План самообразования учителя русского языка и литературы
материал (8 класс)

Латыйпова Миляуша Махмутовна

«Использование компьютерных технологий  на уроках русского языка и литературы».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_uchitelya_ru.docx40.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Актанышская кадетская школа-интернат

имени Героя Советского Союза Хасана Заманова»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя русского языка и литературы

Латыйповой М.М.

ТЕМА:

«Использование компьютерных технологий

на уроках русского языка и литературы».

сроки работы по самообразованию по данной теме:

 2018 – 2023 г.

Пояснительная записка.

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Учителю самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Важным условием является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.

Культура профессионального самообразования педагога - один из элементов  организации всего учебно-воспитательного процесса предусматривает многокомпонентную деятельность учителя,  включающую  в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование, каждое из которых представляет собой многоуровневые образования,  взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга.

Концепция изучения данной темы.

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. Работая в среднем звене, я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы коммуникативные навыки. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. Моей главной задачей явилось формирование речевой и языковой компетенций, так как язык- это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Компетенция речевая и языковая предполагает полноценное речевое общение во всех сферах человеческой деятельности. Основное умение, которое формируется в рамках данной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности, которая включает в себя знание основных понятий лингвистики- стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умения и навыки анализа текста.

Анализ ресурсов.

Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С.Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности : о культуре, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии, о нравственных ценностях, душевной красоте человека, о смысле жизни. Работа с текстами мастеров слова должна, на мой взгляд, вестись с использованием следующих форм и методов организации работы с текстом:

  • комплексная работа с текстом;
  • лингвостилистический анализ текста;
  • «самодиктанты»;
  • сочинение- рассуждение;
  • редактирование текста;
  • различные виды диктантов;
  • интеллектуально-лингвистические упражнения;
  • работа с текстами – миниатюрами;
  • составление планов по тексту;
  • коммуникативные и игровые ситуации;
  • групповая работа с текстом.

Необходимо обращаться и к образовательным интернет-ресурсам:

ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена" Новости. Нормативные документы. Демоверсии. Предварительные результаты ЕГЭ.

allbest -   "Союз образовательных сайтов"  "Электронные библиотеки" - это коллекции сайтов по различным темам. 

fipi  ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений.

edunews - "Все для поступающих".

window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.

newseducation.ru - "Большая перемена".

school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

Цели:

  •  изучить возможности использования новых технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования лингвистической компетенции обучающихся;
  •  формирование общей культуры личности, адаптивной к жизни  в обществе на основе создания благоприятных условий для её разностороннего развития, непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства в области своего предмета и методики его преподавания;
  • повышение качества учебного процесса;
  • обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся;
  • углублённое изучение всех аспектов своего предмета и методики его преподавания;
  • расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания;
  • овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
  • повышения своего общекультурного уровня с тем, чтобы уметь поддержать любую тему разговора в рамках учебной программы и за ее пределами.

Задачи:

1. Спланировать систему методической работы по введению и реализации ФГОС основного общего образования.

2.В преподавании литературы осуществлять системно-деятельностный подход в обучении литературе через синтез процесса совершенствования речевой деятельности обучающихся и формирования системы литературоведческих знаний и ведущих умений и навыков, развитие речемыслительных способностей обучающихся.

3.В преподавании русского языка усилить коммуникативно-деятельностный подход, что способствует - развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи, формированию грамматико-правописных и речевых умений и навыков, необходимых для практики речевого общения; с целью формирования умений, необходимых для создания собственного речевого высказывания, и овладения фактическим и языковым материалом обеспечить текстоцентри

ческий  подход, больше внимания необходимо уделять анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на

предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, целенаправленно обучать

комментированию текстов, созданию текстов различных стилей.

4.Формировать метапредметные умения на основе овладения универсальными учебными действиями. С учётом результатов государственной итоговой аттестации рекомендуется в процессе обучения особое внимание уделять формированию аналитических умений, рассматривая смысловую сторону языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использовать разнообразные виды деятельности, нацеленные на применение знаний и умений в различных ситуациях.

5.Использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков обучающихся, освоить критериальный подход к оценке творческих работ обучающихся.

6.Использовать коммуникативно-деятельностные технологии, позволяющие достигать планируемых результатов на метапредметном и предметном уровнях.

7.Учитывать индивидуальные особенности обучающихся и дифференцировать подлежащий усвоению материал на обязательный, дополнительный , в подготовке обучающихся в полной мере использовать возможности вариативного образования, включать в учебный процесс спецкурсы и дополнительные занятия.

8.В преподавании литературы осуществлять системно-деятельностный подход в обучении литературе через синтез процесса совершенствования речевой деятельности обучающихся и формирования системы литературоведческих знаний и ведущих умений и навыков, развитие речемыслительных способностей обучающихся.

9.В преподавании русского языка усилить коммуникативно-деятельностный подход, что способствует  развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи, формированию грамматико-правописных и речевых умений и навыков, необходимых для практики речевого общения; с целью формирования умений, необходимых для создания собственного речевого высказывания, и овладения фактическим и языковым материалом обеспечить текстоцентри- ческий подход, больше внимания необходимо уделять анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на

предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, целенаправленно обучать комменти- рованию текстов, созданию текстов различных стилей.

10.Формировать метапредметные умения на основе овладения универсальными учебными действиями. С учётом результатов государственной итоговой аттестации рекомендуется в процессе обучения особое внимание уделять формированию аналитических умений, рассматривая смысловую сторону языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использовать разнообразные виды деятельности, нацеленные на применение знаний и умений в различных ситуациях.

11.Использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков обучающихся, освоить критериальный подход к оценке творческих работ обучающихся.

12.Использовать коммуникативно-деятельностные технологии, позволяющие достигать планируемых результатов на метапредметном и предметном уровнях.

13.Учитывать индивидуальные особенности обучающихся и дифференцировать подлежащий усвоению материал на обязательный, дополнительный , в подготовке обучающихся в полной мере использовать возможности вариативного образования, включать в учебный процесс спецкурсы и дополнительные занятия.

14.Проанализировать результаты предметных олимпиад и конкурсов, государственной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов по русскому языку и литературе в 2017 г., выявить динамику изменения результатов в 2015–2016 гг. и принять меры по улучшению качества подготовки обучающихся по учебным предметам «Русский язык» и «Литература».

15.Использовать внеурочную деятельность как один из механизмов реализации основных образова- тельных программ общего образования.

16.Создать действенную систему повторения и обобщения изученного, выделяя для этого определенное время в учебном процессе, не подменяя данную работу диагностическими мероприятиями.

Работа над темой начата в 2018 году.

Предполагается закончить работу над темой в 2023 году

Предполагаемый результат:

Использование активных методов обучения позволит:

• активизировать познавательную активность обучающихся;

• разнообразить формы работы на уроке, деятельность обучающихся;

• повысить уровень наглядности в ходе обучения;

• значительно сэкономить время на уроке;

• повысить творческий потенциал личности детей;

• внести элемент занимательности, оживить учебный процесс;

• сформировать лингвистическую компетенцию обучающихся.

• повысить успеваемость и уровень обученности обучающихся, мотивации к изучению

русского языка и литературы

Основные формы и методы работы:

Основное место при коммуникативном обучении иностранному языку занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, которые не только позволяют наращивать лексический запас, но учат мыслить аналитически. Очень важна позиция учителя при проведении игры и его умение подготовить детали самой игры. К заданиям, основанным на коммуникативной задаче, традиционно относят игры, модели.

В коммуникативно-ориентированном обучении используются коммуникативные задания деятельностного характера, которые можно разделить на две большие группы: “функционально-коммуникативные” и “взаимодействия в группе”. Функционально-коммуникативные задания включают сравнение набора картинок и изображений, восстановление логической последовательности в серии фотографий или фрагментов текста, обнаружение отсутствующих элементов в изображениях и текстах, формулирование точных инструкций партнёру для успешного выполнения им задания, поиск ответа на вопрос путём соединения вместе всех фактов, известных остальным участникам и др.

Взаимодействия в группе организуются как свободное общение участников, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации, скетчи и др. Эффективность коммуникативных заданий возрастает, если предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками обучаемых. При этом исчезает “чистота коммуникативного метода”, но повышается результативность работы.

Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые ситуации и учебные речевые ситуации, т.е. задания, моделирующие жизненные обстоятельства.

В условиях коммуникативного подхода в обучении иностранному языку методы и приёмы обучения грамматической стороне языка должны базироваться на следующих принципах:

  • принцип ситуативности;
  • функциональности;
  • речемыслительной активности;
  • новизны;
  • индивидуальности.

Коммуникативно-ориентированные задания для отработки грамматических правил вызывают интерес учащихся и привлекают к активному участию в их выполнении. Занимательная тема задания, обсуждение какой-то важной проблемы или учебная игра формируют внутреннюю мотивацию учащихся. В результате использования коммуникативно-ориентированных заданий они овладевают способами практических действий с грамматическим материалом и интегрируют его в речи в виде постановки вопросов, объяснения, в рассказах, выражении мыслей, высказывании идей. Данные приёмы значительно способствуют решению учебных задач. Опыт показывает, что обучение грамматике с применением коммуникативной технологии может использоваться с самого раннего этапа и изучаться на материале говорения, чтения, аудирования и письма. Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных условиях.

Предполагаемый результат:

Использование активных методов обучения позволит:

• активизировать познавательную активность обучающихся;

• разнообразить формы работы на уроке, деятельность обучающихся;

• значительно сэкономить время на уроке;

• повысить творческий потенциал личности детей;

• внести элемент занимательности, оживить учебный процесс;

• сформировать лингвистическую компетенцию обучающихся.

• повысить успеваемость и уровень обученности обучающихся, мотивации к изучению

русского языка и литературы

Направления   самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

2. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования.

3.Вести каталог статей по данной проблеме

4. Повышать квалификацию на курсах.

5.Вести паспорт кабинета русского языка и литературы.

6.Успешно пройти аттестацию

7. Приобретать новинки методической литературы

.

регулярно

регулярно

по графику

регулярно

регулярно

ежегодно

Психолого-педагогическое

1.Совершенствовать знания в области классической и современной психологии и педагогики.

3. Ознакомиться с формами профилактики профессионального выгорания.

 регулярно

Методическое

1.Совершенствовать знания современного содержания образования по русскому языку и литературе.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения .

3. Принимать активное участие в работе РМО и ШМО .

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ,

олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей.

 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, внеклассных мероприятий

9. Проводить открытые уроки .

10 Организовать предметные недели.

11. Выступать с докладами по теме самообразования.

регулярно

регулярно

согласно плану

регулярно

ежегодно

регулярно

регулярно

ежегодно

согласно плану

Информационно-коммуникационные технологии

1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в сети Интернет информации по предмету, педагогике, психологии.

3. Участие в сетевых сообществах учителей иностранного языка.

4. Использование сетевых ресурсов на уроках.

регулярно

регулярно

регулярно

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести пропаганду здорового образа жизни.

регулярно

регулярно

Основное содержание работы:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Форма представления результата

Диагностический

1.Курсы повышенияквалификации учителей.

2.Выступление на заседании ШМО.

3.Изучение литературы по теме самообразования.

4.Изучение опыта работы учителей по данной проблеме;

5.Постановка проблемы

I год работы над темой.

Обмен опытом с коллегами, обсуждение проблемы с руководителем ШМО.

Обоснование выбора методической темы

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

I год работы над темой.

Мониторинг качества.

Выступление на заседании ШМО

Проведение открытого урока.

Практический

  1. Создание презентаций по русскому языку и литературе и их применение на уроках.
  2. Создание и использование в работе тестов, кроссвордов, различных занимательных заданий.
  3. Демонстрация фильмов или их фрагментов на уроках литературы.
  4. Создание учениками собственных презентаций.  
  5. Проведение открытых уроков на муниципальном, школьном уровнях.
  6. Участие в олимпиадах, конкурсах,  конференциях.
  7. Формирование методического комплекса.
  8. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
  9. Корректировка работы.

ІІ-ІІІ год работы над темой.

Выступление на педагогическом совете

Проведение открытых уроков

Проведение открытых мероприятий

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Работа над созданием портфолио

Обобщающий

1.Подведение итогов, анализ результатов работы

2.Оформление результатов работы.

ІV год работы над темой

Выступление на заседании РМО учителей иностранного языка

Участие в районных и республиканских олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Консультативная помощь учителям и учащимся.

Создать персональный сайт и еженедельно его обновлять

Внедренческий

Распространение опыта работы.

Размещение результатов работы над темой самообразования.

V год работы над темой

 последующие годы педагогической деятельности

Публикация методических разработок, статей.

Предполагаемые результаты самообразования:

  • Повысить качество преподавания по русскому языку.
  • Научить детей работать в сети Интернет, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  • Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
  • Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на заседаниях ШМО
  • Разработать дидактические материалы, тесты.
  • Размещение материалов в Интернет

План реализации проблемы:

Изучить литературу по данной проблеме:

  • Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 248с.
  • Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 1991. - 240с
  • Русский язык. Справочные материалы: М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А.В. Прудникова. - М. «Просвещение».,1987.-288 с.
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и образование", 2005.1200с.
  • О.Д. Ушакова. Полный курс русского языка. Санкт-Петербург, 2011 г.-320 с.
  • размещение материалов в Интернет
  • Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
  • Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество: Избранные труды. – М., 1998.
  • Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
  • Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. –М.,1997.
  • Сорокопытова О.Г. «Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» (Интернет- ресурс, размещение: http: //www.edu.ru)
  • Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. -М.,2005.
  • Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М., 2007.
  • Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя русского языка и литературы на 2010 - 2012 уч. г.

В представленном плане самообразования по теме " Формирование мотивации школьников в контексте разноуровневого обучения" указаны цели, ожидаемые результаты и план рабоы....

план самообразования учителя русского языка и литературы

Эта работа содержит именно план самообразования учителя-предметника. Он рассчитан на пять лет....

План самообразования учителя русского языка и литературы

«Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»...

План самообразования учителя русского языка и литературы.

Те                                                План самообразования: ...

План самообразования учителя русского языка и литературы.

«Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»....

План самообразования учителя русского языка и литературы.

Тема самооборазования "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока"....

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...