Рабочая программа по биологии (одаренные дети) для 5 – 11 классов 2021-2026 гг. (срок реализации программы)
рабочая программа по биологии (11 класс)
Рабочая программа по биологии (одаренные дети) для 5 – 11 классов
2021-2026 гг. (срок реализации программы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odar_detmi_2021-23.docx | 64.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Шелестовская средняя школа»
Октябрьского района Волгоградской области
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «27» августа 2021 г. Председатель: ___________________________ | «Утверждаю» введено в действие приказом по школе №62/1 «02» сентября 2021 г. Директор школы ________ Морозова Е. И. |
Рабочая программа
по биологии (одаренные дети)
для 5 – 11 классов
2021-2026 гг.
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы развития МКОУ "Шелестовская СШ"
(наименование примерной и/или авторской рабочей программы)
Разработчик и составитель программы: Долгополова Вита Викторовна
(Ф.И.О. педагога, составившего рабочую программу)
2021г.
Пояснительная записка
Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и мотивированными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Создание системы выявления и развития талантливых и одарённых детей становится одной из основных задач современного образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения.
Цель программы:
Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
- развитие творческой, исследовательской активности детей;
- развитие творческого мышления;
- развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности;
- создание условия для самореализации одарённых детей, через участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, акциях и иных мероприятий образовательно-воспитательной направленности;
- создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей;
- адаптация и предпрофильная подготовка выпускников;
- повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
Актуальность вопроса
В Федеральном государственном образовательном стандарте акцентируется работа с одарёнными детьми в школе. И одним из направлений реализации национальной
образовательной инициативы является система поддержки талантливых детей. В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Системно-деятельностный подход, который составляет основу ФГОС, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, необходимых обществу; во внимание берется индивидуальные особенности учащихся; развитие учащихся в учебной деятельности, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Дети неодинаковы, способности их различаются как в психическом, так и в физическом плане. Необходимо создать психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивать их мышление, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения. Только так можно добиться желаемого результата. К структурам творческого мышления, без усвоения которых оно невозможно, относят перенос ранее усвоенных знаний и умений в незнакомую ситуацию, видение новых проблем в обыденной ситуации, новой функции объекта, альтернативы решения проблемы; комбинирование разных способов решения. Кроме того, важно научить учащихся моделированию, выдвижению гипотез, принятию решений,
построению аргументации и др. Для успешного усвоения совокупного содержания образования необходимо использовать сочетание некоторых дидактических методов обучения: информационно-рецептивного, конструктивно-репродуктивного, проблемного изложения. Применение этих методов в разных сочетаниях должно соблюдать общую принципиальную логику обучения. В ней должны просматриваться:
- Предъявление новой информации;
- Прямое и вариативное применение учениками этой информации с включением в неё надпредметных действий;
- Самостоятельное творческое решение учениками проблем, построенных на основе усвоенных знаний и умений и предусматривающих в разных сочетаниях упомянутые структуры творческой деятельности.
В рамках этих методов обучения приоритет принадлежит достижению прочности усвоения путем прямого и косвенного повторения, неизменно размышляющей деятельности учителя и ученика, преобладанию методов проблемного обучения, предельному вниманию к эмоциональной окрашенности всего процесса учения и определению каждым своей системы ценностей. Данный метод предполагает, индивидуализированную и одновременно достаточную для каждой группы степень трудности. Каждый работает в меру своей способности. В качестве непременного условия реализации указанных целей и методов обучения выступает разнообразие организационных форм, предполагающее проникающее во все обучение индивидуализацию, групповую и коллективную формы самостоятельной работы, предоставляющий широкий простор для свободы выбора, самопроявления учащимися своей личности, творческой активности в диалоге, дискуссии, при решении проблем. Успешность обучения, его результаты, проверяются как в ходе осуществления обратной связи, так и в конце процесса по следующим показателям: прочным знаниям, в том числе непременно методологическим, усвоению предметных и надпредметных способов деятельности; достижению доступного уровня творческого применения знаний и умений, способности к решению проблем и самостоятельной постановке новых; сформированности мировоззренческих интересов и системы ценностей. Таким образом, идет планомерная и параллельная работа как с классом в целом, так и с группой учащихся повышенного уровня обучаемости, т.е. с одаренными детьми. Обучаемость – проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика. Выделяют три уровня обучаемости:
I уровень –репродуктивный уровень обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму.
II уровень – высокий прикладной уровень обучаемости, дает возможность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации.
III уровень – наиболее высокий, творческий уровень обучаемости –способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решения.
Как правило, большинство учащихся в классе имеют второй уровень обучаемости, и лишь несколько учеников имеют наиболее высокий уровень обучаемости, и если вовремя эту группу детей не выявить, не спланировать индивидуальную работу с ними, то это приведет к затормаживанию способностей. Чтобы этого не произошло, я применяю дифференцированное обучение. Уровневая дифференциация предполагает направленность обучения на личность ученика с учетом его уровня развития и способностей. Учебный материал по биологии дифференцируется по структуре и по содержанию, что позволяет выделять темы и задания по степени сложности, полноте содержания и уровню усвоения, а также по степени самостоятельности. По характеру познавательной деятельности уровневая дифференциация определяет степень продуктивности в изучении биологии. Дифференциация содержания направлена на: достижение обязательного (формирующего) уровня усвоения учебного материала; знания научных основ.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Условно можно выделить три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Условия успешной работы с одаренными учащимися. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки:
- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Концепция программы
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Не могут четко развести реальность и фантазию. Хорошо развито чувство юмора. Талантливые
люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым
щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее
восприимчивыми людьми. Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны. Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- сотрудничество с другими школами.
Проблемы одарённых детей
У одарённых детей имеются определённые проблемы межличностного характера (со сверстниками, с преподавателями, с родителями), а также эмоционально-личностные проблемы:
- Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённых детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
- Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.
- Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования, философские проблемы.
- Конформность. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
- Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети любят чаще общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
- Стремление к совершенству. Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворённости, собственной неадекватности и низкая самооценка.
- Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых.
Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одарённые дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. Исследователи показывают более высокую чувствительность одарённых детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одарёнными детьми должен обладать следующими качествами.
Общие правила для педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Работа с одарёнными детьми требует от педагога неординарных усилий. Опираясь на многочисленные исследования известного специалиста в области «исследовательского обучения» Д.Треффингера, рекомендуется педагогам, работающим с одарёнными детьми, соблюдать следующие правила:
- Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте детям прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
- Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определёнными базовыми навыками и знаниями.
- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
- Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
- Научите детей прослеживать межпредметные связи.
- Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
- Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
- Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
- Подходите ко всему творчески
Ресурсное обеспечение программы:
- Наличие кабинета биологии
Использование оборудования «Точки роста»
К инновационным информационно-коммуникативным средствам обучения на уроках биологии относятся цифровые лаборатории - оборудование и программное обеспечение для
проведения демонстрационного и лабораторного эксперимента на занятиях естественнонаучного
цикла.
Это комплекты оборудования и программного обеспечения для сбора и анализа данных
естественнонаучных экспериментов. Широкий спектр цифровых датчиков, которые можно
использовать учителям и ученикам на уроках. Использование данного оборудования способствует лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии.
Используемое оборудование:
Компьютер (для обработки и оформления результатов), микроскопы; проектор, мультимедийная доска, ЦОР, наличие методических и литературных источников
Критерии эффективности:
- Отсутствие неуспевающих по предмету
- Увеличение количества учащихся, выбирающих ОГЭ по биологии
- Увеличение количества призеров олимпиадного движения
- Увеличения количества учащихся, работающих по подготовке исследовательских проектов
Ожидаемые результаты
-создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
-повышение качества образования по биологии;
-формирование банка, технологии и программ для работы со способными и одаренными детьми
Основные мероприятия программы
-разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;
-использование технологии личностно -ориентированного обучения;
-приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
-организация исследовательских и творческих работ школьников
Данная программа рассчитана на учащихся 5-11 классов
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
№ | Форма | Задача |
1 | Факультатив | - Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности - Учет индивидуальных возможностей учащихся. - Повышение степени самостоятельности учащихся. - Расширение познавательных возможностей учащихся. |
2 | Ученическая конференция | - Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. - Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. |
3 | Предметная неделя, (декада) | Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. Развитие творческих способностей учащихся |
4 | Кружки, студии, объединения | Развитие творческих способностей учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе |
Циклограмма мероприятий по выполнению программы
по работе с одаренными детьми
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Диагностика одаренных детей | сентябрь |
2 | Подготовка к школьным олимпиадам | сентябрь – ноябрь |
Проведение предметных недель | ноябрь | |
3 | Организация и проведение школьных олимпиад | сентябрь-октябрь |
4 | Участие в школьной и районной олимпиадах | ноябрь – декабрь |
5 | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми. | декабрь |
6 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | декабрь |
7 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей | январь, май |
8 | Организация работы по участию одаренных детей в конкурсах по биологии | каждый месяц |
9 | Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся | февраль-март |
10 | Организация работы по участию одаренных детей в турнирах по биологии | апрель |
11 | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей | ежемесячно |
12 | Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в различные конкурсы, заочные олимпиады по биологии | ежемесячно |
13 | Творческий отчет | май |
14 | Распространение опыта работы с одаренными детьми | май |
15 | Работа в проектно-исследовательской мастерской «Зеленая лаборатория» | апрель-май |
Циклограмма индивидуальной работы с одарённым ребёнком
Формы мероприятий | Формы работы | Ожидаемые результаты |
Олимпиадное движение | Индивидуальная подготовка учащихся 5 – 11 классов к районному этапу ВОШ, подготовка по определенному плану | участие и призовые места |
Школьный этап ВОШ | Определение ошибок и подготовка учащихся по вариантам прошлых лет | участие и призовые места |
Диагностическая работа по уровню знаний олимпиадных заданий | Индивидуально разработанные задания для участников, проверка работ, определение и исправление ошибок | участие и призовые места |
Подготовка к районному этапу ВОШ | Индивидуальная подготовка учащихся 5 – 11 классов к районному этапу ВОШ, подготовка по определенному плану | участие и призовые места |
Подготовка к районному турниру по биологии | Подготовка по тематическим заданиям | участие и призовые места |
Подготовка и защита проектов | Разработка проектов, написание исследовательских работ, подготовка к презентации работы | участие и призовые места |
Взаимодействие с родителями
В школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность школы через познавательные, творческие и спортивные мероприятия. В нашей школе приоритетными формами работы стали дифференциация, личностно -ориентированный подход по отношению к семье, родителям. В планировании совместной деятельности педагоги нашей школы опирается на следующие принципы:
- родители должны быть посвящены в особенности воспитательного и
образовательного процесса;
- предупреждены о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды.
Список литературы:
1.Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров.
- М.: Изд-во, Московского психолого -социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЕК, 2002.
2.Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ. // Автореферат дисс...докт. пед. наук. Пб, 1999. – 53с.
3. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. М.: Вита
- Пресс, 2002. 88 с.
4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000 – 224с.
5. Кудряшова Т. Электронные средства обучения: в чем их преимущество над
традиционными? – Директор школы, No7, 2004.
6. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов –
н/Д.,2001.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. 272 с.
8. Образовательная программа – маршрут ученика: ч.2 //Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.,2000. 228с
9. Хуторской А.В. Структура эвристических способностей учащихся // Интернет
- журнал "Эйдос". - 2005