Доклад "Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми множественными нарушениями в условиях классно-урочного обучения"
материал

Елена Евгеньевна Сергиенко

"Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми множественными нарушениями   в условиях классно-урочного обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_sergienko_e.e.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми множественными нарушениями   в условиях классно-урочного обучения.

     Здравствуйте, уважаемые коллеги!  

  Все педагоги, работающие в специальных коррекционных школах, наблюдают воочию, что состав учащихся школы очень изменился. Дети приходят в школу совершенно разные с разной структурой дефекта: от незначительного интеллектуального снижения до тяжелых множественных нарушений развития.

         В соответствии ФГОС, введенным 1 января 2016 года для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью, любой ребенок, даже с самой сложной патологией, имеет право на образование.

          Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени выраженности, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить адаптированную основную образовательную программу первого варианта, получает образование по второму варианту, на основе которой образовательная организация разрабатывает (СИПР) специальную индивидуальную программу развития, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

       Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

    В  разработке  данной программы принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, при участии его родителей.

В программу входят не только учебные предметы, внеурочная деятельность но и коррекционные курсы, которые включают в себя: сенсорное развитие, предметно-практические действия, двигательное развитие, альтернативную коммуникацию.

      Коррекция и развитие  ЭВС учащихся  с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) происходит на всех коррекционных занятиях. У детей с интеллектуальными нарушениями развития всегда имеется недоразвитие  эмоционально – волевой сферы, проявляющееся примитивностью чувств, сенсорных ощущений  и интересов, недостаточной выразительностью, дифференцированностью и адекватностью эмоциональных реакций, слабостью побуждений  их к деятельности, особенно  к  познанию окружающего.

 Детям с умеренной УО свойственны: отсутствие инициативы и самостоятельности, негативизм. Эмоциональные проявления у них косные, тугоподвижные, отсутствует многообразие и дифференцированность эмоций. Возникающие побуждения слабы и быстро истощаются. Потребность к общению варьирует: от отсутствия до сформированности элементарных  навыков общения.

Кроме того, им характерны:

-безынициативность,  неумение преодолевать препятствие, возникающее во время работы;

-непосредственные импульсивные реакции, необдуманные действия;

-эмоциональная незрелость, недифференцированность и нестабильность чувств, крайний характер их проявления;

-несформированность мотивационно-потребностной сферы, слабая выраженность и кратковременность побуждения к деятельности.

        Развитие ЭВС очень значимо для процесса социализации ребенка, поэтому работа по коррекции ЭВС с учащимися с умеренной умственной отсталость является одной из приоритетных задач работы психолога.

    И при правильном обучении и воспитании ребенка с интеллектуальными нарушениями можно сформировать качества, которые позволяют адекватно относиться к окружающему, повышают его адаптивные способности.

  Реализация адаптированной основной образовательной программы  (АООП), вариант 2 чаще всего осуществляется при обучении обучающихся данной категории на дому (форма  надомного обучения).

      В нашей школе, ГКОУ КК школе-интернате ст-цы Шкуринской, реализация АООП (вариант 2) осуществляется для конкретного ученика в условиях классно-урочного обучения.  За четыре года педагогами школы накоплен определенный опыт по развитию   учащегося.

Немного об учащемся: Александр – ученик 4 класса, обучается в школе с первого класса, по специальной индивидуальной программе развития. Воспитывается  в неполной семье, воспитанием занимается отец. Эмоциональные проявления примитивны, не всегда адекватны внешним воздействиям. Самостоятельная речь-на уровне отдельных звуков, но речью не пользуется как средством коммуникации. Использует некоторые способы невербального общения. Испытывает трудности при понимании обращенной к нему речи, но на свое имя реагирует почти всегда. Игровые действия носят манипулятивный характер.

       Деятельность педагога-психолога с учащимся включает индивидуальные и групповые занятия (сенсорное развитие), которые направлены на коррекцию эмоциональной и сенсорной сфер.

     Эмоциональная и сенсорная сферы у детей имеют природообусловленные взаимосвязи и оказывают друг на друга взаимное влияние. Различные ощущения выступают естественными стимуляторами эмоций, служат своего рода ключом, запускающим механизм эмоционального реагирования.

      Таким образом, воздействуя на сенсорную сферу ребенка, обогащая его сенсорный опыт, развивается эмоциональная сфера.

            Коррекционные занятия  по сенсорному развитию предполагают наличие материально- технического оснащения, которое помогает не только выполнять определенные упражнения, но и мотивировать ребенка на занятие, вызвать интерес и положительные эмоции.

Занятия проводятся в оборудованной сенсорной комнате, где имеется сухой (шариковый) бассейн, игрушки со световыми, звуковыми эффектами, сенсорные панели, световая песочница, ящик Пертра.

      Каждое занятие начинается с пальчиковой гимнастики. Это обычная разминка для рук: сжимание в кулачки, удержание пальцев рук в определенной позе, растирание пальчиков. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»

        На  своих занятиях  я использую песочный стол. Игры с песком полезны не только для развития тактильных ощущений,  мелкой моторики, песок развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции.

   Ребенку предлагаются игры, направленные на развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики:

- просыпание песка свозь пальцы, оставление на песке следы от ладошек,    поскользить ладонями по поверхности песка выполнять зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки);

- создание отпечатков  ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

- умение «Пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после -двумя руками одновременно;

-«поиграть» пальцами на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера;

-набрать песок в кулак и бросить на песочный стол. На полученной кляксе нарисовать глаза и рот. Клякса может быть грустной или веселой.

      Так же в свои занятия  я включаю упражнения и игры с использованием набора Пертра.

 Систематические игры с детьми на базе комплекта Пертра способствуют развитию всех познавательных процессов, аффективно-волевой сферы, стимулирует познавательную активность. Данное пособие позволяет в игровой форме решать разнообразные развивающие и коррекционные задачи. Благодаря разнообразию деталей  комплект «Пертра» всегда отвечает потребностям, интересам и настроению ребенка.

Варианты заданий:

«Пройди по дорожке»

Подготовительный этап: на доске-основе выкладывается маршрут движения машинки (1вариант-желоб, 2 вариант- плоское изображение)

  1. Ребенку предлагается провести весь путь указательным пальцем ведущей руки (затем средним, безымянным ), затем пальцами другой руки.
  2. Пройти весь путь одновременно двумя руками (провести пальчиками или прошагать)
  3. В одном направлении (одна рука догоняет другую, в разных направлениях (навстречу друг к другу или от середины к краям)

Можно после этого использовать машинку или другую фигуру.

         «Собери бусы»

  1. Педагог собирает бусы. Ребенку предлагается собрать свои бусы таким образом, чтобы повторялся цветовой узор. Другой вариант чтобы повторялся размер или форма, а остальные признаки не учитываются.

    На  занятиях с таким ребенком очень важно устанавливать зрительный контакт: обучать его задерживать взгляд на лице взрослого, фокусировать взгляд, следить взглядом за предметом, смотреть и концентрировать внимание, реагировать на зрительные впечатления (двигательно, эмоционально). Учить улыбаться, отвечать взглядом на взгляд, вокализировать.

      Необходимо создать и поддерживать такую атмосферу во время групповых занятий, которая способствует успеху учащегося обучающегося по СИПР среди своих одноклассников, несмотря на то, что он  существенно отличается от них, т.е. формировать толерантное отношение к нему одноклассников.

      Мониторинг результатов обучения и коррекции проводится не реже одного раза в полугодие (три раза в год-заседания ППк). В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

По итогам коррекционной работы с учащимся можно проследить положительную динамику формирования личностных и предметных результатов, причем динамика формирование личностных результатов более успешная чем предметных, а личностное развитие и предполагает развитие ЗВС.

   В нашей школе есть дети, которые обучаются по программе СИПР на дому. Хочу отметить, что у учащегося который обучается классно - урочно формирование личностных результатов в том числе ЭВС протекает более успешно чем у тех которые обучаются на дому.

Что касается динамики формирования базовых учебных действий можно констатировать, что за период обучения имеется слабая, незначительная, но положительная динамика.  Учащийся справляется с большим количеством инструкций в конкретной ситуации, при спокойном эмоциональном фоне может выполнять задания заданный промежуток времени.         Учащийся устанавливает и поддерживает зрительный контакт с взрослыми, реагирует на собственное имя, эмоционально откликается на похвалу, научился подчиняться требованием педагога.

     Коррекция ЭВС обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР ) в условиях классно-урочного обучения является несомненным плюсом, учащийся учится общению (невербальное общение, альтернативная коммуникация), взаимодействию с другими детьми класса и школы, взрослыми. А, самое главное, живет жизнью обычного ученика. Ведь это здорово, когда у «особого» ребенка обычное детство!

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психопрофилактики и коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Психопрофилактическая работа по предупреждению и коррекции  стресса, тревожности и других негативных проявлений эмоционально-волевой сферы необходима практически всему контингенту школьников.Данн...

«Мир без барьеров и границ» (Развитие личностных качеств учащихся в условиях классно-урочной системы обучения химии в средней школе)»

Выступление на Городской Педагогической гостиной «Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского»...

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития....

Особенности коммуникативной сферы у лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития

В статье рассказывается об особенностях коммуникативной сферы у лиц с интеллектуальными нарушениями....

«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)

Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...

Программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант).

Пояснительная запискаДанная программа «Двигательное развитие» составлена на основании программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой...

Рекомендации родителям по формированию навыка питья из чашки у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития.

Рекомендации родителям и педагогам по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....