Рабочая программа внеурочной деятельности ОДНКНР 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» (духовно-нравственное направление) для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_odnknr_5_klass.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы светской этики»
(духовно-нравственное направление)
для 5 класса
на 2020-2021 учебный год
Составитель: Анисимова И.В.,
учитель истории, обществознания
высшей квалификационной категории
п. Кировский 2020 год
1. Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа».
- Плана внеурочной деятельности МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на 2020 - 2021 учебный год.
- Календарного учебного графика на 2020 - 2021 учебный год.
- Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа».
- Программы курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2012
с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МКОУ "Кировская средняя общеобразовательная школа" и отражают пути реализации содержания предмета.
1.2. Используемый учебно-методический комплект (УМК):
1. Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2012
2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / М.Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2015
3. Книга для учителя к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс / М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова. М.: Русское слово, 2013
1.3. Срок реализации программы – 1 год.
1.4. Место предмета в Плане внеурочной деятельности
В Плане внеурочной деятельности МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» предусмотрено 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
1.5. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван познакомить учащихся с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали.
1.6. Основные цели и задачи
Изучение основ духовно-нравственной культуры направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
1.7. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении: индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.
1.8. Методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут. Обязателен положительный итог работы.
1.9. Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные; классные и внеклассные.
1.10. Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.
1.11. Методы и приемы:
- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный: рассказ, объяснение, лекция, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.;
- частично-поисковый: информационная и творческая переработка устного и письменного текста; самостоятельная работа; подготовка выступлений, сообщений.
- проблемный: решение проблемы, сформулированной в виде познавательной задачи;
- исследовательский.
1.12. Содержание курса
Введение
Тема 1. Гражданин России
Понятия гражданин и гражданство. Конституция – Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей – гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Правительство. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Тема 2. Порядочность
Понятие порядочность. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства. Общественная ценность порядочности.
Тема 3. Совесть
Понятие совесть. Совесть – важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и просить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть – «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Тема 4. Доверие и доверчивость
Доверие – важнейшее качество личности. Понятие доверие. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Тема 5. Милосердие и сострадание
Понятие милосердие. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Тема 6. Правда и ложь
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Правдивость. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Хитрость. Из истории лжи.
Тема 7. Традиции воспитания
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Тема 8. Честь и достоинство
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль – способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство – высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Тема 9. Терпимость и терпение
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Россия – многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни российских городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Тема 10. Мужество
Понятие мужество. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей – чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм - высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Тема 11. Равнодушие и жестокость
Проявление жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека – высшая ценность. Насилие в отношении детей – нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Тема 12. Самовоспитание
Соблюдение норм нравственности – важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознавать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Самооценка. Воспитание чувства самоуважения.
Тема 13. Учись учиться
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростков. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.
Тема 14. Речевой этикет
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Правил беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращение с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Значимость излагаемой информации. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.
Тема 15. Мои права и обязанности
Устав школы. Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Итоговое повторение
Календарно-тематическое планирование
«ОДНКНР. Основы светской этики»
5 класс
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Введение | 1 | 07.09 | |
2-3 | Гражданин России | 2 | 14.09 21.09 | |
4 | Порядочность | 1 | 28.09 | |
5-6 | Совесть | 2 | 05.10 12.10 | |
7 | Доверие и доверчивость | 1 | 19.10 | |
8-9 | Милосердие и сострадание | 2 | 02.11 09.11 | |
10 | Правда и ложь | 1 | 16.11 | |
11-12 | Традиции воспитания | 2 | 23.11 30.11 | |
13-14 | Честь и достоинство | 2 | 07.12 14.12 | |
15-17 | Терпимость и терпение | 3 | 21.12 28.12 11.01 | |
18-19 | Мужество | 2 | 18.01 25.01 | |
20-22 | Равнодушие и жестокость | 3 | 01.02 08.02 15.02 | |
23-24 | Самовоспитание | 2 | 22.02 01.03 | |
25-27 | Учись учиться | 3 | 08.03 15.03 05.04 | |
28-29 | Речевой этикет | 2 | 12.04 19.04 | |
30-32 | Мои права и обязанности | 3 | 26.04 03.05 10.05 | |
33-35 | Повторительно-обобщающие и итоговые уроки | 3 | 17.05 24.05 24.05 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильностъ выполнения учебной задачи собственные возможности ее решению;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыс лей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности владение устной и письменной речью, монологической контекст ной речью.
Предметные результаты:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики;
- понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс. М.Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2012
2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. М.Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2015
3. Книга для учителя к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс. М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова. М.: Русское слово, 2013
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
АРМ учителя:
- Проектор
- Акустическая система
- МФУ
- Ноутбук
- Экран настенный
Экспертиза рабочих программ учебных предметов
Учебный предмет (курс)____________________________________________________________
Составитель программы____________________________________________________________
Класс Дата заполнения_______________
Эксперт__________________________________________________________________________
№ | Структурные элементы программы | Наличие | Рекомендации |
1 | Титульный лист | ||
2 | Пояснительная записка | ||
- нормативные документы | |||
- УМК | |||
- срок реализации программы | |||
- место в учебном плане (количество часов) | |||
- общая характеристика учебного процесса | |||
- цель и задачи программы | |||
| |||
| |||
- ведущий вид деятельности | |||
- формы и способы проверки знаний обучающихся | |||
- критерии и нормы оценки контроля знаний обучающихся | |||
3 | Содержание курса (не обязательно) | ||
4 | Структура изучаемого предмета | ||
5 | Календарно-тематический план | ||
- соответствие названия тем рабочей программы авторской программе | |||
- соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы | |||
6 | Требования к уровню подготовки учащихся. Планируемые образовательные результаты (для ФГОС) | ||
7 | Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса | ||
8 | Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
По рабочей программе | Корректировка | |||
Дата урока | Тема урока | Дата урока | Причина коррекции | Способ коррекции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс
Рабочая программа по математике для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия". В качестве учебного пособия предполагаетс использование книги Шарыгина "Наглядная геометрия"....
Рабочая программа внеурочной деятельности - 5 класс.
Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Её следует увязывать с текущим программным материалом, но эта связь не должна быть стро...