Рабочая программа по математике "Одаренные дети" 7 класс
рабочая программа по алгебре (7 класс) по теме

Осуровская Светлана Александровна

Программа способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Включенные в программу вопросы дадут возможность обучающимся подготовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_7_kl._2015.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовский лицей №2

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Одинцовского лицея №2

____________________/_________________/

«____» ____________________ 2015г.

Рабочая программа по математике

7 классы

 «Одарённые дети»

Составитель:

 Осуровская Светлана Александровна,

учитель математики

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Пояснительная записка.…………………………    ……. 2

2. Требования к уровню подготовки учащихся.       …     .. 3

3.1. Личностные результаты………………………     ……. 3

3.2. Метапредметные результаты…………………       …….4

3.3. Предметные результаты…………………………      ….5

4.  Виды деятельности                                                                  5                            

5. Формы контроля                                                                       6

6.Краткое содержание разделов.…                                      …6

8. Календарно-тематическое планирование                       10

9. Ожидаемые результаты и аппарат контроля                   10

10.Научно-методическое обеспечение  программы            …15

11.Материально техническое оснащение программы         …15

Пояснительная записка

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Достижению данных целей позволяет организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Включенные в программу вопросы дадут возможность обучающимся подготовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы:

- доступности,

- преемственности,

- перспективности,

- развивающей направленности,

- учёта индивидуальных способностей,

- органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Цели программы:

1. Формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи.

2.  Выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

-  учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам;

- учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения  решения задач;

Развивающие:

- повышать интерес к математике

- развивать мышление через  усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением задач;

 -  развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;

 - формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.

Воспитательные:

- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие .

- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач;

- формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.

- стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через  организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.

Программа рассчитана на учащихся 7 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень, отведено 34 часа, из расчета 1 час  в неделю.

Организация учебных занятий

Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.

Задачи на занятиях подбираются с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума. Оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Методы и приёмы обучения

1.Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.

2.Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.

3. Иллюстративно-наглядный метод как основной метод всех занятий.

4. Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.

5.Дидактические игры.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:

· ответственное отношение к учению, готовность и способность

обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 

· способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; 

· умение контролировать процесс и результат математической деятельности;

· первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

· коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

· критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

· креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные:

1) регулятивные

учащиеся получат возможность научиться:

· составлять план и последовательность действий;

· определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

· предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;

· осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;

 концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

· адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные

возможности её решения.

2) познавательные

учащиеся получат возможность научиться:

· устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

· формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

· видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;

· выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

· планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

· выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;

· интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

· оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

3) коммуникативные

учащиеся получат возможность научиться:

· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

· взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

· прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;

· разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

· координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

· аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные

учащиеся получат возможность научиться:

· самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

· пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

· уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

· выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

· применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

· самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Устный счёт.

2. Проверка наблюдательности.

3. Игровая деятельность.

4. Решение текстовых задач, геометрических задач на разрезание и перекраивание.

5. Разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов, викторин.

6. Проектная деятельность.

7. Составление математических ребусов, кроссвордов.

8. Показ математических фокусов.

9. Участие в вечере занимательной математики.

10. Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:

- сообщения и доклады (мини);

- защита проектов;

- результаты математических викторин, конкурсов

- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

- различные упражнения в устной и письменной форме.

Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ.

1.Вводное занятие

Тема 1. Задачи на смекалку

Задачи на сообразительность, внимание, смекалку.

2.Логические задачи

Тема 1. Простейшие логические задачи

Решение логических задач, с достаточными условиями с помощью простых таблиц.

Тема 2. Задачи-таблицы

Решение логических задач с помощью двойных и комбинированных таблиц.

Тема 3. Задачи с частично ложными условиями

Решение логических задач, часть условий в которых ложна. Анализ возможных вариантов с выбором единственно верного.

Тема 4. Задачи с недостаточными или избыточными условиями

Решение логических задач, часть условий в которых лишняя или с недостаточным количеством данных. Анализ условия задачи.

3.Круги Эйлера

Тема 1. Круги Эйлера и теория множеств

Понятие множества. Изображение множеств с помощью кругов Эйлера.

Тема 2. Круги Эйлера и алгебра множеств

Простейшие операции над множествами: пересечение, объединение, разность множеств, дополнение одного множества до другого. Пустое и универсальное множества. Изображение операций над множествами с помощью кругов Эйлера.

  1. Принцип Дирихле

Тема 1. Знакомство с принципом Дирихле

Понятие о принципе Дирихле. Задача Гильберта.

Тема 2. Применение принципа Дирихле при решении задач

Запись решения задач с помощью таблиц. Применение принципа Дирихле при решении задач.

5. Решение олимпиадных задач

Тема 1. Олимпиадные задачи, их особенности .

Решение задач городских, областных и зональных олимпиад школьников 2000-2014 гг.

Тема 2. Решение олимпиадных задач прошлых лет.

Решение задач городских, областных и зональных олимпиад школьников 2000-2014 гг.

Тема 3. Решение задач школьных математических олимпиад.

Решение задач школьных математических олимпиад. Подготовка к школьной олимпиаде по математике.

Тема 4. Решение задач школьной математической олимпиады Математические софизмы, фокусы и головоломки

Разбор заданий школьного тура математической олимпиады. Подведение итогов. Математические софизмы, фокусы и головоломки.  

Тема 5. Решение задач городской математической олимпиады. Элементы теории множеств и математической логики

Разбор заданий городского тура математической олимпиады. Элементы теории множеств и математической логики.  

Тема 6. Решение задач городской и зональной математических олимпиад

Разбор заданий городской и зональной математических олимпиад

Тема 7. Решение задач зональной математической олимпиады

Разбор заданий зональной математической олимпиады

6.Задачи Гаусса

Тема 1. Задачи Гаусса

Разбор задач Гаусса. Анализ решений.

7. Деление без остатка и с остатком

Тема 1. Деление без остатка и с остатком

Делители и кратные. НОК и НОД. Остаток при делении. Элементы теории сравнений.

8.Задачи на разрезание и моделирование геометрических фигур

Тема 1. Задачи на разрезание и моделирование геометрических фигур

Задачи на разрезание. Задачи на составление геометрических фигур. «Танграмм». Китайские головоломки.

  1. Построения с помощью циркуля и линейки

Тема 1. Построения с помощью циркуля и линейки

Решение основных задач на построения с помощью циркуля и линейки. «Уши Чебурашки».

10.Десятичная запись числа

Тема 1. Десятичная запись числа.

Системы исчисления у древних народов. Двоичная и шестидесятеричная системы исчисления. Десятичная система исчисления. Место цифры в десятичной записи числа. Разряды.

11.Графики функций, содержащих знак модуля

Тема 1.График функции у = │х│.

Построение графика функции у =х │. Построение графиков, содержащих функцию под знаком модуля.

Тема 2. Построение графиков функций, содержащих модуль

Построение графиков, содержащих переменную под знаком модуля.

12.Решение геометрических задач

Тема 1. Некоторые геометрические задачи по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые»

Решение геометрических задач по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые»

Тема 2. Некоторые геометрические задач по теме «Треугольник»

Решение геометрических задач по теме «Треугольник»

Тема 3. Геометрические задачи повышенной сложности

Решение геометрических задач повышенной сложности.

13.Решение нестандартных задач

Тема 1. Задачи с недостающими условиями

Анализ условия задачи. Решение задач с недостающими условиями.

Тема 2. Задачи с «лишними» условиями

Анализ условия задачи. Решение задач с избыточными условиями.

Тема 3. Метод перебора

Решение задач перебором всех возможных вариантов. Анализ результата решения задачи.

14.Занимательные задачи

Тема 1. Расстановки, перекладывания

Решение задач на расстановки и перекладывания.

Тема 2. Переливания, дележи, переправы

Решение задач на переливания, дележи, переправы.

Тема 3. Задачи на взвешивания

Решение задач на взвешивания и сортировки.

15. Повторение

Тема 1. Повторение

Решение задач по всему курсу.

16. Заключительное занятие

Тема 1. Урок-игра «Умники и умницы»

Проведение игры, подготовленной с помощью учащихся. Подведение итогов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п\п

Содержание занятий

Количество часов

Дата проведения

I. Вводное занятие

1 час

1

Задачи на смекалку.

1 час

2.Логические задачи

4 часа

2

Простейшие логические задачи

1 час

3

Задачи-таблицы

1 час

4

Задачи с частично ложными условиями

1 час

5

Задачи с недостаточными или избыточными условиями

1 час

3.Круги Эйлера

2 часа

6

Круги Эйлера и теория множеств

1 час

7

Круги Эйлера и алгебра множеств

1 час

  1. Принцип Дирихле

2 часа

8

Знакомство с принципом Дирихле

1 час

9

Применение принципа Дирихле при решении задач

1 час

5. Решение олимпиадных задач

7 часов

10

Олимпиадные задачи, их особенности.

1 час

11

Решение олимпиадных задач прошлых лет.

1 час

12

Решение задач школьных математических олимпиад

1 час

13

Задачи школьной математической олимпиады. Математические софизмы, фокусы и головоломки

1 час

14

Решение задач городской математической олимпиады. Элементы теории множеств и математической логики

1 час

15

Решение задач городской и зональной математических олимпиад

1 час

16

Решение задач зональной математических олимпиад

1 час

6.Задачи Гаусса

1 час

17

Задачи Гаусса

1 час

7. Деление без остатка и с остатком

1 час

18

 Деление без остатка и с остатком

1 час

8.Задачи на разрезание и моделирование геометрических фигур

1 час

19

Задачи на разрезание и моделирование геометрических фигур

1 час

  1. Построения с помощью циркуля и линейки

1 час

20

Построения с помощью циркуля и линейки

1 час

10.Десятичная запись числа

1 час

21

Десятичная запись числа

1 час

11.Графики функций, содержащих знак модуля

2 часа

22

График функции у =│х│.

1 час

23

Построение графиков функций, содержащих модуль

1 час

12.Решение геометрических задач

3 часа

24

Некоторые геометрические задачи по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые»

1 час

25

Некоторые геометрические задач по теме «Треугольник»

1 час

26

Решение геометрических задач повышенной сложности.

1 час

13.Решение нестандартных задач

3 часа

27

Задачи с недостающими условиями

1 час

28

Задачи с «лишними» условиями

1 час

29

Метод перебора

1 час

14.Занимательные задачи

3 часа

30

Расстановки, перекладывания

1 час

31

Переливания, дележи, переправы

1 час

32

Задачи на взвешивания

1 час

15. Повторение

1 час

33

 Повторение

1 час

16. Заключительное занятие

1 час

34

Урок-игра «Умники и умницы»

1 час

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И АППАРАТ КОНТРОЛЯ.

       Учащиеся должны приобрести навыки рационального решения задач; научиться решать логические и нестандартные задачи различными способами, уметь их оформлять; научиться анализировать, сопоставлять данные; расширить сведения о математике и необходимости ее изучения, поиск различных способов и методов решения систем уравнений, умение выступать перед аудиторией с подготовленными сообщениями,  учащиеся должны овладеть навыками преобразования графиков различных функции, находить площади геометрических фигур и объёмы тел.

        

Формы контроля и система оценивания

Формы контроля, используемые на занятиях факультатива:

  • Индивидуальный контроль – каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
  • Групповой контроль – при проведении такого контроля состав учащихся делится на несколько групп (от 2 до 4 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагаются одинаковые или разные задания. Иногда групповой контроль проводится в виде уплотненного опроса.
  • Фронтальный контроль – задания предлагаются всем учащимся. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся, что позволяет вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.
  • Взаимный контроль – взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения с товарищами.
  • Самоконтроль – ученики участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.

      Также важно знание учителем уровня владения его учениками теорией и навыками ее применения для своевременной коррекции учебного процесса (изменить темп и стиль проведения занятия, вернуться к ранее изученному материалу и повторить его, внести изменения в ранее данное индивидуализированное задание ученику или группе учащихся. Поэтому в программу включены следующие виды контроля: :

  • текущий – выполнение творческих работ, защита докладов
  • вводный – проверка уровня усвоения изучаемого материала
  • итоговый –   проведение командной  микроолимпиады.

Результаты деятельности учащихся на занятиях факультативного курса не оцениваются традиционным образом, так как отсутствие "наказания" в виде оценок позволяет ребенку чувствовать себя свободнее, чем на традиционных уроках, формирует умение высказывать гипотезы, опровергать или доказывать их, искать ошибки и неточности в рассуждениях,  и тем не менее, чтобы отследить динамику усвоения учениками теоретического материала, обеспечить мотивацию регулярных занятий,  предоставление ему объективной информации об уровне его знаний и умений используются нестандартные способы оценивания:

  • интонация, жест, мимика;
  • разнообразие изучаемого материала;
  • безотметочная отметка в «кредит», похвала;
  • проверка уровня усвоения материала путем диагнострования и тестирования
  • самооценка.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа; роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося

     Занятия построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Умело использовать естественную любознательность школьников для формирования устойчивого интереса к математике. Занимательность помогает учащимся освоить факультативный курс, содержащиеся в нем идеи и методы математической науки, логику и приемы творческой деятельности.

     Учащимся, увлеченным математикой мало тех знаний, которые они получают на уроках математики. Они хотят знать о прикладной ее стороне, решать более сложные задачи.

      Методика проведения занятий основана на создании обучающей ситуации, в которой математические идеи и факты вырабатываются самими школьниками в процессе решения разнообразных задач.

Работа курса строится на принципах:

  • Регулярности – еженедельно; 
  • Параллельности – 1) проведение факультативных занятий в значительной степени близко к урокам. Сходство занятий определяется организационной формой коллективной учебной работы, когда учитель ведет занятие с группой учащихся, проводит необходимые пояснения, спрашивает учащихся. При этом целесообразно учащимся предоставлять собственные суждения по обсуждаемому вопросу. 2) связь с учебным материалом, так как без занимательных задач преподавание не бывает успешным, поскольку занимательность повышает интерес к предмету и способствует осмыслению важной идеи: математика окружает нас, она везде. Систематичность изложения материала должна быть направлена на общее умственное развитие учащихся.
  • опережающей сложности – проводимые в рамках вариативного компонента факультативные занятия, наиболее эффективно содействуют пропедивтике систематического изучения курса алгебры и геометрии. Примером тому служит изучение комбинаторики и теории вероятностей на начальном уровне, а также знакомство со свойствами геометрических фигур и решение различных геометрических задач.
  • самостоятельности – значительная часть теоретического материала выполняется учащимися самостоятельно – они сами доказывают или опровергают большинство предлагаемых задач
  • вариативности и самоконтроля – набор задач различного уровня сложности и проверка решений по образцу, алгоритму, ключу.

      При проведении занятий применяются личностно-ориентированные  технологии обучения, такие как:

1) технология полного усвоения знаний, когда все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса;

2) технология разноуровневого обучения или «технология обучения базису без отстающих»;

3) технология коллективного взаимообучения, которая позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

      Также применяются специфические методики работы с одаренными детьми, в основе которых лежит организующее обучение. Суть организующего обучения заключается в большом уровне самостоятельности обучаемых, в многовариативности используемых форм занятий, в сильной постоянной эмоциональной поддержке учащихся со стороны учителя.  

      Роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося  определяется решением одной из целей работы школы - развитие творческого потенциала школьников, раскрытие индивидуальности личности, способностей к плодотворной умственной деятельности. Поэтому важнейшую роль факультативных занятий определяю в организации индивидуальной работы с одаренными школьниками, направленную на развитие их мыслительных способностей, настойчивости в выполнении заданий, творческого подхода и навыков в решении нестандартных задач, что позволяет вести поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, в широких пределах варьировать объем сложности изучаемого материала.

    Необходимо расширить кругозор школьников, для этого в программу факультатива я включаю темы, которые не входят в базовую программу или не получают там должного внимания. Эти темы, с одной стороны, должны быть доступны обучаемым, с другой стороны, позволять им принимать участие в олимпиадах и при успешной сдачи ОГЭ.

   

Обоснование отбора содержания и общей логики в последовательности его изучения, включая раскрытие связей учебной и внеучебной деятельности, межпредметных связей

      Отбор содержания курса произведен  в соответствии с выбранными принципами параллельности и  опережающей сложности. Отобрано большое количество задач, для решения которых используются арифметические способы решения, что позволяет учить учащихся логически мыслить, рассуждать, развивать речь. Материал  программы включает много нестандартных задач и способы их решения, что способствует развитию школьников, формированию у них познавательного интереса не только к решению задач вообще, но и самой математике.

      На занятиях целесообразно вынести исторический материал о системах счисления в древности, о недесятичных системах счисления, используемых в настоящее время.

      Пропедевтика  алгебраического подхода к работе с числами (действия с буквенными выражениями) осуществляется на уроках, но факультативные занятия создают большие возможности для закрепления соответствующих навыков. Наиболее удобный материал для достижения указанных целей – числовые ребусы, в которых неизвестные цифры зашифрованы звездочками или буквами. Одновременно указанный материал закрепляет навыки выполнения арифметических операций с целыми числами.

     Пропедевтика геометрии обеспечивается восприятием простейших геометрических объектов на наглядно-интуитивной основе ( отрезок, луч, угол, квадрат, треугольник ит.д.). На занятиях необходимо добиться уверенного обращения детей с этими объектами, понимания их основных свойств.

     Учебные занятия по данной программе позволяют желающим развить свои интеллектуальные и творческие способности, получить практические навыки работы с измерительными инструментами (циркуль, линейка, транспортир).

     В процессе занятий формируются общеучебные умения и навыки, развиваются коммуникативные свойства личности учащихся, воспитывается стремление к взаимопомощи в процессе работы.

     Необходимо также заметить, что участие в работе факультатива создает необходимую базу для успешного изучения других предметов естественно-научного цикла, таких как информатика, физика, химия. Поэтому часто занятия математикой, несмотря на отсутствие видимых достижений в математических соревнованиях, приводят к успехам в других дисциплинах.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Литература

  1. Я.И. Перельман  «Занимательная арифметика». М. Изд. «Астрель» 2007
  2. И.И. Баженов «Задачи для школьных математических кружков». С. Университет 1994.
  3. Я.И. Перельман  «Занимательная геометрия». М. Изд. «Астрель» 2012
  4. Я.И. Перельман «Живая математика». М. Изд. «Наука», 1974г.
  5. Бэйфэнг Л. «Китайские головоломки» М. Изд « Эскимо» 2006г.
  6. А.М. Абрамов «Методика факультативных занятий в 7-8 классах». М. «Просвещение» 2001г.
  7. Ф.Ф. Нагибин « Математическая шкатулка»М. Изд. «Просвещение» 1984г.
  8. Рывкин. Справочник по математике М «Высшая школа» 1975 г.
  9. Ф.Ф. Лысенко «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону 2001 г.
  10. Ф. Мостеллер «50 занимательных вероятностных задач с решениями» М. «наука» 1975 г.
  11. Дополнительные главы 7-8,9,10 кл М. « Просвещение» 1977г.
  12. Б.В. Гнеденко «Элементарное введение в теорию вероятности» М.«Наука» 1976 г.
  13. Л.Я. Савельев «Комбинаторика и вероятность» М «Наука» 1975 г.
  14. Газета «Математика». 2000-2008 г.
  15. « Я  иду на урок математики 5 класс». Книга для учителя. М. Изд. «Первое сентября»,2000 г.
  16.  Интернет ресурсы: http://zaitseva-irina.ru/html/f1142354245.html, http://ipk74.ru/virtualcab/professional/pedagogicheskaya-masterskaya, .ru/user/72512/page/uroki-zanimatelnoi-matematiki,

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

  1. Персональный компьютер – рабочее место учителя
  2. Доска интерактивная
  3. Мультимедиа проектор
  4. Принтер лазерный
  5. Источник бесперебойного питания
  6. Комплект оборудования для подключения к сети Интернет
  7. Копировальный аппарат
  8. Сканер
  9. Цифровая видеокамера
  10. Колонки
  11. Внешний накопитель информации
  12. Комплект классных чертежных инструментов
  13. Комплекты демонстрационных планиметрических и стереометрических тел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...