Рабочая программа 2 класс музыка1 вариант, УП, обучение на дому"2021-2022 гг.
рабочая программа
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. за № 273, с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Программой по музыке для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», автор И.А.Буравлева и АООП школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.docx | 30.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. за № 273, с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Программой по музыке для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», автор И.А.Буравлева и АООП школы.
Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).
В музыке через эмоцию происходит личностное познание мира, смысла его существования для человека. Таким образом, музыка – это эмоциональное познание бытия, выражение отношения к действительности и к самому себе. В отличие от науки, которая опирается лишь на понятия и значения, музыка опирается на смысл. Она есть поиски смысла существования, смысла бытия.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. У детей с нарушением интеллекта средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Целью предмета «Музыка» является овладение музыкальной культурой, развитие музыкальности обучающейся.
Формы и методы работы по программе:
- наглядный,
- словесный,
- практический.
В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязанные задачи:
• развитие артикуляционного аппарата, умение отчетливо произносить звуки;
• обучение умению различать звуки по высоте и длительности, определять плавное и отрывистое проведение мелодии в процессе музыкальной деятельности;
• закрепление певческих навыков: брать дыхание перед началом музыкальной фразы, петь плавно легким звуком, слышать вступление и начинать пение вместе с педагогом, петь знакомые песни;
• ознакомление с музыкальными инструментами и их звучанием, формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр;
• обучение игре на ударно-шумовых инструментах.
- создание условий для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством.
- Общая характеристика учебного предмета
В содержание программы входит овладение обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для неё форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.
3. Место учебного предмета
Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат » в предметной области «Искусство» во 2 классе содержит предмет «Музыка». На изучение данного предмета отводится 0,5 часа в неделю.
Всего за год- 15 часов, из них:
1 четверть - ч.
2 четверть- ч.
3 четверть - ч.
4 четверть - ч.
4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Предметные результаты:
- Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру.
- Пение соло и хором.
- Умение различать части песни.
- Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях
- Эмоциональная реакция на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру
Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе, способность использовать полученные навыки и умения.
Регулятивные - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, выходить из-за стола)
В программе по музыке обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для обучающейся. Минимальный уровень является обязательным для обучающейся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
-определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных программой;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
- владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
- представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
- представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
- пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 2 класса по 5-бальной шкале системы отметок (во 2 классе оценки выставляются со второго полугодия). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
оценка «2» не ставится.
Оценка достижения обучающейся с умственный отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального подхода. Усвоенные обучающейся даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающуюся функцию.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащейся. Она состоит из анализа трех этапов:
1 этап – стартовая диагностика на начало изучения тем.
Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.
2 этап – промежуточная диагностика.
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащейся по темам изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
3 этап - итоговая диагностика.
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаков, представленных в виде баллов:
0 баллов – не проявил данное умение (не научился);
1 балл - смысл действий понимает фрагментарно, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь.
2 балла - выполняет действие после первичной и дополнительных инструкций. Нуждается в активной помощи педагога;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 балла - выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками.
5 баллов - выполняет действие самостоятельно без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне освоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году. Запланировать индивидуальную работу с учащейся в дальнейшем обучении.
5. Содержание программы.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Музыкальная азбука», «Музыкальные инструменты», «Родная природа, времена года в музыке». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков. «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.
Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности при изучении тем «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.
Пение
Русская народная песня «Каравай», «Неприятность эту мы переживём» из мультфильма «Лето кота Леопольда» - муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта. Разучивание песни «Как на тоненький ледок» (русская народная песня) - муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко, А. Спадавеккиа – Е. Шварц. Добрый жук. Из к-ма «Золушка». Разучивание песни «Новогодняя хороводная» - муз. А. Островского, сл. Ю. Леденева. Разучивание песни «Песня о пограничнике» - муз. С. Богославского, сл. О. Высотской. Разучивание песни «Мамин праздник» - муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова. Разучивание песни «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. Закрепление навыков певческой установки, приобретенных в 1 – м классе. Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — си1только с мягкой атакой. Пение чистым по качеству звуком, легко, мягко и непринужденно, стараясь тянуть звук. Развитие умения брать дыхание перед началом пения музыкальной фразы. Умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы.
Развитие слухового внимания при пении в унисон. Выразительное, осмысленное пение соло фразы из простой выученной песенки. Развитие артикуляции: правильное формирование гласных и четкое, ясное произношение согласных звуков. Понимание и выполнение элементарных дирижерских жестов.
Слушание музыки.
«На горе-то калина» (русская народная песня), «В зоопарке» - муз. А. Островского, сл. З. Петровой, «Колыбельная» – муз. В. Моцарта, обр. А. Флисс, «Мотылек» – муз. С. Майкапара, С. Прокофьев. «Марш. Из симфонической сказки «Петя и волк», «Огродная-хороводная» - муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой; П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», « Рамирес. Жаворонок» С. Рахманиов. Итальянская полька. Слушание музыки «Колыбельная Медведицы» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева; «Будьте добры» - из м-ф. «Новогоднее приключение» - муз. А. Флярковского, сл. А. Санина. Умение различать припев и запев в песне, вступление, проигрыш, окончание. Ознакомление и умение различать пение хором и соло.Умение определять разные по характеру музыкальные произведения: грустные, веселые, маршевые, спокойны, напевные. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: труба, флейта, барабан, и баян. Умение различать звуки по высоте: высокие и низкие. Умение определять музыкальные звуки по времени звучания: долгие и короткие. Ознакомление с игрой на металлофоне и ударно – шумовых инструментах.
6. Тематический план
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол. часов | Сроки | Виды учебной деятельности |
Музыкальная азбука | 1 | Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием. Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. | ||
1 | Мелодия. Темп. Ритм. Тембр. | 1 | ||
Музыкальные инструменты | 2 | |||
2 | Музыкальный инструмент – труба, барабан. | 1 | Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах. Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера. Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков. | |
3 | Музыкальный инструмент – флейта, баян. | 1 | ||
Родная природа, времена года в музыке | 2 | |||
4 | Слушание русской народной песни «На горе-то калина». | 1 | Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников. Развитие умения различать припев и запев в песне. Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста. | |
5 | Слушание песни «В зоопарке», музыка А. Островского, слова З. Петровой. | 1 | ||
Слушание и пение | 10 | |||
6 | Разучивание русской народной песни «Каравай». | 1 | ||
7 | Неприятность эту мы переживём. Из мультфильма «Лето кота Леопольда» - муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта. Разучивание песни. | 1 | Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. Развитие умения различать звуки по высоте (высокие — низкие) и длительности (долгие — короткие). | |
8 | «Огородная-хороводная» муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой. Слушание песни. | 1 | Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание. | |
9 | «Как на тоненький ледок». Русская народная песня. Разучивание песни. | 1 | Развитие умения различать пение хором и соло. | |
10 | «Добрый жук» из кинофильма «Золушка». Сл.А. Спадавекиа – Е. Шварц.Разучивание песни. | 1 | Развитие умения различать проигрыш, окончание. | |
11 | «Новогодняя хороводная» муз. А. Островского, сл. Ю. Леденева. Разучивание песни. | 1 | Развитие умения описывать словами содержание песни. | |
12 | «Мамин праздник» муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова. Разучивание песни. | 1 | Развитие умения передать настроение песни. | |
13 | «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. Разучивание песни. | 1 | Развитие умения передать характер песни. | |
14 | «Колыбельная Медведицы» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева. Слушание песни. | 1 | Развитие умения определять в песне запев. Припев, вступление, заключение. | |
15 | Песня «Будьте добры» из мультфильма «Новогоднее приключение» муз. А. Флярковского, сл. А. Санина. Слушание песни. | 1 | Развитие умения описывать словами содержание песни. |
7. Методическое и материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение:
1.Программа по музыке специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург – Е.Д Критской, Г.П Сергеевой, Т.С Шмагиной.
2. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. (Москва-Владос, 2014);
3.Ю.Б. Алиев. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика.(Москва-Владос-пресс, 2014);
4.Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. Особенности эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников
5. Современные наукоемкие технологии. 2016. №10 (часть 1). С. 119-122.
6.Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования//Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: Спутник+, 2014
7.Евтушенко И.В., Казючиц М.И., Чернышкова Е.В. Музыкальное сочинительство как профилактика профессиональной деформации личности педагога-дефектолога // Современные наукоемкие технологии. 2016. №8 (часть 1), С. 111-115.
8. Казючиц М.И., Евтушенко И.В. Использование современной авторской песни в музыкальном воспитании умственно отсталых обучающихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №5-5. С. 790-794.
Материально – техническое обеспечение:
детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, , колокольчики);
- народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки);
звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;
- оборудование для видеозаписи и видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном;
- персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;
- нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;
- дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).
Таблица достижения предметных результатов обучения по музыке во 2 классе
Разделы | Планируемые результаты | Кузнецов Алексей | |
1 полугодие | 2 полугодие | ||
Пение | Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру | ||
Пение соло и хором Умение различать части песни | |||
Слушание музыки | Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях Эмоциональная реакция на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру Умение определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения Умение самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению Умение передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 2 класс (1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг
Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( русский язык, чтение, иатематика, речевая практика, мир природы и человека, музыка рисование, физическая культура, ручной труд)...
Рабочая программа 2 класс чтение(1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг.
Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( чтение,)...
Рабочая программа 2 класс русский язык(1 вариант, УП, обучение на дому"2021-2022 гг.
Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( русский язык,)...
Рабочая программа 2 класс речевая практика(1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг.
Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( речевая практика,)...
Рабочая программа 2 класс мир природы и человека1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022.гг.
Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( мир природы и человека,)...
Рабочая программа 2 класс рисование1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг
Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( рисование,)Рабочая программа по рисованию предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нар...
Рабочая программа 2 класс ручной труд1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг.
Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), обучающейся на дому.Рабочая программа составлена в...