Рабочая программа внеурочной деятельности «Я и моё Отечество»
материал
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности. Поэтому основная задача образования и воспитания ─ возрождение духовно-патриотического самосознания, пробуждение интереса к национальной культуре, формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, традициям своего народа, воспитание гражданственности, патриотизма.
Нацеленность на духовно-нравственное, патриотическое воспитание, формирование гражданственности, потребности творить и самосовершенствоваться продиктована
- социальным заказом: обществу нужна личность с богатым духовным, нравственным потенциалом, способная к творчеству, обладающая высокой культурой и гражданской ответственностью, патриот;
- ФГОС, предполагающим достижение современного национального воспитательного идеала.
Программа внеурочной деятельности “Я и Отечество” по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я и Отечество» разработана в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.
- Конституцией Российской Федерации, статьи 38, 43.
- Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.
В школе созданы условия для реализации разработанной программы, обеспечивающей духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Воспитательно-образовательный процесс в основной школе направлен на развитие и воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.
Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:
- Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
- Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;
- Создание условий для нравственного самовыражения личности.
- Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.
В основе программы, позволяющей достичь национального воспитательного идеала, лежит системно-деятельностный подход, благодаря которому формируются базовые национальные ценности:
- патриотизм, гражданственность,
- социальная солидарность,
- человечество, семья,
- нравственность,
- здоровье,
- творчество, труд,
- экология,
- наука, образование,
- интеллект, искусство,
- традиционные религии России.
Программа рассчитана на 1 год и реализуется во внеурочной деятельности с обучающимися 5 класса.
Часов в неделю: 1 час.
Часов в год: 34 часа
Место проведения занятий: учебные кабинеты школы, музеи, библиотека.
- Планируемые результаты освоения обучающимися курса «Я и Отечество»
Данная программа внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.
Ученики должны быть:
• дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
• обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
• самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
• способны к изменению самих себя.
- Содержание курса
Тема 1 Патриотизм, гражданственность
«Здравствуй, школа». Страна книг (Экскурсия в библиотеку). «Москва - столица нашей Родины».
История праздника «День народного единства». Беседа «Что такое гражданственность».
«Овеянные славою флаг наш и герб». «Чтоб защитником стать». Герои России. Встреча с воинами локальных войн.
Тема 2 Социальная солидарность
Весенняя неделя добра. Акция «Родному городу желаю». «Ветеран живет рядом».
Тема 3 Человечество, семья
«Знакомьтесь: пятиклассник». «Семь Я». Беседа «Что такое толерантность». Пасха в народной традиции.
Тема 4 Нравственность
«Пусть царит на земле доброта». Беседа «Что такое сострадание». Добросердечность. Добрые слова. Доброе дело. Беседа «Что такое уважение». Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры. «Пусть царит на земле доброта».
Тема 5 Здоровье
«Уроки доктора Айболита». «Здоровому все здорово». «Минздрав предупреждает». День здоровья и спорта. Прогулка на свежем воздухе.
Тема 6 Экология
Природа моего края. Конкурс «Юный эрудит». Природа в опасности.
Тема 7 Интеллект, искусство
Новый год у ворот. Выпуск новогодней стенгазеты. «Чудо Рождества». Рыцарский турнир. Проводы зимы.
- Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
Тема 1 | Патриотизм, гражданственность | 9 |
Тема 2 | Социальная солидарность | 3 |
Тема 3 | Человечество, семья | 4 |
Тема 4 | Нравственность | 6 |
Тема 5 | Здоровье | 5 |
Тема 6 | Экология | 2 |
Тема 7 | Интеллект, искусство | 5 |
Всего часов | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ № № п/п | Название раздела. Тема занятия | Всего часов | Дата | Аргументация изменений | |
план | факт | ||||
Патриотизм, гражданственность | |||||
1 | «Здравствуй, школа» | 1 | |||
2 | Страна книг (Экскурсия в библиотеку) | 1 | |||
3 | «Москва - столица нашей Родины» | 1 | |||
4 | История праздника «День народного единства» | 1 | |||
5 | Беседа «Что такое гражданственность» | 1 | |||
6 | «Овеянные славою флаг наш и герб» | 1 | |||
7 | «Чтоб защитником стать» | 1 | |||
8 | Герои России | 1 | |||
9 | Встреча с воинами локальных войн | 1 | |||
Социальная солидарность | |||||
10 | Весенняя неделя добра | 1 | |||
11 | Акция «Родному городу желаю» | 1 | |||
12 | «Ветеран живет рядом» | 1 | |||
Человечество, семья | |||||
13 | «Знакомьтесь: пятиклассник» | 1 | |||
14 | «Семь Я» | 1 | |||
15 | Беседа «Что такое толерантность» | 1 | |||
16 | Пасха в народной традиции | 1 | |||
Нравственность | |||||
17 | «Пусть царит на земле доброта» | 1 | |||
18 | Беседа «Что такое сострадание» | 1 | |||
19 | Добросердечность. Добрые слова. Доброе дело. | 1 | |||
20 | Беседа «Что такое уважение» | 1 | |||
21 | Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры. | 1 | |||
22 | «Пусть царит на земле доброта» | 1 | |||
Здоровье | |||||
23 | «Уроки доктора Айболита» | 1 | |||
24 | «Здоровому все здорово» | 1 | |||
25 | «Минздрав предупреждает» | 1 | |||
26 | День здоровья и спорта | 1 | |||
27 | Прогулка на свежем воздухе | 1 | |||
Экология | |||||
28 | Природа моего края. Конкурс «Юный эрудит» | 1 | |||
29 | Природа в опасности | 1 | |||
Интеллект, искусство | |||||
30 | Новый год у ворот. | 1 | |||
31 | Выпуск новогодней стенгазеты. | 1 | |||
32 | «Чудо Рождества» | 1 | |||
33 | Рыцарский турнир | 1 | |||
34 | Проводы зимы | 1 | |||
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Защитники Отечества» (спортивно – оздоровительное направление)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПроблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Сегодня определена не только госуда...
Программа внеурочной деятельности "Я и мое Отечество"
Программа внеурочной деятельности “Я и мое Отечество” по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Внеурочная деяте...
Программа внеурочной деятельности "Я и моё Отечество"
Программа направлена на воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России....
Программа внеурочной деятельности "Я и мое Отечество"
Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...