Рабочая программа для детей с НИ 5 класс (I вариант УП) по профильному труду
рабочая программа (5 класс)

Кузнецова Наталья Валерьевна

 

Программа по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5 классе составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня его общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной коррекции.

Обучение подготовке младшего обслуживающего персонала имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается в том, что все знания и навыки обучающиеся получают практическим путем в процессе упражнений. Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков с опорой на сохранные возможности. Для каждого этапа обучения характерны определенные методические приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof.trud_5_klass_fgos.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»

1.  Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Профильный труд» для 5 класса разработана для надомного обучения с ребенком с легкой умственной отсталостью на  основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013) N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью»

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/Министерствово образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017

4. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка и осуществления деятельности по основным образовательным программам –  начального общего, основного общего и среднего общего образования»

5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образовательного учреждения

6. Учебный план образовательного учреждения.

При разработке  программы были использованы программно-методические материалы:

- Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.

Представленная программа нацелена на повышение уровня активности обучающихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Что предполагает формирование у обучающихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений.

Программа содержит большой познавательный материал, при изучении которого развиваются мышление, внимание, память, способность анализировать, сравнивать, выделять сходство и различие понятий, умение планировать деятельность, работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.

При выполнении практических заданий развиваются глазомер, мелкая и общая моторика, координация движений. Трудовая деятельность благотворно сказывается на становлении личностей учащихся: корригируются нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы, развивается умение преодолевать трудности, воспитываются самостоятельность, инициативность, стремление доводить начатое дело до конца.

При оценке выполненных работ формируется умение анализировать свою деятельность, устойчивая и адекватная самооценка, правильное отношение к критике.

Содержание уроков подготовки младшего обслуживающего персонала – доступное и понятное учащимся с нарушениями интеллектуального развития, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.

Цель реализации программы по учебному предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала»: формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) новых трудовых компетенций.

Программа по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5 классе решает следующие задачи:

- развитие интереса к трудовой деятельности;

- освоение отдельных операций и технологий;

- развитие у обучающихся умения осуществлять самоконтроль при выполнении практической деятельности;

- развитие речи обучающихся на основе их практической деятельности;

- расширение знаний о материалах, правилах безопасного использования.

Основная форма обучения - урок. Объяснение теоретического материала должно быть четким и носить исчерпывающий характер, чтобы ученик мог спланировать свою работу и самостоятельно ее выполнить.

Для эффективности работы применяются следующие методы: словесные, наглядные, практические и такие приемы, как  подбор занимательного материала, использование индивидуальных заданий, планирование предстоящей работы, словесный отчет о проделанной, работа творческого характера.

Выбор метода и приема определяется возрастными, а также индивидуальными и типологическими особенностями обучающихся.

2. Общая характеристика учебного предмета

Программа по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5 классе составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня его общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной коррекции.

Обучение подготовке младшего обслуживающего персонала имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается в том, что все знания и навыки обучающиеся получают практическим путем в процессе упражнений. Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков с опорой на сохранные возможности. Для каждого этапа обучения характерны определенные методические приемы.

Особое внимание в данной программе уделяется усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению обучающегося к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда.

Объем работ, выполнение которых запланировано, невелик. Учителю следует стремиться к тому, чтобы обучающиеся доводили начатое дело до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества работы.

Программа по предмету «Профильный труд» (профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала») в 5 классе состоит из разделов, соединенных между собой.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Вводное занятие

1

1.

Работа с бумагой

4

2.

Работа с тканью

5

3.

Работа с картоном и бумагой

4

4.

Уход за комнатными растениями

3

Итого

17

3. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Профильный труд» входит в образовательную область «Технология» и изучается школьниками с лёгкой степенью умственной отсталостью  в соответствии с требованиями ФГОС.

Количество часов, предусмотренных учебным планом.

Учебный предмет

Часов в неделю

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Часов

в год

Профильный труд

0.5

17

4. Планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат только личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся.

Личностные результаты освоения программы по  предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5 классе  включают:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем;
  • формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;
  • воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. При этом некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием программы по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала», характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способности их применения в практической деятельности и жизни.

В  программе 5 класса по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения  этого уровня  не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Минимальный уровень:

  • владение основными приемами работы инструментами;
  • представления о различных видах профильного труда;
  • понимание значения и ценности труда;
  • умение организовать своё рабочее место;
  • понимание необходимости соблюдения порядка и аккуратности  в процессе выполнения трудовых заданий;

Достаточный уровень

  • экономное и бережное расходование материалов;
  • знание оптимальных и доступных технологических приемов работы ручным инструментом
  • выполнение самоконтроля выполняемых практических действий с исправлением допущенных ошибок;
  • осознание общественной значимости собственного труда, собственных достижений в области трудовой деятельности;

Критерии оценивания предметных результатов

Нормы оценок теоретических знаний

При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины.

Отметка «5» ставится, если ученик:

- полностью усвоил учебный материал;

- умеет изложить учебный материал своими словами;

- правильно и обстоятельно отвечает на основные и дополнительные  вопросы учителя;

- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами.

Отметка «4» ставится, если ученик:

- в основном усвоил учебный материал;

- допускает незначительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;

- правильно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;

- подтверждает ответ конкретными примерами.

Отметка «3» ставится, если ученик:

- не усвоил существенную часть учебного материала;

- допускает значительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;

- не всегда и (или) неполно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;

- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами.

Отметка «2» ставится, если ученик:

- не усвоил учебный материал;

- не может изложить учебный материал своими словами;

- не отвечает на большинство основных и дополнительных вопросов учителя.

- не может подтвердить ответ конкретными примерами.

Отметка «1»  за устные ответы не ставится.

Изучение предмета «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные учебные действия включают следующие умения:

  • гордиться своими успехами и достижениями;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • активно включаться в общеполезную деятельность.

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

  • поддерживать коммуникацию при выполнении учебных и трудовых задач;
  • вступать в диалог и поддерживать его с педагогом для решения различных учебных задач;
  • ориентироваться в предложенных источниках информации для решения познавательных задач.

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

  • принимать поставленные цели и задачи решения учебных и практических задач;
  • действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных и практических  задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • осуществлять самоконтроль в процессе деятельности;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия включают следующие умения:

  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) в практической деятельности при решении учебных задач;
  • использовать в учебной деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Диагностика базовых учебных действий проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемых в образовательном учреждении.

5. Содержание программы

1. Вводное занятие.

Техника безопасности и правила поведения на уроках труда.

2. Работа с бумагой:

- бумага: виды, назначение;

- измерительная линейка: устройство, назначение, правила пользования;

- клей: назначение, свойства;

- ножницы канцелярские: устройство, безопасное пользование;

- изделия: аппликации «Жилая комната», «Дом»;

- разметка деталей, вырезание и наклеивание деталей.

3. Работа с тканью:

- ткань: применение, виды, названия, лицевая и изнаночная стороны, долевые и поперечные срезы;

- требования к выполнению шва в подгибку с закрытым срезом;

- электроутюг: назначение, устройство, пользование, правила безопасности при обращении;

- изделие: салфетка для протирки мебели, обработанная швом в подгибку с закрытым срезом;

- утюжка изделия.

4. Работа с картоном и бумагой:

- картон: применение и свойства;

- обои;

- нож для рицевания картона: приемы работы, безопасное пользование;

- изготовление шаблонов заданной ширины, разметка деталей из бумаги;

- раскрашивание пола, оклеивание стен обоями, приклеивание аппликаций.

5. Уход за комнатными растениями:

- комнатные растения, названия, светолюбивые и теневыносливые растения;

- полив цветов: требования к температуре и качеству воды, периодичность, приемы;

- обрезка и сбор сухих листьев, чистка и промывка поддонов, обтирание цветочных горшков;

- опрыскивание и полив растений.

6. Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Сроки

Основные виды учебной деятельностиобучающихся

Вводное занятие – 1 ч

1

Беседа о труде и рабочих профессиях

1

Рассказ учащихся об известных им профессиях. Ответы на вопросы учителя. Рассматривание иллюстраций о профессиях. Беседа.

Работа с бумагой – 4 ч

2

Аппликация «Жилая комната» (детали аппликации: окно, шкаф, диван и др.).

2

Повторение правил безопасного трудас ножницами, клеем. Называние инструментов для работы с бумагой. Составление алгоритма работы. Рассказ о проделанной работе.

3

Аппликация «Дом» (здание, цветник, ограда, деревья, дорожки)

1

Повторение правил безопасного труда. Составление пошагового плана выполнения алгоритма аппликации. Рассказ о проделанной работе.

Работа с тканью– 5 ч

4

Ткань: применение, виды, названия видов ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани

1

Знакомство с видами ткани, их применением. Записывание названия тканей в тетрадь. Знакомство с понятиями: лицевая, изнаночная сторона ткани

5

Виды пуговиц.

Пришивание пуговицы.

Способы пришивания пуговиц.

2

Знакомство с видами пуговиц. Способы пришивания пуговиц. Практическая работа

6

Выполнение швов

       1

Знакомство с требованиями к выполнению шва вподгибку. Рассказ о проделанной работе

7

Вырезание выкройки мешочка, проверка выкройки измерением, сложением сторон.

1

Повторение правил безопасного труда. Составление алгоритма. Вырезание выкройки. Рассказ о проделанной работе.

Работа с картоном и бумагой–4 ч

8

Картон: применение и свойства.

Изготовление шаблонов заданной ширины

1

Повторение о свойствах и применении картона. Определение образцов бумаги и картона.

9

Макет комнаты из картона и бумаги

2

Повторение правил безопасного труда. Составление алгоритма макета. Называние предметов мебели.

10

Обои: назначение, виды.

 Оклеивание стен макета обоями

1

Знакомство с видами и назначением обоев. Работа с измерительной линейкой

Уход за комнатными растениями – 3 ч

11

Комнатные растения: названия.

Требования к размещению растений

1

Комнатные растения: названия

Знакомство с требованиями к размещению комнатных растений

12

Полив цветов. Требования к воде

Периодичность и приемы полива цветов

Подготовка воды для полива

1

Знакомство с правилами полива и требованиями к воде для полива комнатных растений

Знакомство с периодичностью и приемами полива цветов

Подготовка воды для полива

13

 

Приспособления для опрыскивания

Опрыскивание и полив растений

1

Знакомство с приспособлениями для опрыскивания

Опрыскивание и полив растений

7. Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

  1. учебная литература:

- учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология»/А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013 г.;

- дидактический материал по главным темам курса;

2) научно-методическая литература:

- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл./Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» («Подготовка младшего обслуживающего персонала»);

- Субчиве В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5-9 классы. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.;

- Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вентана – Граф», 1997;

- интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения

Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения...

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по русскому языку 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по предмету "Музыка" 3 класс 1 вариант УП

Рабочая программа по предмету "Музыка" 3 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класс 1 вариант УП

Рабочая программа по предмету "Музыка"  5 клаасс адаптивная школа-интернат для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)...