Программа психопрофилактики и коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
рабочая программа (психология) по теме

Пономарева Анастасия Алексеевна

Психопрофилактическая работа по предупреждению и коррекции  стресса, тревожности и других негативных проявлений эмоционально-волевой сферы необходима практически всему контингенту школьников.

Данная программа сочетает использование нескольких технологий психологической работы с учащимися:

  • релаксационно-диафрагмальное дыхание. Занятия по программе «Волна» ОАО НПФ «Амалтея», реализующей метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи (БОС).
  • При помощи специальной аппаратуры происходит регистрация состояния организма (ЧСС, электромиограмма) и компьютерное преобразование их в сигналы обратной связи, которые учащийся воспринимает в виде звукового и зрительного ряда. При многократном повторении учащийся учится распознавать свои ощущения и быстро находить их – таким образом, обучение дыханию проходит более эффективно.
  • Психокоррекция с использованием шедевров изобразительного искусства и музыки (по методике В.М. Элькина) – теоретической основой методики являются постулаты клинической цветологии М. Люшера и Г. Клара, клиенцентрированный подход К. Роджерса. Методика Элькина – предназначена для диагностики и коррекции психического состояния человека, включает в себя воздействие картинами, образами животных, афоризмами, музыкальными произведениями.
  • Арттерапевтические занятия с учащимися 6-10 классов - арттерапия является одной из наиболее широко применяемых методик коррекции тревожности, агрессии, гиперактивности в детском возрасте. В рисунках ребенок может отработать проблемы, выразить их линией и цветом, происходит коррекция эмоционального состояния, снятие стресса, ребенок может лучше познать самого себя.
  • Сказкотерапия с учащимися 1-5 классов – проблемно-ориентированные истории помогают сформировать у детей   «механизм самопомощи». Безусловно, каждая из этих историй имеет определенную направленность. это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihoprof.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (V вида) № 2

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

198020, Санкт – Петербург, Старо-Петергофский пр. д. 33a

тел./факс 252-04-56

                           

Принята                                                                                            «Утверждаю»

на педагогическом совете                                                               Директор школы

Протокол № «___» от __________г.                                               ____________М. Г. Черных

                                                                                                           «___»________________ г.

Программа психопрофилактики и коррекции

эмоционально-волевой сферы

учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Принято на заседании научно-методического отдела

ГБОУ ЦППРК Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Протокол № ______ от «___» ________________ 2012г.

Заведующая отделом ______________ Т.Г. Зайченко

Санкт-Петербург

2012

Содержание:

1. Пояснительная записка

- актуальность программы

- цели и задачи программы

- количество и длительность занятий

- целевая группа

- прогнозируемые результаты

- параметры результативности и диагностика

- организационно- педагогические условия

2. Характеристика целесообразной методики построения курса.

3. Содержание программы

4. Учебно-тематический план

5. Список используемой литературы

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность программы

Согласно новому  федеральному государственному образовательному стандарту, личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны включать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок.

Эти и ряд других пунктов, составляют портрет современного выпускника школы. Большое внимание ФГОС уделяет обеспечению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Необходимым условием для достижения таких результатов является гармоничное психофизиологическое развитие личности каждого ребенка, сохранение здоровья, которое и является основной целью школьного обучения и воспитания в целом, а также воспитания и обучения детей логопатов в школе-интернате, в частности.

Дети с тяжелыми нарушениями речи  зачастую имеют  множество личностных, эмоциональных проблем. Это может быть связано с комплексами по поводу собственного дефекта, органическим поражением коры головного мозга, что приводит к утомляемости, гиперактивности, подверженности стрессам. Также причинами указанных проблем могут быть отношения в семье и другие, характерные и для детей не имеющих проблем развития. Для детей логопатов характерны: повышенная тревожность, застенчивость, либо наоборот агрессия, гиперактивность, а также различные акцентуации характера, склонность к невротическим проявлениям.

Учитывая все вышеназванные факторы очевидно, что дети –логопаты требуют особой психолого-педагогической заботы и сопровождения, для достижения того, что можно назвать комфортным ощущением себя в жизни.

Психопрофилактическая работа по предупреждению и коррекции  стресса, тревожности и других негативных проявлений эмоционально-волевой сферы необходима практически всему контингенту школьников.

  1. Цель данной программы: улучшение психоэмоционального статуса учащихся, психопрофилактика.

  1. Задачи программы:
  1. Оптимизация психофизиологического состояния детей.
  2. Создание благоприятных условий для психологического развития;
  3. Коррекция девиантного поведения, формирование навыков управления гневом
  4. Снижение уровня тревожности, застенчивости, страхов
  5. Коррекция гиперактивности
  6. Формирование навыков преодоления жизненных трудностей и сложных ситуаций в жизни учащихся
  7. Формирование навыков саморегуляции

  1. Количество и длительность занятий, целевая группа:

Программа рассчитана на 11 занятий, длительностью 40-60 минут. Количество занятий зависит от особенностей учащихся. Форма работы – групповая (3-5 человек).

        Занятия могут проводиться с детьми практически любого школьного возраста.

Каждый раздел, будучи составной частью программы, является завершенным и автономным и может использоваться отдельно в консультировании и других видах психолого-педагогического сопровождения учащихся.

  1. прогнозируемые результаты
  1. снижение личностной и школьной тревожности учащихся, гиперактивности, вербальной и физической агрессии;
  2. улучшение общего психологического состояния учащихся;
  3. профилактика поведенческих нарушений;
  4. повышение академической успеваемости;

  1. параметры результативности и диагностика

Эффективность оценивается с помощью анализа результатов диагностики, наблюдения за учащимися.

Использовали следующие методики:

- тест школьной тревожности Филлипса

- анкеты обратной связи участников

- мониторинг обученности учащихся

- мониторинг воспитанности учащихся

- психолого-педагогический мониторинг        

- тест Басса-Дарки

- регистрация времени реакции (классическая психофизиологическая проба).

(в зависимости от причины запроса на работу психолога с данным учащимся)

  1. организационно- педагогические условия
  1. Временные и материальные ресурсы.
  1. Группа формируется на основе добровольного согласия участников, по запросу классного руководителя, на основании имеющихся данных об учащихся. Каждая группа состоит из 3-5 человек.

  1. Условия  проведения:
  1. Занятия  проводятся в кабинете психолога - просторном, хорошо проветриваемом помещении, где созданы условия для занятий и релаксации.

2. Характеристика целесообразной методики построения курса.

 Этапы работы

1. Первичная диагностика учащегося (по запросу классного руководителя)

2. Коррекционно-развивающие занятия

3. Оценка результатов работы

Данная программа сочетает использование нескольких технологий психологической работы с учащимися:

  1. релаксационно-диафрагмальное дыхание. Занятия по программе «Волна» ОАО НПФ «Амалтея», реализующей метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи (БОС).
  1. При помощи специальной аппаратуры происходит регистрация состояния организма (ЧСС, электромиограмма) и компьютерное преобразование их в сигналы обратной связи, которые учащийся воспринимает в виде звукового и зрительного ряда. При многократном повторении учащийся учится распознавать свои ощущения и быстро находить их – таким образом, обучение дыханию проходит более эффективно.
  1. Психокоррекция с использованием шедевров изобразительного искусства и музыки (по методике В.М. Элькина) – теоретической основой методики являются постулаты клинической цветологии М. Люшера и Г. Клара, клиенцентрированный подход К. Роджерса. Методика Элькина – предназначена для диагностики и коррекции психического состояния человека, включает в себя воздействие картинами, образами животных, афоризмами, музыкальными произведениями.
  2. Арттерапевтические занятия с учащимися 6-10 классов - арттерапия является одной из наиболее широко применяемых методик коррекции тревожности, агрессии, гиперактивности в детском возрасте. В рисунках ребенок может отработать проблемы, выразить их линией и цветом, происходит коррекция эмоционального состояния, снятие стресса, ребенок может лучше познать самого себя.
  3. Сказкотерапия с учащимися 1-5 классов – проблемно-ориентированные истории помогают сформировать у детей   «механизм самопомощи». Безусловно, каждая из этих историй имеет определенную направленность. это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы.

Структура занятий позволяет гибко адаптировать содержание программы к актуальным проблемам и индивидуальным особенностям учащихся, формируя содержание каждого занятия в соответствии с актуальными целями и задачами группы.

Каждое занятие состоит из трех основных этапов.

Первый этап – организационный, в задачи которого входит создание психологического комфорта в группе, положительного психологического климата, знакомство с целями, задачами программы и конкретного занятия, принятие (повторение) правил работы в группе. В данный этап также включаются психокоррекционные упражнения.

Второй этап – работа по основной теме занятия.

Третий этап - рефлексия деятельности на занятии, задачей которого является выявление степени удовлетворенности участниками совместной деятельностью, эффективностью и практической значимостью полученных навыков, желанием применять полученные знания в дальнейшем.

Содержание каждого занятия состоит из краткого теоретического блока и упражнений для практической работы.

  1. Содержание программы

Раздел 1. Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию

Тема 1.1.Вводное занятие. Диагностика.

Беседа с учащимися. Тест школьной тревожности Филлипса. Регистрация времени реакции (классическая психофизиологическая проба), рисунок семьи.

Тема 1.2. Постановка дыхания

Обучение вдоху и выдоху, использование рук, визуализации.

Психокоррекционные успражнения с применением бланкового раздаточного материала.

 Компьютерное обучение: психопрофилактическая антистрессовая программа «Волна» (ИКТ)

Психокоррекционное упражнение «Кокос».

Тема 1.3. Обучение навыку дыхания

Компьютерное обучение: : психопрофилактическая антистрессовая программа «Волна» (ИКТ).

Психокоррекционное упражнение «Волшебный магазин».

Тема 1.4. Закрепление навыка дыхания

Компьютерное обучение.

Психокоррекционное упражнение «Закончи предложение».

Раздел 2. Коррекционная работа с применением методов арттерапии.

Тема 2.1.Психотерапия  с применением произведений искусства. Цветодиагностика. Психокоррекция.

1) Цветовой тест Люшера

2) виртуальный выбор основных цветов

3) метод «Цифра» (оценка в 10-балльной шкале степени предпочтения цветов) – с 9 лет

4) метод «Маска» (выбор симпатичных и несимпатичных образов животных)

5)метод «Зеркало» (ранжирование по степени приятности репродукций картин)

6)метод «Цветовых афоризмов» (ранжирование по степени приятности напечатанных на карточках афоризмов) – с 9 лет.

Процедура «гашения» или аппликационного наложения карточек с репродукциями картин и животных с положительными выборами на карточки с отрицательными выборами. Обсуждение возникающих чувств и ассоциаций.

Тема 2.2.Психотерапия с применением произведений искусства. Музыкотерапия.

Прослушивание музыки, выбранной на основании предыдущей работы ( по методике В.М. Элькина).

Тема 2.3.Сказкотерапия.

(2-5 классы)

Совместное чтение и обсуждение психотерапевтических сказок (выбираются из УМК психолога) в  зависимости от актуальных проблем конкретных учащихся. Например: страхи, тревожность, низкая самооценка, импульсивность, агрессия, нежелание учиться). Заполнение листа обратной связи.

Тема 2.3.Арттерапия

(6-10 классы)

Рисунок: «Проблема». Обсуждение проблем школьников. Как влияет музыка на человека? Рисунок: «Рисуем музыку». Заполнение листа обратной связи. Рефлексия.

4.Учебно-тематический план

№п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

УМК

Теор.

Практ.

Раздел 1. Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию

5

1

Тема 1.1.Вводное занятие. Диагностика.

1

0,25

0,75

УМК психолога

2

Тема 1.2. Постановка дыхания

2

0,5

1,5

Психопрофилактическая антистрессовая программа «Волна» (ИКТ)

3

Тема 1.3. Обучение навыку дыхания

1

0,25

0,75

4

Тема 14. Закрепление навыка дыхания

1

1

5

Раздел 2. коррекционная работа с применением методов арттерапии

4

Тема 2.1.Психотерапия  с применением произведений искусства. Цветодиагностика. Психокоррекция.

1

0,25

0,75

методика В.М. Элькина «Цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства».

6

Тема 2.2.Психотерапия с применением произведений искусства. Музыкотерапия.

1

0,25

0,75

7

Тема 2.3.Сказкотерапия.

(2-5 классы)

2

0,25

0,75

Психологические сказки из УМК психолога.

8

Тема 2.3.Арттерапия

(6-10 классы)

2

0,25

0,75

УМК психолога

5. Библиографический список

 Ананьев Б. Г. Избр. психол труды. Т. 1. М., 1982

 Битянова М. «Организация психологической работы в школе»., М.   «Совершенство», 1998

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968

Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапи. – М., 1985

Введение в музыкотерапию./Под ред. Г.-Г. Декер Фойгт. – СПб.: Питер, 2003

Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. –М.: Издательство Института Психотерапии, 2004

Выготский Л. С. Собр. Соч. – М. 1982

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1998

Дубровина И. В.«Индивидуальные особенности школьников»

Овчарова  Р. В. «Справочная книга школьного психолога» - М., 1996

Рогов И. Е. «Настольная книга школьного психолога», - М. 1996

Изард К. «Эмоции человека» Москва, 1980

Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации «Вопросы психологии»1984 № 4

Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Я., 1997

Люшер М. Сигналы личности. – Воронеж, 1993

Люшер М. Цветовой тест Люшера// пер. с англ. А. Никоновой – СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-пресс, 2002

Маршак  М.Е., Регуляция дыхания у человека, М., Знание, 1986 №3

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 1999

Физиология человека, М., 1966

Элькин В.М. Целительные силы музыки. Гармония ицвета и звука в терапии болезней. – М., 1994

Элькин В.М. театр цвета и мелодии Ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и ваши тайные способности. – Спб.: ИД «Петрополис», 2005

Абабков В.А., Перре М. адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Радуга эмоций"по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития средствами арттерапии.

Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек...

Психологическая коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей с ДЦП

В работе рассматривается понятие  психологической коррекции, ее причины и направления работы. Особо уделяется место понятию конфликт и псих. тренировке. Работа включает текстовый материал и презе...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Педагогический проект «Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей от 4-х до 7-и лет с тяжелыми нарушениями речи» (соавтор)

      Основой обучения и воспитания детей с ТНР является создание особых условий для коррекционно-развивающей работы. Поэтому перед педагогами дошкольного образования стоит задач...

Доклад "Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми множественными нарушениями в условиях классно-урочного обучения"

quot;Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми множественными нарушениями   в условиях классно-урочного обучения"...

Выступление на весенней сессии "Веб клуб молодых специалистов и наставников" "Продуктивные виды деятельности в коррекции недостатков речи и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Продуктивные виды деятельности в коррекции недостатков речи и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи. Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из...