Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Работа над координацией движений при игре двумя руками" для учащихся 2 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано"
методическая разработка
Технологическая карта заниятия по ОКФ "Работа над координацией движений при игре двумя руками" для учащихся 2-го года обучения, подходит для использования в ДМШ, ДШИ, детских развивающих центрах и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnokarta_maksimenko_e.v._koordinatsiya.docx | 31.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта с методической структурой урока
Ф.И.О. учителя: Максименко Елена Валерьевна
Ф.И. учащейся: Мальцева Дарья, 10 лет
Второй год обучения, хореографическое отделение
Дата: 12.11.2019 Предмет: общий курс фортепиано
Тема урока: «Работа над координацией движений при игре двумя руками».
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1.) Содержательные: систематизировать знания о ритме, сильных и слабых долях, длительностях.
2.) Предметные: развитие координации движений, моторики, метро-ритмических ощущений.
3.) Воспитательные: развитие фантазии, творческого мышления, самостоятельности, формирование общей культуры, эстетического восприятия окружающего мира, формирование навыков самооценки обучающейся.
Задачи:
1). Образовательные задачи:
- дать представление о разных музыкальных размерах, ритмических рисунках;
- расширить музыкально-теоретические представления учащейся;
- передать содержание и общую характеристику музыкального произведения и дать представление об авторе.
2). Развивающие задачи:
- развивать ритмическую устойчивость;
- развивать навык координации движений;
- работать над развитием музыкального слуха.
3). Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство прекрасного, любви к музыке;
- воспитывать целеустремленность, упорство, самостоятельность, самоконтроль;
- активизировать интерес к занятиям на инструменте.
Планируемые результаты:
1.) Предметные: учащаяся сможет координировать движения, играя двумя руками; выдерживать ритм, чувствуя сильные доли.
2.) Личностные: развитие познавательной деятельности, расширение кругозора, развитие фантазии.
3.) Межпредметные: формирование у учащейся умения добывать информацию из различных источников, осознание взаимосвязи между музыкой и историческими личностями.
Используемые методы:
- словесный;
- наглядно-слуховой;
- практический, показ;
- анализ, обобщение;
- эмоционально-познавательный.
Используемые ресурсы:
Методическая литература:
1. Мазель В. Музыкант и его руки. - С-П.: Композитор, 2003, 180с.
2. Макаров В.Л. Методика обучения игре на фортепиано в подготовительном отделении и начальной школе. – ХГИИ Харьков, 1997, 120с.
3. Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста – М.: Советский композитор, 1987,119с.
4. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков - М.: Классика-ХХI, 2013,82с.
Оснащение урока:
музыкальный инструмент (пианино);
нотный материал
Технологическая карта учебного занятия
Основные этапы урока, продолжительность | Задачи | Планируемый результат | Деятельность преподавателя | Деятельность учащейся | Музыкальный материал |
Оборудование | |
Организационный 1 минута | Создание условий для включения учащейся в активную познавательную деятельность | Готовность учащейся к занятию | Проверяет настрой учащейся к занятию, посадку за инструментом | Приветствие, правильная посадка за инструмент. | Фортепиано | ||
Этап проверки домашнего задания Игра пьесы «В пещере горного короля» Э.Грига каждой рукой отдельно, считая вслух. 8 минут | 1)Установить правильность выполнения д/з. Устранить в ходе проверки обнаруженные неточности. Определить причины возникновения затруднений вместе с учащейся. 2)Определить наличие знаний у учащейся о композиторе Э.Григе, его творчестве. При отсутствии знаний дать общее представление о биографии Грига, заинтересовать его творчеством, активировать познавательную деятельность. | 1)Учащаяся может уверенно сыграть произведение каждой рукой отдельно, она готова к игре произведения двумя руками. 2)Учащаяся имеет представление о норвежском композиторе, его творчестве. Домашнее задание прослушать сюиту «Пер Гюнт», нарисовать рисунок-впечатление. | 1)Проверяет Д.З., исправляя обнаруженные неточности. Помогает определить причины возникновения недочетов. 2)Выясняет осведомленность учащейся о жизни и творчестве композитора, при необходимости дополняет рассказ учащейся, заинтересовывает ее сюитой «Пер Гюнт». | 1) Исполняет пьесу каждой рукой отдельно, считая вслух. Прислушивается к замечаниям преподавателя, исправляет ошибки. 2) Участвует в беседе о биографии и творчестве Э.Грига, проявляет интерес. | Пьеса «В пещере горного короля» Э.Грига | Фортепиано, ноты | |
Творчески-познавательный 5 минут | Подбор несложной песенки по слуху («В траве сидел кузнечик») | Учащаяся развивает музыкальный слух, на практике применяет знания умения и навыки, расширяет свой музыкальный «багаж» | Преподаватель предлагает учащейся прослушать несложную известную песенку и подобрать ее по слуху. Подсказывает и направляет деятельность ученицы. | Учащаяся слушает песенку «В траве сидел кузнечик», в исполнении педагога, пропевает ее и подбирает по слуху, прислушиваясь к советам педагога. | Песенка «В траве сидел кузнечик» | Фортепиано | |
Актуализация субъектного опыта учащегося. 9 минут | Определение цели урока – сыграть двумя руками первую часть пьесы. Подготовительная работа к игре двумя руками. | Учащаяся может сыграть разученное произведение в ансамбле с преподавателем (партию правой руки исполняет учащаяся, партию левой руки – преподаватель, потом наоборот). Учащаяся может прохлопать по коленям либо простучать по столу ритм пьесы (отрывок) двумя руками одновременно, считая вслух | Преподаватель включает учащегося в определение цели и задачи урока; предлагает сыграть первую часть пьесы в ансамбле с преподавателем, исполняя с ним по очереди партии правой и левой рук; проверяет у учащейся знания о сильных и слабых долях, проверяет готовность ученицы синхронизировать ритм партий обеих рук. Предлагает прохлопать ритм пьесы (партии обеих рук одновременно) себе по коленям, простучать его по столу. Контролирует правильность выполнения заданий. | Учащаяся участвует в определении цели и задач урока, играет первую часть пьесы в ансамбле с преподавателем, по очереди исполняя партии правой и левой рук. Дает определение ритма, музыкального размера, слабых и сильных долей. Хлопает ритм указанного отрывка пьесы (партии обеих рук). Исправляет неточности. | Пьеса «В пещере горного короля» Э.Грига | Фортепиано, ноты | |
Физкультпауза 1 минута | Создать условия для переключения видов учебной деятельности в режиме здоровьесбережения. | Эмоционально- физическая разрядка. | Преподаватель предлагает выполнить физические упражнения под музыку; аккомпанирует учащейся | Учащаяся активно включается в мышечную гимнастику (упражнения для расслабления мышц спины, шеи, плечевого пояса, пальцев) | Ритмичные произведения Л.Минеевой,М.Глинки | ||
Основной этап работы над координацией движений. Овладение новыми умениями. 10 минут | Учащаяся исполняет первую часть пьесы (1-8 такты) обеими руками, считая вслух, синхронизируя сильные доли, координируя движения. Для упрощения задачи можно сначала играть не стаккато, а легато, для более уверенного ощущения клавиатуры. | Учащаяся может исполнить ритмически точно партии обеих рук (первые 8 тактов), координируя движения, считая вслух. Учащаяся учится анализировать свою игру, исправлять услышанные ошибки. | Преподаватель предлагает соединить партии обеих рук в небольшом фрагменте, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащегося на уроке; стимулирует учащегося на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха. Корректирует деятельность учащейся при необходимости. Чтобы упростить задачу можно сначала предложить сыграть партии обеих рук легато для более уверенного ощущения клавиатуры. | Учащаяся играет первые 8 тактов произведения двумя руками одновременно, оценивает свою игру, что получилось, что нет, добивается положительных результатов. | Пьеса «В пещере горного короля» Э.Грига | Фортепиано, ноты | |
Этап накопления впечатлений. 4 минут | Вызвать интерес к следующему произведению, вызвать желание разобрать его дома самостоятельно, создание ситуации успеха. | Учащаяся проявляет интерес и мотивацию на самостоятельное изучение следующего произведения (более легкого по уровню), для применения всех изученных заранее знаний, умений, навыков в новом музыкальном материале. | Исполняет новую пьесу, разбор которой задаёт на дом: «На катке» К.Лонгшамп-Друшкевич, обсуждает с учащейся музыкальный образ произведения, нацеливает на преодоление трудностей. | Участвует в беседе-инструктажу Д/З. Слушает исполнение учителем «На катке» К.Лонгшамп-Друшкевич с целью пополнения своего слухового багажа, понимания конечной цели своей работы над следующим произведением, проявляет интерес, рассказывает, какое впечатление произвела на нее прослушанная пьеса. | «На катке» К.Лонгшамп-Друшкевич | Фортепиано, ноты | |
Рефлексия 1 минута | Самооценка, осознание учащимся значимости учебной деятельности, создание ситуации успеха. | Созданы условия для оценки собственной познавательной деятельности. Усвоение учащейся принципов самоконтроля. | Преподаватель проводит беседу с учащимся: - Чему научилась? - Что больше всего понравилось делать? - Легко ли было? - Довольна ли собой учащаяся? | Учащаяся отвечает на вопросы, формулирует конечный результат своей работы на уроке, осуществляет самооценку, самопроверку. | |||
Подведение итогов 1 минута | Качественная оценка работы учащегося. Домашнее задание: мотивация деятельности учащихся по выполнению домашнего задания; инструктаж; Проверка понимания и способов выполнения д/з. | Создание ситуации успеха. Учитель организует беседу по уточнению и конкретизации плана самостоятельной домашней работы. | Положительно оценивает деятельность учащейся. Намечает план самостоятельной домашней работы учащейся. Систематизирует совместно с учащейся направления домашней работы над пьесами «В пещере горного короля» Э.Грига, «На катке» К.Лонгшамп-Друшкевич. | Слушает, дополняет учителя, демонстрирует понимание целей и задач домашней работы. | Запись в дневнике. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Предмет: химия (9 класс), Тип урока Комбинированный. Урок изучения нового материалаЦель урока: Охарактеризовать серу в свете трёх форм существования этого химического элемента: в фор...
Технологическая карта с дидактической структурой урока "Степень с натуральным показателем"
Урок разработан по ФГОС...
Технологическая карта с дидактической структурой урока математики по теме: "Упрощение выражений" 5 класс
Тема урока: «Упрощение выражений»Урок первичного предъявления новых знаний...
Технологическая карта с дидактической структурой урока Логопедическое занятие с группой детей 3 СКК с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР
Логопедическое занятие для обучающихся 3 СКК с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с...
Технологическая карта с дидактической структурой урока.
Технологическая карта с дидактической структурой урока....
Технологическая карта с дидактической структурой урока в 7 классе по ИСТОРИИ России Тема : «Социальные движения первой четверти XVIII в.»
Технологическая карта урока в 7 классе по ИСТОРИИ России Тема : «Социальные движения первой четверти XVIII в.»...
Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Длительности нот" для учащихся 1 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано"
Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Длительности нот" для учащихся 1 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано". Подходит для ...