Особенности коммуникативной сферы у лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития
статья

В статье рассказывается об особенностях коммуникативной сферы у лиц с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_kommunikativnoy_sfery_u_lits.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности коммуникативной сферы у лиц

с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Одной из основных проблем детей с множественными нарушениями развития является овладение коммуникативными умениями и навыками. У человека общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Общение оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостатке общения в связи социально-психологической депривацией темп формирования психических процессов замедляется. У детей задерживается развитие психических процессов и формирование речевой деятельности. Это препятствует развитию речемыслительной, познавательной деятельности, овладению знаниями, умениями, навыками.

У многих детей с множественными нарушениями развития слабо выражена потребность в общении со взрослыми во всех видах деятельности. В первые годы жизни они отличаются пассивностью. Таким детям часто бывает сложно не только самим использовать речь, но и понимать обращенную к ним речь взрослых. Это может быть связано с нарушением интеллекта, либо нарушениями анализаторных систем. Это особенно важно для детей, имеющих умеренную и тяжелую степень умственной отсталости. Контакты со взрослыми формируются поздно и осуществляются в примитивной форме. (Шипицина Л.М., 2005).

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, как правило, наблюдается глубокое недоразвитие речи. Степень недоразвития часто соответствует степени общего психического недоразвития. У некоторых детей можно наблюдать поток бессмысленных фраз с сохранением ранее услышанных интонаций. У других речь не возникает и почти не развивается в течении ряда лет. Дети с нарушением интеллекта плохо понимают чужую речь, они улавливают тон, интонацию, мимику и отдельные опорные слова говорящего связанные с их непосредственным окружением и потребностями.

Часто речь ребенка с умеренной или тяжелой умственной отсталостью может полностью отсутствовать в вербальной форме. Она может быть сформирована на уровне слога, слова, предложения или более, часто имеются артикуляционные нарушения. (Шипицина Л.М., 2004). Для развития речи у детей с множественными нарушениями развития характерна недостаточная сформированность как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи. Часто присутствуют нарушения звукопроизношения, что может быть связано с недоразвитием аналитико-синтетических процессов, функции самоконтроля, недоразвитием фонематического восприятия и анализа, нарушениями артикуляционной моторики различного генеза. (Шипицина Л.М., Михайлова Е.В., 2012). Изучение высшей нервной деятельности лиц с умственной отсталостью выявило нарушение у них регулирующей функции речи.(В.И. Липакова, А.Р. Малер, Е.Н. Марциновская, Г.В. Цикото и др.) (Бориснёв С. В., 2003).

Для ребенка с нарушением интеллекта обучение общению представляет огромную значимость. Способность выразить свои желания, потребности, нужды, попросить о помощи и отреагировать на слова собеседника поможет ему войти в общество. Эта способность является средством, с помощью которого личность сможет адаптироваться в окружающем мире. (Шипицина Л.М., 2004).

Успешная социализация и интеграция в общество лиц с множественными нарушениями развития требует комплексной и единой системы психолого-педагогической коррекции по развитию коммуникативной сферы со стороны педагогов и членов семьи.

Проведенное в институте специальной педагогики и психологии (Шипицина Л.М. и др., 2002) обследование лиц с интеллектуальными расстройствами показало, что часть (около 4 – 5%) подростков и юношей не владеют речью. Некоторые молодые люди имели удовлетворительное понимание обращенной речи, однако сами практически не говорили, а использовали в общении жесты и отдельные слова. Молодые люди в возрасте от 11 до 19 лет, которые были обследованы имели крайне низкие способности к овладению речью. Было выделено 3 группы среди лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по пониманию и развитию речи – ситуативное с помощью жестов и отдельных словситуативное без помощи жестов и с помощью фразовой речи; внеситуативное с наличием связной речи. Непонимание окружающими обращений со стороны таких людей, выраженных жестами и вербальными проявлениями, вызывает состояние фрустрации и агрессии. Систематическая и целенаправленная коррекционная работа по развитию коммуникативной сферы у лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью приводит к положительным результатам – улучшает вербальное и невербальное общение, развивает межличностные отношения со взрослыми и сверстниками, усиливает активность и самостоятельность. Наиболее положительные результаты отмечаются в динамике обучения детей в подростковом и юношеском возрасте с 12 до 18 лет. Результаты коррекционной работы показывают, что даже у лиц с тяжелой умственной отсталостью улучшаются показатели межличностного взаимодействия с родными, сверстниками; и педагогами. (Шипицина Л.М., 2004)

Список использованной литературы

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
  2. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – Санкт-Петербург, 2011
  3.  Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2000.
  5. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003.
  6. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей. Учеб. пособие. М, 1985.
  7. Фрост, Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)// Теревинф. – 2011. 416 с. 16. Херсонский Б. Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб., 2000.
  8. Шипицина Л.М., Михайлова Е.В. Навыки общения у детей с множественными нарушениями развития. - Санкт-Петербург, 2012
  9.  Шипицина Л.М., Михайлова Е.В. Дети с множественными нарушениями развития. - Санкт-Петербург, 2012
  10.  Шипицына Л. М.; «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - 2-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с.
  11. Шипицина Л.М.; Умственно отсталый ребенок и его семья: проблемы коммуникации и интеграции. – Псков, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития....

Формирование коммуникативных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредствам использования развивающих игр с песком.

Применение развивающих игр с песком как наиболее эффективногометода в формировании коммуникативных навыков у детей с тяжёлымимножественными нарушениями развития. Представлены и описанывозможности дете...

«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)

Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...

Программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант).

Пояснительная запискаДанная программа «Двигательное развитие» составлена на основании программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) посредством применения альтернативных форм обучения

Альтернативная система коммуникации - это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенкаВозможно три варианта использования альтернативной коммуникации:• мож...

Рекомендации родителям по формированию навыка питья из чашки у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития.

Рекомендации родителям и педагогам по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

В статье представлены особенности работы логопеда с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития...