План самообразования учителя русского языка и литературы
материал (8 класс)
«Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_uchitelya_ru.docx | 40.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Актанышская кадетская школа-интернат
имени Героя Советского Союза Хасана Заманова»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя русского языка и литературы
Латыйповой М.М.
ТЕМА:
«Использование компьютерных технологий
на уроках русского языка и литературы».
сроки работы по самообразованию по данной теме:
2018 – 2023 г.
Пояснительная записка.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
Учителю самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Важным условием является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.
Культура профессионального самообразования педагога - один из элементов организации всего учебно-воспитательного процесса предусматривает многокомпонентную деятельность учителя, включающую в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование, каждое из которых представляет собой многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга.
Концепция изучения данной темы.
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. Работая в среднем звене, я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы коммуникативные навыки. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. Моей главной задачей явилось формирование речевой и языковой компетенций, так как язык- это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Компетенция речевая и языковая предполагает полноценное речевое общение во всех сферах человеческой деятельности. Основное умение, которое формируется в рамках данной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности, которая включает в себя знание основных понятий лингвистики- стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умения и навыки анализа текста.
Анализ ресурсов.
Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С.Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности : о культуре, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии, о нравственных ценностях, душевной красоте человека, о смысле жизни. Работа с текстами мастеров слова должна, на мой взгляд, вестись с использованием следующих форм и методов организации работы с текстом:
- комплексная работа с текстом;
- лингвостилистический анализ текста;
- «самодиктанты»;
- сочинение- рассуждение;
- редактирование текста;
- различные виды диктантов;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- работа с текстами – миниатюрами;
- составление планов по тексту;
- коммуникативные и игровые ситуации;
- групповая работа с текстом.
Необходимо обращаться и к образовательным интернет-ресурсам:
ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена" Новости. Нормативные документы. Демоверсии. Предварительные результаты ЕГЭ.
allbest - "Союз образовательных сайтов" "Электронные библиотеки" - это коллекции сайтов по различным темам.
fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений.
edunews - "Все для поступающих".
window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.
newseducation.ru - "Большая перемена".
school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
Цели:
- изучить возможности использования новых технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования лингвистической компетенции обучающихся;
- формирование общей культуры личности, адаптивной к жизни в обществе на основе создания благоприятных условий для её разностороннего развития, непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства в области своего предмета и методики его преподавания;
- повышение качества учебного процесса;
- обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся;
- углублённое изучение всех аспектов своего предмета и методики его преподавания;
- расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания;
- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
- повышения своего общекультурного уровня с тем, чтобы уметь поддержать любую тему разговора в рамках учебной программы и за ее пределами.
Задачи:
1. Спланировать систему методической работы по введению и реализации ФГОС основного общего образования.
2.В преподавании литературы осуществлять системно-деятельностный подход в обучении литературе через синтез процесса совершенствования речевой деятельности обучающихся и формирования системы литературоведческих знаний и ведущих умений и навыков, развитие речемыслительных способностей обучающихся.
3.В преподавании русского языка усилить коммуникативно-деятельностный подход, что способствует - развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи, формированию грамматико-правописных и речевых умений и навыков, необходимых для практики речевого общения; с целью формирования умений, необходимых для создания собственного речевого высказывания, и овладения фактическим и языковым материалом обеспечить текстоцентри
ческий подход, больше внимания необходимо уделять анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на
предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, целенаправленно обучать
комментированию текстов, созданию текстов различных стилей.
4.Формировать метапредметные умения на основе овладения универсальными учебными действиями. С учётом результатов государственной итоговой аттестации рекомендуется в процессе обучения особое внимание уделять формированию аналитических умений, рассматривая смысловую сторону языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использовать разнообразные виды деятельности, нацеленные на применение знаний и умений в различных ситуациях.
5.Использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков обучающихся, освоить критериальный подход к оценке творческих работ обучающихся.
6.Использовать коммуникативно-деятельностные технологии, позволяющие достигать планируемых результатов на метапредметном и предметном уровнях.
7.Учитывать индивидуальные особенности обучающихся и дифференцировать подлежащий усвоению материал на обязательный, дополнительный , в подготовке обучающихся в полной мере использовать возможности вариативного образования, включать в учебный процесс спецкурсы и дополнительные занятия.
8.В преподавании литературы осуществлять системно-деятельностный подход в обучении литературе через синтез процесса совершенствования речевой деятельности обучающихся и формирования системы литературоведческих знаний и ведущих умений и навыков, развитие речемыслительных способностей обучающихся.
9.В преподавании русского языка усилить коммуникативно-деятельностный подход, что способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи, формированию грамматико-правописных и речевых умений и навыков, необходимых для практики речевого общения; с целью формирования умений, необходимых для создания собственного речевого высказывания, и овладения фактическим и языковым материалом обеспечить текстоцентри- ческий подход, больше внимания необходимо уделять анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на
предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, целенаправленно обучать комменти- рованию текстов, созданию текстов различных стилей.
10.Формировать метапредметные умения на основе овладения универсальными учебными действиями. С учётом результатов государственной итоговой аттестации рекомендуется в процессе обучения особое внимание уделять формированию аналитических умений, рассматривая смысловую сторону языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использовать разнообразные виды деятельности, нацеленные на применение знаний и умений в различных ситуациях.
11.Использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков обучающихся, освоить критериальный подход к оценке творческих работ обучающихся.
12.Использовать коммуникативно-деятельностные технологии, позволяющие достигать планируемых результатов на метапредметном и предметном уровнях.
13.Учитывать индивидуальные особенности обучающихся и дифференцировать подлежащий усвоению материал на обязательный, дополнительный , в подготовке обучающихся в полной мере использовать возможности вариативного образования, включать в учебный процесс спецкурсы и дополнительные занятия.
14.Проанализировать результаты предметных олимпиад и конкурсов, государственной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов по русскому языку и литературе в 2017 г., выявить динамику изменения результатов в 2015–2016 гг. и принять меры по улучшению качества подготовки обучающихся по учебным предметам «Русский язык» и «Литература».
15.Использовать внеурочную деятельность как один из механизмов реализации основных образова- тельных программ общего образования.
16.Создать действенную систему повторения и обобщения изученного, выделяя для этого определенное время в учебном процессе, не подменяя данную работу диагностическими мероприятиями.
Работа над темой начата в 2018 году.
Предполагается закончить работу над темой в 2023 году
Предполагаемый результат:
Использование активных методов обучения позволит:
• активизировать познавательную активность обучающихся;
• разнообразить формы работы на уроке, деятельность обучающихся;
• повысить уровень наглядности в ходе обучения;
• значительно сэкономить время на уроке;
• повысить творческий потенциал личности детей;
• внести элемент занимательности, оживить учебный процесс;
• сформировать лингвистическую компетенцию обучающихся.
• повысить успеваемость и уровень обученности обучающихся, мотивации к изучению
русского языка и литературы
Основные формы и методы работы:
Основное место при коммуникативном обучении иностранному языку занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, которые не только позволяют наращивать лексический запас, но учат мыслить аналитически. Очень важна позиция учителя при проведении игры и его умение подготовить детали самой игры. К заданиям, основанным на коммуникативной задаче, традиционно относят игры, модели.
В коммуникативно-ориентированном обучении используются коммуникативные задания деятельностного характера, которые можно разделить на две большие группы: “функционально-коммуникативные” и “взаимодействия в группе”. Функционально-коммуникативные задания включают сравнение набора картинок и изображений, восстановление логической последовательности в серии фотографий или фрагментов текста, обнаружение отсутствующих элементов в изображениях и текстах, формулирование точных инструкций партнёру для успешного выполнения им задания, поиск ответа на вопрос путём соединения вместе всех фактов, известных остальным участникам и др.
Взаимодействия в группе организуются как свободное общение участников, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации, скетчи и др. Эффективность коммуникативных заданий возрастает, если предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками обучаемых. При этом исчезает “чистота коммуникативного метода”, но повышается результативность работы.
Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые ситуации и учебные речевые ситуации, т.е. задания, моделирующие жизненные обстоятельства.
В условиях коммуникативного подхода в обучении иностранному языку методы и приёмы обучения грамматической стороне языка должны базироваться на следующих принципах:
- принцип ситуативности;
- функциональности;
- речемыслительной активности;
- новизны;
- индивидуальности.
Коммуникативно-ориентированные задания для отработки грамматических правил вызывают интерес учащихся и привлекают к активному участию в их выполнении. Занимательная тема задания, обсуждение какой-то важной проблемы или учебная игра формируют внутреннюю мотивацию учащихся. В результате использования коммуникативно-ориентированных заданий они овладевают способами практических действий с грамматическим материалом и интегрируют его в речи в виде постановки вопросов, объяснения, в рассказах, выражении мыслей, высказывании идей. Данные приёмы значительно способствуют решению учебных задач. Опыт показывает, что обучение грамматике с применением коммуникативной технологии может использоваться с самого раннего этапа и изучаться на материале говорения, чтения, аудирования и письма. Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных условиях.
Предполагаемый результат:
Использование активных методов обучения позволит:
• активизировать познавательную активность обучающихся;
• разнообразить формы работы на уроке, деятельность обучающихся;
• значительно сэкономить время на уроке;
• повысить творческий потенциал личности детей;
• внести элемент занимательности, оживить учебный процесс;
• сформировать лингвистическую компетенцию обучающихся.
• повысить успеваемость и уровень обученности обучающихся, мотивации к изучению
русского языка и литературы
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 2. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования. 3.Вести каталог статей по данной проблеме 4. Повышать квалификацию на курсах. 5.Вести паспорт кабинета русского языка и литературы. 6.Успешно пройти аттестацию 7. Приобретать новинки методической литературы . | регулярно регулярно по графику регулярно регулярно ежегодно |
Психолого-педагогическое | 1.Совершенствовать знания в области классической и современной психологии и педагогики. 3. Ознакомиться с формами профилактики профессионального выгорания. | регулярно |
Методическое | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования по русскому языку и литературе. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения . 3. Принимать активное участие в работе РМО и ШМО . 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, внеклассных мероприятий 9. Проводить открытые уроки . 10 Организовать предметные недели. 11. Выступать с докладами по теме самообразования. | регулярно регулярно согласно плану регулярно ежегодно регулярно регулярно ежегодно согласно плану |
Информационно-коммуникационные технологии | 1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в сети Интернет информации по предмету, педагогике, психологии. 3. Участие в сетевых сообществах учителей иностранного языка. 4. Использование сетевых ресурсов на уроках. | регулярно регулярно регулярно |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести пропаганду здорового образа жизни. | регулярно регулярно |
Основное содержание работы:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Форма представления результата |
Диагностический | 1.Курсы повышенияквалификации учителей. 2.Выступление на заседании ШМО. 3.Изучение литературы по теме самообразования. 4.Изучение опыта работы учителей по данной проблеме; 5.Постановка проблемы | I год работы над темой. | Обмен опытом с коллегами, обсуждение проблемы с руководителем ШМО. Обоснование выбора методической темы |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | I год работы над темой. | Мониторинг качества. Выступление на заседании ШМО Проведение открытого урока. |
Практический |
| ІІ-ІІІ год работы над темой. | Выступление на педагогическом совете Проведение открытых уроков Проведение открытых мероприятий Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Работа над созданием портфолио |
Обобщающий | 1.Подведение итогов, анализ результатов работы 2.Оформление результатов работы. | ІV год работы над темой | Выступление на заседании РМО учителей иностранного языка Участие в районных и республиканских олимпиадах, конкурсах, конференциях. Консультативная помощь учителям и учащимся. Создать персональный сайт и еженедельно его обновлять |
Внедренческий | Распространение опыта работы. Размещение результатов работы над темой самообразования. | V год работы над темой последующие годы педагогической деятельности | Публикация методических разработок, статей. |
Предполагаемые результаты самообразования:
- Повысить качество преподавания по русскому языку.
- Научить детей работать в сети Интернет, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
- Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на заседаниях ШМО
- Разработать дидактические материалы, тесты.
- Размещение материалов в Интернет
План реализации проблемы:
Изучить литературу по данной проблеме:
- Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 248с.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 1991. - 240с
- Русский язык. Справочные материалы: М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А.В. Прудникова. - М. «Просвещение».,1987.-288 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и образование", 2005.1200с.
- О.Д. Ушакова. Полный курс русского языка. Санкт-Петербург, 2011 г.-320 с.
- размещение материалов в Интернет
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
- Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество: Избранные труды. – М., 1998.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
- Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. –М.,1997.
- Сорокопытова О.Г. «Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» (Интернет- ресурс, размещение: http: //www.edu.ru)
- Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. -М.,2005.
- Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М., 2007.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя русского языка и литературы на 2010 - 2012 уч. г.
В представленном плане самообразования по теме " Формирование мотивации школьников в контексте разноуровневого обучения" указаны цели, ожидаемые результаты и план рабоы....
план самообразования учителя русского языка и литературы
Эта работа содержит именно план самообразования учителя-предметника. Он рассчитан на пять лет....
План самообразования учителя русского языка и литературы
«Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»...
План самообразования учителя русского языка и литературы.
Те План самообразования: ...
План самообразования учителя русского языка и литературы.
«Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»....
План самообразования учителя русского языка и литературы.
Тема самооборазования "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока"....
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...