Рабочая программа 2 класс чтение(1 вариант, УП, обучение на дому" 2021-2022 гг.
рабочая программа

Рабочая программа по надомному обучению 2 класс 1 вариант ( чтение,)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx39.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по чтению предназначена для учащейся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), обучающейся на дому.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит учебный предмет «Чтение». На изучение данного учебного предмета во 2 классе отводится 2 часа в неделю.

Основой для реализации учебного плана является:

  1. Программа по чтению специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург, 2013г.
  2. Учебник «Чтение 2 класс», авторы-составители С. Ю. Ильина, Т.М. Головкина, М.И. Шишкова, «Просвещение», Москва, 2017 г.                              

Основная цель изучения предмета «Чтение» заключается в коррекции и развитии речемыслительных способностей учащихся с нарушениями интеллекта.

Учебный предмет «Чтение» ставит следующие задачи:

― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

― Развитие навыков устной коммуникации;

― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

В программе по чтению обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для обучающейся. Минимальный уровень является обязательным для обучающейся с умственной отсталостью.

Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 2 класса по 5-бальной шкале системы отметок (во 2 классе оценки выставляются со второго полугодия). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

оценка  «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

оценка «2» не ставится.

Оценка достижения обучающейся с умственный отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального подхода. Усвоенные обучающейся даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающуюся функцию.

В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащейся. Она состоит из анализа трех этапов:

1 этап – стартовая диагностика на начало изучения тем.

Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.

2 этап – промежуточная диагностика.

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащейся по темам изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

3 этап -  итоговая диагностика.

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаков, представленных в виде баллов:

0 баллов – не проявил данное умение (не научился);

1 балл - смысл действий понимает фрагментарно, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь.

2 балла - выполняет действие после первичной и дополнительных инструкций. Нуждается в активной помощи педагога;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла - выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками.

5 баллов - выполняет действие самостоятельно без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки.

Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне освоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году. Запланировать работу с учащейся в дальнейшем обучении.

2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся

Обучение чтению во 2 классе продолжает носить практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами, с жизнью. Процесс обучения чтению организован на наглядной основе, обеспечен соответствующей системой наглядных демонстрационных пособий для индивидуальной работы учащейся, а также раздаточным дидактическим материалом и техническими средствами обучения, проведение дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создание увлекательных для детей ситуаций.

 На уроках чтения учитель вводит индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами, что способствует формированию и развитию речи учащейся.

Содержание учебного предмета «Чтение» во 2 классе включает следующие разделы:

  • Осень пришла – в школу пора!
  • Почитаем – поиграем;
  • В гостях у сказки;
  • Животные рядом с нами;
  • Ой ты, зимушка-зима;
  • Что такое хорошо и что такое плохо;
  • Весна идет;
  • Чудесное рядом;
  • Лето красное.

Основной формой организации процесса обучения чтению является урок. Ведущей деятельностью работы учителя с учащейся на уроке является индивидуальная работа. Организация самостоятельных работ является обязательным требованием к каждому уроку чтения. Самостоятельно выполненная учеником работа проверяется учителем, допущенные ошибки выявляются и исправляются, устанавливается причина этих ошибок, с учеником проводится работа над ошибками. При обучении чтению используются следующие приёмы обучения: сравнение, материализация (то есть умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях), демонстрация, наблюдение, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Чтение» входит в обязательную часть учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Калачинская  адаптивная школа – интернат» программа рассчитана на 63 часа в год (2 часа в неделю).   Из них:  

 I  четверть-            ч

  II четверть-           ч

  III  четверть-         ч

  IV четверть -        ч

         

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижения учащейся личностных результатов:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально - бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Программа обеспечивает достижения учащейся 2 класса базовых учебных действий:

1.Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

2.Коммуникативные действия.

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать интеракцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту.

3.Регулятивные учебные действия:

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещение);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • работать  с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать свое рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

4.Познавательные учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, устной высказывание предъявленное на бумажных и электронных носителях);
  • применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные  существенные связи и отношения  между объектами и процессами.

Предметные результаты:

К концу обучения во 2 классе учащаяся должна усвоить следующие представления:

  • о предварительном анализе  перед чтением текста;
  • об ответах на вопросы по прочитанному тексту;
  • о пересказе текста по частям;

Основные требования к знаниям и умениям учащейся.

К концу обучения во 2 классе учащаяся должна уметь:

Минимальный уровень:

осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам;

пересказ содержания прочитанного текста по вопросам или с опорой на картинку

Достаточный уровень:

чтение текста после предварительного анализа вслух по слогам (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам;

ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию.

  1. Содержание учебного предмета

В программе по чтению для учащейся 2 класса выделяются разделы.

  • Осень пришла – в школу пора!
  • Почитаем – поиграем;
  • В гостях у сказки;
  • Животные рядом с нами;
  • Ой ты, зимушка-зима;
  • Что такое хорошо и что такое плохо;
  • Весна идет;
  • Чудесное рядом;
  • Лето красное.

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества. Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.

Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.

Навык чтения: совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым ребёнок с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащаяся читает по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.

С выразительностью речи учащаяся с ОВЗ продолжает знакомиться во 2 классе.

Работа с текстом. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Внеклассное чтение. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащейся: развития у неё интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

  1. Тематический план

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Наглядность

Словарная работа

Основные виды учебной деятельности

Осень пришла – в школу пора!

9

1

«Кончилось лето» День знаний

1

иллюстрации

раздался

Активизация словаря

2

«Прочитай!»

1

предметные картинки

сердится

Чтение текста вслух

3

«Первый урок»

1

иллюстрации

здороваться

Расширение кругозора

4

Я. Аким «Грибной лес»

1

предметные картинки

Дуб

лукошко

Знакомство с новыми понятиями

5

Н. Сладков«Осенние подарки»

1

иллюстрации

золотая осень

Активизация словаря

6

М. Ивансен «Падают, падают листья»

1

фотографии

вдали

Активизация словаря

7

 К. Ушинский «Всякой вещи своё место»

1

иллюстрации

возиться

Установление с причинно-следсвенных связей

8

«Прочитай»

1

предметные картинки

сердится

Чтение текста вслух.

9

 В. Голявкин «Зачем дети ходят в школу?»

1

иллюстрации

строго

Решение проблемной ситуации

Почитаем - поиграем

4

10

А. Усачёв «Слоги»

1

карточки

слоги

Чтение слогов

11

«Прочитай»

1

предметные картинки

сердится

Чтение текста вслух.

12

Загадки

1

предметные картинки

Отгадывание загадок

13

«Доскажи словечко»

1

предметные картинки

Отгадывание загадок

В гостях у сказки

8

14

Русская народная сказка «Лиса и волк»

1

иллюстрации

крапива

Характеристика персонажей

15

Русская народная сказка «Гуси и лиса»

1

иллюстрации

согласилась

Чтение по ролям

16

«Прочитай»

1

предметные картинки

сердится

Чтение текста вслух.

17

Литовская сказка «Волк и баран»

1

предметные картинки

Шкура

пасть

Пересказывание

18

Казахская сказка «Заяц и черепаха»

1

сюжетные картины

наперегонки

Составление предложений

19

«Прочитай»

1

предметные картинки

сердится

Чтение текста вслух.

20

Мордовская сказка «Благородный медведь»

1

сюжетные картины

благодарный

Ответы на вопросы

21

Русская народная сказка «Умей обождать»

1

сюжетные картины

непослушание

Пересказывание

Животные рядом с нами

6

22

 Э. Шим «Я домой пришла»

1

сюжетные картины

стадо

Чтение вслух

23

«Прочитай»

1

предметные картинки

сердится

Чтение текста вслух.

24

В. Лифшиц «Баран»

1

предметные картинки

свитерок

Отгадывание загадок

25

«Прочитай»

1

предметные картинки

сердится

Чтение текста вслух.

26

 В. Сутеев «Три котёнка»

1

сюжетные картины

обсохли

Пересказывание

27

В. Лифшиц «Пёс»

1

иллюстрации

За пазухой

Чтение вслух

Ой ты, зимушка-зима!

8

28

Я. Аким «Первый снег»

1

Предметная картинка

крепость

Чтение вслух

29

 С. Вангель «Снеговик-новосёл»

1

сюжетные картины

новосёл

Расширение кругозора

30

Е. Швед «Воробышкин домик»

1

фотографии

жалобно

Выборочное чтение

31

Е. Самойлова «Миша и Шура»

1

иллюстрации

уговаривает

Анализирование ситуации

32

И Токмакова «Живи, ёлочка»

1

сюжетные картины

макушка

Чтение вслух

33

 В. Голявкин «Коньки купили не напрасно»

1

сюжетные картины

напрасно

Анализирование поступков персонажей

34

 М. Пляцковский «Ромашки в январе»

1

иллюстрации

разноцветные

Ответы на вопросы

35

 Г. Скребицкий «На лесной полянке»

1

иллюстрации

запрятались

Пересказывание с опорой на иллюстрацию

Что такое хорошо и что такое плохо

8

36

Д. Летнёва «Подружки поссорились»

1

иллюстрации

рассорились

Чтение текста вслух.

37

Г. Ладонщиков «Самокат»

1

иллюстрации

самокат

Заучивание наизусть

38

 Э. Кисилёва «Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик»

1

предметные

картинки

скамейка

Анализирование поступков персонажей

39

И. Бутмин «Трус»

1

сюжетные

картинки

трус

Чтение текста

40

 Б. Заходер «Петя мечтает»

1

предметные

картинки

волшебник

Чтение текста

41

 В. Витка «Мёд в кармане»

1

сюжетные

картинки

облепили

Анализирование поступков персонажей

42

А. Барто «Мостики»

1

иллюстрации

мостки

Заучивание наизусть

43

 И. Туричин «Неряха»

1

иллюстрации

неряха

Анализирование поступков персонажей

Весна идёт!

10

44

Я. Аким «Март»

1

фотографии

треплет

Заучивание наизусть

45

Ю. Коваль «Невидимка»

1

предметные

картинки

невидимка

Чтение текста

46

В. Берестов «Праздник мам»

1

иллюстрации

праздник

Выразительное чтение

47

Г. Ладонщиков «Помощники весны»

1

иллюстрации

С укором

Чтение текста

48

Е. Чарушин «Барсук»

1

предметные

картинки

барсук

Чтение текста по цепочке

49

С. Маршак «Весенняя песенка»

1

иллюстрации

стёжка

Хоровое чтение

50

 В. Голявки «Подходящая вещь»

1

иллюстрации

Столярный кружок

Чтение текста по цепочке

51

Русская народная сказка «Как птицы лису проучили»

1

сюжетные

картинки

разбойница

Пересказ с опорой на сюжетные картинки

52

Т. Шарыгиной «Вкусный урок»

1

иллюстрации

берлога

Расширение кругозора

53

 М. Быков «Кому пригодилась старая Митина шапка»

1

сюжетные

картинки

отправился

Пересказ с опорой на сюжетные картинки

Чудесное рядом

6

54

Г. Цыферов «Лосёнок»

1

иллюстрации

лосёнок

 Чтение текста цепочкой по предложению

55

Г. Цыферов «Удивление первое

1

иллюстрации

курятник

Чтение текста по цепочке

56

С. Козлов«Друзья»

1

иллюстрации

благодарность

Пересказ текста

57

М. Пришвин «Золотой луг»

1

иллюстрации

забава

Чтение текста по цепочке

58

В. Бианки «Неродной сын»

1

сюжетные

картинки

барабанит

Пересказывание текста

59

 В. Бианки «Небесный слон»

1

фотографии

хлынул

Хоровое чтение

Лето красное

4

60

 И. Соколов-Микитову «Светляки»

1

предметные

картинки

светляки

Выборочное чтение

61

Г. Цыферов «Петушок и солнышко»

1

сюжетные

картинки

пожалуйста

Пересказывание текста

62

Е. Пермяк «Раки»

1

сюжетные

картинки

рак

Выборочное чтение

63

В. Викторов «В гости к лету»

1

иллюстрации

сквозь

Хоровое чтение

7. Описание методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Учебно-методическое обеспечение:

  • Учебная литература

Учебник «Чтение 2 класс», автор-составитель С. Ю. Ильина, «Просвещение», Санкт-Петербургский филиал, 2009г.  

  • Научно-методическая литература

-Программа по чтению специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург, 2013г.

- Кобзарева Л. Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж, «Учитель», 2003.

- Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения. М., «Просвещение», 1991.

- Колесовой Л.И. Загадки для малышей. Ярославль, «Академия развития», 2006.

- Интернет ресурсы

  • Литература для учащихся

Учебник «Чтение 2 класс», авторы-составители С. Ю. Ильина, Т.М. Головкина, М.И. Шишкова, «Просвещение», Москва, 2017 г.  

2.Материально-техническое обеспечение

  • Демонстрационные и печатные пособия

-Карточки «Упражнения для губ и языка»

-Демонстрационное пособие «Картинный словарь»

-Наборы предметных картинок в соответствии с тематикой

-Плакат «Сиди правильно»

-Слоговые таблицы

- Детские книги для внеклассного чтения

-Сборник чистоговорок, пословиц, загадок, считалок, потешек

- Сборник «Дыхательные упражнения»

  • Технические средства обучения

-Ноутбук;

-Принтер;

-Ксерокс;

-Мультимедийный проектор.

Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по чтению уч-ся 2 класса

Уровни

Фамилия имя уч-ся

Минимальный

Достаточный

баллы

осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам;

пересказ содержания прочитанного текста по вопросам или с опорой на картинку

выразительное чтение наизусть 2-3 коротких стихотворений.

чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам;

ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

выразительное чтение наизусть 3-5 стихотворений.

                              итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

Рабочие программы 1 класс надомное обучение 2 вариант

рабочие программы для ученика с ТМНР, 1 класс, 2 вариант, надомное обучение...

Рабочая программа АООП вариант 2 для VIII вида

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предметам: "Речь и альтернативная коммуникация» для детей с умеренной, тяжелой, умственной отсталостью и ТМНР обучающихся по адаптирован...

листы корректировки рабочих программ по профессионально-трудовому обучению и надомному обучению (в соответствии с режимом самоизоляции)

В листах корректировки отражены темы и часы, которые не должны были  выпасть из-за введенного режима самоизоляции. Рабочие программы по швейному делу и надомному обучению скорректированы в соотве...

листы корректировки рабочих программ по профессионально-трудовому обучению и надомному обучению (в соответствии с режимом самоизоляции)2020-2021 уч год

Листы корректировки учебных программ составлены  в связи с тем, что были продлены осенние каникулы по распоряжению МО Омской области....

Адаптированная рабочая программа (I вариант) ФГОС 1* - 3 класс Учебный предмет «Музыка»

Адаптированная рабочая программа  (I вариант) ФГОС  1* - 3 класс Учебный предмет «Музыка»...