Календарно-тематический план кружка "Юный Фотограф"
календарно-тематическое планирование
I. Пояснительная записка.
1. Статус документа
В кружок принимаются учащиеся с 5 по 9 класс, желающие научиться самостоятельно, пользоваться современной цифровой фототехникой. Фотография широко и прочно вошла в жизнь школьников. Она помогает учащимся полнее усвоить общеобразовательные предметы, связать их с практической жизнью. Юные фотолюбители первые помощники учителей; фотоснимки школьников используются как наглядные пособия на уроках. Фотокружок развивает у учащихся наблюдательность, способствует эстетическому воспитанию. Настоящая программа рассчитана на 72 часа и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков для последующей самостоятельной работы. Работа кружка проводится в течении одного года по 2 часа в неделю.
Основным методом работы кружка является практический и наглядный показ принадлежностей, приспособлений, аппаратуры и наглядный пособий и приемов практической работы.
При выполнении работ следует максимально использовать личную инициативу учащихся, с тем, чтобы поощрять творческую мысль, самостоятельные поиски интересных и современных тем. С этой целью целесообразно проводить, походы, экскурсии на природу, на предприятия, фермы, где фоторепортажная съемка не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках.
Общественно-полезная работа членов кружка проводится на протяжении всей деятельности кружка.
Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место. Этот процесс можно назвать творчеством с большой буквы, но ребенок реализует свою потребность в развитии.
2. Структура документа
Рабочая программа представляет собой целостный документ включающий три раздела: пояснительную записку, основное содержание, календарное планирование
3. Цели и задачи кружка:
- Освоение знаний об основных понятиях фотографического процесса, его особенностях и специфике. Главная цель курса — формирование и развитие у учащихся наблюдательности, связи с эстетическим воспитанием. При изучении этого курса продолжается формирование культуры и обучение фотографическому языку. Изучая данный курс, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников фотографической информации.
- овладение умениями и навыками фотодела, использовать один из «языков» международного общения — искусство фотографии; применять накопленные знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, позитивного отношения к окружающей среде. Развитие у детей усидчивости, умения самореализовываться, развитие чувства долга, и выполнения возложенных обязательств.
- формирование способности и готовности к использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, и социально-ответственному поведению в жизни.
Задачи:
- Привлечь детей к занятию фотографией.
- Повышать уровень мастерства учащихся.
- Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам.
- Укрепление дружбы между учащимися.
- Комплектация создания коллектива, сохранение его контингента до конца учебного года.
- Привлечение детей к занятию фотоискусством.
Таблица тематического распределения количества часов (70 часов/ 2 часа в неделю)
| Наименование темы | Всего отведено кол-во часов | Теория | Практика |
1. | История фотографии. | 2 | 2 | - |
2. | Работа с фотоаппаратом. | 8 | 4 | 4 |
3. | Изобразительные средства в фотографии. Искусство и фотография. | 14 | 6 | 8 |
4. | Поэтика снимка. | 6 | 2 | 4 |
5. | Образность. Фотожанры. | 32 | 16 | 16 |
6. | Работа с программами по обработке фотографий | 8 | 4 | 4 |
| ИТОГО | 72 | 34 | 36 |
II Содержание обучения
Тематический план работы фотокружка.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов72 | Содержание работы |
История фотографии. (2) | |||
1 | История фотографии. Свойства света. Камера – обскура. Фотография сегодня. Цифровая фотография | 2 | Получение композиций на фотобумаге. Изображение в темной комнате. Изготовление ее из бумаги. Фотография в науке, технике, общественной жизни. От пленки к "цифре".Фотография как искусство. |
Работа с фотоаппаратом. (8) | |||
2 | Основные части фотоаппарата. | 2 | Корпус фотоаппарата. Объектив, диафрагма. Затвор, выдержка. Устройство цифрового фотоаппарата: сенсоры, память, экспозиционная автоматика, электропитание. |
3 | Фотооптика. Объектив, диафрагма, глубина резкости. | 2 | Главное фокусное расстояние. Светосила, диафрагма, определении глубины резкости.. Объективы длиннофокусные, широкоугольные, ZOOM, Разрешающая способность объектива. |
4 | Определение экспозиции. Затвор, выдержка | 2 | Виды затворов: шторные, центральные, выдержка длинная и короткая, её определение на практике. |
5 | Жидкокристаллические дисплеи и система управления цифрового фотоаппарата. Фотоэкспонометр. Импульсные фотовспышки. Первая съемка. | 2 | Фотоэкспонометр, таблицы, символы. Установка цвета и света. Снимаем на улице. Отработка последовательности операций. |
Изобразительные средства в фотографии. Искусство и фотография. (14) | |||
6 | Кадрирование. | 2 | Определение границ кадра. |
Объект съемки. Проблемы его изображения на снимке. Смысловой и изобразительный центр кадра. | 2 | Предмет изображения. Смысловой центр. Предмет изображения, как ценность. | |
7 | Композиция (продуманное построение изображения). | 2 | Диагональная композиция. Восходящая и нисходящая диагонали. Диагональ «борьбы». |
8 | Пропорциональность кадра | 2 | Линии золотого сечения. 3:2; 5:4. |
9 | Понятие «крупность плана». Общий, средний, крупный планы съемки. | 2 | Общий план городской улицы с перспективой. Средний план жанровой сценки. Крупный план – натюрморт, фрагменты, выражения лиц. |
10 | Ракурс. Перспектива. | 2 | Высота точки съемки. Точка съемки снизу. Точка съемки сверху. |
11 | Тональный рисунок кадра. | 2 | Свет в кадре. Тональная доминанта. |
12 | Смысловая подвижность. Смысл кадра | 2 | Пластическое взаимодействие объектов снимка и его эмоциональный тон. Создание смысла. Участие камеры. |
Поэтика снимка (6) | |||
13 | Изобразительная плоскость | 2 | Прямоугольность формата – две вертикали и две горизонтали. Структурный план плоскости – линии, сходящиеся в центре. Принцип равновесия при заполнении картинной плоскости. Возрастание напряженности при удалении от центра. |
14 | «Внутренние силы» плоскости – свет и тень. Смысловая функция тона. | 2 | Смысловая функция тона – черные, белые, серые тона. Светотеневой и светотональный рисунок изображения. Контровой свет. Сниженная и повышенная тональность снимка. Цветовая тональность. |
15 | Изображенное пространство: Компоненты пространства. Пространственное движение. Целостность пространства | 2 | Три компонента пространства: 1. Предметы первого плана. 2. Окружающий фон – интерьер, ландшафт, городской пейзаж. 3. Воздух, как компонент пространства. |
Образность. Фотожанры. (32) | |||
16 | Фотосъемка портрета. Что такое образ. Виды образов. | 2 | Виды образов: характер, пространство, предмет. |
17 | Жанры и образность фотографии. Портрет. | 2 | Создание портретного образа. Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. |
18 | Контакт с героем. Взгляд в камеру. | 2 | |
19 | Руки в портрете. | 2 | |
20 | Поза и жест. | 2 | |
21 | Контраст. | 2 | |
22 | Композиция. Пространство. | 2 | |
23 | Фотосъемка пейзажа Формат. Горизонт. Небо и облака | 2 | Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. |
24 | Предмет и среда. Ритмы пространства. | 2 | |
25 | Фотосъемка архитектурных сооружений | 2 | |
26 | Жанровая фотосъемка | 2 | |
27 | Спортивная фотосъемка | 2 | |
28 | Фотонатюрморт и фотоэтюд. | 2 | |
29 | Репортажная (документальная) фотосъемка | 2 | |
30 | Специальные виды съемки | 2 | |
31 | Техническая фотосъемка | 2 | |
Работа с программами по обработке фотографий (8) | |||
32 | Основы компьютерной графики | 2 | Изучение программы, создание коллажей |
33 | Программа Adobe Photoshop | 2 | |
34 | Обсуждение, просмотр снимков | 2 | Конкурс снимков, отбор работ после компьютерной обработки для выставки. |
35-36 | Обобщающее занятие | 2 | Подведение итогов. |
III. Форма контроля.
Тестовый контроль, проверочные работы, практические работы, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
IV. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Литература:
1. В.И. Михалкович, В.Т. Стигнеев. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 2010.
2. Б.В. Пальчевский. Фотография. Курс для начинающих. – Минск:Полымя, 2007.
Дополнительная литература:
- Е.А. Иофис. Фотография для школьника – М.: Искусство, 1973.
- Библиотека электронных наглядных пособий по курсу фотографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskiy_plan_kruzhka.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка.
1. Статус документа
В кружок принимаются учащиеся с 5 по 9 класс, желающие научиться самостоятельно, пользоваться современной цифровой фототехникой. Фотография широко и прочно вошла в жизнь школьников. Она помогает учащимся полнее усвоить общеобразовательные предметы, связать их с практической жизнью. Юные фотолюбители первые помощники учителей; фотоснимки школьников используются как наглядные пособия на уроках. Фотокружок развивает у учащихся наблюдательность, способствует эстетическому воспитанию. Настоящая программа рассчитана на 72 часа и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков для последующей самостоятельной работы. Работа кружка проводится в течении одного года по 2 часа в неделю.
Основным методом работы кружка является практический и наглядный показ принадлежностей, приспособлений, аппаратуры и наглядный пособий и приемов практической работы.
При выполнении работ следует максимально использовать личную инициативу учащихся, с тем, чтобы поощрять творческую мысль, самостоятельные поиски интересных и современных тем. С этой целью целесообразно проводить, походы, экскурсии на природу, на предприятия, фермы, где фоторепортажная съемка не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках.
Общественно-полезная работа членов кружка проводится на протяжении всей деятельности кружка.
Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место. Этот процесс можно назвать творчеством с большой буквы, но ребенок реализует свою потребность в развитии.
2. Структура документа
Рабочая программа представляет собой целостный документ включающий три раздела: пояснительную записку, основное содержание, календарное планирование
3. Цели и задачи кружка:
- Освоение знаний об основных понятиях фотографического процесса, его особенностях и специфике. Главная цель курса — формирование и развитие у учащихся наблюдательности, связи с эстетическим воспитанием. При изучении этого курса продолжается формирование культуры и обучение фотографическому языку. Изучая данный курс, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников фотографической информации.
- овладение умениями и навыками фотодела, использовать один из «языков» международного общения — искусство фотографии; применять накопленные знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, позитивного отношения к окружающей среде. Развитие у детей усидчивости, умения самореализовываться, развитие чувства долга, и выполнения возложенных обязательств.
- формирование способности и готовности к использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, и социально-ответственному поведению в жизни.
Задачи:
- Привлечь детей к занятию фотографией.
- Повышать уровень мастерства учащихся.
- Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам.
- Укрепление дружбы между учащимися.
- Комплектация создания коллектива, сохранение его контингента до конца учебного года.
- Привлечение детей к занятию фотоискусством.
Таблица тематического распределения количества часов (70 часов/ 2 часа в неделю)
Наименование темы | Всего отведено кол-во часов | Теория | Практика | |
1. | История фотографии. | 2 | 2 | - |
2. | Работа с фотоаппаратом. | 8 | 4 | 4 |
3. | Изобразительные средства в фотографии. Искусство и фотография. | 14 | 6 | 8 |
4. | Поэтика снимка. | 6 | 2 | 4 |
5. | Образность. Фотожанры. | 32 | 16 | 16 |
6. | Работа с программами по обработке фотографий | 8 | 4 | 4 |
ИТОГО | 72 | 34 | 36 |
II Содержание обучения
Тематический план работы фотокружка.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов 72 | Содержание работы |
История фотографии. (2) | |||
1 | История фотографии. Свойства света. Камера – обскура. Фотография сегодня. Цифровая фотография | 2 | Получение композиций на фотобумаге. Изображение в темной комнате. Изготовление ее из бумаги. Фотография в науке, технике, общественной жизни. От пленки к "цифре".Фотография как искусство. |
Работа с фотоаппаратом. (8) | |||
2 | Основные части фотоаппарата. | 2 | Корпус фотоаппарата. Объектив, диафрагма. Затвор, выдержка. Устройство цифрового фотоаппарата: сенсоры, память, экспозиционная автоматика, электропитание. |
3 | Фотооптика. Объектив, диафрагма, глубина резкости. | 2 | Главное фокусное расстояние. Светосила, диафрагма, определении глубины резкости.. Объективы длиннофокусные, широкоугольные, ZOOM, Разрешающая способность объектива. |
4 | Определение экспозиции. Затвор, выдержка | 2 | Виды затворов: шторные, центральные, выдержка длинная и короткая, её определение на практике. |
5 | Жидкокристаллические дисплеи и система управления цифрового фотоаппарата. Фотоэкспонометр. Импульсные фотовспышки. Первая съемка. | 2 | Фотоэкспонометр, таблицы, символы. Установка цвета и света. Снимаем на улице. Отработка последовательности операций. |
Изобразительные средства в фотографии. Искусство и фотография. (14) | |||
6 | Кадрирование. | 2 | Определение границ кадра. |
Объект съемки. Проблемы его изображения на снимке. Смысловой и изобразительный центр кадра. | 2 | Предмет изображения. Смысловой центр. Предмет изображения, как ценность. | |
7 | Композиция (продуманное построение изображения). | 2 | Диагональная композиция. Восходящая и нисходящая диагонали. Диагональ «борьбы». |
8 | Пропорциональность кадра | 2 | Линии золотого сечения. 3:2; 5:4. |
9 | Понятие «крупность плана». Общий, средний, крупный планы съемки. | 2 | Общий план городской улицы с перспективой. Средний план жанровой сценки. Крупный план – натюрморт, фрагменты, выражения лиц. |
10 | Ракурс. Перспектива. | 2 | Высота точки съемки. Точка съемки снизу. Точка съемки сверху. |
11 | Тональный рисунок кадра. | 2 | Свет в кадре. Тональная доминанта. |
12 | Смысловая подвижность. Смысл кадра | 2 | Пластическое взаимодействие объектов снимка и его эмоциональный тон. Создание смысла. Участие камеры. |
Поэтика снимка (6) | |||
13 | Изобразительная плоскость | 2 | Прямоугольность формата – две вертикали и две горизонтали. Структурный план плоскости – линии, сходящиеся в центре. Принцип равновесия при заполнении картинной плоскости. Возрастание напряженности при удалении от центра. |
14 | «Внутренние силы» плоскости – свет и тень. Смысловая функция тона. | 2 | Смысловая функция тона – черные, белые, серые тона. Светотеневой и светотональный рисунок изображения. Контровой свет. Сниженная и повышенная тональность снимка. Цветовая тональность. |
15 | Изображенное пространство: Компоненты пространства. Пространственное движение. Целостность пространства | 2 | Три компонента пространства: 1. Предметы первого плана. 2. Окружающий фон – интерьер, ландшафт, городской пейзаж. 3. Воздух, как компонент пространства. |
Образность. Фотожанры. (32) | |||
16 | Фотосъемка портрета. Что такое образ. Виды образов. | 2 | Виды образов: характер, пространство, предмет. |
17 | Жанры и образность фотографии. Портрет. | 2 | Создание портретного образа. Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. |
18 | Контакт с героем. Взгляд в камеру. | 2 | |
19 | Руки в портрете. | 2 | |
20 | Поза и жест. | 2 | |
21 | Контраст. | 2 | |
22 | Композиция. Пространство. | 2 | |
23 | Фотосъемка пейзажа Формат. Горизонт. Небо и облака | 2 | Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. |
24 | Предмет и среда. Ритмы пространства. | 2 | |
25 | Фотосъемка архитектурных сооружений | 2 | |
26 | Жанровая фотосъемка | 2 | |
27 | Спортивная фотосъемка | 2 | |
28 | Фотонатюрморт и фотоэтюд. | 2 | |
29 | Репортажная (документальная) фотосъемка | 2 | |
30 | Специальные виды съемки | 2 | |
31 | Техническая фотосъемка | 2 | |
Работа с программами по обработке фотографий (8) | |||
32 | Основы компьютерной графики | 2 | Изучение программы, создание коллажей |
33 | Программа Adobe Photoshop | 2 | |
34 | Обсуждение, просмотр снимков | 2 | Конкурс снимков, отбор работ после компьютерной обработки для выставки. |
35-36 | Обобщающее занятие | 2 | Подведение итогов. |
III. Форма контроля.
Тестовый контроль, проверочные работы, практические работы, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
IV. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Литература:
1. В.И. Михалкович, В.Т. Стигнеев. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 2010.
2. Б.В. Пальчевский. Фотография. Курс для начинающих. – Минск:Полымя, 2007.
Дополнительная литература:
- Е.А. Иофис. Фотография для школьника – М.: Искусство, 1973.
- Библиотека электронных наглядных пособий по курсу фотографии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план 5 класс
План составлен для городской школы (по Симоненко). Надеюсь, кому-нибудь пригодится...
Рабочая программа и календарно-тематический план для дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Рабочая программа для дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" (ФГОС третьего поколения). Рабочая программа предназначена для студентов специальностей 110401 "Агрон...
Календарно- тематические планы по алгебре и геометрии 7-9 кл. (авт. учебника-А.Г. Мордкович и др., Л.С. Атанасян и др.)соответсвенно)
Хочу поделиться с коллегами формой календарно - тематического планирования алгебры и геометрии 7-9 кл. , "услышать" их мнение....
Календарно-тематический план на 2011-2012 уч.год по английскому языку в 9 классе
Тематическое планирование.Кауфман.9 класс.102 часа...
Календарно- тематические планы по биологии
Тематический план составлен по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. Классы 6-9....
календарно-тематические планы по алгебре 7 класс (Макарычев)
Календарно-тематическиое планирование уроков алгебры в 7 классе к учебнику Макарычева Ю.Н. ( 4 часа в неделю)...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 КЛАСС
открывайте файл, который прикреплен!...