Рабочая программа по биологии (одаренные дети) для 5 – 11 классов 2021-2026 гг. (срок реализации программы)
рабочая программа по биологии (11 класс)

Долгополова Вита Викторовна

Рабочая программа  по биологии (одаренные дети)  для 5 – 11 классов

2021-2026 гг.  (срок реализации программы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odar_detmi_2021-23.docx64.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Шелестовская средняя школа»

Октябрьского района Волгоградской области

«Рассмотрено»

на  заседании  педагогического совета

Протокол №  1  

от «27» августа 2021 г.  

Председатель:                                                                                          

___________________________

«Утверждаю»

 введено в действие приказом по школе №62/1   «02» сентября  2021 г.

Директор школы ________ Морозова Е. И.

Рабочая программа

по биологии (одаренные дети)

для 5 – 11 классов

2021-2026 гг.

(срок реализации программы)

Составлена на основе программы развития МКОУ "Шелестовская СШ"

(наименование примерной и/или авторской рабочей программы)

Разработчик и составитель программы: Долгополова Вита Викторовна

(Ф.И.О. педагога, составившего рабочую программу)                                                

2021г.

Пояснительная записка

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и мотивированными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Создание системы выявления и развития талантливых и одарённых детей становится одной из основных задач современного образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения.

Цель программы:

Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

  • развитие творческой, исследовательской активности детей;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности;
  • создание условия для самореализации одарённых детей, через участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, акциях и иных мероприятий образовательно-воспитательной направленности;
  • создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей;
  • адаптация и предпрофильная подготовка выпускников;
  • повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.

Актуальность вопроса

   В Федеральном государственном образовательном стандарте акцентируется работа с одарёнными детьми в школе. И одним из направлений реализации национальной

образовательной инициативы является система поддержки талантливых детей. В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Системно-деятельностный подход, который составляет основу ФГОС, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, необходимых обществу; во внимание берется индивидуальные особенности учащихся; развитие учащихся в учебной деятельности, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.   Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Дети  неодинаковы, способности их различаются как в психическом, так и в физическом плане. Необходимо создать психолого-педагогические  условия  для  активной  познавательной  деятельности  учащихся,  развивать  их мышление,  самостоятельность,  умение  отстаивать  свою  точку  зрения.  Только  так  можно  добиться желаемого результата. К структурам творческого мышления, без усвоения которых оно невозможно, относят перенос ранее усвоенных знаний и умений в незнакомую ситуацию, видение новых проблем в обыденной  ситуации,  новой  функции  объекта,  альтернативы  решения  проблемы;  комбинирование разных  способов  решения.  Кроме  того,  важно  научить  учащихся  моделированию,  выдвижению гипотез, принятию решений,

построению аргументации и др. Для  успешного  усвоения  совокупного  содержания  образования  необходимо  использовать сочетание   некоторых   дидактических   методов   обучения:   информационно-рецептивного, конструктивно-репродуктивного, проблемного изложения. Применение этих методов  в  разных  сочетаниях  должно  соблюдать  общую  принципиальную  логику  обучения.  В  ней должны просматриваться:

  • Предъявление новой информации;
  • Прямое  и  вариативное  применение  учениками  этой  информации  с  включением  в  неё надпредметных действий;
  • Самостоятельное творческое решение учениками проблем, построенных на основе усвоенных знаний  и  умений  и  предусматривающих  в  разных  сочетаниях  упомянутые  структуры  творческой деятельности.

В  рамках  этих  методов  обучения  приоритет  принадлежит  достижению  прочности  усвоения путем прямого и косвенного повторения, неизменно размышляющей деятельности учителя и ученика, преобладанию   методов   проблемного   обучения,   предельному   вниманию   к   эмоциональной окрашенности всего процесса учения и определению каждым своей системы ценностей. Данный метод предполагает,  индивидуализированную  и  одновременно  достаточную  для  каждой  группы  степень трудности. Каждый работает в меру своей способности. В качестве непременного условия реализации указанных   целей   и   методов   обучения выступает   разнообразие   организационных   форм, предполагающее  проникающее  во  все  обучение  индивидуализацию,  групповую  и  коллективную формы  самостоятельной  работы,  предоставляющий  широкий  простор  для  свободы  выбора, самопроявления  учащимися  своей  личности,  творческой  активности  в  диалоге,  дискуссии,  при решении  проблем.  Успешность  обучения,  его  результаты,  проверяются  как  в  ходе  осуществления обратной связи, так и в конце процесса по следующим показателям: прочным знаниям, в том числе непременно  методологическим,  усвоению  предметных  и  надпредметных  способов  деятельности; достижению доступного уровня творческого применения знаний и умений, способности к решению проблем  и  самостоятельной  постановке  новых;  сформированности  мировоззренческих  интересов  и системы ценностей. Таким образом, идет планомерная и параллельная работа как с классом в целом, так и с группой учащихся повышенного уровня обучаемости, т.е. с одаренными детьми. Обучаемость – проявляется  как  уровень  самостоятельности  в  учебной  деятельности  ученика. Выделяют три уровня обучаемости:

 I  уровень –репродуктивный  уровень  обучаемости,  позволяющий  ученику  понимать  и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму.

 II  уровень – высокий  прикладной  уровень  обучаемости,  дает  возможность  активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации.

III  уровень – наиболее  высокий,  творческий  уровень  обучаемости –способность самостоятельно  интегрировать  новые  знания  в  систему  собственных  знаний,  умение  проектировать новые способы решения.

Как  правило, большинство  учащихся  в  классе  имеют  второй  уровень  обучаемости,  и  лишь несколько учеников имеют наиболее высокий уровень обучаемости, и если вовремя эту группу детей не  выявить,  не  спланировать  индивидуальную  работу  с  ними,  то  это  приведет  к  затормаживанию способностей. Чтобы этого не произошло, я применяю дифференцированное обучение. Уровневая  дифференциация  предполагает  направленность  обучения  на  личность  ученика  с учетом его уровня развития и способностей. Учебный материал по биологии дифференцируется по структуре и по содержанию, что позволяет выделять темы и задания по степени сложности, полноте содержания и уровню усвоения, а также по степени самостоятельности. По  характеру  познавательной  деятельности  уровневая  дифференциация  определяет  степень продуктивности в изучении биологии. Дифференциация содержания направлена на: достижение  обязательного  (формирующего)  уровня  усвоения  учебного  материала;  знания научных основ.

Выявление  одаренных  детей  должно  начинаться  уже  в  начальной  школе  на  основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа  с  одаренными  и  способными  учащимися,  их  поиск,  выявление  и  развитие  должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети  с  необыкновенно  высоким  общим  уровнем  умственного  развития  при  прочих равных  условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). Дети  с  признаками  специальной  умственной  одаренности в  определенной  области науки (подростковый образ).
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой  познавательной  активностью,  оригинальностью  психического  склада,  незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Условия успешной работы с одаренными учащимися. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

 Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель  для  одаренного  ребенка  является  личностью  продуктивно  реагирующей  на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными  и  знающими,  чем  он  сам.  

Взаимодействие  учителя  с  одаренным  учеником должно  быть  направлено  на  оптимальное  развитие  способностей,  иметь  характер  помощи, поддержки:

  • учитель  верит  в  собственную  компетентность  и  возможность  решать  возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • учитель  считает  окружающих  способными  самостоятельно  решать  свои  проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Концепция программы

Одаренные  дети  обычно  обладают  отличной  памятью,  которая  базируется  на  ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт,  умение  широко  пользоваться  накопленными  знаниями.  Большой  словарный  запас, сопровождающийся  сложными  синтаксическими  конструкциями,  умение  ставить  вопросы чаще  всего  привлекают  внимание  окружающих  к  одаренному  ребенку.  Маленькие "вундеркинды"  с  удовольствием  читают  словари  и  энциклопедии,  придумывают  слова, должные,  по  их  мнению,  выражать  их  собственные  понятия  и  воображаемые  события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Талантливые  дети  легко  справляются  с  познавательной неопределенностью.  При  этом трудности  не  заставляют  их  отклоняться.  Они  с  удовольствием  воспринимают  сложные  и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Одаренного  ребенка  отличает  и  повышенная  концентрация  внимания  на  чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. В  силу  небольшого  жизненного  опыта  такие  дети  часто  затевают  предприятия,  с которыми  не  могут  справиться.  Им  необходимо  понимание  и  некоторое  руководство  со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

     Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

Сильно  развитое  чувство  справедливости,  проявляющееся  очень  рано.  Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. Остро  воспринимают  общественную  несправедливость.  Устанавливают  высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Не могут четко развести реальность и фантазию. Хорошо развито чувство юмора. Талантливые

люди обожают несообразности, игру слов,  "подковырки",  часто  видят  юмор  там,  где  сверстники  его  не  обнаруживают.  Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым

щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее

восприимчивыми людьми. Одаренные  дети  постоянно  пытаются  решать  проблемы,  которые  им  пока  "не  по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны. Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Чрезвычайно  восприимчивы  к  неречевым  проявлениям  чувств  окружающими  и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

 Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

  • на  осознании  самоценности  каждого  школьника  как  уникальной,  неповторимой личности;
  • на  неисчерпаемости  возможностей  развития  каждого  ребенка,  в  том  числе  его творческих способностей;
  • на  приоритете  внутренней  свободы  перед  внешней  как  свободы,  необходимой  для творческого саморазвития;
  • на  понимании  природы  творческого  саморазвития  как  интегральной  характеристики "самости",  изначальными  компонентами  которой  являются  самопознание,  творческое самоопределение,  самоорганизация,  самоуправление,  творческое  самосовершенствование  и самореализация личности школьника.

     Выявление  одаренных  детей  должно  начинаться  уже  в  начальной  школе  на  основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа  с  одаренными  и  способными  учащимися,  их  поиск,  выявление  и  развитие  должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети  с  необыкновенно  высоким  общим  уровнем  умственного  развития  при  прочих равных  условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  • Дети  с  признаками  специальной  умственной  одаренности в  определенной  области науки (подростковый образ).
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой  познавательной  активностью,  оригинальностью  психического  склада,  незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практические конференции;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • сотрудничество с другими школами.

Проблемы одарённых детей

        У одарённых детей имеются определённые проблемы межличностного характера (со сверстниками, с преподавателями, с родителями), а также эмоционально-личностные проблемы:

  • Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется  оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённых детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
  • Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  • Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования, философские проблемы.
  • Конформность. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети любят чаще общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
  • Стремление к совершенству. Для одарённых детей  характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворённости, собственной неадекватности и низкая самооценка.
  • Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к  познанию  одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых.    

 Это вызывает трения  в отношениях с другими детьми. Нередко одарённые дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. Исследователи  показывают  более высокую чувствительность одарённых детей к новым  ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одарёнными детьми должен обладать следующими качествами.

Общие правила для педагогов, работающих с одарёнными детьми.

Работа с одарёнными детьми требует от педагога неординарных усилий. Опираясь на многочисленные исследования известного специалиста в области «исследовательского обучения» Д.Треффингера, рекомендуется педагогам, работающим с одарёнными детьми, соблюдать следующие правила:

  • Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте детям прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  • Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определёнными базовыми навыками и знаниями.
  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  • Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
  • Научите детей прослеживать межпредметные связи.
  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
  • Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
  • Подходите ко всему творчески

Ресурсное обеспечение программы:

- Наличие кабинета биологии

Использование оборудования «Точки роста»

К инновационным информационно-коммуникативным средствам обучения на уроках биологии относятся цифровые лаборатории - оборудование и программное обеспечение для

проведения демонстрационного и лабораторного эксперимента на занятиях естественнонаучного

цикла.

Это комплекты оборудования и программного обеспечения для сбора и анализа данных

естественнонаучных экспериментов. Широкий спектр цифровых датчиков, которые можно

использовать учителям и ученикам на уроках. Использование данного оборудования способствует лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии.

Используемое оборудование:

Компьютер (для обработки и оформления результатов), микроскопы; проектор, мультимедийная доска, ЦОР, наличие методических и литературных источников

Критерии эффективности:

-  Отсутствие неуспевающих по предмету

- Увеличение количества учащихся, выбирающих ОГЭ по биологии

- Увеличение количества призеров олимпиадного движения

- Увеличения количества учащихся, работающих по подготовке исследовательских проектов

Ожидаемые результаты

-создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

-повышение качества образования  по биологии;

-формирование банка, технологии и программ для  работы со способными и одаренными детьми

Основные мероприятия программы

-разработка  и  внедрение  индивидуальных  подпрограмм   для  одарённых детей;

-использование  технологии личностно -ориентированного обучения;

-приобретение  научной  и  учебно-методической  литературы,  необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

-организация исследовательских и творческих работ школьников

            Данная программа рассчитана на учащихся 5-11 классов

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Форма

Задача

1

Факультатив

- Формирование     навыков     исследовательской, творческой и проектной деятельности

- Учет индивидуальных возможностей учащихся.

- Повышение степени самостоятельности учащихся.

- Расширение познавательных возможностей учащихся.

2

Ученическая конференция

- Развитие   умений   и   навыков   самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

- Обобщение  и  систематизация  знаний  по  учебным предметам.

3

Предметная неделя, (декада)

Представление  широкого  спектра  форм  внеурочной деятельности.

Повышение   мотивации   учеников   к   изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей учащихся

4

Кружки, студии, объединения

Развитие творческих способностей учащихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учащихся во внеклассной работе

Циклограмма мероприятий по выполнению программы

по работе с одаренными детьми

Мероприятия

Сроки

1

Диагностика одаренных детей

сентябрь

2

Подготовка к  школьным олимпиадам

сентябрь – ноябрь

Проведение предметных недель

ноябрь

3

Организация и проведение школьных олимпиад

сентябрь-октябрь

4

Участие в школьной и районной олимпиадах

ноябрь – декабрь

5

Пополнение банка педагогической информации по  работе с одаренными детьми.

декабрь

6

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

декабрь

7

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

январь, май

8

Организация работы по участию одаренных детей в конкурсах  по биологии

каждый месяц

9

Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся

февраль-март

10

Организация работы по участию одаренных детей в турнирах  по биологии

апрель

11

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

ежемесячно

12

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в различные конкурсы, заочные олимпиады по биологии

ежемесячно

13

Творческий отчет

май

14

Распространение опыта работы с одаренными детьми

май

15

Работа в проектно-исследовательской мастерской «Зеленая лаборатория»

апрель-май

Циклограмма индивидуальной работы с одарённым ребёнком

Формы мероприятий

Формы работы

Ожидаемые результаты

Олимпиадное движение

Индивидуальная подготовка учащихся

5 – 11 классов к районному этапу ВОШ, подготовка по определенному плану  

участие и призовые места

Школьный этап ВОШ

Определение ошибок и подготовка учащихся по вариантам прошлых лет

участие и призовые места

Диагностическая работа по уровню знаний олимпиадных заданий

Индивидуально разработанные задания для участников, проверка работ, определение и исправление ошибок

участие и призовые места

Подготовка к районному этапу ВОШ

Индивидуальная подготовка учащихся

5 – 11 классов к районному этапу ВОШ, подготовка по определенному плану  

участие и призовые места

Подготовка к районному турниру по биологии

Подготовка по тематическим заданиям

участие и призовые места

Подготовка и защита проектов

Разработка проектов, написание исследовательских работ, подготовка к презентации работы

участие и призовые места

Взаимодействие с родителями

В школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями.  Родители вовлекаются в жизнедеятельность школы через познавательные, творческие и спортивные мероприятия. В нашей школе  приоритетными формами работы стали  дифференциация, личностно -ориентированный подход по отношению к семье, родителям.  В  планировании  совместной  деятельности педагоги  нашей  школы    опирается  на  следующие принципы:

  • родители    должны    быть    посвящены    в    особенности    воспитательного    и  

образовательного процесса;

  • предупреждены о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды.

Список литературы:

1.Беспалько  В.П.  Образование  и  обучение  с  участием  компьютеров.

- М.:  Изд-во, Московского психолого -социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЕК, 2002.

2.Воробьева  С.В.  Теоретические  основы  дифференциации  образовательных  программ.  // Автореферат дисс...докт. пед. наук. Пб, 1999. – 53с.

3. Гин  А.  Приемы  педагогической  техники:  Свобода  выбора.  Открытость.  Деятельность.  Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. М.: Вита

- Пресс, 2002.  88 с.

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000 – 224с.

5. Кудряшова  Т.  Электронные  средства  обучения:  в  чем  их  преимущество  над

традиционными?  – Директор школы, No7, 2004.

6. Кульневич С.В.  Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов  –

н/Д.,2001.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред.  Е.С. Полат.  – М.: Издательский центр “Академия”, 2002.  272 с.

8. Образовательная  программа  – маршрут  ученика:  ч.2  //Под  ред.  А.П.  Тряпицыной.  – СПб.,2000.  228с

9. Хуторской  А.В.  Структура  эвристических  способностей  учащихся  //  Интернет

- журнал  "Эйдос".  - 2005