Программа по развитию одаренных детей
рабочая программа на тему
предлагаю свою программу для работы с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по выявлению, развитию и поддержке
талантливых обучающихся
Предметная область: иностранный язык (Английский) 5 классы
(факультатив: «Страноведение»)
Составитель программы:
Приходько Светлана Михайловна
Учитель английского языка
МБОУ СОШ № 14 г. Азова
2013 – 2014 учебный год
Одной из приоритетных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных и талантливых детей, реализация их потенциальных возможностей. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
В дальнейшем будем опираться на следующее определение одаренных детей:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Данная программа составлена с целью поддержки и развития способных, талантливых, стремящихся к саморазвитию детей.
Цель программы:
- выявление одаренных учащихся;
- создание условий для развития учащихся;
- повышение качества их обучения;
- расширение возможностей развития индивидуальных способностей каждого обучающегося;
- улучшение условий социальной адаптации учеников;
- гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи:
- выявить одаренных детей с помощью целенаправленного педагогического наблюдения и психологической диагностики;
- провести различные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады (внеурочные или на уроках), позволяющие учащимся проявить свои способности;
- применить те средства, методы и приемы обучения, которые способствуют развитию интереса к изучаемому предмету (его историческим и культурным аспектам), самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.
Основные принципы построения программы:
- Направленность на развитие познавательной активности ребенка: развитие логического, творческого и критического мышления, способности к решению проблем
- Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.
- Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.
- Высокий уровень насыщенности содержания.
- Поддержание интереса, любознательности
- Совместное решение проблем и исследовательских задач обучающихся.
- Высокая степень самостоятельности в процессе обучения.
- Изучение иностранного языка на основе исторических, культурных примеров.
Этапы реализации программы:
Первый этап - аналитический (2-3-й год обучения) — выявление одаренных и талантливых детей: учитываются их успехи в изучении английского языка.
Второй этап - диагностический (4-й класс) — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Третий этап - формирование, углубление и развитие способностей учащихся.
Функции учителя английского языка:
- Выявление одаренных и талантливых детей (учащихся)
- Организация индивидуальной работы с одаренными и талантливыми детьми.
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям.
- Консультирование родителей одаренных учащихся по вопросам развития способностей их детей.
- Подготовка отчетов о работе с одаренными и талантливыми учащимися.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Показатели эффективности реализации
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
№ | План мероприятия | Сроки | Пути реализации |
1 | Изучение круга интересов, личностных потребностей учащихся. Выявление работы одаренных и талантливых детей. Изучение причин изменения интереса к предмету. | Сентябрь - октябрь | Диагностика, анкетирование, тестирование учащихся. Беседа с учащимися. |
2 | Организация работы одаренных и талантливых детей на факультативных занятиях в соответствии с уровнем знаний. | В течение года | Факультативные занятия: 5 класс – «Занимательный английский»; 6 класс – «Знакомство с литературой Великобритании и Америки »; 7 класс – «Знаменитые люди Великобритании и Америки» |
3 | Организация работы по подготовке к участию в мероприятиях познавательного характера (создание проектов; конкурсы, игры, олимпиады) | В течение года | Индивидуальная работа, работа с литературой по Английскому языку, консультации учителя, |
4 | Проведение предметных недель и декад | В течение года | Конкурсы, викторины, КВНы, игры, соревнования. |
5 | Теоретическое обеспечение обучающего процесса | Май | Работа над совершенствованием программы «Одаренные и талантливые дети» |
Часть 2. Диагностика и выявление одаренных и талантливых детей
Детскую одаренность можно диагностировать при помощи различных психологических методик. Однако о признаках одаренности в изучении иностранных языков нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности, поэтому важную роль в выявлении одаренных детей играют классные руководители, педагоги.
Критерии выявления одаренности:
1) активность, динамичность интеллектуальной деятельности;
2) наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;
3) систематическое самообразование;
4) креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);
5) темпераментные особенности;
6) активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).
При выявлении одаренных и талантливых детей в данной предметной области будут использоваться следующие тесты, анкеты:
- Тест Айзенка (тест на определение уровня интеллекта)
- Тест на выявление уровня мотивации
- Тестовое задание на определение уровня знаний учащегося
Список используемой литературы
- Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета,1997г., 13 мая.
- Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998г. № 3.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва,1999 г.
- Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.
- Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО
«АиФ Принт» , 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Программа развития одаренных детей «Нам тайны нераскрытые раскрыть пора..."»
Практическая значимость программы заключается в том, что она может использоваться педагогами общеобразовательных учреждений, содержит рекомендации по диагностике одаренных детей, определяет план дейст...
Программа музыкального развития одаренных детей "Искорки"
Программа для работы музыкального руководителя с одаренными детьми детского сада....
Технологии поддержки и развития одаренных детей. Этапы работы с одаренными детьми
В данной статье предалагается рассмотерть основные этапы работы с одаренными детьми в основной школе и памятка по работе с такими обучающимися....
Программа развития одаренных детей учителя русского языка и литературы
Цели программы:· Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;·...
Разработка заседания творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».
Заседание творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».Форма проведения: квест.Девиз квеста: «У твор...
Программа профессионального развития педагога «Система сопровождения и развития одаренных детей» на 2019-2021 год
Цель:Выявление, поддержка и создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии спо...