конспект для средней группы
план-конспект
Занятие в средней группе «Крещенье празднуем Господне»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_sredney_gruppe.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в средней группе «Крещенье празднуем Господне»
Программное содержание
Знакомство детей с событиями и главными особенностями праздника Крещения Господня.
Материал к занятию
1. Большая икона или репродукция иконы праздника Крещения Господня.
2. Фотография реки Иордан из альбома о Святой Земле.
3. Небольшие листочки бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия
Вот и подошла середина того зимнего месяца, который зиму пополам делит и начинает новый календарный год.
- Что же это за месяц такой?
Январь!
— А много ли в январе праздников? Какие из них вы знаете?
В январе много праздников. Вы правильно назвали главные праздники начала месяца: и Рождество Христово, и Новый год вспомнили.
А в нынешние дни, когда уже отсветил тихим ласковым светом праздник Рождества Христова, пролетели веселые шумные Святки с детскими утренниками и рождественскими подарками, подошел еще один январский праздник.
Вот посмотрите, перед вами икона этого праздника.
Педагог показывает детям икону или репродукцию иконы Крещения Господня.
– Можете ли вы назвать, Кто изображен на иконе?
Сам Спаситель, Господь Иисус Христос, стоящий в воде реки, рядом с Ним какой-то человек, множество ангелов по правую и левую стороны.
– А может быть, кто-то знает, как называется праздник, икону которого мы рассматриваем?
Называется этот праздник Крещением Господним. Крещение Господне произошло через тридцать лет после Рождества Христова. В те времена пришел к народу в долину реки Иордан Иоанн Креститель, пророк и Предтеча Спасителя.
Много лет провел Иоанн Креститель в пустыне за рекой Иордан,жил суровой подвижнической жизнью: носил одежду из жесткой шерсти и ел очень скромную пищу.
«Покайтесь, приблизилось Царство Небесное!» – говорил Иоанн Креститель людям. И жители всех окрестностей Иорданских выходили к Иоанну, крестились от него в реке, исповедуя свои грехи.Народ спрашивал Иоанна Крестителя: «Что нам теперь делать?»Иоанн отвечал им: «У кого две одежды, тот отдай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Люди спрашивали Предтечу, не он ли Спаситель.Иоанн Креститель отвечал: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым…»
И настал день, когда пришел к Иоанну Предтече Иисус Христос, чтобы принять от него Крещение. На иконе праздника Крещения Господня рядом с Христом и изображен Иоанн Креститель.
«Мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» – сказал Христу Иоанн. А Спаситель уже вошел в воды Иордана, и совершилось чудо, было явлено знамение Бога Отца,Творца и Вседержителя мира: отверзлись небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Христа. И раздался голос Бога Отца с небес,говорящий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение».
Как раз этот момент и изображен на иконе.
Педагог предлагает детям еще раз внимательно рассмотреть икону праздника, показать на иконе изображение Спасителя, Иоанна Крестителя, воды реки Иордан, Духа Святого, в виде голубя сходящего на Христа. Можно показать детям цветную фотографию реки Иордан из иллюстрированного альбома о Святой Земле. После рассматривания иллюстраций воспитатель читает стихи о реке Иордан и о Крещении Господнем.
И. Лебединский
На Иордане
Под небом знойным Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную, нежна,
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой,
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо свой чертог,
И явлен Триединый Бог.
После чтения стихотворения можно задать детям несколько проверочных вопросов:
— Запомнили ли вы, как называется река, в которой принял Крещение Спаситель? (Иордан).
— Как звали пророка, крестившего Христа в Иордане? (Иоанн Креститель).
— Что произошло в момент Крещения Господня? (Схождение на Христа Духа Святого в виде голубя и голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой»)
Можно рассказать детям и о том, что праздник Крещения Господня называют еще Богоявлением,потому что в этом событии явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – сошествием в виде голубя.
– А хотите ли вы, ребята, узнать про обычаи празднования Крещения Господня?
Главный обычай самого дня Богоявления (по нашему календарю этот праздник всегда отмечается 19 января) – торжественное освящение воды. В древности первые христиане Иерусалима в день Богоявления выходили к реке Иордан, освящали ее воды в память о Крещении Господнем. Эта традиция дошла и до наших дней. В праздник Крещения Господня служится особый водосвятный молебен,а во многих местах выходят из храмов крестные ходы и идут к ближайшему водоему: реке, пруду, озеру, чтобы освятить его воды. А там уже во льду водоема (ведь на дворе январь, часто в эти дни стоят сильные морозы) вырублена крестообразная прорубь. Называется эта прорубь иордань, в знак того, что вспоминается при водоосвящении в этот день Крещение самого Спасителя в Иордане.В разных местах по-разному стараются украсить прорубь-иордань: церковными покровами, ледяными фигурами. Под пение церковного хора погружает священник на этом молебне в холодную воду сияющий золотом крест, благословляет крестообразно гладь воды.
Виктор Афанасьев
Дрожит морозная округа
От звона всех колоколов,
И мы спешим, тесня друг друга,
На их призывный медный зов.
Сияет солнце после вьюги;
Обедня кончилась; народ,
Подняв иконы и хоругви,
К реке за батюшкой идет.
Сверкает купол неба синий,
В алмазных искрах белый снег,
И на ветвях деревьев иней –
Как вставший дыбом белый мех.
Нет, нам не холодно сегодня –
Крещенье празднуя Господне,
Не платим мы морозу дань!
А вот и прорубь – иордань.
Идет большое водосвятье,
И хоть вокруг снега и льды,
Здесь золоченое распятье
Крест-накрест чертит гладь воды.
И вот, невидимый народу,
Из синевы, что так чиста,
Нисходит Дух Святой на воду,
Как нисходил Он на Христа.
Самые смелые христиане в этот день окунаются в освященной ледяной воде. А все люди после молебна в храме или на реке берут с собой освященную воду, наливая ее в принесенные бутылки и банки. Весь год, до следующего праздника Богоявления, хранится в домах крещенская вода: ею кропят жилище, с благоговением пьют по утрам.
К святой воде, а особенно воде Крещенской, относятся как к святыне – с благоговением.
Будет очень хорошо, если в праздничныйдень вы с мамами или бабушками постараетесь сходить в храм: поклониться Христу, поставить свечу к праздничной иконе, похожей на ту, которую мы с вами сегодня рассматривали, и набрать Крещенской воды.
А в завершающей части нашего занятия давайте на небольших листочках приготовленной бумаги нарисуем маленькие картинки, которые можно будет наклеить на бутылки и банки со святой крещенской водой, принесенной из храма.
Воспитатель обсуждает с детьми,что можно изобразить на картинке: морозные узоры, святой Крест, надпись «Крещенская вода» в красивой рамке.
Педагог старается настроить детей так, чтобы работу они выполняли старательно и аккуратно. После выполнения работы воспитатель и дети рассматривают и анализируют получившиеся картинки-наклейки.
Приложение к занятию
В крещенские дни, любуясь заснеженными зимними пейзажами, под вечер, можно прочитать ребятам и такое праздничное стихотворение, исполненное мира и тайны.
Иван Бунин
Крещенская ночь
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.
Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно на серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелятся тени,
На снегу под ветвями чернея.
Замело чащи леса метелью, –
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.
Тишина – даже ветка не хрустнет!
А быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.
Тишина – а быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.
В дальних чащах, где ветви и тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.
Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Тихо он притаился над лесом
И чего-то в тиши поджидает.
Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня
Тихо блещет звезда, как живая.
А над лесом все выше и выше
Всходит месяц – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!
Можно предложить детям иллюстрировать это стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по ФЭМП в средней группе для детей с ЗПР. Тема: "Признаки предметов"
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе для детей с ЗПР....
Конспект подгруппового занятия с детьми средней группы с нарушениями зрения по развитию зрительного восприятия Тема: «Зима»
Занятие позволяет стимулировать зрительно-познавательную активность детей, расширять знания по даннй теме, способствует развитию мелой моторики....
Конспект театрализованного занятия по развитию речи "Репка" для средней группы.
Игровые и театрализованные занятия помогают развивать мышление, воображение и память детей,способствуют развитию связной речи,закладывают "фундамент" полноценного формирования личности ребенка-д...
конспект занятия по ЗОЖ в средней группе
конспект занятия по ЗОЖ...
Конспект открытого занятия для воспитателей средних групп ДОУ по ФЭМП и физической культуре «В гостях у клоунов» (средняя группа № 6 д/с № 35)
Конспект открытого занятиядля воспитателей средних групп ДОУ по ФЭМП и физической культуре «В гостях у клоунов» (средняя группа № 6 д/с № 35) Тип занятия: интегрированное занятие по ...
Конспект для средней группы "Клоун"
Конспект для средней группы "Клоун"...
Конспекты занятий средней группы
Цель:Приобщать детей к здоровому образу жизни посредством развития физических качеств и навыков.Учить детей двигаться в соответствии с энергичным характером музыки. Учить детей отзываться на спокойный...