Рабочая программа по биологии (одаренные дети) для 10- 11 классов 2019-2021 гг. (срок реализации программы)
рабочая программа по биологии (10 класс)

Долгополова Вита Викторовна

Рабочая программа по биологии (одаренные дети) для 10- 11 классов

2019-2021 гг. (срок реализации программы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx47.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Шелестовская средняя школа»

Октябрьского района Волгоградской области

«Рассмотрено»

на  заседании  педагогического совета

Протокол №  

от «27» августа 2019 г.  

Председатель:                                                                                          

___________________________

«Утверждаю»

 введено в действие приказом по школе №51/1«04» сентября 2019 г.

Директор школы ________Морозова Е. И.

Рабочая программа

по биологии (одаренные дети)

для 10- 11 классов

2019-2021 гг.

(срок реализации программы)

Составлена на основе программы развития МКОУ "Шелестовская СШ"

(наименование примерной и/или авторской рабочей программы)

Разработчик и составитель программы: Долгополова Вита Викторовна

(Ф.И.О. педагога, составившего рабочую программу)                                                

2019г.

Пояснительная записка

Рабочая программа подготовки учащихся по биологии для 10-11 классов (одаренные дети) составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Курс изучает естественнонаучные дисциплины, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук на всех ступенях обучения.

Цель программы: создать условия для выявления, развития одаренных детей, поддержки, самореализации, повышение мотивации к изучению биологии, а также выработать устойчивые знания у учащихся по биологии.

Задачи:

- углубить и расширить знания учащихся по различным вопросам биологической науки, развить интерес к биологии;

- сформировать исследовательские компетенции обучающихся по биологии и экологии;

- способствовать формированию экологического воспитания учащихся, формированию бережного отношения к природе;

В государственном общеобязательном стандарте образования и общеобразовательной основной программе по биологии сформулированы главные цели обучения предмета «Биологии»: подготовка биологически и экологически грамотной личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, обладающей экологическим и эволюционным стилем мышления, ориентирующейся в научной картине мира, усвоившей теории, законы, закономерности, понятия, научные и логические методы биологического познания, обладающей умениями эффективно применять знания о здоровом образе жизни, о сохранении, охране многообразия экосистем и видов, экологизации производства.

Стремительное развитие научно-технического прогресса требует дальнейшего совершенствования биологического образования.

Рабочая программа способствует расширению и углублению знаний учащихся по биологии и экологии, формирует навыки работы с источниками знаний, умение выделять главное, умение составлять таблицы, тезисы, конспекты и т.д. Формирует желание заниматься биологией, развивает такие компетентности как:

- учебно-познавательная,

- ценностно-ориентационная,

- информационно-технологическая,

- экологическая.

В программе выделены те вопросы, которые вызывают затруднения учащихся.

Программа направлена на систематизацию и углубление знаний учащихся по биологии и экологии.

Последовательность изучения тем может изменяться и дополняться. Количество часов для изучения отдельных тем носит ориентировочный характер.

Особое внимание планируется уделять самостоятельной работе учащихся: защите нестандартных приемов решения задач, проектов, исследовательских работ, проведению экспериментальных исследований, изготовлению приборов, работе с литературой и Интернет-ресурсами.

Данная программа рассчитана на 2 года – учащиеся начинают по ней готовиться и продолжают при переходе в следующий класс1 час в неделю.

Программа предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогического коллектива, учащихся, родителей/законных представителей.

Учитывая возрастные особенности учащихся, в программу внедрены разнообразные эффективные технологий, формы и методы урочной и внеурочной деятельности.

Программа предусматривает сочетание различных форм обучения.

Этапы реализации программы уравновешенны по времени и логично взаимосвязаны.

Для оценки эффективности реализации программы ведется учет количества учащихся, удовлетворенных организацией работы с талантливыми и одаренными детьми; учащихся, овладевших ключевыми компетенциями, а также учащихся с высоким уровнем индивидуальных достижений по биологии. 

Выявление одаренных детей.

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность;
Условно выделяют 
три категории одаренных детей:

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Схема подготовки к обучению

Подготовительный этап к работе.

  1. УМК по биологии
  2. Дополнительная литература по биологии
  3. Интернет-ресурсы (образовательные платформы )

Основные этапы работы:

1. Повторение теоретического материала по биологии с использованием учебников и справочной литературы.

2. Семинарские занятия по выявлению знаний учащихся и коррекцией ошибок и пробелов в знаниях.

3. Работа с Интернет-ресурсами (образовательная платформа РЭШ, Учи.ру, Открытая биология, ФЦИОР и другие)

Домашняя работа:

Самостоятельное изучение учебного материала материала по по различным источникам.

Занятия в школе:

      1.Лекции.

      2. Семинарские занятия

3.Тестирование

      4. Исследовательская деятельность.

Мониторинг результативности:

Результаты освоения программы должны соответствовать общим целям и задачам данной программы.

Результаты оцениваются по итогам пробных тестирований в соответствии со шкалой оценивания

При оценке знаний и умений учащихся создавать ситуацию успеха для каждого ученика, возможность индивидуальной работы.

                                 Формы и методы достижения целей программы

Методы

Формы

Частично поисковый

Исследовательский

Проблемный

Проектный

Собеседование

Тестирование

Нетрадиционные уроки, дополнительные занятия;

Разноуровневые и творческие задания;

Проектная и исследовательская деятельность;

Участие во Всероссийских олимпиадах и конкурсах;

Научно-исследовательских экологических конференциях;

Работа по образовательным программам и
индивидуальным планам

Создание портфолио;

Этапы реализации программы:

I. Этап.

2018-2019 учебный год – Подготовительный

Подготовка условий для создания

системы работы с одаренными обучающимися в школе

Проведение мониторингов по выявлению одаренных детей.

Разработка программы работы с одаренными обучающимися.

Вовлечение обучающихся в участие в различных конкурсах и олимпиадах.

Создание портфолио.

Создание механизма взаимодействия с родителями.

Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

II. Этап.

2019-2020 и 2020—2021 учебный год – Практический

                      Апробация системы работы с одаренными обучающимися.

Диагностика обучающихся;

Разработка методических рекомендаций и материалов по работе с одаренными детьми;

Адаптация рабочих программ;

III. Этап.2020-2021 учебный год – Обобщающий

                       

                           Ожидаемые результаты при реализации программы:

Создание механизма выявления и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в области биологии и экологии .

Повышение мотивации школьников к учению и уровня обученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов обучающихся

Формирование и совершенствование системы работы с одаренными обучающимися.

Обеспечение взаимодействия педагогов школы, родителей с одаренными детьми.

Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.


Предметные результаты уровня подготовки учащихся

Должны знать:

Общие признаки живых организмов; строение растительной клетки;

Влияние деятельности человека на растительные сообщества; среды обитания организмов; влияние деятельности человека на экосистемы. Процессы эволюции животных; природные и искусственные сообщества; Особенности питания гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов).

Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации жизни.

Основные положения клеточной теории; роль органических и неорганических веществ в клетке;  основные способы деления клеток.

Формы наследственной изменчивости; основы эволюционного учения.

Вид и его критерии; популяция – элементарная структура вида.

Предмет и задачи экологии; - экологические факторы; сущность понятий вид, экосистема, биоценоз, биосфера; структуру и принципы функционирования экосистем. Закономерности индивидуального развития.

Предмет и задачи генетики; значение понятий изменчивости, наследственности, гена, генотипа, мутации; роль хромосом в наследственности организмов. Негативное влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на наследственность человека.

Должны обосновывать:

- роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

- влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания, последствия этой деятельности и создание культурных растений.

- роль окружающей среды в формировании личности;

- влияние общества на формирование социальной сущности человека.

Должны уметь сравнивать:

- строение и функции клеток растений; строение и функции тканей и органов растений;

- организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;

- отделы живой природы.

Содержание программы

Учебный план

образовательной программы

Номер раздела

Название разделов

Года обучения

1 год

2 год

1

Введение

2

2

2

Биосферный уровень организации жизни

Проектная деятельность

10

3

Биогеоценотический уровень организации жизни

Проектная деятельность

11

4

Популяционно-видовой уровень

Проектная деятельность

11

5

Организменный уровень организации жизни

Проектная деятельность

10

6

Клеточный уровень организации жизни

Проектная деятельность

10

7

Молекулярный уровень проявления жизни

Проектная деятельность

12

Итого

34

34

                                         Содержание программы учебного предмета

  1. Биосферный уровень организации жизни (10)

Теория 6ч

Учение В.И.Вернадского  о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.

Практика4 ч

Проектная и исследовательская деятельность

  1. Биогеоценотический уровень организации жизни (11ч)

Теория 6 ч

 Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.

Практика 5 ч

Проектная и исследовательская деятельность

  1. Популяционно-видовой уровень (11 ч)

Теория 6 ч

Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.

История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.

Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.

Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов

Практика 5 ч

Проектная и исследовательская деятельность

4. Организменный уровень организации жизни (10ч)

Теория 6 ч

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы). Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.

Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

Практика 4 ч

Проектная и исследовательская деятельность

5. Клеточный уровень организации жизни (10)

Теория 6 ч

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.

Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

Практика 4

Проектная и исследовательская деятельность

  1. Молекулярный уровень проявления жизни (12 ч)

Теория 7 ч

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.

Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке.

Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.

Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

Практика 5 ч

Проектная и исследовательская деятельность

                                                    Формы аттестации (контроля)

Тестирование, защита учебно-исследовательской работы (проекта); беседа, карточки-задания, практическая работа, семинары

                                                     2.4.Оценочные материалы

Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов

1.Диагностический инструментарий к программе образования «Одаренные дети»

(итоговые тесты за 1 год и 2 год обучения)

2.Модифицированный вариант методики: «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву

3.Личностный тест «Природа и я» (отношение к природе)

4.Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования

(опросник Казанцевой Г.Н.) средний школьный возраст


Реализация программы происходит и через систему последовательных, взаимосвязанных действий педагога и ребят в процессе учебных занятий, построенных с использованием различных технологий и методов обучения.

Современные педагогические и информационные технологии

Информационно-коммуникативные технологии – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств с целью оперативной и эффективной работы с информацией. Они позволяют повысить результативность и эффективность образовательных ресурсов за счет активного использования современных средств вычислительной техники.

Проектно-исследовательские технологии - это деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи.

Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечить высокий уровень здоровья, вооружив обучающегося багажом знаний и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения – обучающиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. (рассказ, объяснение, беседа, демонстрация)

Репродуктивный метод – метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер,  т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях  (практическая работа, камеральное исследование, наблюдение, вербальное общение с животным, проверочное занятие)

Метод проблемного изложения – метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Обучающиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска (постановка вопросов и ответы на них, экспериментальные задания, проблемный рассказ, эвристическая беседа, исследовательская и практическая работа).

Эвристический (частично поисковый) – заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом. (практическая работа, работа над проектом, вербальное общение с животным, работа с ЭОР)

Исследовательский метод обучения – после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. (работа над проектом, практическая работа)

Среди нетрадиционных методов, используемых в ходе реализации программы можно выделить:

«Метод свободного творчества» – обучающимся предлагается тема творческой работы и возможные техники ее выполнения. Они самостоятельно определяют сюжет, композицию, технику выполнения работы. Метод применяется при подготовке к конкурсам творческих работ, разработке творческих и социальных проектов.

работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

                                                         

Литература.

1.1.Основная литература.

Учебник: Общая биология :учебник для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Проф. И.Н. Пономарёвой. – М.; Вента-Граф, 2017. -224 с.;ил.

2.1.Общая биология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017.-224с.; ил.

1.2.Список рекомендуемой литературы 10класс

  1. Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы Т.С.. Сухова М. Изд.дом Дрофа, 1997 г.- 128 с.
  2. М.П.Травкин, И.Н.Леонтьев Задачи по генетике и методика их решения БГПИ имени М.С.Ольминского, Белгород -1980, 48с.
  3. Под ред. Академика АН УССР К.М. Сытника Справочник по биологии. : Киев : «Наукова думка» 1979. – 440 с.
  4. Шалапёнок Е.С. Тесты по биологии : для поступающих в вузы/ - 6-е изд.- М.:Айрис –пресс, 2007. -384 с. (Домашний репетитор)
  5. Мишин Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии: Пособие для учащихся 10 класс веч. И заоч. Общеобразоват. Школ. – 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1982. -63 с.
  6. А.П.Бородина, А.Ф.Колчанов. Редкие и исчезающие виды флоры Белгородской области. Методические рекомендации. – Белгород: 1991. – 94 с.
  7. Кудинова М.Л. Олимпиадные задания по биологии. 6-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
  8. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные : По страницам Красной книги СССР. – М.: Металлургия, 1987. -367 с.
  9. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии : метод. пособие. – М.: Глобус, 2008. – 255 с.( уроки мастерства)
  10. Анастасова Л.П., Кучменко В.С. Сборник заданий для прведения устного экзамена по биологии за курс средней школы. 11 класс. – м.: Дрофа, 200. -80 с.
  11. Анастасова Л.П., Кучменко В.С. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы, 11 класс.-М.: Дрофа, 2000.-80 с.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы

Оборудование кабинета  биологии

№п/п

Оборудование

Количество

Наименование средств ИКТ

1

ПК

1

2

Принтер

1

3

Сканер

1

4

Интерактивная доска

1

5

Проектор

1

6

Аудиоколонки

1

Приборы и коллекции

7

Таблицы по ботанике

8

Комплект таблиц по биологии

9

Диапозитив «С/х энтомология»

10

Диапозитив «Растениеводство»

11

Диапозитив «Уровни организации жив. природы»

12

Диапозитив «Эволюция»

13

Диапозитив «Животноводство»

14

Весы учебные лаборат. Эл. ВУЛ-100

15

Термометр электронный ТЭН-5

16

Коллекции по биологии

17

Микроскоп световой

18

Посуда и лабораторные принадлежности

19

Набор микропрепаратов по биологии

Интернет-материалы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.