Рабочая программа по проектно-исследовательской деятельности
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_proekt._deyatelnost.docx | 131.36 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по проектно-исследовательской деятельности
для 5-9 классов
(ФГОС ООО)
2020/2021 учебный год
Составитель: Котова Татьяна Гавриловна, учитель технологии, высшей квалификационной категории |
Аннотация
Общая характеристика учебного предмета
Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Нормативные документы:
Рабочая программа по основам проектной деятельности (ОПД) составлена на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897;
- Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-11 классы);
- Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В.);
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта;
- СанПиН 2.4.2.2821-10;
- Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приказ Минобрнауки РФ от 21 ноября 2011 № МД-1552/03).
Основная цель программы – создание условий для становления индивидуальной образовательной траектории учащихся через включение в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности в связи с друг с другом и с содержанием учебных предметов, как на уроках, так и во внеурочной среде.
Для достижения этой цели при реализации данной программы необходимо решить следующие задачи:
- описать специфику учебно-исследовательской и проектной деятельности на этапе основного образования;
- построить этапы введения учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательную среду подростковой школы;
- построить и описать технологию реализации данных видов деятельности в образовательном процессе подростковой школы;
- создать систему оценивания результатов образования с использованием таких видов деятельности как учебно-исследовательская и проектная;
- описать образовательные результаты, которые могут быть получены в ходе реализации данных видов деятельности.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Курс ОПД состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). Образовательное учреждение может выбирать модули и планировать последовательность их предъявления учащимся в зависимости от сложившейся образовательной ситуации.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
Учащиеся 5 – 8 классов должны уметь различать (но еще не реализовывать самостоятельно) разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.
^ Модуль «Первые шаги» – 5 класс решает задачу приобщения пятиклассников к общественной жизни своей местности, классного коллектива. В основе занятий – наблюдения, элементы исследования, полезные практические дела. Итогом изучения первого модуля является выявление и формирование устойчивых мотивов, интересов и потребностей школьников в жизненном самоопределении.
^ Модуль «Моя лаборатория» – 6 класс формирует аналитические умения и навыки по широкому спектру вопросов, которые значимы для самих учащихся и территории проживания, требуют своего решения. Школьники на основе комплексного применения полученных знаний на практике получают общее представление об алгоритме учебного исследования. Итогом данного этапа изучения курса должно стать ясное понимание избранной проблемы (подтемы) исследования, над которой будет работать ученик индивидуально и в команде с учётом возрастных особенностей.
^ Модуль «Мы творим и создаём» – 7, 8 класс систематизирует ранее полученные знания, умения и навыки подготовки к исследованию, выбору проблемы, сбору и анализу информации. Главной задачей этого этапа деятельности является разработка собственного варианта решения проблемы. Итогом должна стать программа действий, разработка варианта реализации программы с элементами моделирования принятия позитивного решения исследуемой проблемы. В этих целях возможны самые различные акции учащихся: письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, СМИ, общественные организации; личное практическое участие путём проведения КТД по обустройству территории, оказанию помощи престарелым жителям. Практические результаты должны иметь социально значимую направленность.
^ Модуль «Учимся исследовать» – 9 класс систематизирует знания по основам биологии, землеведения, экологии, формирует умения самостоятельной исследовательской деятельности как основы непрерывного самообразования, способствует развитию потребности применять полученные знания на практике, формирует активную исследовательскую позицию, удовлетворяет потребности в практической эколого-исследовательской работе у учащихся, создаёт условия для раскрытия творческого и научного потенциала у школьников в области экологии, формиует осознанно-правильного отношения к природе и ее ресурсам.
Планируемые результаты освоения программы:
Предметные результаты:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели , методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования;
- отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы,
- применять такие математические методы и приемы, как абстракция, идеализация, доказательство, доказательство от противного, по аналогии, опровержение, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
- использовать такие естественно - научные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование, теоретическое обоснование;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
- ясно, логично и точно излагать вою точку зрения, использовать языковые средства,адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать, их основания;
- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
- уметь искать необходимую информацию в открытом , неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;
- уметь на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта или учебного исследования;
- уметь определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;
- уметь определять продукты и результаты деятельности;
- владеть специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проектного или исследовательского продукта;
- уметь взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы и на конкретный результат;
- приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
- в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;
- получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Личностные результаты:
- потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;
- иметь основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
- развивать основы ценностных суждений и оценок, уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки;
- развивать теоретические знания, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
- иметь основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Метапредметные результаты:
- самоопределение в области познавательных интересов;
- умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;
- умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта;
- умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;
- владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проектного продукта;
- умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на конкретный результат;
- умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной деятельности;
- способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
- владение нормами и техникой общения;
- учёт особенностей коммуникации партнёра;
- повышение предметной компетенции подростков;
- расширение кругозора в различных областях;
- умение оперировать качественными и количественными моделями явлений;
- формирование умений организации системы доказательств и её критики;
- способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
- владение нормами и техникой общения;
- учёт особенностей коммуникации партнёра.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- основам реализации проектной деятельности;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- осуществлять контроль по результату и способу действия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Количество часов |
5 класс | ||
1. | Введение | 4 |
2. | Ценностные ориентиры в жизненном самоопределении | 6 |
3. | Научная организация труда (НОТ) юного исследователя в освоении информационно-образовательной среды | 10 |
4. | Мои первые исследования | 15 |
Итого: | 35 | |
6 класс | ||
1. | Введение | 2 |
2. | Азбука учебного исследования | 2 |
3. | Выбор темы исследования | 2 |
4. | Поиск и способы первичной обработки информации | 8 |
5. | Методы учебного исследования | 6 |
6. | Разработка темы исследования | 8 |
7. | Теоретическое обоснование результатов исследования | 4 |
8. | Презентация результатов исследования | 3 |
Итого: | 35 | |
7 класс | ||
1. | Введение | 4 |
2. | Организация КТД по постановке эксперимента, исследования | 16 |
3. | Нравственная культура исследования | 4 |
4. | Обучение рефлексивной деятельности | 4 |
5. | Публичное выступление | 7 |
Итого: | 35 | |
8 класс | ||
1. | Введение | 3 |
2. | Мой бизнес - план | 10 |
3. | Проект «Электрический светильник» | 9 |
4. | Проект « Мой профессиональный выбор» | 13 |
Итого: | 35 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Количество часов |
9 класс | ||
1. | Общее представление о научном исследовании | 6 |
2. | Основы статики и элементы логики | 8 |
3. | Исследовательский проект | 10 |
4. | Социальный проект | 16 |
5. | Экологический проект | 30 |
Итого: | 70 | |
Поурочное планирование модуля «Первые шаги» – 5 класс
|
|
|
|
| |
|
| ||||
| |||||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
| |||||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
| |||||
|
|
| |||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
| |||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
| |||
|
|
|
| ||
|
|
| |||
| |||||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
Поурочное планирование модуля «Моя лаборатория» – 6 класс
|
|
|
|
| |
|
| ||||
Введение (2 ч) | |||||
|
|
| |||
|
|
| |||
Азбука учебного исследования (2 ч) | |||||
|
|
|
| ||
|
|
| |||
Выбор темы исследования (2ч) | |||||
|
|
| |||
|
|
| |||
| |||||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
| |||
| |||||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
|
| ||
|
|
| |||
|
|
| |||
| |||||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
| |||||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
| |||||
|
|
|
| ||
|
|
| |||
|
|
|
Поурочное планирование модуля «Мы творим и создаём» – 7 класс
|
|
|
|
| ||
|
| |||||
| ||||||
|
|
|
| |||
|
|
| ||||
|
|
|
| |||
|
|
| ||||
| ||||||
|
|
| ||||
|
|
|
| |||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
|
| |||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
| ||||||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
| ||||||
|
|
| ||||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
| ||||
| ||||||
|
|
|
| |||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
Поурочное планирование модуля «Мы творим и создаём» – 8 класс
|
|
|
|
| |
|
| ||||
| |||||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
Исследовательский проект (10ч) | |||||
| Запуск проекта. Описание и анализ ситуации. | Описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы. | Описать реальную и желаемую ситуации | ||
| Анализ проблемы. Выявление актуальности. | Определение и анализ способов разрешения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. | |||
6 | Постановка целей и задач. | Постановка цели и задач. | |||
7 | Составление плана деятельности. | Планирование деятельности. | |||
8 | Планирование ресурсов для решения проблемы. | Информационные ресурсы: библиотеки, каталоги. Энциклопедии, словари, справочники. СМИ (газеты, радио телевидение, Интернет). | Сочинение «Моё информационное пространство» | ||
9 | Реализация проекта. Информационный этап | Сбор сведений о текущем состоянии объекта исследования. Отбор и изучение необходимых информационных источников. Определение методов проведения исследования. | |||
10 | Реализация проекта. Деятельностный этап | Проведение первичных исследований, выявление дополнительных направлений деятельности. | |||
11 | Реализация проекта. Обработка данных | Подведение промежуточных итогов, обработка экспериментальных данных, результатов исследования | |||
12 | Промежуточный контроль | Коррекция сроков, видов деятельности, направлений исследования, дополнение методик | |||
13 | Изучение общественного мнения. | Проведение опросов, анкет, референдума. Статистическая обработка данных опросов | |||
14 | Реализация проекта. Аналитический этап. | Систематизация данных. Соотнесение полученных результатов с планируемым. Формулировка выводов. Определение направлений дальнейшего развития исследования. | |||
15 | Оформление результатов исследования. | Написание работы, оформление приложений, разработка рекомендаций | |||
16 | Подготовка защиты | Разработка презентации, буклетов, написание тезисов выступления, подбор наглядности. | |||
17 | Презентация проекта | Выступление на конференции, защита работы. | |||
| |||||
| Характеристика опросных методов. Цели опроса. Мотивация к опросу. Запуск проекта «Электрический светильник» | Сферы применения опросных методов. Создание положительной мотивации к участию в опросе. | |||
| Анализ проблемы. Обоснование проблемы. | Определение и анализ способов разрешения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. | |||
| Постановка целей и задач. Составление плана деятельности. Схема размышлений. | Постановка цели, планирование деятельности. | |||
| Анализ идей. Проработка лучшей идеи. | Банк идей. | |||
| Планирование ресурсов для решения проблемы. | Выбор материалов и инструментов. | |||
23 | Алгоритм сборки электрического светильника. | Требования к качеству изготовления светильника. | |||
24 | Изготовление абажура. | Техника безопасности. План изготовления. | |||
25 | Экономический расчёт изготовления светильника. | Составление таблицы. | |||
26 | Защита проекта «Электрический светильник» | Защита проектов | |||
Проект «Мой профессиональный выбор» (13 ч) | |||||
27 | Запуск проекта «Мой профессиональный выбор | Творческий проект на определение профессии. | |||
Выявление проблемы. Осознание проблемной области. | Определение и анализ способов разрешения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. | ||||
28 | Технология выявления конкретной потребности. Определение цели и задач. | Этапы реализации проекта. Планируемый результат. | |||
29 | Анализ деятельности. Выработка идей, вариантов, альтернативы. | Факторы, влияющие на выбор профессиии. | |||
30 | Определение требований к профессиональной деятельности. | Дифференциально – диагностический опросник | |||
31 | Анализ и синтез идей. Изучение содержания будущей профессиональной деятельности. | Выбор оптимального варианта профессии | |||
32 | Выявление индивидуальных характеристик. | Психические процессы. Важные для профессионального самоопределения. | |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
Поурочное планирование модуля «Учимся исследовать» – 9 класс
|
|
|
|
| |
|
| ||||
| |||||
| Основные черты научного познания. | Научное исследование в сопоставлении с другими видами познавательной деятельности (бытовое, художественное, религиозное познание и т.д.). | Написание эссе (сиспользованием дополнительной литературы) на свободную тему «Наука в жизни человечества» или «Наука в моей жизни» (по выбору обучающегося). | ||
|
| Элементы научного исследования: первичный материал, литературные данные, аргументация, выводы. Структура текста исследовательской работы. |
| ||
| Работа с литературой. Библиографическое описание. Методы поиска литературы по теме. | Правила библиографического описания книги, журнала (газеты). Решение задач по составлению и определению правильности библиографических описаний и ссылок. | Составление библиографии к собственной (реальной или воображаемой) исследовательской работе. | ||
Основы статики и элементы логики (8 ч) | |||||
| Методы получения первичного материала. Основы статики. | Разные типы факторов, от которых зависит результат исследования: управляемые, неуправляемые, контролируемые, неконтролируемые. Методы исключения и учета различных факторов. Задания на выявление факторов разных типов в конкретных экспериментах. | |||
| Элементы логики. Логика терминов. | Термины и классы. Классификация и ее роль в науке. Задания по классификации объектов. Определение и его роль в науке. Различные виды определений. | |||
6 | Логические выводы. Логика дедуктивных выводов. | Структура логического вывода: посылки, заключение. Практические задания на выявление структуры выводов в отрывках из научных текстов. Дедуктивные и индуктивные выводы. Правильность дедуктивного вывода. Практические задания. | Практические задания на выявление структуры выводов в отрывках из научных текстов. |
7 | Индуктивная логика. Логика научного исследования. | Выводы по аналогии и их оценка. Практические задания на оценку аналогии. Методы установления причинных связей (каноны индукции по Миллю). Задание на нахождение собственных примеров Гипотезы в научном исследовании и критерии их оценки. Индуктивная и гипотетико-дедуктивная методология. Структура научной теории. Взаимообусловленность фактов и теорий. | Задание на нахождение собственных примеров использования этих методов в научных исследованиях. | ||
| |||||
| Цель, задачи и методы исследования. Практическая работа «Постановка цели и задач исследования» | Выбор темы исследования. Соответствие темы и цели исследования. Рабочая гипотеза. Задачи исследования – шаги для достижения цели. Практическая часть. Тренинг – постановка цели и задач по предложенным темам исследования | Выбор темы исследования. Соответствие темы и цели исследования. Рабочая гипотеза. | ||
| Способы фиксации материала, оборудование. Практическая работа «Основные методы исследования» |
| Выполнение упражнений на развитие зрительной памяти, наблюдательности, умения сравнивать объекты. | ||
| Частные методики. Практическая работа «Моделирование результатов ЗМУ». | Маршрутные методы исследований. Метод пробных площадей. Зимний маршрутный учет (ЗМУ) млекопитающих. Маршрутные, площадные и круговые учеты птиц. Методики, применяемые при изучении беспозвоночных, рыб, рептилий, амфибий – обзор. Практическая часть. Моделирование результатов ЗМУ, полученных с помощью применения различного математического аппарата. Составление таблиц. | |||
| Методы обработки материала. Практическая работа «Работа в программах Word, Exсel, Statistica». | Систематизация полученных результатов. Таблицы, графики, диаграммы. Нанесение полученных результатов на картографическую основу. Статистическая обработка материала. Особенности программ Word, Exсel, Statistica. Практическая часть. Расчет площади угодий по крупномасштабным картам методом наложения палетки. Работа в программах Word, Exсel, Statistica. |
| ||
| Практическая работа «Мини-проект» | Групповое выполнение короткой экспериментальной работы (условия прорастания семян в зависимости от температуры окружающей среды и т.п.). Обработка и оформление полученных результатов. Формулировка выводов. Правила оформления работы. |
| ||
Социальный проект (16 ч) | |||||
13 | Социальный проект. Цели и задачи. | Социальный проект вид социального проектирования, наиболее сложная форма организации социального действия. | |||
14 | Выбор темы проекта. Описание ситуации. Формулировка проблемы и ее анализ. | Описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы. | |||
15 | Планирование деятельности. | Этапы реализации проекта. Планируемый результат. | |||
16 | Работа над проектом: подготовка анкетного опроса. | Проведение анкетирования. | |||
17 | Работа над проектом: анализ полученной информации. | Использования различных видов получения информации. | |||
18 | Подготовка выступления по теме проекта. | Подготовка буклета, презентации, статьи. | |||
19 | Практикум | Выполнение проекта | |||
20 | Презентация проектов. | Выступление на конференции, защита работы, вопросы оппонентов. | |||
| |||||
|
|
| |||
|
Особенности городской среды | Растения и животные антропогенного ландшафта как наиболее доступные объекты исследования. Взаимодействие человека с природными объектами в городе. Природные сообщества и их элементы в городе. Практическая часть. Выявление адаптаций животных и растений к антропогенной среде. Работа с определителями, картами и схемами. |
| ||
|
| Водоемы города, их особенности, размещение, искусственные и природные водоемы города. Практическая часть. Работа с картой города. Определение размещения водоемов в городе Вяземский, их типов, размеров и других особенностей. |
| ||
|
| Лесопарки города: история, площадь, расположение и т.п. Практическая часть. Работа с картой города. Определение площади лесопарковой зоны города Вяземский. Распределение лесопарков по территории столицы, их сравнительная характеристика. Животный и растительный мир лесопарковой зоны – работа со справочниками. |
| ||
|
|
Практическая часть. Работа с картой города. Выявление зон города с разными условиями обитания животных. Сравнение центра и окраин города. |
| ||
|
|
Практическая часть. Сравнительный анализ списков видов животных и растений области, лесопарковой зоны города и жилых кварталов. |
| ||
|
| История создания Красной книги. Красные книги Дальнего Востока, Хабаровского края, Вяземского района, Приморского края. Практическая часть. Анализ видовых списков животных и растений Красной книги Хабаровского края. |
| ||
28 |
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
| Правила отбора материала для тезисов, презентаций, стендовых сообщений. Выбор иллюстративного материала. Принципы наглядности, компактности, завершенности при подготовке презентаций. Особенности программ Power Point, Adobe Flаsh. Практическая часть. Оформление выполненных проектов и учебных исследований. Подготовка презентаций и стендовых сообщений. Подготовка докладов, отработка техники устной речи. Работа с компьютерными программами Power Point, Adobe Flаsh. |
| ||
|
| Практическая часть. Защита работ в режиме конференции. Закрепление навыков ведения научной дискуссии. Выбор работ для участия в конкурсах учебно-исследовательских и проектных работ. Определение тем, по которым работы могут быть продолжены с целью их углубления и расширения. Выбор новых направлений исследований с учетом приобретенного опыта. |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
- Введение (4 час)
Интересы, мотивы, потребности. Определение проекта, типы проектов. Примеры проектов.
Этапы реализации проекта. Планируемый результат.
Диагностика и самодиагностика уровня познавательных интересов и склонностей. Анкета интересов, тест ЧПТЗХ.
Личностные характеристики. Опросник Айзенка, определение типа личности, темперамента. ПР 1.
- Ценностные ориентиры в жизненном самоопределении (6 час)
Важные жизненные умения. Коллективное составление списка.
«Ценность», «ценностные ориентиры» как нравственно-этические категории.
Человек как социальный субъект и его роли. Нравственные основы личности с позиции: я – гражданин, я – житель, я – работник, я – исследователь и т.п. Ролевая игра.
Взаимоотношения человека с природой, обществом. Пути решения проблем. Составление списка проблем (личных или общественных).
Известные люди Хабаровского края, их вклад в историю, культуру, развитие области, России.
Вежливость, тактичность, деликатность, интеллигентность. Диагностика и самодиагностика уровня воспитанности. ПР2.
- Научная организация труда (НОТ) юного исследователя в освоении информационно-образовательной среды (10 час)
Информационно-образовательная среда, её компоненты. Семья. Школа. Социум.
Библиотеки, каталоги. Энциклопедии, словари, справочники. СМИ (газеты, радио телевидение, Интернет).
Электронные энциклопедии, справочники, учебные пособия.
Интерфейс и возможности электронного пособия.
Требования к работе с различными источниками информационных ресурсов. Правила цитирования.
План, опорный конспект, логические схемы, таблицы, каталог, аннотация, компьютерная презентация, буклет, web-страница.
Представление и структурирование информации различными способами. Ключевые слова, лестница сужения и расширения понятий, таблица, денотатный граф, коллаж.
Поиск и преобразование информации на основе бумажных и электронных носителей по заданному параметру. ПР3.
Правила представления информации в презентации. Оформление слайда.
Разработка тематической презентации.
- Мои первые исследования (15 час)
Название, логотип, идея, характеристика, цели и задачи, участники, сроки реализации, этапы, условия, виды деятельности, формы взаимодействия, критерии оценки, результаты, развитие (жизнеспособность) проекта.
Выбор темы, формулировка проблемы, исследование проблемы, генерирование и отбор идей, разработка технического решения, планирование, реализация, оформление, презентация. ПР4.
Нормативы и правила, мотивы, кадры, методики, организация, информация, управление, время, материалы и техника, финансы.
Проблема, проблемный вопрос, теоретические и эмпирические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, классификация, изучение литературы; опыт, эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, измерение). ПР 5.
Выбор темы исследования, актуальность, проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, пути решения, проведение исследования, обработка и интерпретация результатов, выводы, оформление, новые проблемы.
Обсуждение предложений, создание микрогрупп, постановка проблем, выдвижение гипотез, определение объекта и предмета исследования.
Формулировка целей и задач, определение методов, путей решения, подбор источников информации, выявление недостающих знаний.
Определение сроков, видов деятельности, ответственных, контрольных точек, форм представления результата, необходимых ресурсов.
Работа с литературными и другими источниками (архивы, устные), проведение наблюдений, экспериментов, опытов, фиксация результатов.
Составление анкет, опросников, проведение интервью, референдума, телефонного опроса. ПР7.
Составление таблиц, схем, диаграмм, построение графиков, обработка анкетных данных
Структурирование данных, систематизация, соответствие гипотезе, формулировка выводов, заключений, предложений, дальнейших направлений исследования
Написание исследовательской работы
Подготовка буклета, презентации, статьи
Выступление на конференции, защита работы, вопросы оппонентов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6 класс
- Введение (2 час)
Оборудование юного исследователя (лупа, микроскоп, секундомер, компас, пробирки, линейка, термометр и т.п.)
Выставка учебных исследовательских и творческих работ. Анализ тематики исследований, оппонирование результатов. ПР1.
- Азбука учебного исследования (2 час)
Учебное и научное исследование, их различия и сходство. Предмет, объект, методы исследования.
Диагностика и самодиагностика оценки опыта творческой деятельности. ПР2.
- Выбор темы исследования (2 час)
Проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос. Целеполагание и мотивация. Требования к постановке целей исследования (реалистичность, ранжируемость, диагностируемость).
Актуальность выбора проблемы исследования. Поиск противоречия, формулировка темы исследования. Групповая дискуссия. ПР3.
- Поиск и способы первичной обработки информации (8 час)
Литературные источники, архивные данные, устные и рукописные источники. Интернет.
Картотека (каталог), план, тезис, конспект.
Работа с алфавитным и систематическим каталогами. Аннотация перечня литературы.
Правила оформления списка источников. Обзор литературы.
Поиск дополнительных источников информации, в том числе на электронных носителях. Верификация данных
Логические опорные сигналы, картосхемы, диаграммы, графики, таблицы, графы. ПР4.
Компьютерные презентации, web-сайты, электронные таблицы, публикации, документы.
Размещение текстовых и графических данных на слайдах. Работа со сканером и цифровым фотоаппаратом.
- Методы учебного исследования (6 час)
Методы учебного исследования, классификация. Теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, моделирование, индукция, дедукция).
Эмпирические методы исследования (эксперимент, наблюдение, опрос, тест, рейтинг, работа с документами, зарисовка, фото, видео). Виды эксперимента: естественный (полевой) и лабораторный.
Применение теоретических методов при работе с источниками информации по теме исследования (работа в парах, проблемных группах). ПР5.
Применение эмпирических методов по теме исследования (исследование общественного мнения).
Применение эмпирических методов по теме исследования (наблюдение, эксперимент). ПР6.
Представление статистических данных в графической форме.
- Разработка темы исследования (8 час)
Выбор темы исследования, актуальность, проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, пути решения, проведение исследования, обработка и интерпретация результатов, выводы, оформление, новые проблемы.
Определение сроков, видов деятельности, ответственных, контрольных точек, форм представления результата, необходимых ресурсов.
Работа с литературными и другими источниками (архивы, устные) .
Постановка экспериментов, опытов, проведение наблюдений, фиксация результатов.ПР7.
Составление анкет, опросников, проведение интервью, референдума, телефонного опроса.
Требования к оформлению результатов исследования. Культура оформления. Дизайн.
Фиксация данных на бумажных и электронных носителях. Фото и видеосъёмка. Аудиозапись.
Написание отчёта, эссе, ведение дневника наблюдений. Выставка результатов исследований.
- Теоретическое обоснование результатов исследования (4час)
Роль научного знания в решении проблем исследования. Анализ теоретических положений на основе различных источников информации, обоснование результатов исследования.
Соответствие гипотезе, формулировка и аргументация выводов, заключений, предложений, дальнейших направлений исследования
Формирование приложения к исследовательской работе. Структурирование данных, систематизация, методики.
Коррекция исследования, поиск дополнительной информации, новых способов решения. ПР8.
- Презентация результатов исследования (3 час)
Презентация, её виды, компьютерная презентация. Требования к презентации. Рецензия.
Публичное выступление по результатам исследования. ПР9.
Оценка деятельности группы и отдельных учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7 класс
- Введение (4 час)
Творчество, творческая личность. Признаки творческой деятельности. Примеры КТД для школы, социума.
Методика разработки КТД. Ролевая игра.
Выбор предмета, объекта, темы исследования, проекта. Паспорт проекта. ПР1.
Обработка результатов анкетирования по выявлению предпочитаемых направлений КТД.
- Организация КТД по постановке эксперимента, исследования (16 час)
Определение коллектива, его функции. Взаимоотношения в коллективе. Тест на уровень сплочённости коллектива. Референтометрия.
Виды взаимодействия в группе. Роль лидера команды. Социометрия. Тренинг. Ролевая игра.
Управление временем. Ресурсы времени. Планирование распорядка дня. Тренинг.
Социально значимые проблемы. Стратегия КТД по постановке проблемы. Разработка программы технического решения. ПР2
Разработка плана действий по организации КТД. Формирование микрогрупп, распределение обязанностей, определение сроков.
Сбор сведений о текущем состоянии объекта исследования. Отбор и изучение необходимых информационных источников. Определение методов проведения исследования.
Проведение первичных исследований, выявление дополнительных направлений деятельности.
Подведение промежуточных итогов, обработка экспериментальных данных, результатов исследования.
Коррекция сроков, видов деятельности, направлений исследования, дополнение методик.
Проведение дополнительных исследований, организация информационных акций.
Проведение опросов, анкет, референдума. Статистическая обработка данных опросов
Систематизация данных. Соотнесение полученных результатов с планируемым. Формулировка выводов. Определение направлений дальнейшего развития исследования.
Написание работы, оформление приложений, разработка рекомендаций.
Разработка презентации, буклетов, написание тезисов выступления, подбор наглядности.
Выступление на конференции, защита работы.
Оценка уровня и качества проведённого дела, вынесение благодарностей, поощрение участников.
- Нравственная культура исследования 4 (час)
Культура, нравственность, мораль, право.
Качества гражданина – патриота малой родины, своего Отечества.
Дискуссия как цивилизованный способ обсуждения разных точек зрения. Правила проведения дискуссии, диспута, оппонирование, рецензирование. Культура дискуссии.
Ценностно-ориентационное единство работы в группе. Социальная направленность группы.
- Обучение рефлексивной деятельности 4 (час)
Рефлексия как способ оценки результатов. Виды рефлексии. Алгоритм рефлексивной деятельности (что получилось, что нет, причины, какие трудности были, что можно сделать иначе).
Критерии оценки способов деятельности, результатов, презентации.
Самоанализ и самооценка выполнения исследования, проекта, КТД. ПР4.
Обсуждение качества самоанализа на основе письменных работ. Объективность и субъективность.
- Публичное выступление (7 час)
Особенности выступления перед публикой. Требования к публичному выступлению. Форматы публичных выступлений: доклад, презентация, защита, агитация и т.п.
Организация конференции исследователей.
Невербальные средства передачи информации. Импровизированная речь. Ролевая игра.
Требования к полиграфическому оформлению, компьютерной презентации, мини-проекту, структуре содержания, оформлению исследования.
Разработка презентации по мини-исследованию.
Выставка результатов творческой деятельности, концерт, праздник. Сценарий
Подведение итогов работы над общим проектом и мини-проектами.
Оценка деятельности по разработке проектов, определение перспектив развития.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- класс
1.Введение (3 час)
Интересы, мотивы, потребности. Определение проекта, типы проектов. Примеры проектов.
Этапы реализации проекта. Планируемый результат.
Диагностика и самодиагностика уровня познавательных интересов и склонностей. Анкета интересов, тест ЧПТЗХ.
2.Мой бизнес - план ( 10час)
Описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы.
Определение и анализ способов разрешения проблемы, постановка цели, планирование деятельности.
Постановка цели, планирование деятельности.
Анализ востребованности продукта. Производственный и финансовый план. Анализ рынка, риски и стратегия маркетинга.
3.Проект «Электрический светильник» (9 час)
Характеристика опросных методов. Цели опроса. Мотивация к опросу. Запуск проекта. Анализ проблемы. Постановка целей и задач. Составление плана деятельности. Схема размышлений. Анализ идей. Проработка лучшей идеи. Планирование ресурсов для решения проблемы. Алгоритм сборки. Изготовление абажура. Экономический расчёт изготовления светильника. Защита проекта.
4.Проект «Мой профессиональный выбор» (13 час)
Запуск проекта. Технология выявления основных параметров, традиций, истории. Анализ деятельности. Определение требований к профессиональной деятельности. Выявление индивидуальных характеристик. Технология определения путей получения профессии и выбор места обучения. Профессиональная проба.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
9 класс
- Общее представление о научном исследовании (6 час)
Основные черты научного познания
Научное исследование в сопоставлении с другими видами познавательной деятельности (бытовое, художественное, религиозное познание и т.д.). Разные группы наук: логико-математические, естественные, гуманитарные. Краткая история научного метода. Написание эссе (с использованием дополнительной литературы) на свободную тему «Наука в жизни человечества» или «Наука в моей жизни» (по выбору обучающегося).
Структура научного исследования
Элементы научного исследования: первичный материал, литературные данные, аргументация, выводы. Основные методы получения первичного материала: наблюдения, эксперименты, сбор свидетельств, опросы, анкетирование. Типы научных работ: реферативные, описательные, проектные, исследовательские. Структура текста исследовательской работы. Цель, задачи и методы работы (в том числе на конкретных примерах текстов исследовательских работ учащихся). Написание введения к собственной (реальной или воображаемой) исследовательской работе – с указанием цели, задач, методов.
Работа с литературой
Правила библиографического описания книги, журнала (газеты), отдельного произведения в книге (журнале, газете). Библиографические ссылки в тексте работы. Решение задач по составлению и определению правильности библиографических описаний и ссылок.
Библиотечные каталоги и их виды. Поиск литературы в Интернете. Составление библиографии к собственной (реальной или воображаемой) исследовательской работе.
- Основы статистики и элементы логики (8 час)
Методы получения первичного материала
Отличие научного наблюдения от бытового. Методы фиксации научного наблюдения. Преимущества и недостатки эксперимента по сравнению с наблюдением. Качественное и количественное исследование. Измерение. Разные типы факторов, от которых зависит результат исследования: управляемые, неуправляемые, контролируемые, неконтролируемые. Методы исключения и учета различных факторов. Задания на выявление факторов разных типов в конкретных экспериментах.
Основы статистики
Понятие о случайной величине. Характеристики случайных величин (математическое ожидание, медиана, мода, дисперсия, стандартное отклонение случайной величины; коэффициент корреляции случайных величин). Задача о нахождении неизвестного параметра линейной зависимости. Задание на вычисление различных случайных величин и их использование в конкретных ситуациях. Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативность выборки. Задания на установление репрезентативности данных выборок в различных ситуациях. Понятие о нормальном распределении. Задача о близости среднего по выборке к реальному математическому ожиданию (доверительный интервал для математического ожидания).
Логика терминов
Термины и классы. Деление. Требование к делению. Ошибки при делении. Дихотомическое деление. Классификация и ее роль в науке. Задания по классификации объектов. Определение и его роль в науке. Различные виды определений. Классическое определение через указание рода и видового отличия. Требования к определению. Ошибки при определении. Задание по составлению определений.
Логические выводы
Высказывания. Структура логического вывода: посылки, заключение. Отличие выводов от причинных объяснений. Практические задания на выявление структуры выводов в отрывках из научных текстов.
Логика дедуктивных выводов
Дедуктивные и индуктивные выводы. Правильность дедуктивного вывода. Категорические высказывания. Категорические силлогизмы и определение их правильности с помощью диаграмм Венна. Конъюнкция, дизъюнкция, импликация. Дизъюнктивные и гипотетические силлогизмы; их правильность. Практические задания.
Индуктивная логика
Выводы по аналогии и их оценка. Практические задания на оценку аналогии. Методы установления причинных связей (каноны индукции по Миллю). Задание на нахождение собственных примеров использования этих методов в научных исследованиях. Правила аргументации и некоторые типы ошибок при аргументации. Задание на выявление примеров таких ошибок в предложенных или самостоятельно найденных научных текстах.
Логика научного исследования
Гипотезы в научном исследовании и критерии их оценки. Индуктивная и гипотетико-дедуктивная методология. Задания по оцениванию конкретных гипотез и на выявление роли гипотез и их проверки в решении научных проблем в истории. Модели в науке. Структура научной теории. Взаимообусловленность фактов и теорий. Понятие о герменевтическом круге.
- Методы исследования(10 час)
Цель и задачи исследования. Выбор темы исследования. Соответствие темы и цели исследования. Рабочая гипотеза. Задачи исследования – шаги для достижения цели.
Практическая часть. Тренинг – постановка цели и задач по предложенным темам исследования.
Основные методы исследования, способы фиксации материала, оборудование. Наблюдение. Фиксация наблюдений. Полевой дневник. Журнал лабораторных исследований. Научный рисунок. Фотографирование. Видеосъемка и др. Микроскоп, бинокуляр, бинокль. Измерение. Измерение линейных параметров объектов. Измерение объемных объектов. Штангенциркуль. Измерение массы. Весы аптечные, электронные и др. Измерение параметров среды: температура, атмосферное давление, влажность, освещенность и др. Эксперимент. Правила постановки эксперимента: чистота опыта, контрольная группа, повторяемость результатов, статистическая достоверность, использование навыков наблюдения и измерения.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие зрительной памяти, наблюдательности, умения сравнивать объекты. Работа с лабораторным оборудованием и инструментами: микроскопом, весами, штангенциркулем и т.д. Подготовка и проведение демонстрационного опыта (дыхание растений, испарение воды листьями растений и т.п.).
Частные методики. Маршрутные методы исследований. Метод пробных площадей. Геоботанические описания. Структура биотопа. Площадки для описания лесных, болотных и луговых растительных сообществ. Шкалы определения обилия растений: Хульта, Браун – Бланке. Зимний маршрутный учет (ЗМУ) млекопитающих. Методы определения численности и распространения мелких млекопитающих. Мечение млекопитающих. Маршрутные, площадные и круговые учеты птиц. Отлов и мечение птиц. Суточные наблюдения.
Методики, применяемые при изучении беспозвоночных, рыб, рептилий, амфибий – обзор.
Практическая часть. Моделирование результатов ЗМУ, полученных с помощью применения различного математического аппарата. Составление таблиц для мечения мелких млекопитающих, амфибий. Пересчет данных маршрутных учетов на площадь изучаемых угодий.
Методы обработки материала. Систематизация полученных результатов. Таблицы, графики, диаграммы. Нанесение полученных результатов на картографическую основу. Статистическая обработка материала. Особенности программ Word, Exсel, Statistica.
Практическая часть. Расчет площади угодий по крупномасштабным картам методом наложения палетки. Работа в программах Word, Exсel, Statistica.
Практическая работа. Организация исследований. Реферативная работа, проектная работа, исследовательская работа – сходства и различия. Выбор объекта. Работа с литературой. Библиографический список. Типы библиотечных каталогов. Реферативные журналы. Картотека.
Практическая часть. Работа с библиотечными каталогами. Выполнение упражнений на развитие зрительной памяти, наблюдательности, умения сравнивать объекты. Выполнение тренировочных упражнений по постановке цели и определению задач исследования. Групповое выполнение короткой экспериментальной работы (условия прорастания семян в зависимости от температуры окружающей среды и т.п.). Обработка и оформление полученных результатов. Формулировка выводов. Правила оформления работы.
- Социальный проект (16 час)
Социальный проект вид социального проектирования, наиболее сложная форма организации социального действия.
Описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы.
Этапы реализации проекта. Планируемый результат.
Проведение анкетирования.
Использования различных видов получения информации.
Подготовка буклета, презентации, статьи.
Выполнение проекта.
Выступление на конференции, защита работы, вопросы оппонентов.
- Экологический проект (30 час)
Город как среда обитания
Особенности городской среды. Растения и животные антропогенного ландшафта как наиболее доступные объекты исследования. Взаимодействие человека с природными объектами в городе. Природные сообщества и их элементы в городе.
Практическая часть. Выявление адаптаций животных и растений к антропогенной среде. Работа с определителями, картами и схемами.
Водоемы города. Водоемы города, их особенности, размещение, искусственные и природные водоемы города.
Практическая часть. Работа с картой города. Определение размещения водоемов в городе Вяземский, их типов, размеров и других особенностей.
Лесопарки города. Лесопарки города: история, площадь, расположение и т.п.
Практическая часть. Работа с картой города. Определение площади лесопарковой зоны города. Распределение лесопарков по территории города, их сравнительная характеристика. Животный и растительный мир лесопарковой зоны – работа со справочниками.
Жилые массивы как среда обитания животных. Животные, обитающие в жилых кварталах города. Особенности застройки центра города и окраин. Использование животными построек человека, древесных и кустарниковых насаждений. Кормовая база животных в городе.
Практическая часть. Работа с картой города. Выявление зон города с разными условиями обитания животных. Сравнение центра и окраин города.
Растения и животные в городской среде. Особенности поведения животных антропогенных ландшафтов. Интродуцированные виды животных и растений, перспективы их выживания в городе.
Практическая часть. Сравнительный анализ списков видов животных и растений области, лесопарковой зоны города и жилых кварталов.
Красная книга Хабаровского края . История создания Красной книги. Красные книги Дальнего Востока, Хабаровского края, Вяземского района, Приморского края.
Практическая часть. Анализ видовых списков животных и растений Красной книги Хабаровского края.
Правила подготовки презентаций работ и стендовых сообщений. Правила отбора материала для тезисов, презентаций, стендовых сообщений. Выбор иллюстративного материала. Принципы наглядности, компактности, завершенности при подготовке презентаций. Особенности программ Power Point, Adobe Flаsh.
Практическая часть. Оформление выполненных проектов и учебных исследований. Подготовка презентаций и стендовых сообщений. Подготовка докладов, отработка техники устной речи. Работа с компьютерными программами Power Point, Adobe Flаsh.
- Защита работ
Практическая часть. Защита работ в режиме конференции. Закрепление навыков ведения научной дискуссии. Выбор работ для участия в конкурсах учебно-исследовательских и проектных работ. Определение тем, по которым работы могут быть продолжены с целью их углубления и расширения. Выбор новых направлений исследований с учетом приобретенного опыта.
Список литературы
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.- Литература для обучающихся
- Основная
- Бунимович Е.А., Булычев В.А. Основы статистики и вероятность: 5-9 кл. – М., 2008.
- Кэрролл Л. Логическая игра. – М., 2008.
- Мигдал А.Б. От догадки до истины. – М., 2008. (История научного метода).
- Смаллиан Р. Приключения Алисы в стране головоломок. – М., 2008.
Электронные пособия
Intel. Обучение для будущего. – Intel, 2004.
Join Multimedia 2005. Winning projects. – Siemens AG, 2005.
Join Multimedia 2006. Winning projects. – Siemens AG, 2006.
Примерный перечень заданий исследовательского характера, возможных для выполнения в рамках реализации данной программы
- Написание эссе (с использованием дополнительной литературы) на свободную тему «Наука в жизни человечества» или «Наука в моей жизни» (по выбору обучающегося).
- Написание введения к собственной (реальной или воображаемой) исследовательской работе – с указанием цели, задач, методов.
- Составление библиографии к собственной (реальной или воображаемой) исследовательской работе.
- Составление свободного конспекта (с выделением основных тем) выбранного произведения по методологии научного исследования (например, отрывка из статьи В.И. Вернадского «О научном мировоззрении»; статьи А.Б. Мигдала «Отличима ли истина от лжи»; первой главы первой книги «Метафизики» Аристотеля).
- Выявление различных факторов (независимых переменных величин), от которых в принципе мог бы зависеть результат эксперимента по измерению дальности полета ядра из данного орудия.
- Составьте классификацию таким образом, чтобы при каждом делении в каждой группе было не более 3 элементов: «Праздники, отмечаемые неким человеком: Пасха, Новый год, 8 марта, Рождество, День рождения, Годовщина свадьбы, День работника торговли, День российской армии»; или же «Строительные материалы: Кирпич, Бревна, Доски, Фанера, Керамическая плитка, Гвозди, Шурупы, Обои»; или же «Посуда: Кастрюля, Сковорода, Чайник, Стакан, Рюмка, Чашка, Ложка чайная, Ложка столовая».
- Сформулировать корректное определение следующих понятий: обувь; машина; стол.
- Придумать или найти в истории науки примеры использования 4 канонов индукции по Миллю в конкретных исследованиях.
- Придумать или найти в истории науки примеры изученных типов ошибок в аргументации.
- Найти в истории науки пример выдвижения объясняющей гипотезы и оценить, насколько она удовлетворительна, на основании предложенных критериев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»
Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...
Экспериментальная программа по проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов в дополнительном образовании
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:гибкие образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕМЕ «Формирование компетенции проектирования на основе информационно-коммуникационных технологий» ДЛЯ 10 класса
Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно – ориентированного подхода в методике преподавания английского языка важную роль играет проек...
Рабочая программа курса "Проектно-исследовательская деятельность"
Рабочая программа разработа для проведения занятия по биологии направленных на проведение исследовательской и проектной деятельности....
Программа Организация проектной, исследовательской деятельности учащихся
Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время...
рабочая программа «Основы проектно-исследовательской деятельности»
Рабочая программа предназначена для курса внеурочной деятельности...
Рабочая программа ВУД «Проектно-исследовательская деятельность старшеклассников» 11 класс
Введеиие. Что такое проект? Учебный проект старшеклассника – это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной как правило самим учеником в виде ряда задач, ...