педагогический проект "Азбука дорожной безопасности"
проект

Иванова Елена Михайловна

Педагогический проект о безопасности дорожного движения с детьми подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_pdd222.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 7»

Педагогический проект

«Азбука дорожной

безопасности»

Подготовительная группа

Авторы:

Иванова Елена Михайловна,

воспитатель второй кв. категории

Пиденко Екатерина Евгеньевна,

воспитатель, молодой специалист.

р.п. Пышма, 2013 г

Пояснительная записка

«Безопасное движение – главное умение!»

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут 1500 и получают ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения.

В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии, и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии. Рост числа пострадавших детей не может не вызвать тревогу у нас, у взрослых.  Вот почему воспитание безопасному поведению на улице начиная с дошкольного возраста – одна из актуальных тем сегодняшнего времени.

Психологи установили, что детипредшкольного возраста в силу своих возрастных и психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлены их особенностями психофизиологического развития такими, как:

1. Неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

2. Быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;

3. Преобладание процессов раздражения над процессами торможения;

4. Преобладание потребности в движении над осторожностью;

5. Стремление подражать взрослым;

6. Недостаток знаний об источнике безопасности;

7. Переоценка своих возможностей.

А также, одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является несоблюдение ими правил дорожного движения.

Как же сделать так чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и возможных опасностях, подстерегающих ребят на проезжей частина понятном для них языке.

Дети 6-7-летнего возраста – это будущие первоклассники, которым придётся вскоре самостоятельно переходить улицу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. Они должны быть подготовлены к этому: хорошо знать свой микрорайон, особенно места пересечения улиц, где и какие стоят знаки, понимать знакомую символику, встречающуюся на улицах родного поселка. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать родитель. Но, как правило, родители имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах. В силу своей занятости сами частенько нарушают правила дорожного движения. Знания о правилах дорожного движения, дают детям не регулярно от случая к случаю и не в полном объёме. Способствовать разрешению данной задачи будет работа  в реализации данного проекта «Азбука дорожной безопасности».

Основное значение проекта – предупреждение детского дорожного травматизма посредством включения родителей воспитанников в образовательную деятельность на основе активного взаимодействия, направленного на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей о правилах дорожного движения

Проект предполагает разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы просвещения родителей по данной проблеме.

Паспорт проекта

Цель проекта:

Формирование у дошкольниковнавыков осознанного безопасного поведения на улице в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Задачи проектадля детей:

1. Развить у детей познавательные процессы, необходимые им для правильной и безопасной ориентации на улице;

2. Обучить дошкольников дорожной лексике, способствующей дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.

3. Формировать навыки и устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице.

Задачи проекта для педагога:

1. Создать в группе условия для формирования у детей необходимых умений и навыков по основам безопасности дорожного движения, выработки у них положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице через систему мероприятий с детьми и создание предметно-развивающей среды.

2. Развивать социально - профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Задачи проекта для родителей:

1.АктивизироватьпропагандистскуюдеятельностьсредиродителейвоспитанниковДОУпоправиламдорожногодвижения,вовлекатьихвобразовательныйпроцесспообучениюдетейбезопасномуповедениюнадорогах.

2. Способствовать гармонизации детско-родительских отношений в ходе выполнения проекта.

Участники проекта:

Воспитатели, дети подготовительной группы и их родители, сотрудники ГИБДД.

Срок реализации:

Июль – октябрь.

Тип проекта:

Среднесрочный, открытый, информационно-творческий.

Ожидаемые результатыпроекта в процессе взаимодействия педагог-дети-родители:

1.Воспитание грамотного пешехода, умеющего анализировать опасные ситуации, возникающие на дороге и находить способы их избегать.

2. Создание оригинальной развивающей предметной среды в группе.

3. Повышение компетентности родителей в приемах и средствах по воспитанию у детей навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

4. Активизация совместной деятельности детского сада и семьи.

5. Налаживание систематического взаимодействия МБДОУ и ГИБДД.

6. Укрепление детско-родительских отношений в ходе работы над проектом.

Работа по реализации проекта ведётся в двух направлениях:

Работа с воспитанниками;

Работа с родителями;

Основные принципы реализации:

Преемственность.Каждая новая ступень обучения должна опираться на уже усвоенные знания.

Последовательность и постепенность. Знания по дорожной тематике следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.

Принцип развивающего обучения.Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития.  Не следует заставлять детей зазубривать сложные термины, определения, схемы и дорожные знаки. Задачей является достижение понимание, осмысления и осознания детьми смысла конкретных безопасных действий на дорогах. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.

Доступность. Материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений по ПДД.

Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с детьми, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении дорожной безопасности необходимы наглядные средства: плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы и т.д.

Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать культуру поведения на дорогах, в общественных местах и транспорте.

Организация работы с воспитанниками по формированию навыков безопасного поведения на дорогах включает в себя:

1. Специально организованные формы совместной деятельности взрослого и ребенка;

2. Самостоятельную деятельность детей;

3.  Экскурсии и наблюдения;

4. Чтение художественной литературы;

5. Конструирование;

6. Изобразительную деятельность;

7. Игру;

8. Встречи с инспектором ГИБДД;

9. Досуг и развлечения;

10. Взаимодействие  с отрядом  ЮИД «Светофор» Пышминской СОШ;

11. Участие в социальных акциях.

Взаимодействие с родителями осуществляется планомерно, через:

  • анкетирование;
  • памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
  • консультационный материал «За безопасность-вместе!»
  • папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
  • совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
  • конкурсы и развлечения по ПДД с участием детей и родителей;
  • выставка рисунков, плакатов по ПДД.

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Срок реализации

Подготовительный этап

1.

Постановка проблемы, цели проекта и задач, прогнозирование результата.

с 15.07 по 30.07

2.

Изучение методической литературы.

3.

Анкетирование родителей по проблеме.

4.

“Банк идей” (поиск, изучение эффективных форм взаимодействия в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге).

Основной (практический) этап

1.

Обеспечение условий для реализации проекта.

с 30.07 по 20.10

2.

Налаживание взаимодействия с общественностью: ГИБДД, детской библиотекой, Пышминской школой.

3.

Внедрение в образовательный процесс эффективных методик обучения детей безопасному поведению на дороге.

4.

Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ.

5.

Просвещение родителей по вопросам ПДД.

Заключительный (аналитический) этап

1.

Участие детей в совместной с ГИБДД акции «Сохраните наши сердечки».

вторая половина октября

2.

Проведение развлечения по ПДД с участием родителей«Путешествие в  страну дорожных знаков».

3.

Анализ и обработка результатов по реализации проекта.

с 15.10 по 20.10

План работы по реализации проекта

Обойти весь мир мечтаем,

К новым звездам путь открыт.

А без правил - точно знаем!-

Нам с дорогой не дружить!

В будний день и в воскресенье,

Чтобы зря не рисковать,

Надо правила движения

Непременно уважать.

Содержание мероприятий

Срок исполнения

I.Организация предметно-развивающей среды.

1.

Приобретение методической литературы, плакатов по ознакомлению детей с ПДД.

Июль

Август

2.

Организация в группе «Дорожной библиотеки»: пополнение  каталога сказок, рассказов, стихов, пословиц и поговорок «Азбука безопасности».

Август

3.

Оформление уголка ПДД в группе.

Август

4.

Пополнение картотеки дидактических игр по ПДД.

Август

5

Пополнение настольно-печатных игр по ПДД.

Август

II.Работа с родителями

1.

Анкетирование родителей «Я и мой ребенок на улицах поселка».

Июль

2.

Совместное изготовление детьми и родителями макетов светофоров, атрибутов к подвижным и сюжетно-ролевым играм.

Август

3.

Консультации для родителей:

«Главные уроки воспитания пешехода»,

«Рассказываем ребенку о дорожных опасностях»,

«Советы родителям будущих первоклассников от ГИБДД»

Август

Сентябрь

Октябрь

4.

Оформление папки-передвижки «Наши лучшие друзья – правила движения».

Август -

сентябрь

5.

Распространение листовок:«Ребенок и автомобиль».

Октябрь

6.

Участие в выставке детско-родительских рисунков «Улица полна неожиданностей».

Сентябрь

7.

Обсуждение с детьми и изображение чертежей и рисунков «Мой безопасный путь в детский сад».

Сентябрь

8.

Участие в итоговом развлечении «Путешествие в страну дорожных знаков».

Октябрь

II.Работа с воспитанниками

Познавательно – речевое развитие

1.

Проведение бесед:

«Основные части улицы»,

«Знаки вокруг нас»,

 «Что перепутал художник» (беседа по картине),

«День рождения светофора»,

 «Быть примерным пассажиром и пешеходом разрешается»,

«Улица полна неожиданностей»,

«Служебная машина» (встреча с инспектором ГИБДД).

Два раза в месяц

2.

Целевые прогулки по улицам поселка:

«Дорожные знаки, встречающиеся тебе по дороге в детский сад»,

«Транспорт на улицах поселка»,

«Переходим дорогу по правилам».

Один раз в месяц

3.

Чтение литературных произведений, заучивание понравившихся стихотворений:

С. Михалков«Если свет зажегся красный»,

«Бездельник - светофор»;

В. Лебедев-Кумач«Про умных зверюшек»;

А. Северный«Светофор»;

В. Берестов«Это я еду бегом»;

Н.Носов«Автомобиль»;

В. Головко«Правила дорожного движения»;

О. Бедарев«Азбука безопасности», «Если бы»;

Г. Георгиев«Светофор»;

Б. Житков «Что я видел», и др.

Один раз в неделю

4.

Викторина «В мире дорожных знаков».

Первая

половина сентября

5.

Просмотр мультфильмов, посвященных ПДД:

Азбука безопасности на дороге«Уроки тетушки Совы»;

«Что такое светофор»;«Пешеходный переход»;

«Робокар Поли - Правила дорожного движения»;

«Про котенка Женю и правила движения».

Один раз

в неделю

6.

Проведение встреч с учащимися Пышминской школы, отрядом  ЮИД «Светофор» на темы:

«Знатоки дорожных правил»,

«Юные велосипедисты».

Сентябрь

Октябрь

7.

Игра –путешествие в детской библиотеке

«Большая прогулка»

Август

8.

Разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок на тему ПДД.

Август

Сентябрь

9.

Рассматриваниекартин, плакатов, альбомов, энциклопедий на тему ПДД

Август

Сентябрь

10.

Участие в социальной акции «Сохраните наши сердечки»

Октябрь

Игровая деятельность

1.

Проведение подвижных игр по ПДД:

«К своим знакам»,

«Передай жезл»,

 «Сигналы светофора»,

«Где мы были мы не скажем, на чем ехали покажем»,

«Зебра»,

 «Грузовики»,

«Веселый трамвайчик»,

«Цветные автомобили»,

«Будь внимательным!», «Эстафета автомобилей»,

«Такси».

Один раз в неделю

2.

Проведение дидактических игр по ПДД:

«Дорога и транспорт»,

 «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»,

«Такие разные знаки»,

«Научим Незнайку ПДД»,

 «Что будет, если… »,

«Дорожное лото»,

«Ктопервый угадает?»,

«В знакеошибка»,

«Лабиринт»,

«Перекресток»,

 «Ездит, плавает, летает».

Один раз в неделю

3.

Проведение сюжетно-ролевых игр по ПДД:

«Инспектор ДПС»,

«Пассажиры»,

«Служба спасения»,

 «Водители и пешеходы».

август-октябрь

4.

Моделирующая игра при участии инспектора ГИБДД

«Перекресток»

середина августа

Продуктивная деятельность

1.

Совместное изготовление атрибутов для настольной  игры – самоделки «Законы улиц и дорог».

август

2.

Рисование«Улицы моего поселка»

август

3.

«Ремонт дорожных знаков», аппликация

сентябрь

4.

Участие в детско-родительской выставке рисунков «Улица полна неожиданностей»

сентябрь

5.

Конструирование  «Наш двор»

октябрь

6.

Ручной труд : «Машина»

октябрь

Музыкально-театральная деятельность

1.

Постановка театрализованного представления: «Вовка в триде  тридевятом царстве, дорожных знаков государстве»

август

2.

Разучивание песен, танцев по теме проекта.

сентябрь-октябрь

3.

Сценка «Упрямый лягушонок» по одноименному

  произведению С. Михалкова.

сентябрь

4.

Участие в итоговом развлечении

 «Путешествие в  страну дорожных знаков»

октябрь

Итоги проекта:

В ходе реализации педагогического проекта «Азбука дорожной безопасности» поставленная цель,  была достигнута.

  • Дети знают: устройство проезжей части, дорожные знаки для пешеходов и водителей, правила перехода через улицу, об опасности игры на дороге или около проезжей части, различают различные виды транспорта.
  • Дети умеют с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице; различают положительные и отрицательные поступки, дают оценку деятельности человека; называют дорожные знаки и рассказывают об их значении; отражают в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
  • Развивающая среда обогатилась макетами дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибутами для сюжетно-ролевых игр.
  • Активизировались знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.
  • Родители проявляют заинтересованность и собственную активность при сотрудничестве по проблеме  обучения детей безопасному поведению на дорогах.
  • Налажено взаимодействие с ГИБДД

Перспектива  развития  проекта

Реализация данного проекта выявила, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное, то, что удалось заинтересовать родителей и детей данной проблемой. В дальнейшем планируется продолжить работу в этом направлении: разрабатывать сценарии для проведения занятий, развлечений, праздников, досугов, памяток по ПДД. Включить их реализацию в непосредственно образовательную деятельность, целевые прогулки, экскурсии,  а также в режимные моменты. Так же планируется продолжить дальнейшее сотрудничество с инспекторами по пропаганде ГИБДД и отрядом ЮИД «Светофор» МБДОУ ПГО «Пышминской СОШ».В планах составить сборник материалов, который бы включил в себя теоретический и, большей частью, практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения не только у детей дошкольного возраста, но и у воспитывающих их взрослых (педагогов и родителей).

Используемая литература.

  1. Азбука по правилам дорожного движения. Управление ГИБДД Свердловской области. Екатеринбург, 2003. – 32 с.
  2. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспкты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2010. – 64 с.
  3. Госавтоинспекция МВД России: официальный Интернет-сайт. http://deti.gibdd.ru/
  4. Журнал «Воспитатель ДОУ», №8/2008 (14).
  5. Занятие по правилам дорожного движения / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 64 с.
  6. Извекова Н.А. Правила дорожного движения: Учеб.пособие для 2 кл.-6-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 47 с.
  7. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. (Из опыта работы). М., «Просвещение», 1973.
  8. Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД, или школьник вышел на улицу: 1-4 классы, М.: ВАКО, 2008. 192 с.
  9. Профилактика детского дорожного-транспортного травматизма. Разработки занятий./Автор-сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТД: «Корифей». – 112с.
  10. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации /авт.-сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 207 с.
  11. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Ситнез, 2010. – 304 с.
  12. Справочник классного руководителя: внеклассная работа по школе по изучению Правил дорожного движения / авт.-сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус, 2006. – 264 с.
  13. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода / Г.П. Шалаева. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008. – 176 с.
  14. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010. 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...

педагогический проект "Дорожно-транспортная безопасность"

Проект «Дорожно – транспортная  безопасность»Творческое название проекта: «Безопасность - дорога в будущее». Аннотация проекта:Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы об...

Классный час по правила дорожной безопасности "Правила дорожного движения - знаю и горжусь"

Цель:Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.Задачи:1.Уточнить и закрепить знания детей по правилам дорожного движения, навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.2. Разв...

Классный час по правилам дорожного движения в 5-м классе на тему "Правила дорожной безопасности"

формирование у детей понимания о необходимости соблюдать правила дорожного движения, а также воспитывать  чувство ответственности за свою жизнь и  жизнь окружающих....

План мероприятий по обучению учащихся правилам дорожной безопасности, по предупреждению дорожно - транспортного травматизма учащихся

Методическая разработка "План мероприятий по обучению учащихся правилам дорожной безопасности, по предупреждению дорожно - транспортного травматизма учащихся" будет...