Программа психопрофилактики и коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
рабочая программа (психология) по теме
Психопрофилактическая работа по предупреждению и коррекции стресса, тревожности и других негативных проявлений эмоционально-волевой сферы необходима практически всему контингенту школьников.
Данная программа сочетает использование нескольких технологий психологической работы с учащимися:
- релаксационно-диафрагмальное дыхание. Занятия по программе «Волна» ОАО НПФ «Амалтея», реализующей метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи (БОС).
- При помощи специальной аппаратуры происходит регистрация состояния организма (ЧСС, электромиограмма) и компьютерное преобразование их в сигналы обратной связи, которые учащийся воспринимает в виде звукового и зрительного ряда. При многократном повторении учащийся учится распознавать свои ощущения и быстро находить их – таким образом, обучение дыханию проходит более эффективно.
- Психокоррекция с использованием шедевров изобразительного искусства и музыки (по методике В.М. Элькина) – теоретической основой методики являются постулаты клинической цветологии М. Люшера и Г. Клара, клиенцентрированный подход К. Роджерса. Методика Элькина – предназначена для диагностики и коррекции психического состояния человека, включает в себя воздействие картинами, образами животных, афоризмами, музыкальными произведениями.
- Арттерапевтические занятия с учащимися 6-10 классов - арттерапия является одной из наиболее широко применяемых методик коррекции тревожности, агрессии, гиперактивности в детском возрасте. В рисунках ребенок может отработать проблемы, выразить их линией и цветом, происходит коррекция эмоционального состояния, снятие стресса, ребенок может лучше познать самого себя.
- Сказкотерапия с учащимися 1-5 классов – проблемно-ориентированные истории помогают сформировать у детей «механизм самопомощи». Безусловно, каждая из этих историй имеет определенную направленность. это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihoprof.docx | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (V вида) № 2
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
198020, Санкт – Петербург, Старо-Петергофский пр. д. 33a
тел./факс 252-04-56
Принята «Утверждаю»
на педагогическом совете Директор школы
Протокол № «___» от __________г. ____________М. Г. Черных
«___»________________ г.
Программа психопрофилактики и коррекции
эмоционально-волевой сферы
учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Принято на заседании научно-методического отдела
ГБОУ ЦППРК Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Протокол № ______ от «___» ________________ 2012г.
Заведующая отделом ______________ Т.Г. Зайченко
Санкт-Петербург
2012
Содержание:
1. Пояснительная записка
- актуальность программы
- цели и задачи программы
- количество и длительность занятий
- целевая группа
- прогнозируемые результаты
- параметры результативности и диагностика
- организационно- педагогические условия
2. Характеристика целесообразной методики построения курса.
3. Содержание программы
4. Учебно-тематический план
5. Список используемой литературы
- Пояснительная записка
- Актуальность программы
Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту, личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны включать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок.
Эти и ряд других пунктов, составляют портрет современного выпускника школы. Большое внимание ФГОС уделяет обеспечению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
Необходимым условием для достижения таких результатов является гармоничное психофизиологическое развитие личности каждого ребенка, сохранение здоровья, которое и является основной целью школьного обучения и воспитания в целом, а также воспитания и обучения детей логопатов в школе-интернате, в частности.
Дети с тяжелыми нарушениями речи зачастую имеют множество личностных, эмоциональных проблем. Это может быть связано с комплексами по поводу собственного дефекта, органическим поражением коры головного мозга, что приводит к утомляемости, гиперактивности, подверженности стрессам. Также причинами указанных проблем могут быть отношения в семье и другие, характерные и для детей не имеющих проблем развития. Для детей логопатов характерны: повышенная тревожность, застенчивость, либо наоборот агрессия, гиперактивность, а также различные акцентуации характера, склонность к невротическим проявлениям.
Учитывая все вышеназванные факторы очевидно, что дети –логопаты требуют особой психолого-педагогической заботы и сопровождения, для достижения того, что можно назвать комфортным ощущением себя в жизни.
Психопрофилактическая работа по предупреждению и коррекции стресса, тревожности и других негативных проявлений эмоционально-волевой сферы необходима практически всему контингенту школьников.
- Цель данной программы: улучшение психоэмоционального статуса учащихся, психопрофилактика.
- Задачи программы:
- Оптимизация психофизиологического состояния детей.
- Создание благоприятных условий для психологического развития;
- Коррекция девиантного поведения, формирование навыков управления гневом
- Снижение уровня тревожности, застенчивости, страхов
- Коррекция гиперактивности
- Формирование навыков преодоления жизненных трудностей и сложных ситуаций в жизни учащихся
- Формирование навыков саморегуляции
- Количество и длительность занятий, целевая группа:
Программа рассчитана на 11 занятий, длительностью 40-60 минут. Количество занятий зависит от особенностей учащихся. Форма работы – групповая (3-5 человек).
Занятия могут проводиться с детьми практически любого школьного возраста.
Каждый раздел, будучи составной частью программы, является завершенным и автономным и может использоваться отдельно в консультировании и других видах психолого-педагогического сопровождения учащихся.
- прогнозируемые результаты
- снижение личностной и школьной тревожности учащихся, гиперактивности, вербальной и физической агрессии;
- улучшение общего психологического состояния учащихся;
- профилактика поведенческих нарушений;
- повышение академической успеваемости;
- параметры результативности и диагностика
Эффективность оценивается с помощью анализа результатов диагностики, наблюдения за учащимися.
Использовали следующие методики:
- тест школьной тревожности Филлипса
- анкеты обратной связи участников
- мониторинг обученности учащихся
- мониторинг воспитанности учащихся
- психолого-педагогический мониторинг
- тест Басса-Дарки
- регистрация времени реакции (классическая психофизиологическая проба).
(в зависимости от причины запроса на работу психолога с данным учащимся)
- организационно- педагогические условия
- Временные и материальные ресурсы.
- Группа формируется на основе добровольного согласия участников, по запросу классного руководителя, на основании имеющихся данных об учащихся. Каждая группа состоит из 3-5 человек.
- Условия проведения:
- Занятия проводятся в кабинете психолога - просторном, хорошо проветриваемом помещении, где созданы условия для занятий и релаксации.
2. Характеристика целесообразной методики построения курса.
Этапы работы
1. Первичная диагностика учащегося (по запросу классного руководителя)
2. Коррекционно-развивающие занятия
3. Оценка результатов работы
Данная программа сочетает использование нескольких технологий психологической работы с учащимися:
- релаксационно-диафрагмальное дыхание. Занятия по программе «Волна» ОАО НПФ «Амалтея», реализующей метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи (БОС).
- При помощи специальной аппаратуры происходит регистрация состояния организма (ЧСС, электромиограмма) и компьютерное преобразование их в сигналы обратной связи, которые учащийся воспринимает в виде звукового и зрительного ряда. При многократном повторении учащийся учится распознавать свои ощущения и быстро находить их – таким образом, обучение дыханию проходит более эффективно.
- Психокоррекция с использованием шедевров изобразительного искусства и музыки (по методике В.М. Элькина) – теоретической основой методики являются постулаты клинической цветологии М. Люшера и Г. Клара, клиенцентрированный подход К. Роджерса. Методика Элькина – предназначена для диагностики и коррекции психического состояния человека, включает в себя воздействие картинами, образами животных, афоризмами, музыкальными произведениями.
- Арттерапевтические занятия с учащимися 6-10 классов - арттерапия является одной из наиболее широко применяемых методик коррекции тревожности, агрессии, гиперактивности в детском возрасте. В рисунках ребенок может отработать проблемы, выразить их линией и цветом, происходит коррекция эмоционального состояния, снятие стресса, ребенок может лучше познать самого себя.
- Сказкотерапия с учащимися 1-5 классов – проблемно-ориентированные истории помогают сформировать у детей «механизм самопомощи». Безусловно, каждая из этих историй имеет определенную направленность. это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.
В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы.
Структура занятий позволяет гибко адаптировать содержание программы к актуальным проблемам и индивидуальным особенностям учащихся, формируя содержание каждого занятия в соответствии с актуальными целями и задачами группы.
Каждое занятие состоит из трех основных этапов.
Первый этап – организационный, в задачи которого входит создание психологического комфорта в группе, положительного психологического климата, знакомство с целями, задачами программы и конкретного занятия, принятие (повторение) правил работы в группе. В данный этап также включаются психокоррекционные упражнения.
Второй этап – работа по основной теме занятия.
Третий этап - рефлексия деятельности на занятии, задачей которого является выявление степени удовлетворенности участниками совместной деятельностью, эффективностью и практической значимостью полученных навыков, желанием применять полученные знания в дальнейшем.
Содержание каждого занятия состоит из краткого теоретического блока и упражнений для практической работы.
- Содержание программы
Раздел 1. Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию
Тема 1.1.Вводное занятие. Диагностика.
Беседа с учащимися. Тест школьной тревожности Филлипса. Регистрация времени реакции (классическая психофизиологическая проба), рисунок семьи.
Тема 1.2. Постановка дыхания
Обучение вдоху и выдоху, использование рук, визуализации.
Психокоррекционные успражнения с применением бланкового раздаточного материала.
Компьютерное обучение: психопрофилактическая антистрессовая программа «Волна» (ИКТ)
Психокоррекционное упражнение «Кокос».
Тема 1.3. Обучение навыку дыхания
Компьютерное обучение: : психопрофилактическая антистрессовая программа «Волна» (ИКТ).
Психокоррекционное упражнение «Волшебный магазин».
Тема 1.4. Закрепление навыка дыхания
Компьютерное обучение.
Психокоррекционное упражнение «Закончи предложение».
Раздел 2. Коррекционная работа с применением методов арттерапии.
Тема 2.1.Психотерапия с применением произведений искусства. Цветодиагностика. Психокоррекция.
1) Цветовой тест Люшера
2) виртуальный выбор основных цветов
3) метод «Цифра» (оценка в 10-балльной шкале степени предпочтения цветов) – с 9 лет
4) метод «Маска» (выбор симпатичных и несимпатичных образов животных)
5)метод «Зеркало» (ранжирование по степени приятности репродукций картин)
6)метод «Цветовых афоризмов» (ранжирование по степени приятности напечатанных на карточках афоризмов) – с 9 лет.
Процедура «гашения» или аппликационного наложения карточек с репродукциями картин и животных с положительными выборами на карточки с отрицательными выборами. Обсуждение возникающих чувств и ассоциаций.
Тема 2.2.Психотерапия с применением произведений искусства. Музыкотерапия.
Прослушивание музыки, выбранной на основании предыдущей работы ( по методике В.М. Элькина).
Тема 2.3.Сказкотерапия.
(2-5 классы)
Совместное чтение и обсуждение психотерапевтических сказок (выбираются из УМК психолога) в зависимости от актуальных проблем конкретных учащихся. Например: страхи, тревожность, низкая самооценка, импульсивность, агрессия, нежелание учиться). Заполнение листа обратной связи.
Тема 2.3.Арттерапия
(6-10 классы)
Рисунок: «Проблема». Обсуждение проблем школьников. Как влияет музыка на человека? Рисунок: «Рисуем музыку». Заполнение листа обратной связи. Рефлексия.
4.Учебно-тематический план
№п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | УМК | |
Теор. | Практ. | ||||
Раздел 1. Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию | 5 | ||||
1 | Тема 1.1.Вводное занятие. Диагностика. | 1 | 0,25 | 0,75 | УМК психолога |
2 | Тема 1.2. Постановка дыхания | 2 | 0,5 | 1,5 | Психопрофилактическая антистрессовая программа «Волна» (ИКТ) |
3 | Тема 1.3. Обучение навыку дыхания | 1 | 0,25 | 0,75 | |
4 | Тема 14. Закрепление навыка дыхания | 1 | 1 | ||
5 | Раздел 2. коррекционная работа с применением методов арттерапии | 4 | |||
Тема 2.1.Психотерапия с применением произведений искусства. Цветодиагностика. Психокоррекция. | 1 | 0,25 | 0,75 | методика В.М. Элькина «Цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства». | |
6 | Тема 2.2.Психотерапия с применением произведений искусства. Музыкотерапия. | 1 | 0,25 | 0,75 | |
7 | Тема 2.3.Сказкотерапия. (2-5 классы) | 2 | 0,25 | 0,75 | Психологические сказки из УМК психолога. |
8 | Тема 2.3.Арттерапия (6-10 классы) | 2 | 0,25 | 0,75 | УМК психолога |
5. Библиографический список
Ананьев Б. Г. Избр. психол труды. Т. 1. М., 1982
Битянова М. «Организация психологической работы в школе»., М. «Совершенство», 1998
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968
Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапи. – М., 1985
Введение в музыкотерапию./Под ред. Г.-Г. Декер Фойгт. – СПб.: Питер, 2003
Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. –М.: Издательство Института Психотерапии, 2004
Выготский Л. С. Собр. Соч. – М. 1982
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1998
Дубровина И. В.«Индивидуальные особенности школьников»
Овчарова Р. В. «Справочная книга школьного психолога» - М., 1996
Рогов И. Е. «Настольная книга школьного психолога», - М. 1996
Изард К. «Эмоции человека» Москва, 1980
Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации «Вопросы психологии»1984 № 4
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Я., 1997
Люшер М. Сигналы личности. – Воронеж, 1993
Люшер М. Цветовой тест Люшера// пер. с англ. А. Никоновой – СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-пресс, 2002
Маршак М.Е., Регуляция дыхания у человека, М., Знание, 1986 №3
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 1999
Физиология человека, М., 1966
Элькин В.М. Целительные силы музыки. Гармония ицвета и звука в терапии болезней. – М., 1994
Элькин В.М. театр цвета и мелодии Ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и ваши тайные способности. – Спб.: ИД «Петрополис», 2005
Абабков В.А., Перре М. адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Радуга эмоций"по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития средствами арттерапии.
Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек...
Психологическая коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей с ДЦП
В работе рассматривается понятие психологической коррекции, ее причины и направления работы. Особо уделяется место понятию конфликт и псих. тренировке. Работа включает текстовый материал и презе...
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....
Педагогический проект «Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей от 4-х до 7-и лет с тяжелыми нарушениями речи» (соавтор)
Основой обучения и воспитания детей с ТНР является создание особых условий для коррекционно-развивающей работы. Поэтому перед педагогами дошкольного образования стоит задач...
Доклад "Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми множественными нарушениями в условиях классно-урочного обучения"
quot;Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми множественными нарушениями в условиях классно-урочного обучения"...
Выступление на весенней сессии "Веб клуб молодых специалистов и наставников" "Продуктивные виды деятельности в коррекции недостатков речи и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи"
Продуктивные виды деятельности в коррекции недостатков речи и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи. Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из...
Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)/Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)
Конспект родительского собрания. Время проведения: 1 период обучения, конец сентября....