Рабочая программа внеурочной деятельности ОДНКНР 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» (духовно-нравственное направление) для 5 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_odnknr_5_klass.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО ГЦ

Руководитель

________ Дорофеева О.В.

Протокол № 1

от 28.08.2020г

СОГЛАСОВАНО

Ответственный за УВР

________ Пахомова И.В.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

________ Степанова С.В.

Приказ № 39/11

от 31.08.2020г

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО ГЦ

Руководитель

________ Дорофеева О.В.

Протокол № 1

от 28.08.2020г

СОГЛАСОВАНО

Ответственный за УВР

________ Пахомова И.В.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

________ Степанова С.В.

Приказ № 39/11

от 31.08.2020г

        

        

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы светской этики»

(духовно-нравственное направление)

для 5 класса

на 2020-2021 учебный год

Составитель: Анисимова И.В.,

учитель истории, обществознания

высшей квалификационной категории

п. Кировский 2020 год

1. Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа».

- Плана внеурочной деятельности МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на 2020 - 2021 учебный год.

- Календарного учебного графика на  2020 - 2021 учебный год.

- Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа».

- Программы курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2012

с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МКОУ "Кировская средняя общеобразовательная школа" и отражают пути реализации содержания предмета.

1.2. Используемый учебно-методический комплект (УМК):

1. Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2012

2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / М.Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2015

3. Книга для учителя к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс / М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова. М.: Русское слово, 2013

1.3. Срок реализации программы – 1 год.

1.4. Место предмета в Плане внеурочной деятельности

В Плане внеурочной деятельности МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» предусмотрено 35 часов (из расчета 1 час в неделю).

1.5. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван познакомить учащихся с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали.

1.6. Основные цели и задачи

Изучение основ духовно-нравственной культуры направлено на достижение следующих целей:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа;

- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

-  становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

1.7. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении: индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.

1.8. Методы работы с детьми с ОВЗ:

1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.

4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут. Обязателен положительный итог работы.

1.9. Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные; классные и внеклассные.

1.10. Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.

1.11. Методы и приемы:

- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный: рассказ, объяснение, лекция, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.;

- частично-поисковый: информационная и творческая переработка устного и письменного текста; самостоятельная работа; подготовка выступлений, сообщений.

- проблемный: решение проблемы, сформулированной в виде познавательной задачи;

- исследовательский.

1.12. Содержание курса

Введение

Тема 1. Гражданин России

Понятия гражданин и гражданство. Конституция – Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей – гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Правительство. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.

Тема 2. Порядочность

Понятие порядочность. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства. Общественная ценность порядочности.

Тема 3. Совесть

Понятие совесть. Совесть – важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и просить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть – «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.

Тема 4. Доверие и доверчивость

Доверие – важнейшее качество личности. Понятие доверие. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.

Тема 5. Милосердие и сострадание

Понятие милосердие. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.

Тема 6. Правда и ложь

Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Правдивость. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Хитрость. Из истории лжи.

Тема 7. Традиции воспитания

Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.  

Тема 8. Честь и достоинство

Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль – способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство – высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.

Тема 9. Терпимость и терпение

Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Россия – многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни российских городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.

Тема 10. Мужество

Понятие мужество. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей – чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм - высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.

Тема 11. Равнодушие и жестокость

Проявление жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека – высшая ценность. Насилие в отношении детей – нарушение прав человека. Вред сквернословия.

Тема 12. Самовоспитание

Соблюдение норм нравственности – важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела  поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознавать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Самооценка. Воспитание чувства самоуважения.

Тема 13. Учись учиться

Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростков. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.

Тема 14. Речевой этикет

Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Правил беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращение с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Значимость излагаемой информации. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.

Тема 15. Мои права и обязанности

Устав школы. Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Итоговое повторение  

Календарно-тематическое планирование

«ОДНКНР. Основы светской этики»

5 класс

№ п/п

Раздел. Тема урока

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Введение

1

07.09

2-3

Гражданин России

2

14.09

21.09

4

Порядочность

1

28.09

5-6

Совесть

2

05.10

12.10

7

Доверие и доверчивость

1

19.10

8-9

Милосердие и сострадание

2

02.11

09.11

10

Правда и ложь

1

16.11

11-12

Традиции воспитания

2

23.11

30.11

13-14

Честь и достоинство

2

07.12

14.12

15-17

Терпимость и терпение

3

21.12

28.12

11.01

18-19

Мужество

2

18.01

25.01

20-22

Равнодушие и жестокость

3

01.02

08.02

15.02

23-24

Самовоспитание

2

22.02

01.03

25-27

Учись учиться

3

08.03

15.03

05.04

28-29

Речевой этикет

2

12.04

19.04

30-32

Мои права и обязанности

3

26.04

03.05

10.05

33-35

Повторительно-обобщающие и итоговые уроки

3

17.05

24.05

24.05

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение оценивать правильностъ выполнения учебной задачи собственные возможности ее решению;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыс лей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности владение устной и письменной речью, монологической контекст ной речью.

Предметные результаты:

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики;

- понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс. М.Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2012

2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. М.Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2015

3. Книга для учителя к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс. М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова. М.: Русское слово, 2013

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

АРМ учителя:

  1. Проектор
  2. Акустическая система
  3. МФУ
  4. Ноутбук
  5. Экран настенный

Экспертиза рабочих программ учебных предметов

Учебный предмет (курс)____________________________________________________________

Составитель программы____________________________________________________________

Класс                                          Дата заполнения_______________

Эксперт__________________________________________________________________________

Структурные элементы программы

Наличие

Рекомендации

1

Титульный лист

2

Пояснительная записка

- нормативные документы

- УМК

- срок реализации программы

- место в учебном плане (количество часов)

- общая характеристика учебного процесса

- цель и задачи  программы

  •  формы, методы и приемы организации образовательного процесса, в том числе формы и методы работы с детьми, испытывающими сложности в обучении

  • методы работы с детьми с ОВЗ

- ведущий вид деятельности

- формы и способы проверки знаний обучающихся

-  критерии и нормы оценки контроля знаний обучающихся

3

Содержание курса (не обязательно)

4

Структура изучаемого предмета

5

Календарно-тематический  план

- соответствие названия тем рабочей программы авторской программе

- соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы

6

Требования к уровню подготовки учащихся. Планируемые образовательные  результаты  (для ФГОС)

7

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

8

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Лист корректировки календарно-тематического планирования

По рабочей программе

Корректировка

Дата урока

Тема урока

Дата урока

Причина коррекции

Способ коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...

рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс

Рабочая программа по математике для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия". В качестве учебного пособия предполагаетс использование книги Шарыгина "Наглядная геометрия"....

Рабочая программа внеурочной деятельности - 5 класс.

Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Её следует увязывать с текущим программным материалом, но эта связь не должна быть стро...