Рабочая программа 2 класс мир природы и человека1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022.гг.
рабочая программа
Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( мир природы и человека,)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_porirody_i_cheloveka.docx | 34.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» предназначена для учащейся 2 класса, с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), обучающейся на дому.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит учебный предмет «Мир природы и человека». На изучение данного учебного предмета во 2 классе отводится 1 час в неделю.
Основой для реализации учебного плана является:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург, 2013г.
- Учебник Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова «Живой мир» 2 класс, М.; «Просвещение, 2012 г.
Основная цель изучения предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Учебный предмет «Мир природы и человека» ставит следующие задачи:
- Ознакомление с объектами и явлениями окружающего мира, причинно-следственными связями между природными явлениями и жизнью человека;
- Практическое взаимодействие обучающейся с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
- Накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
В программе по предмету «Мир природы и человека» обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для обучающейся. Минимальный уровень является обязательным для обучающейся с умственной отсталостью.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 2 класса по 5-бальной шкале системы отметок (во 2 классе оценки выставляются со второго полугодия). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
оценка «2» не ставится.
Оценка достижения обучающейся с умственный отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального подхода. Усвоенные обучающейся даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающуюся функцию.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащейся. Она состоит из анализа трех этапов:
1 этап – стартовая диагностика на начало изучения тем.
Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.
2 этап – промежуточная диагностика.
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащейся по темам изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
3 этап - итоговая диагностика.
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаков, представленных в виде баллов:
0 баллов – не проявил данное умение (не научился);
1 балл - смысл действий понимает фрагментарно, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь.
2 балла - выполняет действие после первичной и дополнительных инструкций. Нуждается в активной помощи педагога;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 балла - выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками.
5 баллов - выполняет действие самостоятельно без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне освоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году. Запланировать работу с учащейся в дальнейшем обучении.
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающейся
Обучение предмета «Мир природы и человека» во 2 классе продолжает носить практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами, с жизнью, умением использовать полученные знания в жизни. Процесс обучения организован на наглядной основе, обеспечен соответствующей системой наглядных демонстрационных пособий для индивидуальной работы учащейся, а также раздаточным дидактическим материалом и техническими средствами обучения, проведение дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создание увлекательных для детей ситуаций.
На уроках «Мира природы и человека» учитель вводит индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности, что способствует формированию и развитию речи учащейся.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе включает следующие разделы:
- сезонные изменения;
- живая природа;
- неживая природа;
- безопасное поведение.
Основной формой организации процесса обучения «Миру природы и человека» является урок. Ведущей деятельностью работы учителя с учащейся на уроке является индивидуальная работа. При обучении предмета используются следующие приёмы обучения: сравнение, материализация (то есть умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях), демонстрация, наблюдение, беседа, работа с учебником, экскурсия.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат» программа рассчитана на 30 часов в год (1 часа в неделю). Из них:
I четверть- ч
II четверть- ч
III четверть- ч
IV четверть - ч
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижения учащейся личностных результатов:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально - бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Программа обеспечивает достижения учащейся 2 класса базовых учебных действий:
1.Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
2.Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать интеракцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту.
3.Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещение);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать свое рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.
4.Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
- наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, устной высказывание предъявленное на бумажных и электронных носителях);
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
К концу обучения во 2 классе учащаяся должна усвоить следующие представления:
- о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- об узнавании и назывании изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- о соотношении изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
- об отличительных признаков групп объектов;
- о правилах гигиены органов чувств;
- о правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
- о соблюдении элементарных санитарно-гигиенических норм.
Основные требования к знаниям и умениям учащейся.
К концу обучения во 2 классе учащаяся должен уметь:
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
5. Содержание учебного предмета
В программе по предмету «Мир природы и человека» для учащейся 2 класса выделяются разделы.
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека). Значение солнечного тепла и света.
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным на¬ра¬с¬та¬ни-ем подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – хо¬ло¬д¬но, жара, мороз); осадки (снег – дождь); солнце, облака, тучи, гроза, состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – за¬мо¬ро¬з¬ки).
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Увядание и появление растений. Подкормка птиц.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение.
Живая природа
Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Животные
Животные домашние. Звери. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным.
Животные дикие. Звери. Птицы. Рыбы. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой.
Человек
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье).
Здоровый образ жизни: гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
6. Тематический план
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Сроки | Словарные слова | Наглядность | Основные виды учебной деятельности |
Сезонные изменения в природе | 16 | |||||
1 | Сутки. Долгота дня. | 1 | сутки | иллюстрации | Называние частей суток | |
2 | Время года – осень. | 1 | осень листопад | иллюстрации | Наблюдение за изменениями в природе | |
3 | Животные осенью. | 1 | перелётные птицы | иллюстрации | Узнавание и называние знакомых животных | |
4 | Занятия людей осенью. | 1 | мороз заморозки | презентация | Составление рассказа с опорой на личный опыт | |
5 | Время года - зима. | 1 | Снегопад | растения | Наблюдение за изменениями в природе | |
6 | Растения зимой. | 1 | ель сосна | ветки деревьев | Составление описательного рассказа | |
7 | Животные зимой. | 1 | овощи фрукты | фотографии | Составление описательного рассказа | |
8 | Занятия людей зимой. | 1 | снегопад мороз | презентация | Составление рассказа с опорой на личный опыт | |
9 | Время года – весна. | 1 | сосульки оттепель капель | иллюстрации | Наблюдение за изменениями в природе | |
10 | Растения весной. | 1 | мать-и-мачеха ландыши | иллюстрации | Составление описательного рассказа | |
11 | Животные весной. | 1 | лиса ёж заяц волк | иллюстрации | Составление описательного рассказа | |
12 | Занятия людей весной. | 1 | скворечник | презентация | Составление рассказа с опорой на личный опыт | |
13 | Время года – лето. | 1 | жара ливень | иллюстрации | Наблюдение за изменениями в природе | |
14 | Растения летом. | 1 | ромашка василёк роза астра | иллюстрации | Составление описательного рассказа | |
15 | Животные летом. | 1 | лиса ёж заяц | иллюстрации | Составление описательного рассказа | |
16 | Занятия людей летом. | 1 | презентация | Составление рассказа с опорой на личный опыт | ||
Неживая природа | 3 | |||||
17 | Вода. Вода горячая и холодная. | 1 | вода прозрачная вода текучая температура термометр | ёмкость с водой | Практическая работа | |
18 | Вода в природе. | 1 | река озеро пруд болото | термометр | Практическая работа | |
19 | Значение воды. | 1 | дождь снег лёд пар | иллюстрации | Практическая работа | |
Живая природа | 11 | |||||
20 | Комнатные растения. | 1 | комнатные растения | комнатные растения | Различение растений | |
21 | Части растений. Жизнь растений. | 1 | корень стебель лист цветок | иллюстрации | Показывание и называние частей растения Сравнение иллюстраций | |
22 | Уход за комнатными растениями. | 1 | полив рыхление светолюбивые тенелюбивые влаголюбивые засухоустойчивые | алгоритм | Практическая работа | |
23 | Огород. Овощи в питании человека. | 1 | овощи огород грядки | овощи | Изготовление салата из овощей | |
24 | Сад. Фрукты в питании человека. | 1 | фрукты фруктовый сад плодовые деревья | иллюстрации | Лепка фруктов | |
25 | Кошка и рысь. Породы кошек. | 1 | кошка рысь | фотографии | Сравнение животных | |
26 | Собака и волк. Породы собак. | 1 | собака волк | фотографии | Сравнение животных | |
27 | Рыбы. | 1 | жабры плавники | иллюстрации | Составление описательного рассказа | |
28 | Гигиена тела человека. | 1 | физкультура закаливание | иллюстрации | Составление правил гигиены из личного опыта | |
29 | Органы пищеварения. Питание человека. | 1 | органы пищеварения | плакат | Называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение. | |
30 | Правила питания. Профилактика отравлений. | 1 | аппетит завтрак обед полдник ужин | плакат | Соблюдать правила правильного питания |
7. Описание методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Учебная литература
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург, 2013г.
- Научно-методическая литература
- Мир вокруг нас. С.А.Кузнецов, М.: АСТ, 1999.
- Литература для учащихся
- Учебник Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова «Живой мир» 2 класс, М.; «Просвещение, 2012 г.
2. Материально-техническое обеспечение:
- Демонстрационные и печатные пособия
-Магнитная доска
-Плакат «Уголок природы»
-Картинки с изображением разных времён года
- Плакат «Сутки. Долгота дня»
-Плакат «Сад, огород»
- Плакат «Комнатные растения»
-Плакат «Времена года»
-Наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с тематикой
-Плакат «Овощи, фрукты, ягоды»
-Плакат «Вода в природе»
- Плакат «Рыбы»
- Плакат «Органы пищеварения»
- Технические средства обучения
-Ноутбук
-Принтер
-Ксерокс
-Мультимедийный проектор
Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по миру природы и человека уч-ся 2 кл.
Уровни Фамилия имя уч-ся | Минимальный | Достаточный | баллы | ||||||||||||||||
представления о назначении объектов изучения; | узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; | отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); | называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; | представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; | представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; | ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; | составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; | адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; | адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. | представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; | узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; | отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; | знание отличительных существенных признаков групп объектов; | знание правил гигиены органов чувств; | знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; | соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; | |||
итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии (5 класс - вариант для девочек) под ред.Симоненко.
Статус документаРабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказ...
Рабочая программа по технологии (6 класс - вариант для девочек) под ред.Симоненко.
Статус документаРабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказ...
Рабочая программа по технологии 5 класс, вариант для девочек (по программе Симоненко)
Рабочая программа по технологии 5 класс, вариант для девочек (по программе В.Д.Симоненко), с учётом ФГОС...
Рабочая программа "Мир природы и человека" , 1-4 кл. (для детей с у/о Вариант 9.1)
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" реализуется АООП НОО, вариант 9.1...
Рабочая программа 2 класс чтение(1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг.
Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( чтение,)...
Рабочая программа 2 класс ручной труд1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг.
Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), обучающейся на дому.Рабочая программа составлена в...
Рабочая программа 2 класс физическая культура1 вариант, УП, обучение на дому"2021-2022 гг.
Рабочая программа по физической культуре предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), обучающейся на дому.Рабочая программа составлена в...