Рабочая программа курса "Проектно-исследовательская деятельность"
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Рабочая программа разработа для проведения занятия по биологии направленных на проведение исследовательской и проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 39.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.
« Рассмотрено на заседании МО» Руководитель МО ________ Л.Е.Ивлева Протокол №______ От «___» _________2016г | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________ Т.Ф.Трефилова «___»__________2016г. | «Утверждаю» Директор МКОУСОШ №25с УИОП ________В.Ф. Ловцова Приказ №_____ От «___»_________2016г. |
Рабочая программа
проектно – исследовательской деятельности и
«Химико-биологические методы исследования в биологии»
для 10 класса (химико-биологическое направление)
Разработал:
учитель биологии
Тульская Елизавета Викторовна
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Курс проектно-исследовательской деятельности «Химико-биологические методы исследования в биологии» вводится для целенаправленной теоретической и практической подготовки учащихся 10-х классов к освоению новых технологий. Программа проектной деятельности направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Программа элективного курса направлена на формирование методологических качеств обучающихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся различных комбинаций знаний, умений и компетентностей, повышающих его конкурентоспособность. Основным механизмом развития конкурентоспособности обучающихся является образовательный процесс, направленный на формирование ключевых компетентностей: проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной и информационной.
Курс, в основу которого положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение готовых знаний позволит сделать обучение более интересным, и соответственно получить более высокие результаты.
Цель данного курса - способствовать целостному освоению основных теоретических, технологических, креативных и аксиологических позиций культуры исследовательской деятельности учащихся.
Данный курс решает следующие задачи:
- знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности, методологией исследования;
- формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;
- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
- развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;
- развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;
- формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;
- формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;
- развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.
Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеке, работа в компьютерном классе, экскурсия.
Место курса в системе проектно-исследовательской работы в школе: курс является вспомогательной дисциплиной к проектно-исследовательской работе учащихся, к их сотрудничеству с научными руководителями.
Данный курс должен помочь овладеть школьникам способами коллективной и индивидуальной деятельности, стать фактором формирования творческого и самостоятельного мышления.
Методы проведения определяются целями и задачами данного курса. Таким образом:
- учащиеся овладевают научными понятиями, необходимыми для проведения исследования;
- учащиеся овладевают умениями выделять проблему, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу, правильно и грамотно формулировать свои мысли;
- учащиеся накапливают опыт самостоятельной работы с научной литературой и источниками;
- учащиеся приобретают навык управления процессом собственного исследования, самостоятельного поиска и анализа ситуаций, оригинального решения проблемы, защите результатов исследования;
- в области коммуникативной компетенции учащиеся овладевают основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать с учетом интересов других людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива.
Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
Программа позволяет реализовать следующие подходы:
- компетентностный;
- личностно-ориентированный;
- деятельностный.
- Требования к уровню подготовки учащихся:
- По результатам курса обучающиеся должны овладеть:
- знаниями об основных этапах организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация (защита));
- научным аппаратом исследования (актуальность, проблема, цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и др.);
- знаниями об основных источниках информации (книги, энциклопедии, словари, ресурсы Интернета и др.);
- методами исследования (наблюдение, эксперимент, интервьюирование, анкетирование, тестирование и др.);
- правилами оформления списка использованной литературы;
- навыком логического построения системы доказательств;
- общими правилами успешной презентации, защиты работы;
- правилами оформления работы;
- способами хранения информации.
- Обучающиеся должны уметь:
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- разделять исследовательскую деятельность на этапы;
- формулировать и ставить проблему исследования;
- составлять план исследования;
- анализировать изученность проблемы, над которой предстоит работать в теории и практике;
- выделять объект исследования;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- пользоваться и анализировать литературные источники;
- делать выводы и заключения на основе проведённых исследований;
- работать в группе;
- отстаивать и публично защищать свою точку зрения.
Критерии и показатели усвоения материала:
В ходе освоения программы курса целенаправленно формируются универсальные учебные действия.
В ходе решения системы проектных задач у обучающихся предполагается формирование следующих способностей:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Курс рассчитан на 35 часов.
Формы контроля:
- диагностика исследовательских умений обучающихся
- диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;
- презентации проектов обучающихся;
- научно-практические конференции;
- анкетирование;
- выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе, ведение дневника наблюдений и пр.
Электронные и технические средства обучения:
- Учебный мультимедиа комплекс:
- компьютер,
- документ камера,
- интерактивная доска
- Компьтерный класс
- Электронная библиотека
- Локальная связь.
Ожидаемый результат:
Учащийся знает:
- ценностно-нормативный характер, отражающий понимание смысла исследовательской деятельности («знаю зачем»);
- знания декларативного характера, отражающие владение информацией о содержании, формах, историческом развитии теории и практики научного исследования («знаю что»)
- знания процедурного характера, отражающие представления о методах и приемах исследования, применяемых при решении стандартных и нестандартных познавательных проблем («знаю как»)
Учащийся имеет навыки:
- планировать исследования;
- организовать исследования;
- контролировать исследования;
- регулировать исследования;
- анализировать исследования;
- работать в библиотеке;
- находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
- конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;
- ставить цели и задачи исследования;
- подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам.
Учащийся приобретает опыт:
- работы с различными информационными ресурсами
- анализа и конспектирования литературы
- постановки проблемы, обоснования актуальности исследования
- определения целей и задач исследования
- самостоятельной организации исследовательской деятельности
- рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности
- публичной защиты результатов собственного исследования
Методическое обеспечение курса: занятия по элективному курсу «Основы учебного исследования» предполагают сочетание двух основных форм работы (лекционную и семинарскую) и использование материалов книги – Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию. – М.: 5 за знания, 2011.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ урока | дата | ТЕМА |
1 | 2.09 | Введение. Основные понятия исследовательской и проектной деятельности. |
2 | 9.09 | Основные шаги исследования |
3 | 16.09 | Что такое реферат и как его написать? |
4 | 23.09 | Методика работы с текстом. |
5 | 30.09 | Эксперимент и исследование. |
6 | 7.10 | Биологические методы исследовательской деятельности |
7 | 14.10 | Химические методы исследовательской деятельности. |
8 | 21.10 | Метод титрования при определении жесткости воды. |
9 | 28.10 | Разделение пигментов методом бумажной хроматографии. |
10 | 11.11 | Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. |
11 | 18.11 | Определение темы, целей и задач собственного исследования. |
12 | 25.11 | Выдвижение гипотезы исследовательской работы. |
13 | 2.12 | Составление плана собственного исследования |
14 | 9.12 | Поиск теоретической информации исследования. |
15 | 16.12 | Работа с информационными источниками по теме исследования. |
16 | 23.12 | Работа с информационными источниками по теме исследования. |
17 | 13.01 | Анализ реферативной части исследовательской работы. |
18 | 20.01 | Работа над опытно-экспериментальной частью исследования. |
19 | 27.01 | Работа над опытно-экспериментальной частью исследования. |
20 | 3.02 | Работа над опытно-экспериментальной частью исследования. |
21 | 10.02 | Работа над опытно-экспериментальной частью исследования. |
22 | 17.02 | Обработка результатов исследования |
23 | 24.02 | Обработка результатов исследования |
24 | 3.03 | Методика оформления результатов: сводные таблицы, диаграммы, схемы. |
25 | 10.03 | Оформление списка литературы и использованных электронных источников. |
26 | 17.03 | Индивидуальные консультации по оформлению исследовательских работ |
27 | 24.03 | Индивидуальные консультации по оформлению исследовательских работ |
28 | 7.04 | Как правильно создать презентацию? |
29 | 14.04 | Индивидуальные консультации по оформлению презентации исследовательской работы. |
30 | 21.04 | Индивидуальные консультации по оформлению презентации исследовательской работы. |
31 | 28.04 | Составление тезисов работы. Рецензия. |
32 | 5.05 | Индивидуальные консультации по оформлению исследовательских работ, подготовка к защите. |
33 | 12.05 | Индивидуальные консультации по оформлению исследовательских работ, подготовка к защите. |
34 | 19.05 | Индивидуальные консультации по оформлению исследовательских работ, подготовка к защите. |
35 | 26.05 | Защита исследовательских работ |
В ходе освоения программы курса целенаправленно формируются универсальные учебные действия.
проектировочные | исследовательские | информационные | кооперативные |
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. | Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. | Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. | Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения. |
коммуникативные | экспериментальные | рефлексивные | презентационные |
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. | Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. | Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. |
Диагностика исследовательских умений учащихся
Критерии оценивания | Высокий | Средний | Низкий | |
1 | Умение сформировать тему. | Исходя из проблемы, может сформулировать тему. | Недостаточно верная (точная) формулировка темы. | Не может сформулировать тему. |
2 | Умение обосновать актуальность. | Умеет выделить факты, теоретические правила, конкретные предложения (четкие), обосновывающие актуальность. | Недостаточно полно представлена актуальность темы. | Выдвигает несущественные варианты. |
3 | Умение грамотно обосновать научный аппарат. | Формулирует цель, задачи; выделяет объект предмета, выдвигает гипотезу, обосновывает, | Работа выполняется частично; имеются отдельные элементы научного аппарата. | Не умеют выделить и обосновать научный аппарат. |
4 | Новизна. Практическая значимость. | Умеет выдвигать и систематизировать условия, при которых гипотеза подтверждается. | Выполняет частично. | Не справляется с данным заданием. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов»М: 5 за знания, 2009. - 304с.
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
- Новожилова М.М. Как корректно провести исследование, от замысла к открытию М: 5 за знания, 2011. - 216 с.
- Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
- Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творчес-кой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
- Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
- Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
- Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
- Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...