Технологическая карта с дидактической структурой урока.
Предмет: музыка
Класс: 7 класс
Тема урока: Музыкальные образы в Симфонической картине «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского – Корсакова.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: знакомство с музыкальными образами и их развитием в Симфонической картине «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского – Корсакова.
Задачи:
Образовательные (предметные результаты):
- познакомить детей с произведением Н. А. Римский-Корсаков «Сеча при Керженце» и легендой о граде Китеже;
- формировать и расширять художественный кругозор детей;
- расширить знания о музыкальных образах;
- учить разбираться в своих чувствах, эмоциях, возникших при слушании музыки и просмотре видеофрагмента;
- учить раскрывать и сравнивать художественные образы произведения;
- учить анализировать музыкальное произведение, выявлять особенности образов добра и зла, различать музыкальные фрагменты на слух;
- развивать вокально-хоровые навыки при совместном исполнении песни.
Развивающие (метапредметные результаты):
- развивать наблюдательность, музыкальный слух, музыкальную память, творческое восприятие исторических событий в музыкальном произведении;
- развивать эмоциональную отзывчивость (качество эмпатии);
- развивать образное мышление;
- развивать аудиовизуальное художественное восприятие;
- развивать ассоциативное мышление, фантазию, воображение.
Воспитательные (личностные результаты)
- воспитывать любовь к Родине, гордость за её героическое прошлое;
- воспитывать музыкальный вкус;
- воспитывать нравственные качества школьников.
Методы:
- наблюдение за музыкой, размышление о музыке;
- сравнение;
- проблемный;
- коллективное целеполагание,
- моделирование деятельности,
- метод интеграции искусств,
- метод эмоциональной драматургии;
- метод жизненных ассоциаций;
- метод музыкальных обобщений.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов | Планируемые предметные результаты | УУД |
Организационный момент | Проверяет готовность кабинета и учащихся к уроку; Настраивает учащихся на позитивный лад, подбадривает их, напоминает, что они хотят и могут хорошо учиться.
| Учащиеся также настраиваются на урок, соглашаются с учителем, что они будут стараться хорошо работать. | С помощью смайликов определить собственное настроение на начало урока.
| Настрой обучающихся на познавательную деятельность (коммуникативная компетенция) | Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Коллективное целеполагание. (учебно-познавательная компетенция).
|
Распределение по группам
| Учитель предлагает учащимся разделиться на 4 группы и выбрать в каждой группе лидера, который в течение урока будет регулировать работу группы и оценивать её в конце урока. | Учащиеся делятся на 4 группы, располагаются за столами и выбирают лидера. |
|
| Коммуникативные: Формирование желания и способности каждого ученика к участию и работе в группах. Решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками. Формирование способности вступать в контакт. |
Постановка цели, мотивация
| Учитель обращает внимание детей на слайд «Н.А. Римский – Корсаков. Симфоническая картина «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и побуждает детей к определению темы урока, постановке целей и задач урока.
| Определяют тему урока, ставят цели и задачи.
| Учащиеся выделяют цель – знакомство с новой музыкой. Отмечают, что через знание содержания оперы, слушание фрагментов и разбор произведения, можно добиться поставленной цели.
| Умение определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи. Развитие умений находить общее, отличное, закономерности.
| Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока и способов решения задач.
|
Повторение пройденного материала | Следующий слайд: Ария Сусанина, Половецкие пляски, Ария князя Игоря, Хор «Славься», Хор «Солнцу красному слава», Хор «Вставайте, люди русские». Учитель предлагает группам задать вопросы классу, исходя из данного перечня музыкальных фрагментов.
|
Участники групп задают вопросы: Из каких произведений перечисленные фрагменты?
Что объединяет эти произведения?
|
Отвечая на вопрос – Из каких произведений перечисленные фрагменты, команды называют эти произведения с помощью теста на карточках. Потом обмениваются и проверяют правильность ответа. Выясняем, какая группа не ошиблась. (Приложение №1)
Учащиеся также отмечают, что объединяет эти произведения историческая тема, тема борьбы русского народа за свою свободу. | Происходит обобщение уже заложенных знаний.
Вспоминая недавно пройденный материал, учащиеся приходят к выводу, что новый материал является продолжением исторической темы в музыкальном искусстве.
| Регулятивные: Осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой деятельности. Познавательные: Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием.
Информационные: умение сравнивать и сопоставлять информацию. Познавательные: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров.
|
Изучение нового материала | - Знаете ли вы что-нибудь об опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»? - Сегодня нам предстоит знакомство с этой оперой – легендой. Но прежде вспомните, сколько опер у Римского – Корсакова? На какие сюжеты писал оперы композитор? - Почему опера – легенда? | - Нет.
- 15 опер.
- Сказочные, исторические, опера – былина, по произведениям Гоголя - В основу положена легенда. | На карточках из перечисленных опер вычёркивают те, которые не написаны Римским – Корсаковым. Обмениваются карточками и проверяют правильность ответов друг друга. (Приложение №2)
| Проверяются знания опер Римского - Корсакова | Познавательные: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Регулятивные: выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством.
|
Совместное открытие новых знаний
| Среди множества русских легенд яркой поэтичностью отличается легенда о граде Китеже.
- Что лежит в основе легенды?
- Это очень важный момент. Римский-Корсаков сочинил “Сечу” как симфонический антракт между картинами 3-го действия? - Что значит Симфоническая картина? - Что такое Сеча? - Как вы думаете, почему эта музыка звучит при закрытом занавесе? - Разве можно создать большое историческое полотно – картину боя в условиях сцены? –Но прежде, чем мы послушаем, попробуем смоделировать эту музыку. - Что будет составлять содержание этой картины? – Какое будет развитие в музыке, как взаимодействуют темы? - Как композитор может показать эти два непримиримых лагеря – русских и татар? Учитель наигрывает 3 темы: песню русской дружины “Поднялася с полуночи”, историческую песню “Про татарский полон” и тему хора из 2 действия «Ой, беда идёт, люди», которые характеризуют татарское войско. - Представьте, что вы в театре, занавес закрыт. Каждый зритель и слушатель сам представляет эту картину боя … На сцене битва русских с татарами не показана. О ней рассказывает музыка. Композитор сочинил ее потому, что создать большое историческое полотно — картину боя — в условиях сцены было невозможно. Музыка же, благодаря непревзойденному мастерству Римского-Корсакова, с необычайной силой передает весь трагизм ситуации.
| Обращаются к раздаточному материалу, изучают его и отвечают на вопросы учителя.
- Борьба русского народа с монголо-татарами.
- Исполняет оркестр.
- Битва. - С помощью средств музыкальной выразительности композитор заставляет слушателя представить то, что происходит.
- Битва русских и татар.
- Конфликтное развитие, борьба, столкновение.
- Может использовать какие-то народные мелодии.
Дети предполагают, какая тема характеризует русских, а какая татар, и обосновывают свои ответ.
Учащиеся настраиваются на слушание музыки и работу в группах. 1 гр. – Напишите мини-сочинение о своих впечатлениях от прослушанной музыки. 2 гр. – Отвечает на вопросы: - Какой темп произведения? - Какая динамика? - Как вы думаете, чем заканчивается битва? Кто победил? - Как вы определили? 3 гр. – Отвечает на вопросы: - Как начинается картина, темой татар или русской дружины? - Что напоминает ритм музыки? - Какая картина возникла у вас, слушая произведение? Что нам изображает музыка? - Какие два враждебных образа рисует композитор в музыке? 4 гр. - Характеризует музыку русской дружины и татар. (См. приложение №4) | Команды изучают информацию на карточках о Китеже и делятся интересными фактами с классом дополняя друг друга. (Приложение №3)
Учащиеся разучивают мелодии песен и слушают фрагменты этих мелодий из «Сечи».
Звучит видеофрагмент «Сеча при Керженце» в исполнении симфонического оркестра.
| Определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи. Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории - одноклассников, путем выбора соответствующих средств и языка.
Учебный диалог (коммуникативная компетенция).
Слушание музыки ( во время звучания дети не общаются) и самостоятельная работа в группах. Обсуждение и выступление с выполненным заданием (коммуникативная компетенция).
| Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои суждения.
Регулятивные: умение работы с различными источниками информации о музыке.
Познавательные: умение находить главные темы в инструментальном эпизоде. Познание различных явлений жизни общества на основе вхождения в мир музыкальных образов симфонической картины «Сеча при Керженце», их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы; Проявление интереса к воплощению приемов деятельности композитора. Организация общения на основе развернутой письменной и устной речи со сверстниками.
Личностные: формирование духовно-нравственных, патриотических основ Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения материала Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке. Владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки.
|
Осмысление и закрепление учебного материала | После прослушивания музыки учитель даёт 3 - 4 минуты на выполнение задания по группам.
Учитель предлагает подвести итоги в группах. Побуждает к самооценке.
| Представитель от каждой группы, выбранный лидером группы, делает сообщение по своему заданию.
Каждая группа оценивает свою работу и работу других групп. Оценки озвучивает лидер каждой группы. |
| Коллективное подведение итогов, оценивание работы (учебно-познавательная, ценностно-смысловая компетенции). Формирование способности объективно оценивать соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.
| Регулятивные: развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира. Личностные: расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций. Развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе; Осознание личностных смыслов музыкального произведения, понимание его роли в развитии современной музыки. |
Исполнение песни | Учитель предлагает спеть песню на выбор из уже знакомых в соответствии с темой урока. | Предположительно ученики выбирают песню «Не подкачай, вороной». (См. приложение №5) Ставят вокально – хоровые задачи для хорошего исполнения песни. |
| Поют песню всем классом. Потом оценивают собственное пение. | Регулятивные: устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением песни на уроке. |
Рефлексия
| Когда-то принцип “Прошедшее в настоящем” провозгласил Мусоргский. В наши дни он обретает несколько иное, более полное звучание: “Прошедшее – в настоящем – ради будущего”. – Как вы это понимаете? - Выполнили мы задачи нашего урока? - Тогда продолжите мою мысль: Я научился … - Мне удалось …
Учитель предлагает смайликами оценить свою работу на уроке. | Предположительный ответ: «Связь времён, когда прошедшее – процесс, начавшийся в определенную эпоху, нацеленный на наше время, наше восприятие и способный развиваться дальше, в будущем, ради будущего.» - Да.
Учащиеся продолжают фразы учителя, оценивая свою деятельность на уроке. |
|
| Регулятивные: развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира. |
Приложение №1
Соедините правильно.
Опера «Александр Невский» Глинка М.И.
Кантата «Иван Сусанин» Бородин А.П.
Опера «Князь Игорь» Прокофьев С.С.
Приложение №2
Вычеркните названия опер, автором которых не является Н.А. Римский - Корсаков
Золотой петушок
Царская невеста
Евгений Онегин
Борис Годунов
Псковитянка
Садко
Снегурочка
Хованщина
Сказка о царе Салтане
Кармен
Риголетто
Пиковая дама
Кащей Бессмертный
Ночь перед рождеством
Приложение №3
- Легенда о Китеже
- В основу легенды легли подлинные исторические события — нашествие татар на Русь, борьба русского народа против татаро – монгольского ига.
- Мудрый князь Юрий выстроил город Великий Китеж в Новгородской области.
- Построили город в глубине непроходимых лесов и болот, чтобы враг не мог добраться до него.
- Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его.
- Китежане узнают, что и на Великий Китеж движется татарское войско. Без борьбы китежане не хотят покориться врагу.
- Русские воины поднимаются на защиту родного города. Их было гораздо меньше, чем татар, но они храбро шли в бой: лучше смерть, чем позорный плен. В битве (сече) при реке Керженце вся русская дружина полегла в неравном бою. Путь к городу оказался открыт, враг приближался…
- Монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков.
- Нападавшим пришлось отступить, и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны. Татары в ужасе разбежались.
- Невидимый сказочный город Китеж якобы существует на дне озера Светлояр, находящегося в Семёновском районе Нижегородской области. Глубина озера - до 30 метров, форма его идеально круглая. Уровень воды в озере одинаковый в любое время года. Вода в озере на удивление чистая и прозрачная. Сведущие люди рассказывают, что под землёй оно связано с Волгой, откуда в него попадают невиданные чудовища. А ещё говорят, что в тихую погоду из-под воды доносится колокольный звон. Люди считают воду озера целебной. По местным поверьям, чтобы вода оставалась чистой, в Светлояре нельзя купаться, а плавать по озеру разрешается только в деревянных лодках местного изготовления.
Приготовьтесь ответить на вопросы:
- Что легло в основу легенды о Китеже?
- Кто построил Великий Китеж?
- Где построили город и почему?
- Как поступают китежане, узнав о приближении врага?
- Что ожидало монголо-татар у города?
- Расскажите об озере Светлояр.
Приложение №4. Слушание симфонической картины «Сеча при Керженце»
Задание для 1 группы.
- Напишите мини-сочинение о своих впечатлениях от прослушанной музыки.
Задание для 2 группы (ответьте на вопросы)
- Какой темп произведения?
- Какая динамика?
- Как вы думаете, чем заканчивается битва? Кто победил?
- Как вы определили?
Задание для 3 группы (ответьте на вопросы)
- Как начинается картина, темой татар или русской дружины?
- Что напоминает ритм музыки?
- Какая картина возникла у вас, слушая произведение? Что нам изображает музыка?
- Какие два враждебных образа рисует композитор в музыке?
Задание для 4 группы.
- Охарактеризуйте музыку русской дружины и татар.
Используйте в ответах предложенные фразы и выражения.
- грозная, жесткая, стремительная;
- в конце звучит печально, страдальчески надломлено, через нее выражается народное горе, скорбь о погибших войнах
- мужественная,
- волевые интонации,
- героическая решимость.
- мотив «скачки», топот;
- героическая решимость княжеских воинов в борьбе с врагом, не щадя жизни.
- Взволнованный, напряжённый, суровый, боевой, грозный, драматический.
- Быстрый.
- Нарастающая. Резкий «провал» (всё кончено).
- Постепенное приближение вражеской конницы.
- Образы татар и русских.
- Ритм скачки, топот конницы.
- Картина битвы
- Тема русской дружины как бы постепенно «уходит», вытесняется темой татар.
- Трагическая картина безмолвного поля брани, усыпанного телами погибших.
- Достигнув предельного драматизма, сеча обрывается.
Приложение №5 (текст песни «Не подкачай, вороной»)
- За Славутичем огоньки
Черною полночью.
То к Царь – Граду идут полки
С божией помощью.
Князь ведет дружину на бой,
Торопя рысака:
Ой, не подкачай, вороной,
Не дрогни рука!
2.С тех старинных седых времен
И до Бородина
Без коня не дорога – стон
И война – не война.
Так шептал драгун удалой,
Шпоря другу бока:
Ой, не подкачай, вороной,
Не дрогни рука!
3. Глянь, на пиках блестят значки,
Степь раскаленная.
То колышется у реки
Первая конная.
И спешит боец молодой
Под знамена полка.
Ой, не подкачай, вороной,
Не дрогни рука!
4. Занедуженный шар земной
С бомбами мается.
А дедов говорок лихой
Не забывается.
Нам ходить не с шашками в бой,
Но в душе на века:
Ой, не подкачай, вороной,
Не дрогни рука!