Дополнительная общеразвивающая образовательная программа социально - педагогической направленности ЮИД - «Лаборатория дорожной безопасности»
методическая разработка
ДООП ЮИД - «Лаборатория дорожной безопасности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_programma_yuid_-laboratoriya_dorozhnoy_bezopasnosti_.docx | 49.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
социально - педагогической направленности
ЮИД -
«Лаборатория дорожной безопасности»
Автор- составитель:
Лукьянов Максим Алексеевич,
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2022
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа ЮИД «Лаборатория дорожной безопасности» социально-педагогической направленности, составлена и разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».
Важность и своевременность обучения несовершеннолетних Правилам дорожного движения не подлежит сомнению. Тем не менее, каждый год в дорожно-транспортных происшествиях дети погибают либо получают увечья и травмы. Обеспечение безопасности движения на дороге является государственной проблемой, так как затрагивает моральный, социальный и экономический аспекты.
Большое значение в системе обучения и воспитания законопослушного участника дорожного движения имеет деятельность отрядов Юных инспекторов движения. Это основное связующее звено между детьми, педагогами и родителями. Ребенок становиться пешеходом значительно раньше, чем по своим знаниям, усилиям, развитию становится подготовленный к этому. Значит, важное значение, приобретает организация педагогического процесса по формированию знаний ПДД.
Ребенка невозможно научить на чужом опыте, научиться он может только через опыт в конкретной деятельности. Сочетание теоретической подготовки с практической и творческой деятельностью позволит овладеть Правилами дорожного движения и транспортной культурой, они будут поняты детьми, приняты ими, превратятся в привычку.
Именно вовлечение школьников в отряды ЮИД, приобщение несовершеннолетних через общественные объединения к пропаганде Правил дорожного движения, формирование у них уважительного отношения к нормам и правилам, действующих в сфере дорожного движения позволит существенно снизить высокий уровень детского дорожно – транспортного травматизма.
Предлагаемая образовательная программа «ЮИД – Лаборатория дорожной безопасности» представляет собой курс по обучению школьников безопасному поведению на дорогах, с учетом возрастных психологических особенностей.
Работа по программе проводится в форме теоретических и практических занятий (выступлений перед детской аудиторией) и построена по принципу от «простого к сложному» с учетом углубления теоретических знаний и практических умений обучающихся.
Направленность программы: социально-педагогическая
Актуальность данной программы заключается в том, что она может быть использована, для удовлетворения познавательных интересов и расширения имеющихся знаний и умений школьников в области безопасности дорожного движения.
Отличительные особенности программы: данная программа предусматривает использование традиционных и современных приемов обучения, позволяет заложить основы умений и навыков, благодаря которым участник дорожного движения сможет контролировать и оценивать свои действия.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 9 – 14 лет. Количество обучающихся в группе - (10 – 15) человек. Учебная группа формируется из учащихся предпочтительно одной возрастной категории, но возможен разновозрастной состав. Набор учащихся в объединение свободный, независимо от национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей или (законных представителей).
У данной категории, учащихся появляется четкая потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации.
Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы и идеалы.
Режим занятий: Программа реализуется в режиме 3 раза в неделю по 1 часу, общее количество часов в год составляет 102 часа на одну учебную группу.
Общее количество групп – 3; общее количество часов на 3 учебные группы за год составляет -306 часов.
Срок освоения программы – 1 год
Уровень общеразвевающей программы - базовый
Форма обучения: индивидуально-групповая, групповая, коллективная.
Виды занятий – беседа, практическое занятие, мастер-класс, экскурсия, выступления перед детской аудиторией.
Формы подведения результатов: беседа, мастер-класс, мини-спектакль, презентация, открытое занятие.
Цель программы: формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дорожного движения, культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, бережного отношения к своей жизни и к жизни окружающих.
Задачи программы: ЮИД «Лаборатория дорожной безопасности»
Обучающие:
- научить основным правилам дорожного движения;
- обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- привить навыки сознательного поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
- сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.
- обучить грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
Развивающие:
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- развивать личностные свойства-самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Воспитательные:
- воспитать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
- воспитать ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.
Содержание программы:
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила по ТБ. Знакомство с объединением. | 2 | 1 | 1 | беседа |
2 | История правил дорожного движения | 2 | 2 | - | презентация |
3 | Изучение и трансляция правил дорожного движения | 60 | 40 | 20 | Мастер-классы |
4 | Основы оказания первой медицинской помощи | 12 | 4 | 8 | Практическое занятие |
5 | Фигурное вождение велосипеда | 18 | 2 | 16 | Участие в конкурсе «Безопасное колесо» |
6 | Традиционно-массовые мероприятия | 8 | 1 | 7 | Мини-спектакль |
Итого: | 102 | 50 | 52 |
Данная программа состоит из 6 тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Тема 1. Введение в образовательную программу кружка (2 часа). Введение.
Правила движения - закон улиц и дорог (1ч.). Оформление уголка по безопасности дорожного движения (1ч.).
Тема 2: История правил дорожного движения (2 часа). История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках (1ч.). ПДД. Общие положения правил дорожного движения (44ч)
Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Тема 3: Изучение правил дорожного движения (60 часа).
Обязанности пешеходов (1ч.). Обязанности пассажиров (1ч.). Дорога, её элементы и правила поведения на дороге (1ч.). Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек (1ч.). Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения (1ч.). История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы(1ч.). Предупреждающие знаки (1ч.). Знаки приоритета. Запрещающие знаки (1ч.). Изготовление макетов дорожных знаков (1ч.). Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний (1ч.). Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички (1ч.). Изготовление макетов дорожных знаков (1ч.). Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств (1ч.). Места установки дорожных знаков (1ч.). Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки (1ч.). Горизонтальная разметка и ее назначение (1ч.). Вертикальная разметка и ее назначение (1ч.).
Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов (1ч.). Сигналы светофора (1ч.). Виды светофоров (1ч.). Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров (1ч.). Сигналы регулировщика (1ч.) (1ч.). Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика (1ч.). Сигналы автомобиля (1ч.). Расположение транспортных
Средств на проезжей части (1ч.). Перекрестки и их виды (2ч.). Проезд перекрестков (1ч.). Правила перехода перекрестка (1ч.). Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором (1ч.). Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог (1ч.). Порядок движения по пешеходным переходам пешеходов и транспортных средств (1ч.). Общие вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств (1ч.). Пешеходные переходы. Движение через Ж/Д пути (1ч.). Перевозка людей (1ч.). Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств (1ч.). Правила перехода для каждого пешехода (1ч.). Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам (1ч.). Дорожные
ловушки. Решение задач по теме (1ч.). ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме (1ч.). Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД (1ч.). Единый классный час для 1-11 классов «Дорога без опасности» (1ч.).
Практика.
Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства». Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. Разработка викторины по ПДД в уголок. Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят». Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом». Участие в конкурсах по правилам ДД.
Тема 4: Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи (8 часов).
Основные требования при оказании ПМП при ДТП (1ч.).
Аптечка автомобиля и ее содержимое (1ч.).
Виды кровотечений. Способы наложения повязок (1ч.).
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему (1ч.). Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи (1ч.).
Обморок, оказание помощи Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах(1ч.).
Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь (1ч.). Транспортировка пострадавшего, иммобилизация (1ч.).
Практика. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Тема 5: Фигурное вождение велосипеда (10 часов)
Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка (2ч.). Правила движения велосипедистов (2ч.). Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой (1ч.). Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков (1ч.). Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода(1ч.). Составление памятки: «Юному велосипедисту» (1ч.). Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде (2ч.).
Практика. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда. Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками; - скачок;
- коридор из коротких досок.
Составление памятки: «Юному велосипедисту».
Тема 6: Традиционно-массовые мероприятия. (8 часов).
Подготовка выступления агитбригады (1ч.). Выступление агитбригады в начальной школе (1ч.). Зачет по ПДД. Тестирование (1ч.). Единый классный час для 1-11 классов «Безопасное лето!». Подведение итогов года (1ч.).
Практика. Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе (1 ч) Выступление в классах по пропаганде ПДД. Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД. Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо». Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений.)
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Форма занятия | Кол- во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | сентябрь | групповая | 1 | Введение. Правила движения – закон улиц и дорог. | беседа |
2 | сентябрь | групповая | 1 | Оформление уголка по безопасности дорожного движения. | практическое занятие |
3 | сентябрь | групповая | 1 | История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках… | беседа |
4 | сентябрь | групповая | 1 | ПДД. Общие положения. | беседа |
5 | сентябрь | групповая | 1 | Обязанности пешеходов. | практическое занятие |
6 | сентябрь | групповая | 1 | Обязанности пассажиров. | беседа |
7 | сентябрь | групповая | 1 | Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. | практическое занятие |
8 | сентябрь | групповая | 1 | Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек. | игра |
9 | сентябрь | групповая | 1 | Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. | беседа |
10 | сентябрь | групповая | 1 | История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. | игра |
11 | сентябрь | групповая | 1 | Предупреждающие знаки. | игра |
12 | сентябрь | групповая | 1 | Предупреждающие знаки. | практическое занятие |
13 | октябрь | групповая | 1 | Знаки приоритета. Запрещающие знаки. | практическое занятие |
14 | октябрь | групповая | 1 | Знаки приоритета. Запрещающие знаки. | игра |
15 | октябрь | групповая | 1 | Изготовление макетов дорожных знаков. | беседа |
16 | октябрь | групповая | 1 | Изготовление макетов дорожных знаков. | практическое занятие |
17 | октябрь | групповая | 1 | Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. | беседа |
18 | октябрь | групповая | 1 | Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. | беседа |
19 | октябрь | групповая | 1 | Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички. | практическое занятие |
20 | октябрь | групповая | 1 | Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички. | беседа |
21 | октябрь | групповая | 1 | Изготовление макетов дорожных знаков. | практическое занятие |
22 | октябрь | групповая | 1 | Изготовление макетов дорожных знаков. | игра |
23 | октябрь | групповая | 1 | Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств | беседа |
24 | октябрь | групповая | 1 | Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств | игра |
25 | ноябрь | групповая | 1 | Места установки дорожных знаков. | игра |
26 | ноябрь | групповая | 1 | Места установки дорожных знаков. | практическое занятие |
27 | ноябрь | групповая | 1 | Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. | практическое занятие |
28 | ноябрь | групповая | 1 | Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. | игра |
29 | ноябрь | групповая | 1 | Горизонтальная разметка и ее назначение. | беседа |
30 | ноябрь | групповая | 1 | Горизонтальная разметка и ее назначение. | практическое занятие |
31 | ноябрь | групповая | 1 | Вертикальная разметка и ее назначение. | беседа |
32 | ноябрь | групповая | 1 | Вертикальная разметка и ее назначение. | беседа |
33 | ноябрь | групповая | 1 | Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. | практическое занятие |
34 | ноябрь | групповая | 1 | Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. | беседа |
35 | ноябрь | групповая | 1 | Сигналы светофора. | практическое занятие |
36 | ноябрь | групповая | 1 | Сигналы светофора. | игра |
37 | декабрь | групповая | 1 | Виды светофоров. | беседа |
38 | декабрь | групповая | 1 | Виды светофоров. | игра |
39 | декабрь | групповая | 1 | Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. | игра |
40 | декабрь | групповая | 1 | Сигналы регулировщика. | практическое занятие |
41 | декабрь | групповая | 1 | Сигналы регулировщика. | практическое занятие |
42 | декабрь | групповая | 1 | Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. | игра |
43 | декабрь | групповая | 1 | Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. | Мастер-класс |
44 | декабрь | групповая | 1 | Сигналы автомобиля. | беседа |
45 | декабрь | групповая | 1 | Расположение транспортных средств на проезжей части. | игра |
46 | декабрь | групповая | 1 | Перекрестки и их виды. | практическое занятие |
48 | декабрь | групповая | 1 | Перекрестки и их виды | практическое занятие |
48 | декабрь | групповая | 1 | Проезд перекрестков. | игра |
49 | январь | групповая | 1 | Правила перехода перекрестка | Мастер-класс |
50 | январь | групповая | 1 | Правила перехода перекрестка | беседа |
51 | январь | групповая | 1 | Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором. | игра |
52 | январь | групповая | 1 | Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. | практическое занятие |
53 | январь | групповая | 1 | Порядок движения по пешеходным переходам пешеходов и транспортных средств. | практическое занятие |
54 | январь | групповая | 1 | Общие вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств. | игра |
55 | январь | групповая | 1 | Пешеходные переходы. Движение через Ж/Д пути. | Мастер-класс |
56 | январь | групповая | 1 | Перевозка людей. | беседа |
57 | январь | групповая | 1 | Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств. | игра |
58 | февраль | групповая | 1 | Правила перехода для каждого пешехода. | практическое занятие |
59 | февраль | групповая | 1 | Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. | практическое занятие |
60 | февраль | групповая | 1 | Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. | игра |
61 | февраль | групповая | 1 | Дорожные ловушки. Решение задач по теме. | Мастер-класс |
62 | февраль | групповая | 1 | ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме. | беседа |
63 | февраль | групповая | 1 | Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. | практическое занятие |
64 | февраль | групповая | 1 | Викторина «Дорога без опасности» | игра |
65 | февраль | групповая | 1 | Основные требования при оказании ПМП при ДТП. | беседа |
66 | февраль | групповая | 1 | Аптечка автомобиля и ее содержимое. | игра |
67 | февраль | групповая | 1 | Виды кровотечений. Способы наложения повязок. | игра |
68 | февраль | групповая | 1 | Виды кровотечений. Способы наложения повязок. | практическое занятие |
69 | февраль | групповая | 1 | Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. | практическое занятие |
70 | март | групповая | 1 | Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. | практическое занятие |
71 | март | групповая | 1 | Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. | практическое занятие |
72 | март | групповая | 1 | Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. | практическое занятие |
73 | март | групповая | 1 | Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. | практическое занятие |
74 | март | групповая | 1 | Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. | практическое занятие
|
75 | март | групповая | 1 | Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. | практическое занятие
|
76 | март | групповая | 1 | Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. | практическое занятие |
77 | март | групповая | 1 | Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. | практическое занятие |
78 | март | групповая | 1 | Правила движения велосипедистов. | практическое занятие
|
79 | апрель | групповая | 1 | Правила движения велосипедистов. | беседа |
80 | апрель | групповая | 1 | Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. | беседа |
81 | апрель | групповая | 1 | Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. | беседа |
82 | апрель | групповая | 1 | Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. | игра |
83 | апрель | групповая | 1 | Составление памятки: «Юному велосипедисту». | презентация |
84 | апрель | групповая | 1 | Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде. | практическое занятие
|
85 | апрель | групповая | 1 | Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде | практическое занятие
|
86 | апрель | групповая | 1 | Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде | практическое занятие |
87 | апрель | групповая | 1 | Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде | практическое занятие |
88 | апрель | групповая | 1 | Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде | практическое занятие
|
89 | апрель | групповая | 1 | Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде | практическое занятие
|
90 | апрель | групповая | 1 | Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде | практическое занятие |
91 | апрель | групповая | 1 | Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде | Тест |
92 | апрель | групповая | 1 | Подготовка выступления агитбригады. | практическое занятие
|
93 | апрель | групповая | 1 | Подготовка выступления агитбригады. | практическое занятие
|
94 | май | групповая | 1 | Подготовка выступления агитбригады. | практическое занятие |
95 | май | групповая | 1 | Подготовка выступления агитбригады. | практическое занятие |
96, 97 | май | групповая | 2 | Выступление агитбригады в ДОУ | Мини-спектакль |
97, 98 | май | групповая | 2 | Выступление агитбригады в ДОУ | Мини-спектакль |
98 | май | групповая | 1 | Выступление агитбригады в начальной школе | Мини-спектакль |
99 | май | групповая | 1 | Выступление агитбригады в начальной школе | Мини-спектакль |
100 | май | групповая | 1 | Выступление агитбригады в детском доме п. Лосиный Свердловской области | Мини-спектакль |
101 | май | групповая | 1 | Зачет по ПДД. | тест |
102 | май | групповая | 1 | Единый классный час для 1-11 классов «Безопасное лето!». Подведение итогов года | презентация |
Методы, используемые на занятиях:
В программе сочетаются элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения: тренинг, групповая дискуссия по принятию общего решения и включает в себя как минимум одно задание, предполагающее погружение детей в учебную проблему, ее групповое обсуждение и выработку общего решения. В конце каждого занятия дети обсуждают практическое применение полученных знаний в жизни.
Обучение методам коллективного решения проблем осуществляется на занятиях в каждой группе, тем самым занятия способствуют сплочению всего коллектива. Оценка эффективности реализации программы осуществляется по итогам проведения школьных мероприятий по безопасности дорожного движения, а также участия команд в районных, городских и областных мероприятиях .
В ходе мероприятий каждая команда выполняет игровые задания по определению алгоритмов решения проблемных ситуаций, участвует в решении задач, составленных инспекторами ГИБДД. Оценивание выступлений команд производится на основании следующих показателей:
- знание типов проблемных ситуаций;
- применение практических навыков решения проблемных ситуаций по алгоритму;
- умение оценивать полученные результаты с точки зрения поставленных целей;
- умение взаимодействовать и сотрудничать в коллективной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений, обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
У обучающихся будут сформированы:
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• умение регулировать свое поведение в соответствии с познанными нормами и требованиями, предъявляемыми обществом и государством к участникам дорожного движения;
• личностные качества: ответственность к собственной безопасности и безопасности других участников движения, соблюдение Правил дорожного движения, убеждённость в необходимости изучения курса ПДД, интерес к деятельности организаций, общественных объединений и государственных служб по безопасности дорожного движения.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися знания по Правилам дорожного движения, оказания первой доврачебной помощи и фигурному вождению велосипеда. Применение этих знаний, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Регулятивные.
Обучающиеся научатся:
• самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения;
• оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в дальнейших действиях;
• планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: маршрут движения, время, и др. Познавательные. Обучающиеся научатся:
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
• анализировать, сравнивать явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий;
• устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии;
• уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде;
• самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, сообщений.
Коммуникативные.
Обучающиеся научатся:
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
• формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
• критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции;
• участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь;
• публичным выступлениям, проведению различных мероприятий, ведению диалога.
Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта в сфере безопасности дорожного движения.
Обучающиеся научатся:
• безопасно переходить проезжую часть, соблюдая Правила дорожного движения;
• передвигаться по улицам и дорогам, соблюдая правила пешехода;
• пользоваться сигналами светофора и регулировщика, правильно читать основные дорожные знаки;
• правильно пользоваться общественным транспортом;
• соблюдать правила безопасности при езде на велосипеде;
• соблюдать меры предосторожности вблизи железнодорожного полотна;
• оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при ДТП.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
- Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
- Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
- Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
- Формирование у детей желания вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
- Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков школы.
По окончании реализации программы, обучающиеся должны:
знать:
- правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- способы оказания первой медицинской помощи;
- техническое устройство велосипеда.
уметь:
- работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
- читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
- пользоваться общественным транспортом;
- управлять велосипедом.
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
- участия в конкурсах, соревнованиях.
- активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Государственный образовательный стандарт
2. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
3. Учебники по ОБЖ, ПДД, плакаты, видеофильмы.
4. Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
5. Газета «Добрая Дорога Детства»
6. Журнал «Путешествие на зеленый свет».
Информационно-методическое обеспечение программы:
При подготовке и проведения занятий по дополнительной общеразвивающей образовательной программе «ЮИД - Лаборатория дорожных знаков» используются современные информационные источники и технологии: Интернет- портал «Добрая дорога детства»; сайты: «STOP – газета», «У тетушки совы. Азбука безопасности на дороге», «Движение без опасности», «Перекресток», Всероссийского общества «Движение ЮИД».
Общие требования к обстановке:
Занятия проводятся со всеми детьми, в отведенном для этой цели классе, который соответствует требованиям противопожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены труда.
Интернет ресурсы:
- «Федеральный общественный проект «Школа юного пешехода» //http://detibdd.ru/
- 2.Сайт газеты «Добрая дорога детства» [Электронный ресурс]: http://www.dddgazeta.ru/about/
3. Мультфильмы по ПДД «Уроки тетушки Совы» [Электронный ресурс]: https://www.youtube.com/watch?v=FKJnIyMug
4. Тесты - онлайн
http://www.pdddinspektor.narod.ru/files/pdd.htm
https://solncesvet.ru/olimpiada/po-pdd/
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ
Отслеживание результатов направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса.
Для проверки знаний, умений и навыков в объединении ЮИД используются следующие формы контроля:
Стартовый контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков на начальном этапе обучения. Реализуется следующими методами: анкетирование, собеседование, опрос, наблюдение, игра.
Текущий контроль направлен на проверку усвоения предыдущего материала. Могут использоваться следующие методы: устные (фронтальный опрос, беседа), письменные, индивидуальные, наблюдение.
Тематический контроль осуществляется по мере прохождения темы и проводится с целью систематизации знаний. Используются следующие методы: практические, индивидуальные и фронтальные, комбинированные (творческая работа), самоконтроль.
Промежуточный контроль проводится по результатам каждого полугодия, учебного года. Это могут быть викторины, мини-соревнования, творческие задания.
К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования:
- индивидуальный характер;
- систематичность, регулярность проведения на всех этапах процесса обучения;
- разнообразие форм проведения;
- всесторонность (теория, практика);
- дифференцированный подход.
Результаты работы могут быть представлены в форме итоговых занятий, проходящих в форме конкурсов или игровых программ.
Итоговые занятия проводятся в конце учебного года. Результативность освоения конкретных тем отслеживается с помощью текущего контроля: опроса, викторин и т.п.
Развитие личностных качеств, обучающихся определяется методом постоянного наблюдения, а их коррекция проводится с помощью индивидуальных бесед, конкретных заданий и других мероприятий.
.
Список литературы:
• Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. – Новосибирск, 2008г.
• Дикань В.Е., Дикань Е.Н. «Азбука спасения при дорожно транспортных происшествиях». – М.: ООО «Мир Авто книг», 2009.
• Т.В. Фролова «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», Издательство «Учитель».
• Н.М. Кузнецова «Психолого-педагогические особенности дорожной безопасности несовершеннолетних», Универсальная типография «Альфа Принт», Екатеринбург, 2016г.
• И.А. Лыкова, В.А. Шипунова «Дорожная азбука», Издательский дом «Цветной мир», 2014.
• В.А. Кутецкая «Задачи на движение», ООО «Издательский Дом «Литера», С. Петербург, 2013.
• С. Волков «Как пройти через дорогу» ОАО «Издательство «Высшая школа», Тверь, 2014.
• А.А. Усачев «Правила дорожного движения», Издательство «Самовар», Москва, 2009.
• С. Вохринцев, С. Вохринцева «Ретро автомобили», Издательство «Страна Фантазий», Екатеринбург, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.
Программа по рукопашному бою (далее – РБ) направлена на отбор одаренных детей, создание условий для их физического образования, воспитания и развития, формирование знаний, умений, навыков в обла...
Программа учебного предмета "Фортепиано"обязательной дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое академическое пение".
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы». Программ...
Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ
Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...
Конспект отрытого занятия по дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Бытовая самостоятельность» (с использованием здоровьесберегающих и личностно-ориентированных образовательных технологий) тема: «Новая расческа!»
Материал предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Обучение правилам безопасного поведения на дорогах»
Программа уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....
педагогический проект "Азбука дорожной безопасности"
Педагогический проект о безопасности дорожного движения с детьми подготовительной группы....
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...