Рабочая программа для детей с НИ 5 класс (I вариант УП) по профильному труду
рабочая программа (5 класс)
Программа по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5 классе составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня его общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной коррекции.
Обучение подготовке младшего обслуживающего персонала имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается в том, что все знания и навыки обучающиеся получают практическим путем в процессе упражнений. Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков с опорой на сохранные возможности. Для каждого этапа обучения характерны определенные методические приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof.trud_5_klass_fgos.docx | 32.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
1. Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Профильный труд» для 5 класса разработана для надомного обучения с ребенком с легкой умственной отсталостью на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013) N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью»
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/Министерствово образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017
4. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка и осуществления деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»
5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образовательного учреждения
6. Учебный план образовательного учреждения.
При разработке программы были использованы программно-методические материалы:
- Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
Представленная программа нацелена на повышение уровня активности обучающихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Что предполагает формирование у обучающихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений.
Программа содержит большой познавательный материал, при изучении которого развиваются мышление, внимание, память, способность анализировать, сравнивать, выделять сходство и различие понятий, умение планировать деятельность, работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
При выполнении практических заданий развиваются глазомер, мелкая и общая моторика, координация движений. Трудовая деятельность благотворно сказывается на становлении личностей учащихся: корригируются нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы, развивается умение преодолевать трудности, воспитываются самостоятельность, инициативность, стремление доводить начатое дело до конца.
При оценке выполненных работ формируется умение анализировать свою деятельность, устойчивая и адекватная самооценка, правильное отношение к критике.
Содержание уроков подготовки младшего обслуживающего персонала – доступное и понятное учащимся с нарушениями интеллектуального развития, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.
Цель реализации программы по учебному предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала»: формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) новых трудовых компетенций.
Программа по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5 классе решает следующие задачи:
- развитие интереса к трудовой деятельности;
- освоение отдельных операций и технологий;
- развитие у обучающихся умения осуществлять самоконтроль при выполнении практической деятельности;
- развитие речи обучающихся на основе их практической деятельности;
- расширение знаний о материалах, правилах безопасного использования.
Основная форма обучения - урок. Объяснение теоретического материала должно быть четким и носить исчерпывающий характер, чтобы ученик мог спланировать свою работу и самостоятельно ее выполнить.
Для эффективности работы применяются следующие методы: словесные, наглядные, практические и такие приемы, как подбор занимательного материала, использование индивидуальных заданий, планирование предстоящей работы, словесный отчет о проделанной, работа творческого характера.
Выбор метода и приема определяется возрастными, а также индивидуальными и типологическими особенностями обучающихся.
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5 классе составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня его общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной коррекции.
Обучение подготовке младшего обслуживающего персонала имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается в том, что все знания и навыки обучающиеся получают практическим путем в процессе упражнений. Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков с опорой на сохранные возможности. Для каждого этапа обучения характерны определенные методические приемы.
Особое внимание в данной программе уделяется усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению обучающегося к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда.
Объем работ, выполнение которых запланировано, невелик. Учителю следует стремиться к тому, чтобы обучающиеся доводили начатое дело до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества работы.
Программа по предмету «Профильный труд» (профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала») в 5 классе состоит из разделов, соединенных между собой.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
Вводное занятие | 1 | |
1. | Работа с бумагой | 4 |
2. | Работа с тканью | 5 |
3. | Работа с картоном и бумагой | 4 |
4. | Уход за комнатными растениями | 3 |
Итого | 17 |
3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Профильный труд» входит в образовательную область «Технология» и изучается школьниками с лёгкой степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС.
Количество часов, предусмотренных учебным планом.
Учебный предмет | Часов в неделю | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Часов в год |
Профильный труд | 0.5 | 17 |
4. Планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат только личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся.
Личностные результаты освоения программы по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5 классе включают:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- развитие навыков сотрудничества с учителем;
- формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;
- воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. При этом некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием программы по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала», характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способности их применения в практической деятельности и жизни.
В программе 5 класса по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень:
- владение основными приемами работы инструментами;
- представления о различных видах профильного труда;
- понимание значения и ценности труда;
- умение организовать своё рабочее место;
- понимание необходимости соблюдения порядка и аккуратности в процессе выполнения трудовых заданий;
Достаточный уровень
- экономное и бережное расходование материалов;
- знание оптимальных и доступных технологических приемов работы ручным инструментом
- выполнение самоконтроля выполняемых практических действий с исправлением допущенных ошибок;
- осознание общественной значимости собственного труда, собственных достижений в области трудовой деятельности;
Критерии оценивания предметных результатов
Нормы оценок теоретических знаний
При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины.
Отметка «5» ставится, если ученик:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить учебный материал своими словами;
- правильно и обстоятельно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами.
Отметка «4» ставится, если ученик:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
- правильно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- подтверждает ответ конкретными примерами.
Отметка «3» ставится, если ученик:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
- не всегда и (или) неполно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами.
Отметка «2» ставится, если ученик:
- не усвоил учебный материал;
- не может изложить учебный материал своими словами;
- не отвечает на большинство основных и дополнительных вопросов учителя.
- не может подтвердить ответ конкретными примерами.
Отметка «1» за устные ответы не ставится.
Изучение предмета «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия включают следующие умения:
- гордиться своими успехами и достижениями;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- активно включаться в общеполезную деятельность.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- поддерживать коммуникацию при выполнении учебных и трудовых задач;
- вступать в диалог и поддерживать его с педагогом для решения различных учебных задач;
- ориентироваться в предложенных источниках информации для решения познавательных задач.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- принимать поставленные цели и задачи решения учебных и практических задач;
- действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных и практических задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- осуществлять самоконтроль в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия включают следующие умения:
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) в практической деятельности при решении учебных задач;
- использовать в учебной деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Диагностика базовых учебных действий проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемых в образовательном учреждении.
5. Содержание программы
1. Вводное занятие.
Техника безопасности и правила поведения на уроках труда.
2. Работа с бумагой:
- бумага: виды, назначение;
- измерительная линейка: устройство, назначение, правила пользования;
- клей: назначение, свойства;
- ножницы канцелярские: устройство, безопасное пользование;
- изделия: аппликации «Жилая комната», «Дом»;
- разметка деталей, вырезание и наклеивание деталей.
3. Работа с тканью:
- ткань: применение, виды, названия, лицевая и изнаночная стороны, долевые и поперечные срезы;
- требования к выполнению шва в подгибку с закрытым срезом;
- электроутюг: назначение, устройство, пользование, правила безопасности при обращении;
- изделие: салфетка для протирки мебели, обработанная швом в подгибку с закрытым срезом;
- утюжка изделия.
4. Работа с картоном и бумагой:
- картон: применение и свойства;
- обои;
- нож для рицевания картона: приемы работы, безопасное пользование;
- изготовление шаблонов заданной ширины, разметка деталей из бумаги;
- раскрашивание пола, оклеивание стен обоями, приклеивание аппликаций.
5. Уход за комнатными растениями:
- комнатные растения, названия, светолюбивые и теневыносливые растения;
- полив цветов: требования к температуре и качеству воды, периодичность, приемы;
- обрезка и сбор сухих листьев, чистка и промывка поддонов, обтирание цветочных горшков;
- опрыскивание и полив растений.
6. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Сроки | Основные виды учебной деятельностиобучающихся |
Вводное занятие – 1 ч | ||||
1 | Беседа о труде и рабочих профессиях | 1 | Рассказ учащихся об известных им профессиях. Ответы на вопросы учителя. Рассматривание иллюстраций о профессиях. Беседа. | |
Работа с бумагой – 4 ч | ||||
2 | Аппликация «Жилая комната» (детали аппликации: окно, шкаф, диван и др.). | 2 | Повторение правил безопасного трудас ножницами, клеем. Называние инструментов для работы с бумагой. Составление алгоритма работы. Рассказ о проделанной работе. | |
3 | Аппликация «Дом» (здание, цветник, ограда, деревья, дорожки) | 1 | Повторение правил безопасного труда. Составление пошагового плана выполнения алгоритма аппликации. Рассказ о проделанной работе. | |
Работа с тканью– 5 ч | ||||
4 | Ткань: применение, виды, названия видов ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани | 1 | Знакомство с видами ткани, их применением. Записывание названия тканей в тетрадь. Знакомство с понятиями: лицевая, изнаночная сторона ткани | |
5 | Виды пуговиц. Пришивание пуговицы. Способы пришивания пуговиц. | 2 | Знакомство с видами пуговиц. Способы пришивания пуговиц. Практическая работа | |
6 | Выполнение швов | 1 | Знакомство с требованиями к выполнению шва вподгибку. Рассказ о проделанной работе | |
7 | Вырезание выкройки мешочка, проверка выкройки измерением, сложением сторон. | 1 | Повторение правил безопасного труда. Составление алгоритма. Вырезание выкройки. Рассказ о проделанной работе. | |
Работа с картоном и бумагой–4 ч | ||||
8 | Картон: применение и свойства. Изготовление шаблонов заданной ширины | 1 | Повторение о свойствах и применении картона. Определение образцов бумаги и картона. | |
9 | Макет комнаты из картона и бумаги | 2 | Повторение правил безопасного труда. Составление алгоритма макета. Называние предметов мебели. | |
10 | Обои: назначение, виды. Оклеивание стен макета обоями | 1 | Знакомство с видами и назначением обоев. Работа с измерительной линейкой | |
Уход за комнатными растениями – 3 ч | ||||
11 | Комнатные растения: названия. Требования к размещению растений | 1 | Комнатные растения: названия Знакомство с требованиями к размещению комнатных растений | |
12 | Полив цветов. Требования к воде Периодичность и приемы полива цветов Подготовка воды для полива | 1 | Знакомство с правилами полива и требованиями к воде для полива комнатных растений Знакомство с периодичностью и приемами полива цветов Подготовка воды для полива | |
13
| Приспособления для опрыскивания Опрыскивание и полив растений | 1 | Знакомство с приспособлениями для опрыскивания Опрыскивание и полив растений |
7. Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
- учебная литература:
- учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология»/А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013 г.;
- дидактический материал по главным темам курса;
2) научно-методическая литература:
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл./Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» («Подготовка младшего обслуживающего персонала»);
- Субчиве В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5-9 классы. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.;
- Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вентана – Граф», 1997;
- интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения
Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения...
Рабочая программа по математике для 11 класса (УМК А.Г. Мордкович, профильный уровень)
УМК А.Г. Мордкович, профильный уровень...
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по русскому языку 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по предмету "Музыка" 3 класс 1 вариант УП
Рабочая программа по предмету "Музыка" 3 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класс 1 вариант УП
Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 клаасс адаптивная школа-интернат для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)...