Рабочая программа 2 класс (1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг
рабочая программа

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( русский язык, чтение, иатематика, речевая практика, мир природы и человека, музыка рисование, физическая культура, ручной труд)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), обучающейся на дому.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит учебный предмет «Математика». На изучение данного учебного предмета во 2 классе отводится 1 час в неделю.

Основой для реализации учебного плана является:

  1. Программа по математике специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт- Петербург, 2013г.
  2. Учебник «Математика 2 класс» в двух частях, автор Т. В. Алышева, «Просвещение», Москва, 2011         год.  

Основная цель изучения предмета «Математика» заключается в подготовке обучающейся к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Учебный предмет «Математика» ставит следующие задачи:

  • формирование доступных  обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
  • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

В программе по математике обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для обучающейся. Минимальный уровень является обязательным для обучающейся с умственной отсталостью.

Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 2 класса по 5-бальной шкале системы отметок (во 2 классе оценки выставляются со второго полугодия). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

оценка  «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

оценка «2» не ставится.

Оценка достижения обучающейся с умственный отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального подхода. Усвоенные обучающейся даже незначительных по объему и элементарных по содержанию знаний и умений должны выполнять коррекционно-развивающуюся функцию.

В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащейся. Она состоит из анализа трех этапов:

1 этап – стартовая диагностика на начало изучения тем.

Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.

2 этап – промежуточная диагностика.

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащейся по темам изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

3 этап -  итоговая диагностика.

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаков, представленных в виде баллов:

0 баллов – не проявил данное умение (не научился);

1 балл - смысл действий понимает фрагментарно, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь.

2 балла - выполняет действие после первичной и дополнительных инструкций. Нуждается в активной помощи педагога;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла - выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками.

5 баллов - выполняет действие самостоятельно без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки.

Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне освоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году. Запланировать работу с учащейся в дальнейшем обучении.

2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся

Обучение математики во 2 классе продолжает носить практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами, с жизнью,  умением использовать математические знания в нестандартных ситуациях. Процесс обучения математики организован на наглядной основе, обеспечен соответствующей системой наглядных демонстрационных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учащейся в классе, а также раздаточным дидактическим материалом и техническими средствами обучения, проведение дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создание увлекательных для детей ситуаций.

 На уроках математики учитель вводит индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами, что способствует формированию и развитию речи учащейся.

Содержание учебного предмета «Математика» во 2 классе включает следующие разделы:

  • Нумерация
  • Единицы измерения и их соотношения
  • Арифметические действия.
  • Арифметические задачи.

Основной формой организации процесса обучения математики является урок. Ведущей деятельностью работы учителя с учащейся на уроке является индивидуальная работа. Организация самостоятельных работ является обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа проверяется учителем, допущенные ошибки выявляются и исправляются, устанавливается причина этих ошибок, с учеником проводится работа над ошибками. При обучении математике используются следующие приёмы обучения: сравнение, материализация (то есть умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его  в жизненных ситуациях), демонстрация, наблюдение, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа.

 В течение учебного года проводят текущие и итоговые контрольные работы, которые позволяют выявить уровень усвоения знаний, умений учащейся по изученным темам. Работа над ошибками проводится на следующем уроке после письменной контрольной работы. Анализ контрольной работы позволяет выявить картину усвоения знаний по теме или разделу, помогает выявить общие ошибки и трудности, характерные для учащейся.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «математика» входит в образовательную область «Математика» обязательной части учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается  на всех этапах обучения.

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Калачинская  адаптивная школа – интернат» программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).   Из них:

   I  четверть-           ч

  II четверть-            ч

  III  четверть-         ч

  IV четверть -         ч

         

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижения учащейся личностных результатов:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально - бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Программа обеспечивает достижения учащейся 2 класса базовых учебных действий:

1. Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

2. Коммуникативные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать интеракцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту.

3. Регулятивные учебные действия:

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещение);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • работать  с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать свое рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.

4. Познавательные учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • выполнять арифметические действия;
  • наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, устной высказывание предъявленное на бумажных и электронных носителях);
  • применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные  существенные связи и отношения  между объектами и процессами.

Предметные результаты:

К концу обучения во 2 классе учащаяся должна усвоить следующие представления:

  • о числовом ряде от 1 до 20;
  • о присчитывании и отсчитывании единиц от 1до 20;
  • об откладывании чисел в пределах 20 с использованием счетного материала;
  • о  названиях компонентов сложения и  вычитания;
  • о понимании смысла арифметических действий сложения и вычитания
  • о единицах измерения длины, времени;
  • о порядке месяцев в году и  умении пользоваться календарем;
  • о решении простых арифметических задач;
  • о названиях элементов четырехугольников, вычерчивании с помощью чертежного треугольника.

Основные требования к знаниям и умениям учащейся.

К концу обучения во 2 классе учащаяся должна уметь:

Минимальный уровень:

знание числового ряда 1—20 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 20, с использованием счетного материала;

понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания

выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 20;

пользование календарем для установления порядка месяцев в году;

решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;

знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата), треугольника по их вершинам;

Достаточный уровень:

знание числового ряда 1—20 в прямом и обратном порядке;

счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 20;

откладывание любых чисел в пределах 20 с использованием счетного материала;

знание названия компонентов сложения, вычитания (в речи учителя)

понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания;

знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем;

решение простых арифметических задач, запись ответа;        

знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание с помощью чертежного треугольника.

5. Содержание учебного предмета

В программе по математике для младших классов выделяются разделы.

Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 20. Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Единицы измерения и их соотношения.    Величины и единицы их измерения. Единица времени (час, месяц), стоимости (рубль, копейка), длины (сантиметр, дециметр). Соотношения между единицами измерения однородных величин.

Арифметические действия. Сложение, вычитание неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических действий (в речи учителя), знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1. Нахождение значения числового выражения.

Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц Задачи, содержащие о¬ношения «больше на …», «меньше на …». Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.

6.Тематический план

п/п

Содержание изучаемого материала

Кол – во

Часов

Сроки

Словарные слова

Наглядность

Основные виды учебной деятельности

I. Второй десяток.

8

1

Образование, чтение, запись числа 11,12,13. Год-12 месяцев. Знакомство с календарём

1

один-на-дцать две-на-дцать

три-на-дцать

календарь

числовой ряд

Соотнесение числа с количеством предметов, распознавание графического образа числа Формирование временных понятий

2

Образование, чтение, запись числа 14,15,16

Разложение двузначного числа на разрядные слагаемые.

1

четыр-на-дцать пят-на-дцать шест-на-дцать

числовой ряд

Соотнесение числа с количеством предметов, распознавание графического образа числа

3

Образование, чтение, запись числа 17,18,19

Разложение двузначного числа на разрядные слагаемые.

1

сем-на-дцать восем-на-дцать девятна-дцать

числовой ряд иллюстрации в учебниках

числовой ряд

Соотнесение числа с количеством предметов, распознавание графического образа числа

4

Число 20. Числовой ряд 1-20. Присчитывание и отсчитывание по 1.

1

два-дцать

числовой ряд

Соотнесение числа с количеством предметов, распознавание графического образа числа

5

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20.

1

десяток

счетный материал

Выполнение математических действий

6

Контрольная работа.

1

Мониторинг предметных результатов

7

Увеличение числа на несколько единиц. Составление  и решение примеров.

1

больше

счетный материал

Сложение чисел

8

Уменьшение числа на несколько единиц. Составление  и решение примеров.

1

меньше

числовой ряд

Решение задач

II. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

7

9

Сложение в пределах 20 без перехода через разряд 13+2.

1

сумма

раздаточный материал

Сложение чисел

10

Переместительное свойство сложения.

Сложение удобным способом.

1

переместительное свойство

таблица

Выполнение математических действий

11

Вычитание в пределах 20 без перехода через разряд вида 16-2.

1

раздаточный материал

Выполнение математических действий

12

Получение суммы 20. Приём вычитания вида 20 – 3

1

сумма

равно

таблица

Сложение чисел

Вычитание чисел

13

Вычитание двузначного числа из двузначного вида 17– 12.

1

равно

таблица

Выполнение математических действий

14

Обучение приёму вычитания вида

20– 14.

1

равно

таблица

Выполнение математических действий

15

Сложение чисел с числом 0. 

1

ноль

таблица

Сложение чисел

III. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин.

8

16

Действия с числами, полученными при измерении стоимости, длины и массы

1

рубль

копейка

дециметр килограмм

монеты иллюстрации в учебнике

весы

Формирование  понятий о мере стоимости, длины и массы

17

Контрольная работа.

1

 

Мониторинг предметных результатов

18

Решение задач с числами, полученными при измерении стоимости, длины и массы.

1

килограмм

грамм

весы

Формирование  понятий о мере массы

19

Действия с числами, полученными при измерении ёмкости и времени

1

литр

циферблат

минутная стрелка

часовая стрелка

Таблица

 модель часов

Формирование  понятий о мере ёмкости и времени.

20

Решение задач с числами, полученными при измерении емкости и времени.

1

час

полчаса

модель часов

Формирование  понятий о мере ёмкости и времени.

21

Сложение и вычитание без перехода через десяток.

1

сложение

вычитание

раздаточный материал

Выполнение математических действий

22

Составление и решение задач по краткой записи.

1

вопрос, решение

ответ

иллюстрации в учебнике

Выполнение математических действий

23

Контрольная работа.

1

Мониторинг предметных результатов

IV. Составные арифметические задачи.

1

24

Знакомство с задачей. Краткая запись составных задач и их решение.

1

вопрос, решение

ответ

таблица

Решение задач

V. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

5

26

Прибавление чисел 2, 3, 4,5 .Решение примеров с помощью рисунка и счетных палочек.

1

переход через десяток

два, три, четыре

иллюстрации в учебнике

счетные палочки

Сложение чисел

26

Прибавление числа 6,7,8,9 Решение примеров с помощью рисунка и счетных палочек.

1

пять

шесть

семь

иллюстрации в учебнике

счетные палочки

Сложение чисел

27

 Таблица сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

1

равно

счетный материал

Сложение чисел

28

Состав чисел 15, 16, 17, 18.

1

пятнадцать

шестнадцать

семнадцать

восемнадцать

числовая прямая

Выполнение математических действий

29

Контрольная работа.

1

Мониторинг предметных результатов

VI. Вычитание  однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток.

2

30

Разложение двузначного числа на десятки и единицы. Вычитание из двузначного числа всех единиц.

1

десяток

единица

таблица

Выполнение математических действий

31

Вычитание из двузначного числа чисел 2-9.

1

два, три, четыре пять

таблица

Выполнение математических действий

VII. Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи

2

32

 Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числом 11-19.

1

одиннадцать двенадцать

числовой ряд таблица

Выполнение математических действий

33

Контрольная работа

1

Мониторинг предметных результатов

7. Описание методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Учебно-методическое обеспечение:

  • Учебная литература

- Математика. Т.В. Алышева 2 класс. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях. Часть 1 – М.: Просвещение, 2011г.

- Математика. Т.В. Алышева 2 класс. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях. Часть 2 – М.: Просвещение, 2011г.

  • Научно-методическая литература

- М. Н. Перова «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб, для студ. дефект, фак. педвузов. — 4-е изд., перераб. — М.: Гуманит. изд. ' центр ВЛАДОС, 2001г.

- М. Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе». Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2001г.

  • Литература для учащихся

- Математика. Т.В. Алышева 2 класс. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях – М.: Просвещение, 2011г.

2. Материально-техническое обеспечение:

  • Демонстрационные и печатные пособия:

-Магнитная доска;

-Магнитные цифры;

-Предметные картинки в соответствии с тематикой;

-Набор геометрических фигур;

-Таблички с цифрами, изучаемыми во 2 классе;

-Числовой ряд от 1 до 20;

-Счётные палочки (в пучках и отдельно);

-Веер с цифрами;

-Линейка;

-Модель угла;

- Модель часов, часовая и минутная стрелки.

  • Технические средства обучения:

-Ноутбук;

-Принтер;

-Ксерокс;

-Мультимедийный проектор.

Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по математике уч-ся 2 класса

Уровни

Фамилия имя уч-ся

Минимальный

Достаточный

баллы

знание числового ряда 1—20 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 20, с использованием счетного материала;

понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания

выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 20;

знание единиц измерения (меры) длины, времени и их соотношения;

пользование календарем для установления порядка месяцев в году;

определение времени по часам (одним способом);

решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;

знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата), треугольника по их вершинам;

знание числового ряда 1—20 в прямом и обратном порядке;

счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 20;

откладывание любых чисел в пределах 20 с использованием счетного материала;

знание названия компонентов сложения, вычитания (в речи учителя)

понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания;

знание единиц (мер) измерения длины, времени и их соотношения;

знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем;

решение простых арифметических задач, запись ответа;

знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание с помощью чертежного треугольника;

итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 - 4 классы с вариантом разновозрастного обучения

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по ИЗО новых ФГОС, используется сквозное тематическое планирование и комплексные содержательные блоки. Можно использовать  учителям любы...

Рабочая программа 2 класс рисование1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( рисование,)Рабочая программа по рисованию предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нар...

Рабочая программа 2 класс музыка1 вариант, УП, обучение на дому"2021-2022 гг.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. за № 273, с приказом  от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образ...

Рабочая программа по учебному предмету "Трудовое обучение" для обучающихся 9 класса с ГУО, вариант 2.

Актуальность программы «Трудовое обучение» заключается в том, трудовая деятельность детей с особыми образовательными потребностями рассматривается как одно из самых активных средств подгот...

Рабочая программа по предмету "Русский язык"для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому)

Рабочая программа по предмету "Русский язык"для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому)...

Рабочая программа по предмету "Чтение" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024учебный год

Рабочая программа по предмету "Чтение" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа по предмету "Математика"для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г.

Рабочая программа по предмету "Математика"для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г....