Рабочая программа 2 класс физическая культура1 вариант, УП, обучение на дому"2021-2022 гг.
рабочая программа

Рабочая программа по физической культуре предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), обучающейся на дому.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит учебный предмет «Физическая культура». На изучение данного учебного предмета во 2 классе отводится 0,5 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskaya_kultura.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), обучающейся на дому.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит учебный предмет «Физическая культура». На изучение данного учебного предмета во 2 классе отводится 0,5 часа.

Основой для реализации учебного плана является:

  1. Программа по физической культуре специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург, 2013г.

Основная цель: развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия физических упражнений.

Учебный предмет «Физическая культура» ставит следующие задачи:

  • Формирование общих представлений о физкультуре, ее значение в жизни человека; укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;
  • Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
  • Обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в программу;
  • Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности
  • Приобретение в области физкультуры знаний и умений, направленных на укрепление здоровья
  • Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой и подвижными играми;
  • Обучение простейшим способом контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности

В программе по физической культуре обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для обучающейся. Минимальный уровень является обязательным для обучающейся с умственной отсталостью.

Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 2 класса по 5-бальной шкале системы отметок (во 2 классе оценки выставляются со второго полугодия). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

оценка  «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

оценка «2» не ставится.

Оценка достижения обучающейся с умственный отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального подхода. Усвоенные обучающейся даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающуюся функцию.

В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащейся. Она состоит из анализа трех этапов:

1 этап – стартовая диагностика на начало изучения тем.

Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.

2 этап – промежуточная диагностика.

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащейся по  темам изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

3 этап -  итоговая диагностика.

Цель: выявить уровень усвоения материала и  умения использовать  полученные знания на практике.

Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаков, представленных в виде баллов:

0 баллов – не проявил данное умение (не научился);

1 балл - смысл действий понимает фрагментарно, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь.

2 балла - выполняет действие после первичной и дополнительных инструкций. Нуждается в активной помощи педагога;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла - выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками.

5 баллов - выполняет действие самостоятельно без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки.

Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне освоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году.

Запланировать работу с учащимся в дальнейшем обучении.

2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся

Предметом обучения физкультуры является укрепления здоровья, совершенствование физических качеств, освоение определенных двигательных действий, развитие мышления, творчества и самостоятельности. Актуальностью данного курса является коррекция недостатков психического и физического развития детей средствами физических упражнений. Программа по курсу коррекционно-развивающей области «Физическая культура» позволяет учитывать особые образовательные потребности ребенка посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. На занятиях физической культуры осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами физических упражнений. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни обучающейся с умственной отсталостью.

Содержание учебного предмета «физическая культура» во 2 классе включает следующие разделы:

  • Гимнастика
  • Легкая атлетика;
  • Подвижные игры.

        Основной формой организации процесса обучения физической культуры является урок. Ведущей деятельностью работы учителя с учащейся на уроке является индивидуальная работа. Организация самостоятельных работ является обязательным требованием к каждому уроку физической культуры. Самостоятельно выполненное учеником упражнение проверяется учителем, допущенные ошибки выявляются и исправляются, устанавливается причина этих ошибок, с учеником проводится работа над ошибками. При обучении физической культуре используются следующие приёмы обучения: демонстрация, наблюдение, беседа,  самостоятельная работа.

На уроках физкультура используются следующие методы:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение);
  • Наглядные (демонстрация правильного выполнения упражнений);
  • Практические (выполнение двигательного действия)

3.        Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Физическая культура» входит в обязательную часть учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается  на всех этапах обучения.

В соответствии с планом АООП  и годовым календарным графиком КОУ «Калачинская  адаптивная школа – интернат» программа рассчитана на 16 часов в год. Из них:

   I  четверть-          ч

  II четверть-           ч

  III  четверть-        ч

  IV четверть -       ч

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижения учащейся личностных результатов:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально - бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Программа обеспечивает достижения учащейся 2 класса базовых учебных действий:

1.Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

2.Коммуникативные действия.

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать интеракцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту.

3.Регулятивные учебные действия:

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещение);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • работать  с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать свое рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

4.Познавательные учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, устной высказывание предъявленное на бумажных и электронных носителях);
  • применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные  существенные связи и отношения  между объектами и процессами.

Предметные результаты:

- организация отдыха и досуга средствами физической культуры;

- принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

- организованно строиться;

- самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;

- соблюдать темп движений, обращая внимание на инструкцию, выполнять общеразвивающие движения в определенном ритме и темпе.

Основные требования к знаниям и умениям учащейся.

К концу обучения во 2 классе учащаяся должен уметь:

         Минимальный уровень:

- представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- выполнение комплекса гимнастики под руководством учителя;

- знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;

- выполнение несложных упражнений по словесной инструкции;

- представления о двигательных действиях, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

- ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;

- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности.

Достаточный уровень:

- практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;

- самостоятельное выполнение комплексов гимнастики;

владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища;

- выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др;

- знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;

- знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;

- соблюдение требований техники безопасности на уроках физической культуры.

  1. Содержание учебного предмета

В программе по физической культуре для учащегося 2 класса выделяются разделы:

  • Гимнастика
  • Легкая атлетика;
  • Подвижные игры.

Гимнастика

Теоретические сведения. Правила поведения на уроках гимнастики. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.

Практический материал.

Построения и перестроения. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «На месте шагом марш!», «Шагом марш!».

Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения):

основные положения и движения рук, ног, головы, туловища, упражнения для расслабления мышц, мышц шеи, укрепления мышц спины и живота, развития мышц рук и плечевого пояса, мышц ног, на дыхание, для развития мышц кистей рук и пальцев, формирования правильной осанки, укрепления мышц туловища.

Упражнения с предметами:

с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, малыми мячами, большим мячом, набивными мячами (вес 2 кг), упражнения на равновесие, упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений, переноска грузов и передача предметов, прыжки.

                                                           

Легкая атлетика

Теоретические сведения. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега, ознакомление учащегося с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащегося с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств, средствами легкой атлетики.

Практический материал:

         Ходьба. Обычная ходьба в умеренном темпе за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями, со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д.

Бег. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад. Челночный бег.  

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание».

Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками.

Подвижные игры

Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу).

Практический материал.

Подвижные игры. 

Коррекционные игры: «Отгадай по голосу», «Карусели», «Что изменилось?», «Волшебный мешок»;

Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Часовые и разведчики», «Передал и садись», «Повторяй за мной»;

Игры с бегом, прыжками, лазанием, метанием и ловлей мяча, с бросанием, ловлей и метанием: «Бег с флажками», «Прыгающие воробышки», «Удочка», «Кто дальше бросит», «Охотники и утки».

6. Тематический план

Тема

Часы

Дата

Инвентарь

Виды учебной деятельности

Гимнастика

2

Строевые упражнения и команды

1

Свисток, маты

Показ  учителем    ОРУ

3

Упражнения с обручем

1

Воздушный шарик

Выполнять    дыхание ,положив руку на грудь

4

Упражнения с мячом

1

Мячи

Развитие двигательных качеств

Кувырок вперед назад

Гимнастический коврик

Соблюдение техники безопасности

Легкая атлетика

6

Бег с сохранением осанки

1

Ориентиры

Медленный бег

7

Бег «Змейка»

1

Стойки

Бег по нарисованному изгибу

8

Чередование бега и ходьбы

1

2 стойки, лента

Выполнение команд учителя

13

Ходьба в разном темпе

Темп, скорость

Быстрая и медленная ходьба

15

Бег на скорость

1

Сигнал

Соблюдать дистанцию

16

Метание среднего мяча снизу вверх

1

Мячи

Аккуратное выполнение

20

 Прыжки в длину

1

Линия отталкивания

Линия старта

24

Прыжки на двух ногах

1

Линии

Взаимодействие с учителем

Бег за учителем в заданном направлении

1

Фишки для разметок

Бег с заданием

Подвижные игры

Игра «Карусели»

1

Обруч

Правильное выполнение

Игра «Повторяй за мной»

1

Мяч

Выполнение упражнения по образцу

Игра «Прыгающие воробушки »

1

Круг

Соблюдать дистанцию

7. Описание методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Учебно-методическое обеспечение:

Учебная литература:

  -Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 0-4 кл.: СПб.:филиал изд-ва «Просвещение»2007.-220.: под редакцией И.М.Бгажноковой. СПб.:филиал изд-ва «Просвещение»2007

  -Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа:  ч.Ч.2.- 4-е изд. перераб. – М: -

   -Просвещение,2011. -231с. (Стандарты второго поколения).

- И.М Бгажнокова, 2011г. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 1 класс. М: «Просвещение».

Школьникова, Н.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры. 1-6 классы.

Н.В Школьникова, М.В. Тарасов. – М.: Издательство «Первое сентября»,2002.                    

Интернет-ресурсы:

Фестиваль педагогических идеей «Открытый урок.- Режимдоступаhttpfestival/lseptember/ru

Учительский портал. - Режим доступа : http//www/uchportal/ru/load/102-1-0-13511

Сеть творческих учителей. - Режим доступа:  http//www/it-n/ru/communities/axpx.

2.Материально-техническое обеспечение

- Скакалки;

 - Мячи;

- ракетки ;

- гимнастические палки;

- Обручи;

- гимнастический коврик;

- Фишки для разметок

\\

Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по физической культуре уч-ся 2 класса

Ф.И учащегося

1 ПОЛУГОДИЕ

2 ПОЛУГОДИЕ

1

Выполнение строевых упражнений и команд

2

Ходьба в разном темпе

3

Упражнения на равновесие

5

Чередование бега с ходьбой

6

Метание мяча одной рукой с места

7

Подпрыгивать на одной и на двух ногах

9

Выполнение правил поведения во время игр

10

Метание мяча с места в цель

11

Прыжки в длину с места


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2 класс (1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( русский язык, чтение, иатематика, речевая практика, мир природы и человека, музыка рисование, физическая культура, ручной труд)...

Рабочая программа 2 класс чтение(1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг.

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( чтение,)...

Рабочая программа 2 класс русский язык(1 вариант, УП, обучение на дому"2021-2022 гг.

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( русский язык,)...

Рабочая программа 2 класс речевая практика(1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг.

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( речевая практика,)...

Рабочая программа 2 класс мир природы и человека1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022.гг.

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( мир природы и человека,)...

Рабочая программа 2 класс рисование1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( рисование,)Рабочая программа по рисованию предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нар...

Рабочая программа 2 класс музыка1 вариант, УП, обучение на дому"2021-2022 гг.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. за № 273, с приказом  от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образ...