Рабочая программа 2 класс чтение(1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг.
рабочая программа
Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( чтение,)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 39.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по чтению предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), обучающейся на дому.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит учебный предмет «Чтение». На изучение данного учебного предмета во 2 классе отводится 2 часа в неделю.
Основой для реализации учебного плана является:
- Программа по чтению специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург, 2013г.
- Учебник «Чтение 2 класс», авторы-составители С. Ю. Ильина, Т.М. Головкина, М.И. Шишкова, «Просвещение», Москва, 2017 г.
Основная цель изучения предмета «Чтение» заключается в коррекции и развитии речемыслительных способностей учащихся с нарушениями интеллекта.
Учебный предмет «Чтение» ставит следующие задачи:
― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― Развитие навыков устной коммуникации;
― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
В программе по чтению обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для обучающейся. Минимальный уровень является обязательным для обучающейся с умственной отсталостью.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 2 класса по 5-бальной шкале системы отметок (во 2 классе оценки выставляются со второго полугодия). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
оценка «2» не ставится.
Оценка достижения обучающейся с умственный отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального подхода. Усвоенные обучающейся даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающуюся функцию.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащейся. Она состоит из анализа трех этапов:
1 этап – стартовая диагностика на начало изучения тем.
Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.
2 этап – промежуточная диагностика.
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащейся по темам изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
3 этап - итоговая диагностика.
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаков, представленных в виде баллов:
0 баллов – не проявил данное умение (не научился);
1 балл - смысл действий понимает фрагментарно, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь.
2 балла - выполняет действие после первичной и дополнительных инструкций. Нуждается в активной помощи педагога;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 балла - выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками.
5 баллов - выполняет действие самостоятельно без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне освоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году. Запланировать работу с учащейся в дальнейшем обучении.
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся
Обучение чтению во 2 классе продолжает носить практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами, с жизнью. Процесс обучения чтению организован на наглядной основе, обеспечен соответствующей системой наглядных демонстрационных пособий для индивидуальной работы учащейся, а также раздаточным дидактическим материалом и техническими средствами обучения, проведение дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создание увлекательных для детей ситуаций.
На уроках чтения учитель вводит индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами, что способствует формированию и развитию речи учащейся.
Содержание учебного предмета «Чтение» во 2 классе включает следующие разделы:
- Осень пришла – в школу пора!
- Почитаем – поиграем;
- В гостях у сказки;
- Животные рядом с нами;
- Ой ты, зимушка-зима;
- Что такое хорошо и что такое плохо;
- Весна идет;
- Чудесное рядом;
- Лето красное.
Основной формой организации процесса обучения чтению является урок. Ведущей деятельностью работы учителя с учащейся на уроке является индивидуальная работа. Организация самостоятельных работ является обязательным требованием к каждому уроку чтения. Самостоятельно выполненная учеником работа проверяется учителем, допущенные ошибки выявляются и исправляются, устанавливается причина этих ошибок, с учеником проводится работа над ошибками. При обучении чтению используются следующие приёмы обучения: сравнение, материализация (то есть умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях), демонстрация, наблюдение, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа.
- Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Чтение» входит в обязательную часть учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат» программа рассчитана на 63 часа в год (2 часа в неделю). Из них:
I четверть- ч
II четверть- ч
III четверть- ч
IV четверть - ч
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижения учащейся личностных результатов:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально - бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Программа обеспечивает достижения учащейся 2 класса базовых учебных действий:
1.Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
2.Коммуникативные действия.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать интеракцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту.
3.Регулятивные учебные действия:
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещение);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать свое рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
4.Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
- наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, устной высказывание предъявленное на бумажных и электронных носителях);
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
К концу обучения во 2 классе учащаяся должна усвоить следующие представления:
- о предварительном анализе перед чтением текста;
- об ответах на вопросы по прочитанному тексту;
- о пересказе текста по частям;
Основные требования к знаниям и умениям учащейся.
К концу обучения во 2 классе учащаяся должна уметь:
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам или с опорой на картинку
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух по слогам (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию.
- Содержание учебного предмета
В программе по чтению для учащейся 2 класса выделяются разделы.
- Осень пришла – в школу пора!
- Почитаем – поиграем;
- В гостях у сказки;
- Животные рядом с нами;
- Ой ты, зимушка-зима;
- Что такое хорошо и что такое плохо;
- Весна идет;
- Чудесное рядом;
- Лето красное.
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества. Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым ребёнок с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащаяся читает по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
С выразительностью речи учащаяся с ОВЗ продолжает знакомиться во 2 классе.
Работа с текстом. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Внеклассное чтение. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащейся: развития у неё интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
- Тематический план
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Сроки | Наглядность | Словарная работа | Основные виды учебной деятельности | |
Осень пришла – в школу пора! | 9 | ||||||
1 | «Кончилось лето» День знаний | 1 | иллюстрации | раздался | Активизация словаря | ||
2 | «Прочитай!» | 1 | предметные картинки | сердится | Чтение текста вслух | ||
3 | «Первый урок» | 1 | иллюстрации | здороваться | Расширение кругозора | ||
4 | Я. Аким «Грибной лес» | 1 | предметные картинки | Дуб лукошко | Знакомство с новыми понятиями | ||
5 | Н. Сладков«Осенние подарки» | 1 | иллюстрации | золотая осень | Активизация словаря | ||
6 | М. Ивансен «Падают, падают листья» | 1 | фотографии | вдали | Активизация словаря | ||
7 | К. Ушинский «Всякой вещи своё место» | 1 | иллюстрации | возиться | Установление с причинно-следсвенных связей | ||
8 | «Прочитай» | 1 | предметные картинки | сердится | Чтение текста вслух. | ||
9 | В. Голявкин «Зачем дети ходят в школу?» | 1 | иллюстрации | строго | Решение проблемной ситуации | ||
Почитаем - поиграем | 4 | ||||||
10 | А. Усачёв «Слоги» | 1 | карточки | слоги | Чтение слогов | ||
11 | «Прочитай» | 1 | предметные картинки | сердится | Чтение текста вслух. | ||
12 | Загадки | 1 | предметные картинки | Отгадывание загадок | |||
13 | «Доскажи словечко» | 1 | предметные картинки | Отгадывание загадок | |||
В гостях у сказки | 8 | ||||||
14 | Русская народная сказка «Лиса и волк» | 1 | иллюстрации | крапива | Характеристика персонажей | ||
15 | Русская народная сказка «Гуси и лиса» | 1 | иллюстрации | согласилась | Чтение по ролям | ||
16 | «Прочитай» | 1 | предметные картинки | сердится | Чтение текста вслух. | ||
17 | Литовская сказка «Волк и баран» | 1 | предметные картинки | Шкура пасть | Пересказывание | ||
18 | Казахская сказка «Заяц и черепаха» | 1 | сюжетные картины | наперегонки | Составление предложений | ||
19 | «Прочитай» | 1 | предметные картинки | сердится | Чтение текста вслух. | ||
20 | Мордовская сказка «Благородный медведь» | 1 | сюжетные картины | благодарный | Ответы на вопросы | ||
21 | Русская народная сказка «Умей обождать» | 1 | сюжетные картины | непослушание | Пересказывание | ||
Животные рядом с нами | 6 | ||||||
22 | Э. Шим «Я домой пришла» | 1 | сюжетные картины | стадо | Чтение вслух | ||
23 | «Прочитай» | 1 | предметные картинки | сердится | Чтение текста вслух. | ||
24 | В. Лифшиц «Баран» | 1 | предметные картинки | свитерок | Отгадывание загадок | ||
25 | «Прочитай» | 1 | предметные картинки | сердится | Чтение текста вслух. | ||
26 | В. Сутеев «Три котёнка» | 1 | сюжетные картины | обсохли | Пересказывание | ||
27 | В. Лифшиц «Пёс» | 1 | иллюстрации | За пазухой | Чтение вслух | ||
Ой ты, зимушка-зима! | 8 | ||||||
28 | Я. Аким «Первый снег» | 1 | Предметная картинка | крепость | Чтение вслух | ||
29 | С. Вангель «Снеговик-новосёл» | 1 | сюжетные картины | новосёл | Расширение кругозора | ||
30 | Е. Швед «Воробышкин домик» | 1 | фотографии | жалобно | Выборочное чтение | ||
31 | Е. Самойлова «Миша и Шура» | 1 | иллюстрации | уговаривает | Анализирование ситуации | ||
32 | И Токмакова «Живи, ёлочка» | 1 | сюжетные картины | макушка | Чтение вслух | ||
33 | В. Голявкин «Коньки купили не напрасно» | 1 | сюжетные картины | напрасно | Анализирование поступков персонажей | ||
34 | М. Пляцковский «Ромашки в январе» | 1 | иллюстрации | разноцветные | Ответы на вопросы | ||
35 | Г. Скребицкий «На лесной полянке» | 1 | иллюстрации | запрятались | Пересказывание с опорой на иллюстрацию | ||
Что такое хорошо и что такое плохо | 8 | ||||||
36 | Д. Летнёва «Подружки поссорились» | 1 | иллюстрации | рассорились | Чтение текста вслух. | ||
37 | Г. Ладонщиков «Самокат» | 1 | иллюстрации | самокат | Заучивание наизусть | ||
38 | Э. Кисилёва «Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик» | 1 | предметные картинки | скамейка | Анализирование поступков персонажей | ||
39 | И. Бутмин «Трус» | 1 | сюжетные картинки | трус | Чтение текста | ||
40 | Б. Заходер «Петя мечтает» | 1 | предметные картинки | волшебник | Чтение текста | ||
41 | В. Витка «Мёд в кармане» | 1 | сюжетные картинки | облепили | Анализирование поступков персонажей | ||
42 | А. Барто «Мостики» | 1 | иллюстрации | мостки | Заучивание наизусть | ||
43 | И. Туричин «Неряха» | 1 | иллюстрации | неряха | Анализирование поступков персонажей | ||
Весна идёт! | 10 | ||||||
44 | Я. Аким «Март» | 1 | фотографии | треплет | Заучивание наизусть | ||
45 | Ю. Коваль «Невидимка» | 1 | предметные картинки | невидимка | Чтение текста | ||
46 | В. Берестов «Праздник мам» | 1 | иллюстрации | праздник | Выразительное чтение | ||
47 | Г. Ладонщиков «Помощники весны» | 1 | иллюстрации | С укором | Чтение текста | ||
48 | Е. Чарушин «Барсук» | 1 | предметные картинки | барсук | Чтение текста по цепочке | ||
49 | С. Маршак «Весенняя песенка» | 1 | иллюстрации | стёжка | Хоровое чтение | ||
50 | В. Голявки «Подходящая вещь» | 1 | иллюстрации | Столярный кружок | Чтение текста по цепочке | ||
51 | Русская народная сказка «Как птицы лису проучили» | 1 | сюжетные картинки | разбойница | Пересказ с опорой на сюжетные картинки | ||
52 | Т. Шарыгиной «Вкусный урок» | 1 | иллюстрации | берлога | Расширение кругозора | ||
53 | М. Быков «Кому пригодилась старая Митина шапка» | 1 | сюжетные картинки | отправился | Пересказ с опорой на сюжетные картинки | ||
Чудесное рядом | 6 | ||||||
54 | Г. Цыферов «Лосёнок» | 1 | иллюстрации | лосёнок | Чтение текста цепочкой по предложению | ||
55 | Г. Цыферов «Удивление первое | 1 | иллюстрации | курятник | Чтение текста по цепочке | ||
56 | С. Козлов«Друзья» | 1 | иллюстрации | благодарность | Пересказ текста | ||
57 | М. Пришвин «Золотой луг» | 1 | иллюстрации | забава | Чтение текста по цепочке | ||
58 | В. Бианки «Неродной сын» | 1 | сюжетные картинки | барабанит | Пересказывание текста | ||
59 | В. Бианки «Небесный слон» | 1 | фотографии | хлынул | Хоровое чтение | ||
Лето красное | 4 | ||||||
60 | И. Соколов-Микитову «Светляки» | 1 | предметные картинки | светляки | Выборочное чтение | ||
61 | Г. Цыферов «Петушок и солнышко» | 1 | сюжетные картинки | пожалуйста | Пересказывание текста | ||
62 | Е. Пермяк «Раки» | 1 | сюжетные картинки | рак | Выборочное чтение | ||
63 | В. Викторов «В гости к лету» | 1 | иллюстрации | сквозь | Хоровое чтение |
7. Описание методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Учебная литература
Учебник «Чтение 2 класс», автор-составитель С. Ю. Ильина, «Просвещение», Санкт-Петербургский филиал, 2009г.
- Научно-методическая литература
-Программа по чтению специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург, 2013г.
- Кобзарева Л. Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж, «Учитель», 2003.
- Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения. М., «Просвещение», 1991.
- Колесовой Л.И. Загадки для малышей. Ярославль, «Академия развития», 2006.
- Интернет ресурсы
- Литература для учащихся
Учебник «Чтение 2 класс», авторы-составители С. Ю. Ильина, Т.М. Головкина, М.И. Шишкова, «Просвещение», Москва, 2017 г.
2.Материально-техническое обеспечение
- Демонстрационные и печатные пособия
-Карточки «Упражнения для губ и языка»
-Демонстрационное пособие «Картинный словарь»
-Наборы предметных картинок в соответствии с тематикой
-Плакат «Сиди правильно»
-Слоговые таблицы
- Детские книги для внеклассного чтения
-Сборник чистоговорок, пословиц, загадок, считалок, потешек
- Сборник «Дыхательные упражнения»
- Технические средства обучения
-Ноутбук;
-Принтер;
-Ксерокс;
-Мультимедийный проектор.
Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по чтению уч-ся 2 класса
Уровни Фамилия имя уч-ся | Минимальный | Достаточный | баллы | |||||
осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам; | пересказ содержания прочитанного текста по вопросам или с опорой на картинку | выразительное чтение наизусть 2-3 коротких стихотворений. | чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам; | ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; | пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; | выразительное чтение наизусть 3-5 стихотворений. | ||
итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.
Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность. Индивидуальное обу...
Рабочая программа по предмету "Производственное обучение (Рабочий зеленого хозяйства)" 12 класс
Рабочая программа...
Рабочие программы 1 класс надомное обучение 2 вариант
рабочие программы для ученика с ТМНР, 1 класс, 2 вариант, надомное обучение...
Рабочая программа АООП вариант 2 для VIII вида
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предметам: "Речь и альтернативная коммуникация» для детей с умеренной, тяжелой, умственной отсталостью и ТМНР обучающихся по адаптирован...
листы корректировки рабочих программ по профессионально-трудовому обучению и надомному обучению (в соответствии с режимом самоизоляции)
В листах корректировки отражены темы и часы, которые не должны были выпасть из-за введенного режима самоизоляции. Рабочие программы по швейному делу и надомному обучению скорректированы в соотве...
листы корректировки рабочих программ по профессионально-трудовому обучению и надомному обучению (в соответствии с режимом самоизоляции)2020-2021 уч год
Листы корректировки учебных программ составлены в связи с тем, что были продлены осенние каникулы по распоряжению МО Омской области....
Адаптированная рабочая программа (I вариант) ФГОС 1* - 3 класс Учебный предмет «Музыка»
Адаптированная рабочая программа (I вариант) ФГОС 1* - 3 класс Учебный предмет «Музыка»...