педагогический проект "Азбука дорожной безопасности"
проект
Педагогический проект о безопасности дорожного движения с детьми подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_pdd222.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 7»
Педагогический проект
«Азбука дорожной
безопасности»
Подготовительная группа
Авторы:
Иванова Елена Михайловна,
воспитатель второй кв. категории
Пиденко Екатерина Евгеньевна,
воспитатель, молодой специалист.
р.п. Пышма, 2013 г
Пояснительная записка
«Безопасное движение – главное умение!»
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут 1500 и получают ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения.
В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии, и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии. Рост числа пострадавших детей не может не вызвать тревогу у нас, у взрослых. Вот почему воспитание безопасному поведению на улице начиная с дошкольного возраста – одна из актуальных тем сегодняшнего времени.
Психологи установили, что детипредшкольного возраста в силу своих возрастных и психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлены их особенностями психофизиологического развития такими, как:
1. Неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
2. Быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
3. Преобладание процессов раздражения над процессами торможения;
4. Преобладание потребности в движении над осторожностью;
5. Стремление подражать взрослым;
6. Недостаток знаний об источнике безопасности;
7. Переоценка своих возможностей.
А также, одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является несоблюдение ими правил дорожного движения.
Как же сделать так чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и возможных опасностях, подстерегающих ребят на проезжей частина понятном для них языке.
Дети 6-7-летнего возраста – это будущие первоклассники, которым придётся вскоре самостоятельно переходить улицу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. Они должны быть подготовлены к этому: хорошо знать свой микрорайон, особенно места пересечения улиц, где и какие стоят знаки, понимать знакомую символику, встречающуюся на улицах родного поселка. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать родитель. Но, как правило, родители имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах. В силу своей занятости сами частенько нарушают правила дорожного движения. Знания о правилах дорожного движения, дают детям не регулярно от случая к случаю и не в полном объёме. Способствовать разрешению данной задачи будет работа в реализации данного проекта «Азбука дорожной безопасности».
Основное значение проекта – предупреждение детского дорожного травматизма посредством включения родителей воспитанников в образовательную деятельность на основе активного взаимодействия, направленного на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей о правилах дорожного движения
Проект предполагает разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы просвещения родителей по данной проблеме.
Паспорт проекта
Цель проекта:
Формирование у дошкольниковнавыков осознанного безопасного поведения на улице в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Задачи проектадля детей:
1. Развить у детей познавательные процессы, необходимые им для правильной и безопасной ориентации на улице;
2. Обучить дошкольников дорожной лексике, способствующей дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.
3. Формировать навыки и устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице.
Задачи проекта для педагога:
1. Создать в группе условия для формирования у детей необходимых умений и навыков по основам безопасности дорожного движения, выработки у них положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице через систему мероприятий с детьми и создание предметно-развивающей среды.
2. Развивать социально - профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Задачи проекта для родителей:
1.АктивизироватьпропагандистскуюдеятельностьсредиродителейвоспитанниковДОУпоправиламдорожногодвижения,вовлекатьихвобразовательныйпроцесспообучениюдетейбезопасномуповедениюнадорогах.
2. Способствовать гармонизации детско-родительских отношений в ходе выполнения проекта.
Участники проекта:
Воспитатели, дети подготовительной группы и их родители, сотрудники ГИБДД.
Срок реализации:
Июль – октябрь.
Тип проекта:
Среднесрочный, открытый, информационно-творческий.
Ожидаемые результатыпроекта в процессе взаимодействия педагог-дети-родители:
1.Воспитание грамотного пешехода, умеющего анализировать опасные ситуации, возникающие на дороге и находить способы их избегать.
2. Создание оригинальной развивающей предметной среды в группе.
3. Повышение компетентности родителей в приемах и средствах по воспитанию у детей навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
4. Активизация совместной деятельности детского сада и семьи.
5. Налаживание систематического взаимодействия МБДОУ и ГИБДД.
6. Укрепление детско-родительских отношений в ходе работы над проектом.
Работа по реализации проекта ведётся в двух направлениях:
Работа с воспитанниками;
Работа с родителями;
Основные принципы реализации:
Преемственность.Каждая новая ступень обучения должна опираться на уже усвоенные знания.
Последовательность и постепенность. Знания по дорожной тематике следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.
Принцип развивающего обучения.Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять детей зазубривать сложные термины, определения, схемы и дорожные знаки. Задачей является достижение понимание, осмысления и осознания детьми смысла конкретных безопасных действий на дорогах. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.
Доступность. Материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений по ПДД.
Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с детьми, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении дорожной безопасности необходимы наглядные средства: плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы и т.д.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать культуру поведения на дорогах, в общественных местах и транспорте.
Организация работы с воспитанниками по формированию навыков безопасного поведения на дорогах включает в себя:
1. Специально организованные формы совместной деятельности взрослого и ребенка;
2. Самостоятельную деятельность детей;
3. Экскурсии и наблюдения;
4. Чтение художественной литературы;
5. Конструирование;
6. Изобразительную деятельность;
7. Игру;
8. Встречи с инспектором ГИБДД;
9. Досуг и развлечения;
10. Взаимодействие с отрядом ЮИД «Светофор» Пышминской СОШ;
11. Участие в социальных акциях.
Взаимодействие с родителями осуществляется планомерно, через:
- анкетирование;
- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
- консультационный материал «За безопасность-вместе!»
- папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
- совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
- конкурсы и развлечения по ПДД с участием детей и родителей;
- выставка рисунков, плакатов по ПДД.
Этапы реализации проекта
№ | Содержание работы | Срок реализации |
Подготовительный этап | ||
1. | Постановка проблемы, цели проекта и задач, прогнозирование результата. | с 15.07 по 30.07 |
2. | Изучение методической литературы. | |
3. | Анкетирование родителей по проблеме. | |
4. | “Банк идей” (поиск, изучение эффективных форм взаимодействия в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге). | |
Основной (практический) этап | ||
1. | Обеспечение условий для реализации проекта. | с 30.07 по 20.10 |
2. | Налаживание взаимодействия с общественностью: ГИБДД, детской библиотекой, Пышминской школой. | |
3. | Внедрение в образовательный процесс эффективных методик обучения детей безопасному поведению на дороге. | |
4. | Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ. | |
5. | Просвещение родителей по вопросам ПДД. | |
Заключительный (аналитический) этап | ||
1. | Участие детей в совместной с ГИБДД акции «Сохраните наши сердечки». | вторая половина октября |
2. | Проведение развлечения по ПДД с участием родителей«Путешествие в страну дорожных знаков». | |
3. | Анализ и обработка результатов по реализации проекта. | с 15.10 по 20.10 |
План работы по реализации проекта
Обойти весь мир мечтаем,
К новым звездам путь открыт.
А без правил - точно знаем!-
Нам с дорогой не дружить!
В будний день и в воскресенье,
Чтобы зря не рисковать,
Надо правила движения
Непременно уважать.
№ | Содержание мероприятий | Срок исполнения | |||
I.Организация предметно-развивающей среды. | |||||
1. | Приобретение методической литературы, плакатов по ознакомлению детей с ПДД. | Июль Август | |||
2. | Организация в группе «Дорожной библиотеки»: пополнение каталога сказок, рассказов, стихов, пословиц и поговорок «Азбука безопасности». | Август | |||
3. | Оформление уголка ПДД в группе. | Август | |||
4. | Пополнение картотеки дидактических игр по ПДД. | Август | |||
5 | Пополнение настольно-печатных игр по ПДД. | Август | |||
II.Работа с родителями | |||||
1. | Анкетирование родителей «Я и мой ребенок на улицах поселка». | Июль | |||
2. | Совместное изготовление детьми и родителями макетов светофоров, атрибутов к подвижным и сюжетно-ролевым играм. | Август | |||
3. | Консультации для родителей: «Главные уроки воспитания пешехода», «Рассказываем ребенку о дорожных опасностях», «Советы родителям будущих первоклассников от ГИБДД» | Август Сентябрь Октябрь | |||
4. | Оформление папки-передвижки «Наши лучшие друзья – правила движения». | Август - сентябрь | |||
5. | Распространение листовок:«Ребенок и автомобиль». | Октябрь | |||
6. | Участие в выставке детско-родительских рисунков «Улица полна неожиданностей». | Сентябрь | |||
7. | Обсуждение с детьми и изображение чертежей и рисунков «Мой безопасный путь в детский сад». | Сентябрь | |||
8. | Участие в итоговом развлечении «Путешествие в страну дорожных знаков». | Октябрь | |||
II.Работа с воспитанниками | |||||
Познавательно – речевое развитие | |||||
1. | Проведение бесед: «Основные части улицы», «Знаки вокруг нас», «Что перепутал художник» (беседа по картине), «День рождения светофора», «Быть примерным пассажиром и пешеходом разрешается», «Улица полна неожиданностей», «Служебная машина» (встреча с инспектором ГИБДД). | Два раза в месяц | |||
2. | Целевые прогулки по улицам поселка: «Дорожные знаки, встречающиеся тебе по дороге в детский сад», «Транспорт на улицах поселка», «Переходим дорогу по правилам». | Один раз в месяц | |||
3. | Чтение литературных произведений, заучивание понравившихся стихотворений: С. Михалков«Если свет зажегся красный», «Бездельник - светофор»; В. Лебедев-Кумач«Про умных зверюшек»; А. Северный«Светофор»; В. Берестов«Это я еду бегом»; Н.Носов«Автомобиль»; В. Головко«Правила дорожного движения»; О. Бедарев«Азбука безопасности», «Если бы»; Г. Георгиев«Светофор»; Б. Житков «Что я видел», и др. | Один раз в неделю | |||
4. | Викторина «В мире дорожных знаков». | Первая половина сентября | |||
5. | Просмотр мультфильмов, посвященных ПДД: Азбука безопасности на дороге«Уроки тетушки Совы»; «Что такое светофор»;«Пешеходный переход»; «Робокар Поли - Правила дорожного движения»; «Про котенка Женю и правила движения». | Один раз в неделю | |||
6. | Проведение встреч с учащимися Пышминской школы, отрядом ЮИД «Светофор» на темы: «Знатоки дорожных правил», «Юные велосипедисты». | Сентябрь Октябрь | |||
7. | Игра –путешествие в детской библиотеке «Большая прогулка» | Август | |||
8. | Разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок на тему ПДД. | Август Сентябрь | |||
9. | Рассматриваниекартин, плакатов, альбомов, энциклопедий на тему ПДД | Август Сентябрь | |||
10. | Участие в социальной акции «Сохраните наши сердечки» | Октябрь | |||
Игровая деятельность | |||||
1. | Проведение подвижных игр по ПДД: «К своим знакам», «Передай жезл», «Сигналы светофора», «Где мы были мы не скажем, на чем ехали покажем», «Зебра», «Грузовики», «Веселый трамвайчик», «Цветные автомобили», «Будь внимательным!», «Эстафета автомобилей», «Такси». | Один раз в неделю | |||
2. | Проведение дидактических игр по ПДД: «Дорога и транспорт», «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир», «Такие разные знаки», «Научим Незнайку ПДД», «Что будет, если… », «Дорожное лото», «Ктопервый угадает?», «В знакеошибка», «Лабиринт», «Перекресток», «Ездит, плавает, летает». | Один раз в неделю | |||
3. | Проведение сюжетно-ролевых игр по ПДД: «Инспектор ДПС», «Пассажиры», «Служба спасения», «Водители и пешеходы». | август-октябрь | |||
4. | Моделирующая игра при участии инспектора ГИБДД «Перекресток» | середина августа | |||
Продуктивная деятельность | |||||
1. | Совместное изготовление атрибутов для настольной игры – самоделки «Законы улиц и дорог». | август | |||
2. | Рисование«Улицы моего поселка» | август | |||
3. | «Ремонт дорожных знаков», аппликация | сентябрь | |||
4. | Участие в детско-родительской выставке рисунков «Улица полна неожиданностей» | сентябрь | |||
5. | Конструирование «Наш двор» | октябрь | |||
6. | Ручной труд : «Машина» | октябрь | |||
Музыкально-театральная деятельность | |||||
1. | Постановка театрализованного представления: «Вовка в триде тридевятом царстве, дорожных знаков государстве» | август | |||
2. | Разучивание песен, танцев по теме проекта. | сентябрь-октябрь | |||
3. | Сценка «Упрямый лягушонок» по одноименному произведению С. Михалкова. | сентябрь | |||
4. | Участие в итоговом развлечении «Путешествие в страну дорожных знаков» | октябрь |
Итоги проекта:
В ходе реализации педагогического проекта «Азбука дорожной безопасности» поставленная цель, была достигнута.
- Дети знают: устройство проезжей части, дорожные знаки для пешеходов и водителей, правила перехода через улицу, об опасности игры на дороге или около проезжей части, различают различные виды транспорта.
- Дети умеют с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице; различают положительные и отрицательные поступки, дают оценку деятельности человека; называют дорожные знаки и рассказывают об их значении; отражают в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
- Развивающая среда обогатилась макетами дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибутами для сюжетно-ролевых игр.
- Активизировались знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.
- Родители проявляют заинтересованность и собственную активность при сотрудничестве по проблеме обучения детей безопасному поведению на дорогах.
- Налажено взаимодействие с ГИБДД
Перспектива развития проекта
Реализация данного проекта выявила, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное, то, что удалось заинтересовать родителей и детей данной проблемой. В дальнейшем планируется продолжить работу в этом направлении: разрабатывать сценарии для проведения занятий, развлечений, праздников, досугов, памяток по ПДД. Включить их реализацию в непосредственно образовательную деятельность, целевые прогулки, экскурсии, а также в режимные моменты. Так же планируется продолжить дальнейшее сотрудничество с инспекторами по пропаганде ГИБДД и отрядом ЮИД «Светофор» МБДОУ ПГО «Пышминской СОШ».В планах составить сборник материалов, который бы включил в себя теоретический и, большей частью, практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения не только у детей дошкольного возраста, но и у воспитывающих их взрослых (педагогов и родителей).
Используемая литература.
- Азбука по правилам дорожного движения. Управление ГИБДД Свердловской области. Екатеринбург, 2003. – 32 с.
- Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспкты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2010. – 64 с.
- Госавтоинспекция МВД России: официальный Интернет-сайт. http://deti.gibdd.ru/
- Журнал «Воспитатель ДОУ», №8/2008 (14).
- Занятие по правилам дорожного движения / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 64 с.
- Извекова Н.А. Правила дорожного движения: Учеб.пособие для 2 кл.-6-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 47 с.
- Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. (Из опыта работы). М., «Просвещение», 1973.
- Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД, или школьник вышел на улицу: 1-4 классы, М.: ВАКО, 2008. 192 с.
- Профилактика детского дорожного-транспортного травматизма. Разработки занятий./Автор-сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТД: «Корифей». – 112с.
- Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации /авт.-сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 207 с.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Ситнез, 2010. – 304 с.
- Справочник классного руководителя: внеклассная работа по школе по изучению Правил дорожного движения / авт.-сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус, 2006. – 264 с.
- Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода / Г.П. Шалаева. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008. – 176 с.
- Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010. 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»
Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...
ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»
Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...
педагогический проект "Дорожно-транспортная безопасность"
Проект «Дорожно – транспортная безопасность»Творческое название проекта: «Безопасность - дорога в будущее». Аннотация проекта:Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы об...
Классный час по правила дорожной безопасности "Правила дорожного движения - знаю и горжусь"
Цель:Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.Задачи:1.Уточнить и закрепить знания детей по правилам дорожного движения, навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.2. Разв...
Классный час по правилам дорожного движения в 5-м классе на тему "Правила дорожной безопасности"
формирование у детей понимания о необходимости соблюдать правила дорожного движения, а также воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих....
План мероприятий по обучению учащихся правилам дорожной безопасности, по предупреждению дорожно - транспортного травматизма учащихся
Методическая разработка "План мероприятий по обучению учащихся правилам дорожной безопасности, по предупреждению дорожно - транспортного травматизма учащихся" будет...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа социально - педагогической направленности ЮИД - «Лаборатория дорожной безопасности»
ДООП ЮИД - «Лаборатория дорожной безопасности»...