Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»
методическая разработка (9 класс) по теме
Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.
Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников в процессе математического образования.
Каждый школьник – юный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ученика; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования математики, тем успешнее развиваются и реализуются его способности. Это тезис находит подтверждение в рецензируемой программе, что обуславливает ее актуальность. Программа Р. Д. Доржиевой способствует формированию у ребенка навыков активного взаимодействия с миром природы. В программе преобладают активные формы, практическая работа, экскурсии, наблюдения и опыты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proektno_-_issled_deyat.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Бальзинская средняя общеобразовательная школа»
Программа
«Организация проектно – исследовательской деятельности
учащихся в процессе математического образования»
Автор: Доржиева Риза Дондоковна
учитель математики;
заместитель директора по УВР
Рецензенты:
Соколов Дмитрий Валерьевич заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Бальзинская СОШ»; аспирант ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского;
Калякина Марина Михайловна учитель математики I квалификационной категории;
заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Бальзинская СОШ»
Бальзино 2010г.
Отзыв
на программу Р.Д Доржиевой, учителя математики МОУ « Бальзинская средняя общеобразовательная школа»
«Организация проектно – исследовательской деятельности
учащихся в процессе математического образования»
Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.
Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников в процессе математического образования.
Каждый школьник – юный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ученика; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования математики, тем успешнее развиваются и реализуются его способности. Это тезис находит подтверждение в рецензируемой программе, что обуславливает ее актуальность. Программа Р. Д. Доржиевой способствует формированию у ребенка навыков активного взаимодействия с миром природы. В программе преобладают активные формы, практическая работа, экскурсии, наблюдения и опыты.
Программа обеспечивает оптимальность объема содержания и нагрузки на ребенка, соответствует возрастным возможностям дошкольника. Модульный принцип организации содержания материала обеспечивают логичность и последовательность его изложения. Достоинством программы, несомненно, является отражение деятельностного подхода к организации образовательного процесса.
Обучение и воспитание школьника в русле его реальной, постепенно развивающейся проектно – исследовательской деятельности позволяет формировать исследовательские умения. Определенное место в программе отводится работе по развитию у школьников умений сравнивать, классифицировать, обобщать. Организация проектно-исследовательской деятельности школьников позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах. Реализация программы позволит также формировать познавательную культуру учащихся.
Программа Р. Д. Доржиевой соответствует требованиям, может быть рекомендована к использованию в образовательных учреждениях.
Рецензент: аспирант,
Аспирант ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского,
ведущий специалист Управления
образования Дульдургинского района: Д. В. Соколов.
Аннотация
Программа «Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования» может быть использована в общеобразовательных учреждениях, независимо от вида и типа.
Программа отражает современные методологические подходы к организации исследования учащихся, к формированию у них исследовательских умений в процессе математического воспитания.
Программа содержит методические материалы в помощь учителю математики, занимающемуся проектно-исследовательской работой.
Программа предназначена для методистов, учителей математики и направлена на повышение профессиональной компетенции педагогов в сфере организации проектно-исследовательской работы с учащимися.
Реализация программы предполагает интегрированный подход в реализации математического образования. Математические знания и навыки учащиеся получают не только на уроках, но и на занятиях по элективному курсу «Математика и сельское хозяйство» др.
Содержание программы рассчитано на 17 часов.
Пояснительная записка
Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, - это нужно каждому человеку. Универсальные навыки исследовательского поведения требуются в самых разных жизненных ситуациях.
Современная жизнь ставит человека в изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Их эффективное выполнение невозможно без определенного опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, прогнозирования действий, проведения анализа результатов.
Школьники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, учитель должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.
В ходе опытной деятельности школьник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В работе по проектно – исследовательской деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями школьников, характером учебно - воспитательных задач, которые решает учитель. Эффективность решения задач проектно - исследовательской деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у школьников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Эти результаты хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, убеждать других, доказывая свою точку зрения.
Цель: формирование у учащихся ключевых компетенций в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Развитие у учащихся математического мышления, интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);
- Формирование собственного познавательного опыта учащихся ;
- Освоение методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение, беседы, опыты, математические эксперименты;
- Обучение оформлению и представлению результатов исследовательской работы;
- Развитие творческих и коммуникативных способностей у учащихся.
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся будут знать:
- способы самостоятельного познания через целесообразную деятельность.
- Элементарные сведения о мироздании, связь между человеком и природой, назначении природы для человека, о живой и неживой природе;
- Экологические законы природы;
- Формы взаимодействия человека с природой;
- Основы экологической культуры.
Учащиеся будут уметь
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
- Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя;
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога;
- Анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- Оформлять результаты своей поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, электронных презентаций, дневников наблюдений, макетов.
Воспитают в себе:
- Любознательность;
- Готовность к сотрудничеству;
- Любовь к природе, ответственность человека перед ней.
При проведении диагностики следует обращаться к следующим источникам:
1.Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. Москва «Просвещение»,1990г.
2. . М.Н. Сканави, В.К. Егерев, В.В. Зайцев и др., 2500 задач по математике с решениями для поступающих в вузы. Москва “ОНИКС 21 век”, “Мир и образование”, 2002 г.
3.В.Г.Агаков и др. Дидактические материалы по математике. Чебоксары,2007
4. А.Г. Цыпкин, А.И. Пинский. Справочное пособие по методам решение задач по математике. Москва “Просвещение”, 1983 г.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество занятий | В том числе | Форма контроля | ||
теория | практика | |||||
1 | Введение. Что такое проект по математике | 1 | 1 | - | - | Беседа с учащимися |
2 | Определение и классификация проектов | 2 | 1 | 1 | Лекция, круглый стол | |
3 | Метод исследовательских проектов. Этапы работы над проектом | 2 | 1 | 1 | Аналитическая и практическая работа по поиску и отбору необходимой информации | |
4 | Формы, методы и средства | 1 | 1 | Мозговой штурм. | ||
5 | Оценивание проектов | 1 | 1 | лекция | ||
6 | Практический блок: выполнение проектно-исследовательских проектов | 9 | 3 | 6 | - | Определение темы проекта; постановка целей и задач; сбор и анализ информации; определение этапов выполнения проекта; выполнение проекта; творческая защита (представление) |
10 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | - | Оценивание и рефлексия |
Всего: | 17 | 8 | 9 |
Учебная программа
Тема 1. Введение.
Понятие проекта, признаки проекта. Применение проектно-исследовательской деятельности в математике. Познакомить учащихся со способами самостоятельного познания через целесообразную деятельность.
Тема 2. «Определение и классификация проектов»
Познакомить учащихся с основными типами и признаками проектов. Выявление сфер интересов и подготовленности учащихся к проектно-исследовательской деятельности, обсуждение возможных тем индивидуальных (групповых проектов).
Тема 3. Метод исследовательских проектов. Этапы работы над проектом.
Знакомство с навыками исследовательской деятельности, этапами организации работы.
Работа с литературными источниками и интернет-ресурсами по выбранной теме.
Проведение исследования.
Тема 4. Формы, методы и средства в проектно-исследовательской деятельности
Консультация учащихся по отбору оптимальных форм и методов для выполнения проектно-исследовательской работы.
Тема 5. Оценивание проектов.
Познакомить учащихся с критериями оценивания проекта, рейтинговой и качественной оценке, способами рефлексии.
Практический блок:
выполнение проектно-исследовательских работ по математике.
Примерная тематика проектно-исследовательских работ:
- Симметрия в науках и архитектуре.
- Удивительная симметрия.
- Золотое сечение в поэзии и архитектуре.
- Оптические иллюзии.
- Математика, музыка, компьютер.
- Проценты в нашей жизни.
- Часы — приборы времени.
- Русские старинные меры.
- Системы счисления.
Методические рекомендации
Свойства исследовательской деятельности учащихся
Исследовательской деятельности учащихся присущи определенные специфические свойства, характеризующие ее направленность, цель и задачи.
Исследовательская
деятельность
Направляется на овладение знаниями, которые интересны учащимся и могут выходить за рамки программ школьного курса
Помогает осваивать общие исследовательские умения, необходимые для адаптации в учащихся.
Развивает коммуникативные умения.
Протекает в творческом взаимодействии ученика и учителя.
Классификация методов обучения
К методам обучения основам исследовательской деятельности можно отнести:
- методы обучения поисковым процедурам;
- методы обучения процедурам обсуждения;
- методы эмоционально-личностной направленности.
обучение поисковым процедурам | обучение процедурам обсуждения | эмоционально-личностная направленность |
метод постановки проблемы | проблемный диалог | метод «шести шляп мышления» |
продуцирование гипотез | эвристическая беседа | метод целеполагания |
метод постановки вопросов | метод решения мыслительных задач | |
метод конструирования понятий | метод рецензирования | метод направленного воображения |
метод умозаключений | дебаты | метод эмпатии |
метод парадокса | дискуссия | мнемотехнические методы |
метод наблюдений | дискуссия | методы эмоционально-волевой регуляции |
метод эксперимента | метод доказательств | |
метод сравнения | метод аргументов и контраргументов | метод рефлексии |
метод работы с текстом | метод самотестирования | |
«мозговой штурм» | метод самооценки |
Словарик терминов к таблице «Классификация методов обучения»
«ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» - популярный метод мышления, разработанный Эдвардом де Боно.
Мышление делится на 6 различных режимов. Для удобства автор предлагает каждый из них представить в виде шляпы определенного цвета. Вот описание каждого из режимов:
Белая Шляпа – информация. Факты, цифры. Что мы уже знаем? Какая информация необходима? Как мы ее получим?
Красная Шляпа – эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Какие возникают чувства, догадки?
Желтая Шляпа – логический позитив. Поиск достоинств, преимуществ. Почему это нужно сделать? Почему это сработает?
Черная Шляпа – критика. Она защищает от непродуманных действий, указывает на риск. Правда ли это? Что здесь неправильно?
Зеленая Шляпа – творчество. Творческое мышление, поиск интересных идей.
Синяя Шляпа – организация мышления. Контроль над мыслительным процессом. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – постановка цели или совокупности целей в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем.
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА – специальный метод, характерным признаком которого являются умело наводящие вопросы педагога, с помощью которых дети подводятся к приобретению новых знаний.
ПАРАДОКС – отрицание некоторого мнения, кажущегося «безусловно правильным»: «А почему не наоборот?»
СИНЕКТИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ – эффективный способ стимуляции творческого воображения в процессе группового решения проблем.
МЕТОД ЭМПАТИИ – сочувствие. Сопереживание, умение поставить себя на место другого.
МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – основаны на построении ассоциативных цепочек.
МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ – метод, при котором задается тема для направленного фантазирования, ассоциирования.
ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ – психические процессы, осуществляемые с использованием собственной активности человека.
Правила для педагога, занимающегося исследовательской деятельностью с учащимися
- Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
- На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают начальными базовыми навыками и знаниями.
- Научитесь не торопиться с вынесением суждений.
- Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.
- Подходите ко всему творчески.
Совместная деятельность ученика и учителя.
ученик | учитель |
проявляет познавательный интерес | помогает сформулировать тему исследования |
открывает новые знания | рекомендует источники получения информации |
приобретает исследовательские умения, навыки в процессе работы над исследованием | формирует исследовательские умения и навыки |
экспериментирует | раскрывает возможные формы работы |
выбирает пути решения | содействует прогнозированию результатов |
делает самостоятельные выводы | помогает в их формулировке, принимает или тактично корректирует |
Диапазон развития исследовательских умений
исследовательские умения | начальный уровень развития | высокий уровень развития |
Умение видеть проблему | Умение осознать некоторые противоречия, умение рассматривать предмет с разных точек зрения | Умение увидеть, осознать и сформулировать проблему |
Умение классифицировать | Умение распределять предметы на группы по определенным признакам | Уметь составлять классификационные таблицы, схемы |
Умение задавать вопросы | Умение задавать вопросы | Умение ставить оценочные и ориентированные на будущее вопросы |
Умения определять понятия | Умение дать описание предмета, разъяснить по средствам примера | Умение применять логические приемы мышления: анализ, сравнение, классификация |
Умение представить понятие на языке символов | Умение придумать значок для обозначения предмета | Умение найти и и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта |
Целеполагание | умение сформулировать цель исследования | Разработка целей |
Рефлексия | Умение назвать этапы собственной деятельности, определить успехи, трудности, примененные способы деятельности | Умение строить модель различных видов деятельности |
Развитие исследовательских умений
Когнитивная (познавательная) деятельность | Коммуникативная деятельность | Креативная деятельность | Организационная деятельность |
Выделение главного и второстепенного | Высказывание суждений | Умение видеть проблему | Целеполагание |
Определение понятий | Формулирование вопросов | Планирование | |
Классификация | Получение информации | Умение моделировать | Самооценка |
Сравнение | Ведение дискуссии, отстаивание собственного мнения | Выдвижение гипотезы, генерирование идеи | Сопоставление полученных результатов с поставленными целями |
Определение закономерностей | Презентация своей работы | Умозаключения и выводы | Волевая регуляция |
Наблюдение, эксперимент | Изложение своих мыслей письменно (с помощью родителей) или рисунками, символами | Представление информации о предмете на языке знаков, образов, символов | Сотрудничество с другими учениками при работе в группах |
Примерный алгоритм
подготовки и проведения занятия – экспериментирования
1. Предварительная работа (экскур сии, наблюдения, беседы, чтение, рас сматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
2. Выбор цели, задач; работы с детьми (как правило, это познавательные, раз вивающие, воспитательные задачи).
3. Игровой тренинг, внимания, вос приятия, памяти, логики мышления
4. Предварительная исследователь ская работа с использованием обо рудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки).
5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
6. Обобщение результатов наблю дений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и: пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Структура занятия-экспериментирования (примерная)
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования, самостоя тельное его размещение детьми в зоне исследования
6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментиро вания.
Экспериментирование можно включать в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.
Литература
1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996.
2. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникатив ной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. — М.: 5 за знания, 2005.
3. Дистервег А. Руководство для немецких учителей. Избр. пед. соч. — М.: Учпедгиз, 1956, с. 55-212.
4. Килпатрик В.Х. Метод проектов. -- Л., 1925.
5. Колесникова И. А. и др. Педагогическое про ектирование: Учеб. пособие для высших учебных заведений/Под ред. И.А. Колесниковой. — М.: Академия, 2005.
6. Колеченко А. К. Энциклопедия педагоги ческих технологий: Пособие для преподавате лей. — СПб.: КАРО, 2004.
7. Каменский Я.А. Великая дидактика/Пер. А. Щекинского. — М., 1893.
8. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уро ке. — М.: Знание, 1975.
9. Николина В. В. Метод проектов в географи ческом образовании//География в школе, 2006, № 6, с. 37-43.
10. Новые педагогические и информацион ные технологии в системе образования/Под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2000.
11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проек та в образовательном учреждении: Пособие для учителя и студентов педагогических вузов. — М.:АРКТИ, 2003.
12. Пестолоцци И.Г. Избранные сочинения в двух томах/Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т. 1, 2. — М.: Педагогика, 1981.
13. Романовская М.Б. Метод проектов в кон тексте профильного обучения в старших классах: Современные подходы: Научно-методическое по собие для повышения квалификации работников образования. — М.: АПК и ПРО, 2002.
14. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. — М., 1996.
15. Трайнев В. А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения. — 2-е изд. — М.: Дашков и К°: МАН ИПТ, 2005.
16. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучениях/Практика администра тивной работы в школе, 2003, № 6, с. 24-29.
17. Чечель И.Д. Метод проектов: субъектив ная и объективная оценка результатов//Директор школы, 1998, № 4, с. 3—10.
18. Чошанов М. Малая группа в учебном про цессе. О кооперативных методах обучения//Директор школы, 1999, № 4, с. 65-72; № 5, с. 75-78.
19. Ягодовский К. П. Исследовательский ме тод в обучении. — М.-Л., 1929.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегративные процессы математического образования и профессиональная подготовка учащихся.
Статья об интегративных процессах математического образования и профессиональной подготовки учащихся....
Проект программы «Организация краеведческой учебно-исследовательской деятельности школьников»
Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта, всех сторон деятельности человека в конкретном городе и районе, придавали большое значение многие передовые мы...
Исследовательская и проектная деятельность как средство повышения качества школьного математического образования
Статья в соавторстве с учителем математики МАОУ "Гимназия №1" города Балаково, Яковлевой С.Б....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-НАУЧНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Данная статья использовалась на Первых муниципальтных методических чтениях среди учителей математики и информатики образовательных учреждений, посвященных Т.Ф. Осиповскому "педагогический стиль и ценн...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы естественно-математического образования. Опыт. Проблемы. Перспективы» по теме: "Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации требований ФГОС
«Нужно, чтобы хорошее, качественное образование было доступно каждому ребенку». ...
Внедрение идей семи модулей Программы в процесс математического образования – эффективный путь развития личности
Внедрение идей семи модулей Программы в процесс математического образования – эффективный путь развития личности...