Рабочая программа по биологии (одаренные дети) для 10- 11 классов 2019-2021 гг. (срок реализации программы)
рабочая программа по биологии (10 класс)
Рабочая программа по биологии (одаренные дети) для 10- 11 классов
2019-2021 гг. (срок реализации программы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 47.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Шелестовская средняя школа»
Октябрьского района Волгоградской области
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № от «27» августа 2019 г. Председатель: ___________________________ | «Утверждаю» введено в действие приказом по школе №51/1«04» сентября 2019 г. Директор школы ________Морозова Е. И. |
Рабочая программа
по биологии (одаренные дети)
для 10- 11 классов
2019-2021 гг.
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы развития МКОУ "Шелестовская СШ"
(наименование примерной и/или авторской рабочей программы)
Разработчик и составитель программы: Долгополова Вита Викторовна
(Ф.И.О. педагога, составившего рабочую программу)
2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа подготовки учащихся по биологии для 10-11 классов (одаренные дети) составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс изучает естественнонаучные дисциплины, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук на всех ступенях обучения.
Цель программы: создать условия для выявления, развития одаренных детей, поддержки, самореализации, повышение мотивации к изучению биологии, а также выработать устойчивые знания у учащихся по биологии.
Задачи:
- углубить и расширить знания учащихся по различным вопросам биологической науки, развить интерес к биологии;
- сформировать исследовательские компетенции обучающихся по биологии и экологии;
- способствовать формированию экологического воспитания учащихся, формированию бережного отношения к природе;
В государственном общеобязательном стандарте образования и общеобразовательной основной программе по биологии сформулированы главные цели обучения предмета «Биологии»: подготовка биологически и экологически грамотной личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, обладающей экологическим и эволюционным стилем мышления, ориентирующейся в научной картине мира, усвоившей теории, законы, закономерности, понятия, научные и логические методы биологического познания, обладающей умениями эффективно применять знания о здоровом образе жизни, о сохранении, охране многообразия экосистем и видов, экологизации производства.
Стремительное развитие научно-технического прогресса требует дальнейшего совершенствования биологического образования.
Рабочая программа способствует расширению и углублению знаний учащихся по биологии и экологии, формирует навыки работы с источниками знаний, умение выделять главное, умение составлять таблицы, тезисы, конспекты и т.д. Формирует желание заниматься биологией, развивает такие компетентности как:
- учебно-познавательная,
- ценностно-ориентационная,
- информационно-технологическая,
- экологическая.
В программе выделены те вопросы, которые вызывают затруднения учащихся.
Программа направлена на систематизацию и углубление знаний учащихся по биологии и экологии.
Последовательность изучения тем может изменяться и дополняться. Количество часов для изучения отдельных тем носит ориентировочный характер.
Особое внимание планируется уделять самостоятельной работе учащихся: защите нестандартных приемов решения задач, проектов, исследовательских работ, проведению экспериментальных исследований, изготовлению приборов, работе с литературой и Интернет-ресурсами.
Данная программа рассчитана на 2 года – учащиеся начинают по ней готовиться и продолжают при переходе в следующий класс1 час в неделю.
Программа предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогического коллектива, учащихся, родителей/законных представителей.
Учитывая возрастные особенности учащихся, в программу внедрены разнообразные эффективные технологий, формы и методы урочной и внеурочной деятельности.
Программа предусматривает сочетание различных форм обучения.
Этапы реализации программы уравновешенны по времени и логично взаимосвязаны.
Для оценки эффективности реализации программы ведется учет количества учащихся, удовлетворенных организацией работы с талантливыми и одаренными детьми; учащихся, овладевших ключевыми компетенциями, а также учащихся с высоким уровнем индивидуальных достижений по биологии.
Выявление одаренных детей.
Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность;
Условно выделяют три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Схема подготовки к обучению
Подготовительный этап к работе.
- УМК по биологии
- Дополнительная литература по биологии
- Интернет-ресурсы (образовательные платформы )
Основные этапы работы:
1. Повторение теоретического материала по биологии с использованием учебников и справочной литературы.
2. Семинарские занятия по выявлению знаний учащихся и коррекцией ошибок и пробелов в знаниях.
3. Работа с Интернет-ресурсами (образовательная платформа РЭШ, Учи.ру, Открытая биология, ФЦИОР и другие)
Домашняя работа:
Самостоятельное изучение учебного материала материала по по различным источникам.
Занятия в школе:
1.Лекции.
2. Семинарские занятия
3.Тестирование
4. Исследовательская деятельность.
Мониторинг результативности:
Результаты освоения программы должны соответствовать общим целям и задачам данной программы.
Результаты оцениваются по итогам пробных тестирований в соответствии со шкалой оценивания
При оценке знаний и умений учащихся создавать ситуацию успеха для каждого ученика, возможность индивидуальной работы.
Формы и методы достижения целей программы
Методы | Формы |
Частично поисковый Исследовательский Проблемный Проектный Собеседование Тестирование | Нетрадиционные уроки, дополнительные занятия; Разноуровневые и творческие задания; Проектная и исследовательская деятельность; Участие во Всероссийских олимпиадах и конкурсах; Научно-исследовательских экологических конференциях; Работа по образовательным программам и Создание портфолио; |
Этапы реализации программы:
I. Этап.
2018-2019 учебный год – Подготовительный
Подготовка условий для создания
системы работы с одаренными обучающимися в школе
Проведение мониторингов по выявлению одаренных детей.
Разработка программы работы с одаренными обучающимися.
Вовлечение обучающихся в участие в различных конкурсах и олимпиадах.
Создание портфолио.
Создание механизма взаимодействия с родителями.
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
II. Этап.
2019-2020 и 2020—2021 учебный год – Практический
Апробация системы работы с одаренными обучающимися.
Диагностика обучающихся;
Разработка методических рекомендаций и материалов по работе с одаренными детьми;
Адаптация рабочих программ;
III. Этап.2020-2021 учебный год – Обобщающий
Ожидаемые результаты при реализации программы:
Создание механизма выявления и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в области биологии и экологии .
Повышение мотивации школьников к учению и уровня обученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов обучающихся
Формирование и совершенствование системы работы с одаренными обучающимися.
Обеспечение взаимодействия педагогов школы, родителей с одаренными детьми.
Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
Предметные результаты уровня подготовки учащихся
Должны знать:
Общие признаки живых организмов; строение растительной клетки;
Влияние деятельности человека на растительные сообщества; среды обитания организмов; влияние деятельности человека на экосистемы. Процессы эволюции животных; природные и искусственные сообщества; Особенности питания гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов).
Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации жизни.
Основные положения клеточной теории; роль органических и неорганических веществ в клетке; основные способы деления клеток.
Формы наследственной изменчивости; основы эволюционного учения.
Вид и его критерии; популяция – элементарная структура вида.
Предмет и задачи экологии; - экологические факторы; сущность понятий вид, экосистема, биоценоз, биосфера; структуру и принципы функционирования экосистем. Закономерности индивидуального развития.
Предмет и задачи генетики; значение понятий изменчивости, наследственности, гена, генотипа, мутации; роль хромосом в наследственности организмов. Негативное влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на наследственность человека.
Должны обосновывать:
- роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
- влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания, последствия этой деятельности и создание культурных растений.
- роль окружающей среды в формировании личности;
- влияние общества на формирование социальной сущности человека.
Должны уметь сравнивать:
- строение и функции клеток растений; строение и функции тканей и органов растений;
- организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;
- отделы живой природы.
Содержание программы
Учебный план
образовательной программы
Номер раздела | Название разделов | Года обучения | |
1 год | 2 год | ||
1 | Введение | 2 | 2 |
2 | Биосферный уровень организации жизни Проектная деятельность | 10 | |
3 | Биогеоценотический уровень организации жизни Проектная деятельность | 11 | |
4 | Популяционно-видовой уровень Проектная деятельность | 11 | |
5 | Организменный уровень организации жизни Проектная деятельность | 10 | |
6 | Клеточный уровень организации жизни Проектная деятельность | 10 | |
7 | Молекулярный уровень проявления жизни Проектная деятельность | 12 | |
Итого | 34 | 34 |
Содержание программы учебного предмета
- Биосферный уровень организации жизни (10)
Теория 6ч
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.
Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.
Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.
Практика4 ч
Проектная и исследовательская деятельность
- Биогеоценотический уровень организации жизни (11ч)
Теория 6 ч
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.
Практика 5 ч
Проектная и исследовательская деятельность
- Популяционно-видовой уровень (11 ч)
Теория 6 ч
Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.
История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.
Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).
Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.
Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов
Практика 5 ч
Проектная и исследовательская деятельность
4. Организменный уровень организации жизни (10ч)
Теория 6 ч
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы). Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Практика 4 ч
Проектная и исследовательская деятельность
5. Клеточный уровень организации жизни (10)
Теория 6 ч
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.
Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
Практика 4
Проектная и исследовательская деятельность
- Молекулярный уровень проявления жизни (12 ч)
Теория 7 ч
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.
Практика 5 ч
Проектная и исследовательская деятельность
Формы аттестации (контроля)
Тестирование, защита учебно-исследовательской работы (проекта); беседа, карточки-задания, практическая работа, семинары
2.4.Оценочные материалы
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов
1.Диагностический инструментарий к программе образования «Одаренные дети»
(итоговые тесты за 1 год и 2 год обучения)
2.Модифицированный вариант методики: «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву
3.Личностный тест «Природа и я» (отношение к природе)
4.Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования
(опросник Казанцевой Г.Н.) средний школьный возраст
Реализация программы происходит и через систему последовательных, взаимосвязанных действий педагога и ребят в процессе учебных занятий, построенных с использованием различных технологий и методов обучения.
Современные педагогические и информационные технологии
Информационно-коммуникативные технологии – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств с целью оперативной и эффективной работы с информацией. Они позволяют повысить результативность и эффективность образовательных ресурсов за счет активного использования современных средств вычислительной техники.
Проектно-исследовательские технологии - это деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи.
Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечить высокий уровень здоровья, вооружив обучающегося багажом знаний и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения – обучающиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. (рассказ, объяснение, беседа, демонстрация)
Репродуктивный метод – метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях (практическая работа, камеральное исследование, наблюдение, вербальное общение с животным, проверочное занятие)
Метод проблемного изложения – метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Обучающиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска (постановка вопросов и ответы на них, экспериментальные задания, проблемный рассказ, эвристическая беседа, исследовательская и практическая работа).
Эвристический (частично поисковый) – заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом. (практическая работа, работа над проектом, вербальное общение с животным, работа с ЭОР)
Исследовательский метод обучения – после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. (работа над проектом, практическая работа)
Среди нетрадиционных методов, используемых в ходе реализации программы можно выделить:
«Метод свободного творчества» – обучающимся предлагается тема творческой работы и возможные техники ее выполнения. Они самостоятельно определяют сюжет, композицию, технику выполнения работы. Метод применяется при подготовке к конкурсам творческих работ, разработке творческих и социальных проектов.
работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Литература.
1.1.Основная литература.
Учебник: Общая биология :учебник для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Проф. И.Н. Пономарёвой. – М.; Вента-Граф, 2017. -224 с.;ил.
2.1.Общая биология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017.-224с.; ил.
1.2.Список рекомендуемой литературы 10класс
- Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы Т.С.. Сухова М. Изд.дом Дрофа, 1997 г.- 128 с.
- М.П.Травкин, И.Н.Леонтьев Задачи по генетике и методика их решения БГПИ имени М.С.Ольминского, Белгород -1980, 48с.
- Под ред. Академика АН УССР К.М. Сытника Справочник по биологии. : Киев : «Наукова думка» 1979. – 440 с.
- Шалапёнок Е.С. Тесты по биологии : для поступающих в вузы/ - 6-е изд.- М.:Айрис –пресс, 2007. -384 с. (Домашний репетитор)
- Мишин Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии: Пособие для учащихся 10 класс веч. И заоч. Общеобразоват. Школ. – 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1982. -63 с.
- А.П.Бородина, А.Ф.Колчанов. Редкие и исчезающие виды флоры Белгородской области. Методические рекомендации. – Белгород: 1991. – 94 с.
- Кудинова М.Л. Олимпиадные задания по биологии. 6-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
- Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные : По страницам Красной книги СССР. – М.: Металлургия, 1987. -367 с.
- Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии : метод. пособие. – М.: Глобус, 2008. – 255 с.( уроки мастерства)
- Анастасова Л.П., Кучменко В.С. Сборник заданий для прведения устного экзамена по биологии за курс средней школы. 11 класс. – м.: Дрофа, 200. -80 с.
- Анастасова Л.П., Кучменко В.С. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы, 11 класс.-М.: Дрофа, 2000.-80 с.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы
Оборудование кабинета биологии
№п/п | Оборудование | Количество | |||
Наименование средств ИКТ | |||||
1 | ПК | 1 | |||
2 | Принтер | 1 | |||
3 | Сканер | 1 | |||
4 | Интерактивная доска | 1 | |||
5 | Проектор | 1 | |||
6 | Аудиоколонки | 1 | |||
Приборы и коллекции | |||||
7 | Таблицы по ботанике | ||||
8 | Комплект таблиц по биологии | ||||
9 | Диапозитив «С/х энтомология» | ||||
10 | Диапозитив «Растениеводство» | ||||
11 | Диапозитив «Уровни организации жив. природы» | ||||
12 | Диапозитив «Эволюция» | ||||
13 | Диапозитив «Животноводство» | ||||
14 | Весы учебные лаборат. Эл. ВУЛ-100 | ||||
15 | Термометр электронный ТЭН-5 | ||||
16 | Коллекции по биологии | ||||
17 | Микроскоп световой | ||||
18 | Посуда и лабораторные принадлежности | ||||
19 | Набор микропрепаратов по биологии | ||||
Интернет-материалы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.