению одаренных детей | В течение года | Ответственный за работу с одарёнными, руководители ШМО, педагог- психолог | |||
Мониторинг результативности работы с ОД. Корректировка банка данных об одаренных детях. | Анализ деятельности за год | май | Ответственный за работу с одарёнными | ||
Составление плана работы с ОД на 2021 - 2022 учебный год | План работы с ОД | июнь | Директор, зам. дир.по УВР, ВР, руководители ШМО, педагог- психолог, Ответственный за работу с одарёнными |
Мониторинг эффективности реализации Программы
4.1.Мониторинг эффективности реализации Программы понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о Программе и/или отдельных ее элементах. Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность представлять, как происходит процесс наставничества, каковы изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
- оценка качества реализации Программы;
- оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамики образовательных результатов.
4.2.Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы тандемов/групп «наставник-наставляемый». Мониторинг помогает отследить важные показатели качественного изменения образовательного учреждения, динамику его показателей социального благополучия, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Цели:
- оценка качества реализуемой Программы;
- оценка эффективности и полезности Программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательного учреждения и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи:
- сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
- обоснование требований к процессу реализации Программы, к личности наставника;
- контроль процесса наставничества;
- описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
- определение условий эффективной Программы наставничества;
- контроль показателей социального и профессионального благополучия.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT- анализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты.
Результатом первого этапа мониторинга является аналитика реализуемой Программы: ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников Программы.
4.3. Второй этап мониторинга позволяет оценить мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников и положительную динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт, характера сферы увлечений участников, в соответствии с учебной и профессиональной успешностью и адаптивностью внутри коллектива. Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по итогам прохождения программы. Все зависимые от воздействия программы наставничества параметры фиксируются дважды.
Цели:
- глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы для
наиболее эффективного формирования пар наставник-наставляемый;
- оценка динамики характеристик образовательного процесса;
- анализ и корректировка сформированных стратегий образования тандемов.
Задачи:
- выявление взаимной заинтересованности сторон;
- научное и практическое обоснование требований к процессу наставничества, к личности наставника;
- экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных выше
требований к личности наставника;
- определение условий эффективного наставничества;
- анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок в соответствии с результатами.
- сравнение характеристик образовательного процесса «на входе» и «выходе» реализуемой программы.
Результаты второго этапа мониторинга являются материалами отчета в виде статистического анализа собранных данных (выделение значимых корреляционных связей и различий, качественное описание проведенной математической обработки, визуализация в графической форме).
Результатом второго этапа мониторинга является оценка и динамика: развития гибких навыков, необходимых для гармоничной личности; уровня мотивированности и осознанности участников в вопросах саморазвития и профессионального образования; степени включенности обучающихся в образовательные процессы организации; качества адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы, удовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью, а также описание психологического климата в школе.
Механизмы мотивации и поощрения наставников
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника:
- организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне;
- выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
- проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года",
- награждение школьными грамотами "Лучший наставник";
- предоставление наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по химии "Одаренные дети"
Одаренные дети нуждаются в особом, во внимательном, доброжелательном отношении, во вдумчивом педагогическом руководстве. Для организации работы с ними нужны индивидуальные программы, включающие в себя...
Программа по развитию одаренных детей
предлагаю свою программу для работы с одаренными детьми...
Рабочая программа по математике "Одаренные дети" 7 класс
Программа способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Включенные в программу вопросы дадут возможность обучающимся подготовиться к олимпиа...
Рабочая программа по подготовке одаренных детей к олимпиаде по немецкому языку.
Олимпиада по иностранным языкам, как известно, является одной из традиционных форм внеклассной работы. С одной стороны - это форма проверки знаний, так как задания нацелены на про...
Рабочая программа наставничество " Учитель- учитель"
В программе указаны: цели, задачи и приоритетные направления в работе по наставничеству...
Рабочая программа по биологии (одаренные дети) для 5 – 11 классов 2021-2026 гг. (срок реализации программы)
Рабочая программа по биологии (одаренные дети) для 5 – 11 классов2021-2026 гг. (срок реализации программы)...
Рабочая программа по биологии (одаренные дети) для 10- 11 классов 2019-2021 гг. (срок реализации программы)
Рабочая программа по биологии (одаренные дети) для 10- 11 классов2019-2021 гг. (срок реализации программы)...