Рабочая программа 2 класс мир природы и человека1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022.гг.
рабочая программа

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( мир природы и человека,)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_porirody_i_cheloveka.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» предназначена для учащейся 2 класса, с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), обучающейся на дому.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит учебный предмет «Мир природы и человека». На изучение данного учебного предмета во 2 классе отводится 1 час в неделю.

Основой для реализации учебного плана является:

- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург, 2013г.

- Учебник Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова «Живой мир» 2 класс, М.; «Просвещение, 2012 г.

Основная цель изучения предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Учебный предмет «Мир природы и человека» ставит следующие задачи:

- Ознакомление с объектами и явлениями окружающего мира, причинно-следственными связями между природными явлениями и жизнью человека;

- Практическое взаимодействие обучающейся с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

- Накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

В программе по предмету «Мир природы и человека» обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для обучающейся. Минимальный уровень является обязательным для обучающейся с умственной отсталостью.

Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 2 класса по 5-бальной шкале системы отметок (во 2 классе оценки выставляются со второго полугодия). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

оценка  «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

оценка «2» не ставится.

Оценка достижения обучающейся с умственный отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального подхода. Усвоенные обучающейся даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающуюся функцию.

В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащейся. Она состоит из анализа трех этапов:

1 этап – стартовая диагностика на начало изучения тем.

Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.

2 этап – промежуточная диагностика.

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащейся по темам изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

3 этап -  итоговая диагностика.

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаков, представленных в виде баллов:

0 баллов – не проявил данное умение (не научился);

1 балл - смысл действий понимает фрагментарно, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь.

2 балла - выполняет действие после первичной и дополнительных инструкций. Нуждается в активной помощи педагога;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла - выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками.

5 баллов - выполняет действие самостоятельно без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки.

Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне освоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году. Запланировать работу с учащейся в дальнейшем обучении.

2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающейся

Обучение предмета «Мир природы и человека» во 2 классе продолжает носить практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами, с жизнью, умением использовать полученные знания в жизни. Процесс обучения организован на наглядной основе, обеспечен соответствующей системой наглядных демонстрационных пособий для индивидуальной работы учащейся, а также раздаточным дидактическим материалом и техническими средствами обучения, проведение дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создание увлекательных для детей ситуаций.

 На уроках «Мира природы и человека» учитель вводит индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности, что способствует формированию и развитию речи учащейся.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе включает следующие разделы:

  • сезонные изменения;
  • живая природа;
  • неживая природа;
  • безопасное поведение.

Основной формой организации процесса обучения «Миру природы и человека» является урок. Ведущей деятельностью работы учителя с учащейся на уроке является индивидуальная работа. При обучении предмета используются следующие приёмы обучения: сравнение, материализация (то есть умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его  в жизненных ситуациях), демонстрация, наблюдение, беседа, работа с учебником, экскурсия.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с планом АООП  и годовым календарным графиком КОУ «Калачинская  адаптивная школа – интернат» программа рассчитана на 30 часов в год (1 часа в неделю).   Из них:

           I  четверть-          ч

               II четверть-          ч

              III  четверть-        ч

              IV четверть -       ч

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижения учащейся личностных результатов:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально - бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Программа обеспечивает достижения учащейся 2 класса базовых учебных действий:

1.Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

2.Коммуникативные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать интеракцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту.

3.Регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещение);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • работать  с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать свое рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.

4.Познавательные учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, устной высказывание предъявленное на бумажных и электронных носителях);
  • применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные  существенные связи и отношения  между объектами и процессами.

Предметные результаты:

К концу обучения во 2 классе учащаяся должна усвоить следующие представления:

  • о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • об узнавании и назывании изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
  • о соотношении изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
  • об отличительных признаков групп объектов;
  • о правилах гигиены органов чувств;
  • о правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
  • о соблюдении элементарных санитарно-гигиенических норм.

Основные требования к знаниям и умениям учащейся.

К концу обучения во 2 классе учащаяся должен уметь:

Минимальный уровень:

представления о назначении объектов изучения;

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

знание отличительных существенных признаков групп объектов;

знание правил гигиены органов чувств;

знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.

5. Содержание учебного предмета

В программе по предмету «Мир природы и человека» для учащейся 2 класса выделяются разделы.

Сезонные изменения

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов.  Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.  

Времена года: Осень. Зима.  Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека). Значение солнечного тепла и света.

Сезонные изменения в неживой природе

 Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным на¬ра¬с¬та¬ни-ем подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – хо¬ло¬д¬но, жара, мороз); осадки (снег – дождь); солнце, облака, тучи, гроза, состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – за¬мо¬ро¬з¬ки).

Растения и животные в разное время года

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных.  Увядание и появление растений. Подкормка птиц.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).

Игры детей в разные сезоны года.

Труд людей в сельской местности  и городе в разное время года. Предупреждение  простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)  

Неживая природа

Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы  по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение.

Живая природа

Растения

Растения культурные. Овощи. Фрукты. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.

Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена.  Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

Животные

Животные домашние. Звери. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным.

Животные дикие. Звери. Птицы. Рыбы. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек).

Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой.

Человек

Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье).

Здоровый образ жизни: гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.

Безопасное поведение

Предупреждение заболеваний и травм.

Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми.

Безопасное поведение в природе.

Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным  в зоопарке, в природе.  

Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов.  Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

6. Тематический план

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Словарные слова

Наглядность

Основные виды учебной деятельности

Сезонные изменения в природе

16

1

Сутки. Долгота дня.

1

сутки

иллюстрации

Называние частей суток

2

Время года – осень.

1

осень

листопад

иллюстрации

Наблюдение за изменениями в природе

3

Животные осенью.

1

перелётные птицы

иллюстрации

Узнавание и называние знакомых животных

4

Занятия людей осенью.

1

мороз

заморозки

презентация

Составление рассказа с опорой на личный опыт

5

Время года - зима.

1

Снегопад

растения

Наблюдение за изменениями в природе

6

Растения зимой.

1

ель сосна

ветки деревьев

Составление описательного рассказа

7

Животные зимой.

1

овощи

фрукты

фотографии

Составление описательного рассказа

8

Занятия людей зимой.

1

снегопад

мороз

презентация

Составление рассказа с опорой на личный опыт

9

Время года – весна.

1

сосульки

оттепель

капель

иллюстрации

Наблюдение за изменениями в природе

10

Растения весной.

1

мать-и-мачеха

ландыши

иллюстрации

Составление описательного рассказа

11

Животные весной.

1

лиса

ёж

заяц

волк

иллюстрации

Составление описательного рассказа

12

Занятия людей весной.

1

скворечник

презентация

Составление рассказа с опорой на личный опыт

13

Время года – лето.

1

жара

ливень

иллюстрации

Наблюдение за изменениями в природе

14

Растения летом.

1

ромашка

василёк

роза

астра

иллюстрации

Составление описательного рассказа

15

Животные летом.

1

лиса

ёж

заяц

иллюстрации

Составление описательного рассказа

16

Занятия людей летом.

1

презентация

Составление рассказа с опорой на личный опыт

Неживая природа

3

17

Вода. Вода горячая и холодная.

1

вода прозрачная

вода текучая

температура

термометр

ёмкость с водой

Практическая работа

18

Вода в природе.

1

река

озеро

пруд

болото

термометр

Практическая работа

19

Значение воды.

1

дождь

снег

лёд

пар

иллюстрации

Практическая работа

Живая природа

11

20

Комнатные растения.

1

комнатные растения

комнатные растения

Различение растений

21

Части растений. Жизнь растений.

1

корень

 стебель

лист

цветок

иллюстрации

Показывание и называние частей растения

Сравнение иллюстраций

22

Уход за комнатными растениями.

1

полив

рыхление светолюбивые

тенелюбивые

влаголюбивые

засухоустойчивые

алгоритм

Практическая работа

23

Огород. Овощи в питании человека.                                                                         

1

овощи

огород

грядки

овощи

Изготовление салата из овощей

24

Сад. Фрукты в питании человека.

1

фрукты

фруктовый сад

плодовые деревья

иллюстрации

Лепка фруктов

25

Кошка и рысь. Породы кошек.

1

кошка

рысь

фотографии

Сравнение животных

26

Собака и волк. Породы собак.

1

собака

волк

фотографии

Сравнение животных

27

Рыбы.

1

жабры

плавники

иллюстрации

Составление описательного рассказа

28

Гигиена тела человека.

1

физкультура

закаливание

иллюстрации

Составление правил гигиены из личного опыта

29

Органы пищеварения. Питание человека.

1

органы пищеварения

плакат

Называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.

30

Правила питания. Профилактика отравлений.

1

аппетит

завтрак

обед

полдник

ужин

плакат

Соблюдать правила правильного питания

7. Описание методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Учебно-методическое обеспечение:

  • Учебная литература

- Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург, 2013г.

  • Научно-методическая литература

- Мир вокруг нас. С.А.Кузнецов, М.: АСТ, 1999.

  • Литература для учащихся

- Учебник Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова «Живой мир» 2 класс, М.; «Просвещение, 2012 г.

2. Материально-техническое обеспечение:

  • Демонстрационные и печатные пособия

-Магнитная доска

-Плакат «Уголок природы»

-Картинки с изображением разных времён года

- Плакат «Сутки. Долгота дня»

-Плакат «Сад, огород»

- Плакат «Комнатные растения»

-Плакат «Времена года»

-Наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с тематикой

-Плакат «Овощи, фрукты, ягоды»

-Плакат «Вода в природе»

- Плакат «Рыбы»

- Плакат «Органы пищеварения»

  • Технические средства обучения

-Ноутбук

-Принтер

-Ксерокс

-Мультимедийный проектор

Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по миру природы и человека уч-ся 2 кл.

Уровни

Фамилия имя уч-ся

Минимальный

Достаточный

баллы

представления о назначении объектов изучения;

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

знание отличительных существенных признаков групп объектов;

знание правил гигиены органов чувств;

знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

                  итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (5 класс - вариант для девочек) под ред.Симоненко.

Статус документаРабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказ...

Рабочая программа по технологии (6 класс - вариант для девочек) под ред.Симоненко.

Статус документаРабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказ...

Рабочая программа по технологии 5 класс, вариант для девочек (по программе Симоненко)

Рабочая программа по технологии 5 класс, вариант для девочек (по программе В.Д.Симоненко), с учётом ФГОС...

Рабочая программа "Мир природы и человека" , 1-4 кл. (для детей с у/о Вариант 9.1)

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" реализуется АООП НОО, вариант 9.1...

Рабочая программа 2 класс чтение(1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг.

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( чтение,)...

Рабочая программа 2 класс ручной труд1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг.

Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), обучающейся на дому.Рабочая программа составлена в...

Рабочая программа 2 класс физическая культура1 вариант, УП, обучение на дому"2021-2022 гг.

Рабочая программа по физической культуре предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), обучающейся на дому.Рабочая программа составлена в...