Рабочая программа внеурочной деятельности «Будь здоров!»
рабочая программа (6 класс)
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 6 классе и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_bud_zdorov.docx | 42.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Будь здоров!»
(направление: спортивно-оздоровительное).
6 класс (34часа).
1.Пояснительная записка.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 7 классе и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования.
Программа разработана на основе:
-Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации";
-приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года N 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года N 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
2.Общая характеристика.
Сегодня в России очень много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Поэтому, чем раньше у человека формируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботиться о своём здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом, детский возраст человека характеризуется неравномерным и разносторонним развитием органов и систем. Молодой возраст, начинающийся с 12 лет, можно условно назвать самым аутоагрессивным временем. Именно в этом возрасте большое влияние на жизнь и здоровье ребенка могут оказать отрицательное воздействие такие факторы как курение, алкоголь, наркотики. На этот же возраст приходится пренебрежения к элементарным правилам гигиены и питания. Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности.
Программа «Будь здоров!» интересна и нужна учащимся. Он включает вопросы правильного питания, гигиены и культуры питания. Изучается материал об инфекционных и функциональных заболеваниях, связанных с неправильным питанием, а также вопросы о вреде алкоголя, никотина, наркотиков. Также затрагиваются вопросы психического здоровья детей, ведь этот неотъемлемая часть здоровья ученика в целом.
Программа поможет учащимся выявить первопричины нарушения здоровья, объяснить влияние различных факторов на организм человека, расширит представление учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, будет способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Программа ориентирована на учащихся 6-х классов и содержит 4 раздела: «Здоровье и здоровый образ жизни» - 11 часов, «Личная гигиена» - 8 часов, «Питание и здоровье» - 8 часов, «Познай самого себя» - 6 часов + вводное и заключительное занятия. Всего курс рассчитан на 35 часов, каждое из которых равно по продолжительности академическому часу, что позволяет проводить ее в рамках внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 6 классов согласно требованиям ФГОС основного общего образования.
Методы работы: практические работы, лекции, беседы, групповая работа, просмотр видеосюжетов.
.3. Цели и задачи.
Цель: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
Обучающие
- Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья;
- Способствовать формированию у учащихся целостного представления о здоровом образе жизни;
- Сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни.
Воспитательные
- Воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Развивающие
- Формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию.
4. Результаты освоения программы
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих компетенций:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
- Привлечение родителей к совместной деятельности .
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров» обучающиеся должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
6. Содержание программы.
Содержательные модули | Мероприятия | Формы реализации |
Питание | Основы рационального и здорового питания. Правила питания, направленных на сохранения и укрепление здоровья. Соблюдать правила рационального питания Творческий проект «Классный завтрак» формирование представления о важности завтрака как обязательной составляющей ежедневного рациона питания; формирование готовности соблюдать режим питания. самостоятельная работа. развитие представления о пользе и значении различных продуктов питания; Представления о правилах этикета. Представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народов. История и традиции своего народа, и культуре и традициям других народов Исследование «Как контролировать свое питание в соответствии своему образу жизни» | Классный час Внеклассное мероприятие. |
Физическая активность | Развитие интереса к различным видам спортивных занятий; расширение знаний о видах спортивных занятий; развитие навыков работы в команде, интереса к коллективной деятельности. Представления о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и привычках развитие интереса к различным видам спортивных занятий; расширение знаний о видах спортивных занятий; развитие навыков работы в команде, интереса к коллективной деятельности. Побуждение подростков к занятиям различными видами спорта самостоятельная работа. Исследовательский проект «Каким видом спорта заняться» развитие интереса к различным видам спортивных занятий; расширение знаний о различных видах подвижных игр; развитие навыков работы в команде. самостоятельная работа. | Самостоятельная работа, внеклассная работа |
Режим дня | Зачем нужен режим дня. Составления рационального режима дня и отдыха. Следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособностей, утомляемости, напряжённости различных видов деятельности. Выполнение контроля режима активной деятельности и отдыха. Оптимальный режим дня с учетом учебных и внеучебных нагрузок. Планирование и рациональное распределение учебных нагрузок и отдыха в период подготовке к экзаменам. Профилактика переутомляемости и перенапряжения Исследовательский проект «Секреты хорошего настроения» развитие представления об основных компонентах режима дня; развитие навыка планирования своей деятельности в течение дня; формирование представления о времени как ценном ресурсе в достижении жизненных целей, о скрытых ресурсах времени. Аналитический проект «Каникулы дело серьёзное» развитие представления об эффективном планировании своей деятельности в течение дня; развитие представления о резервах времени, факторах, влияющих на эффективность деятельности; развитие интереса к чтению. развитие навыков планирования своего дня; формирование интереса к деятельности, связанной с планированием. | самостоятельная работа, классный час |
Эффективная организация учебной деятельности | Аналитическое занятие «Правила успешной учебы». Эффективность организации учебной деятельности. Виды памяти Исследовательское занятие «Секреты Мнемозины» | Внеклассное мероприятие, классный час |
Профилактика раннего наркотизма | Этапы развития зависимости от наркотиков. Влияние психоактивных веществ на здоровье и социальный статус человека Влияние курения на здоровье человека Негативные социальные последствия курения. Аналитический проект «Сколько стоит капля никотина» представления о негативном влиянии курения на здоровье человека; представления о негативных социальных последствиях курения Игровой проект «Суд идет. Кто отвечает за здоровье» Представления о негативном влиянии курения на организм человека; Формирование представления об ответственности человека за собственное здоровье. Описание ситуаций для обсуждения | Внеклассное мероприятие, классный час |
Гигиена | Что такое гигиена. Правильный выбор средств гигиены, знания и навыки подростков. Правила выбора косметических средств для подростка. Проект-конструктор «Клуб косметон» Внешность зависит от самого человека (его умения и готовности соблюдать гигиенические правила, умения выбирать косметические средства) Возможности косметологии для подростков Негативное последствия нанесения татуировки, использования пирсинга, курения и употребления алкоголя на внешность человека. Исследовательский проект « От чего зависит работоспособность» | Самостоятельная работа, внеклассное мероприятие |
Взаимодействие с окружающими | Аналитический проект «За компанию» Представления о необходимости бережного и внимательного отношения к близкому человеку; Формирование представлений о личной ответственности за дружеские отношения, границах этой ответственности; Коммуникативные навыки подростков, научится эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях, взаимодействие в команде и умение оценивать себя, а также поступки и поведение других людей. Игра «Можно ли избежать конфликтов» | Классный час, деловая игра |
7. Тематическое планирование.
7 класс (34 часа).
Дата | №п/п | Содержание модуля | количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
Модуль «Питание» 4 час | ||||
2.09 | 1 | Пища и ее роль в жизнедеятельности человека | 1 час | Объяснить значение роли пищи в жизнедеятельности человека |
9.09 | 2 | Правила рационального здорового питания | 1 час | Самостоятельно разрабатывать правила рационального здорового питания |
16.09 | 3 | Исследование «Почему нужен завтрак» | 1 час | Проводить исследование по предложенной тематике. Обобщать информацию и делать вывод о том, почему нужен завтрак |
23.09 | 4 | Творческий проект «Классный завтрак» | 1 час | Объяснять, какую роль играет завтрак в жизнедеятельности человека. Работать с различными источниками информации |
Модуль «Физическая активность» 5 час | ||||
30.09 | 5 | Виды спорта, риски для здоровья неадекватных нагрузок | 1 час | Рассказать о видах спорта . Объяснять риски для здоровья неадекватных нагрузок |
7.10 | 6 | Побуждение подростков к занятиям различными видами спорта | 1 час | Побуждать своих товарищей к занятиям различными видами спорта |
14.10 21.10 11.11 | 7 8 9 | Исследовательский проект «Каким видом спорта заняться» | 3 час | Объяснять значение занятий спортом для физического здоровья подростков |
Модуль «Режим дня» 8 час | ||||
18.11 | 10 | Основные компоненты режима дня | 1 час | Уметь составлять рациональ- ный режим дня и отдыха. |
25.11 | 11 | Навыки планирования своей деятельности течении недели | 1час | Разрабатывать рациональный режим дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособностей, утомляемости, напряжённости различных видов деятельности. |
2.12 | 12 | Влияние соблюдения режима дня на самочувствие, здоровье, настроение | 1 час | Выполнять контроль режима активной деятельности и отдыха |
9.12 16.12 | 13 14 | Исследовательский проект «Секреты хорошего настроения» | 2 час | Понимать роль времени как ценном ресурсе в достижении жизненных целей, о скрытых ресурсах времени. |
23.12 30.12 | 15 16 17 | Аналитический проект «Каникулы дело серьёзное» | 3 час | Разрабатывать рациональный режим каникулярного отдыха на основе знаний о динамике работоспособностей, утомляемости, напряжённости различных видов деятельности. |
Модуль «Эффективная организация учебной деятельности» 3 час | ||||
18 | Правила успешной учебы | 1 час | Знать правила рациональной организации своего рабочего времени | |
19 | Эффективность организации учебной деятельности | 1 час | Объяснять, что влияет на эффективность организации учебной деятельности. | |
20 | Секреты Мнемозины | 1 час | Рассказывать о негативных факторах, влияющих на развитие памяти | |
Модуль «Профилактика раннего наркотизма» 6 час | ||||
21 | Этапы развития зависимости от наркотиков | 1 час | Объяснять отрицательное воздействие наркотиков на организм человека | |
22 | Влияния психоактивных веществ на здоровье и социальный статус человека | 1 час | Объяснять отрицательное воздействие психоактивных веществ на организм человека | |
23 | Влияние курения на здоровье человека. Негативные социальные последствия курения | 1 час | Объяснять отрицательное воздействие курения на организм человека | |
24 25 | Аналитический проект «Сколько стоит капля никотина» | 2 час | Анализировать отрицательное воздействие курения на организм человека | |
26 | Игровой проект «Суд идет. Кто отвечает за здоровье» | 1 час | Рассказывать об ответственности человека за свое здоровье | |
Модуль «Гигиена» 5 час | ||||
27 | Что такое гигиена. Правила соблюдения гигиенических процедур | 1час | Объяснять значение правильного выбора средств гигиены. | |
28 | Правила выбора косметических средств для подростка Возможности косметологии для подростков | 1 час | Объяснять правила выбора косметических средств для подростка | |
29 | Негативное последствия нанесения татуировки, использования пирсинга, курения и употребления алкоголя на внешность человека | 1 час | Объяснять и понимать негативное последствия нанесения татуировки, использования пирсинга, курения и употребления алкоголя на внешность человека | |
30 31 | Исследовательский проект « От чего зависит работоспособность» | 2 час | Объяснять основные принципы эргономики Разрабатывать рациональный порядок организации рабочего пространства | |
Модуль «Взаимодействие с окружающими» 3 час | ||||
32 33 | Аналитический проект «За компанию» | 2 час | Рассказывать о необходимости бережного и внимательного отношения к близкому человеку | |
34 | Игра «Можно ли избежать конфликтов» | 1 час | Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях, взаимодействие в команде и умение оценивать себя, а также поступки и поведение других людей | |
ИТОГО | 34 час |
8. Обеспечение образовательного процесса:
Список литературы для учителя.
1. Андреева Н.Д. “Основы рационального питания. Нормы питания”. - Биология в школе №7, 2004г.
2. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева – М.: Олма-Пресс Инвест, 2003. – 72 с.: ил
3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ: Укрепление организма / Худ. О.Р. Гофман. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 112 с.: ил.
4. Митяева, А.М. Здоровый образ жизни: учеб. пособие, рекомендуемое УМО / Митяева А.М. - М: Академия, 2008, 176 с.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1–4. — М.: Генезис, 2006.
6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе М: Гегезис,2005
7. Чумаков Б.Н. “Валеология” – М.1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Будь здоров!"
Программа по внеурочной деятельности "Будь здоров" для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа по здоровьесбережению «Будь здоров!» (для учащихся 5-6 классов)
Коррекция недостатков развития детей в процессе формирования здорового образа жизни содействует улучшению общего состояния их здоровья, повышению умственной и...