Программа внеурочной деятельности "Я и мое Отечество"
рабочая программа (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_moe_otechestvo.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
внеурочной деятельности
«Я и мое Отечество»
по духовно-нравственному направлению
Филипченко А.С.
Пояснительная записка
У каждого человека есть Родина, нация, язык, обычаи, в которых он воспитывается. Всю жизнь человек несет свой опыт, обучая подрастающее поколение добру и остерегая его от зла. Если люди забудут простейшие истины, заложенные в человеческом опыте, это приведет наше общество к нравственному тупику. Поэтому духовно-нравственное развитие обучающихся является необходимостью.
Современное общество бережно относится к своих традициям, обычаям и истории и гармонично соединяет их с новациями. Именно противоречия между исторически сложившимся укладом и введением новых стандартов, традиционными методами воспитания и введением инновационных технологий, порядочностью и предприимчивостью обуславливают актуальность проблемы формирования у школьников духовно-нравственных качеств личности в условиях современной школы.
Для реализации представленной программы в школе созданы определенные условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.
Стоит отметить, что сейчас, в век информационных технологий, молодому поколению особенно трудно отличить свои собственные желания и взгляды от тех, что навязаны извне. Воспитательно-образовательный процесс в основной школе направлен на воспитание личности, уважающей культурно-историческое наследие России, с высокими духовно-нравственными принципами и убеждениями.
Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.
Поставленная цель Программы реализуется через решение задач:
- создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
- формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;
- создание условий для нравственного самовыражения личности;
- развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.
В основе представленной программы лежит системно-деятельностный подход, благодаря которому формируются базовые национальные ценности:
- патриотизм, гражданственность,
- социальная солидарность,
- человечество, семья,
- нравственность,
- здоровье,
- творчество, труд,
- экология,
- наука, образование,
- интеллект, искусство,
- традиционные религии России.
На реализацию программы в 6-м классе отводится 34 часов из расчёта 1 часа в неделю.
Программа построена с опорой на системно-деятельностный подход и предполагает следующие виды деятельности:
- игровую (деловая игра, виктория, соревнование);
- творческую (конкурс, творческая мастерская);
- досуговую (виртуальная экскурсия, экскурсия в прошлое, прогулка, праздник);
- коммуникативную (беседа, публичная презентация);
- проектную (реализация коллективных и групповых проектов);
- издательскую (написание статей, фоторепортажи);
- социально-значимую (день Памяти, благоустройство окружающей среды);
- поисковую (музейный урок, экскурсия).
Программа предполагает проведение аудиторных и внеаудиторных занятий и реализацию коллективной, групповой и индивидуальной форм деятельности.
Методическое обеспечение программы
При проведении занятий в рамках данной программы предусматривается использование следующих форм организации деятельности: беседы на нравственные темы; чтение отрывков из художественных произведений с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; продолжение тематического рассказа; учебно-игровые упражнения творческого и подражательного характера; разыгрывание и анализ ситуации; тренинги; игры; ролевые игры, мини-конкурсы и другие.
Методика работы с обучающимися строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия. При проведении практических занятий акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.
Все занятия, предусмотренные данной программой, содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.
Предполагаемая организация деятельности по программе будет способствовать достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
В процессе освоения Программы обучающиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, школьники будут осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) Программа предусматривает упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) необходимо использовать задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.
Работа на занятиях с художественной литературой помогает обучающимся использовать различные способы поиска информации.
Формами контроля освоения Программы в течение учебного года будут: выставки творческих работ, выполнение творческих проектов.
Техническое оснащение образовательного процесса: наглядные материалы (репродукции картин, фоторепродукции), аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи (классической литературы, живой природы, социальных явлений), аудио/видео аппаратура, мультимедийная техника (ноутбук, проектор, колонки).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Данная программа внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.
Ученики должны быть:
• дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
• обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
• самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
• способны к изменению самих себя.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — обучающиеся приобретают социальные знания. На первом уровне обучающиеся получает знания о духовно-нравственных ценностях.
Второй уровень результатов — обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. На втором уровне ценности усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно-ориентированных поступков.
Третий уровень результатов — обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия, у них формируются социально приемлемые модели поведения. На третьем уровне обучающиеся принимают участие в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности и приобретают элементы опыта духовно-нравственного поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают показатели эффективной деятельности:
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской и социокультурной компетентности.
КТП «Я и мое Отечество»
6 В класс на 2019 – 2020 учебный год
№ | Тема | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Отечество мое. С чего начинается Родина? | 1 | |
2 | Россия – великая наша держава. | 1 | |
3 | Кинолекторий: «История государства российского» | 2 | |
4 | Москва – столица нашей Родины. | 1 | 1 |
5 | Что мы знаем о столице? | 1 | |
6 | История праздника «День народного единства» | 1 | |
7 | «Овеянные славою флаг наш и герб» | 1 | |
8 | Гимн – символ государства | 1 | |
9 | Конституция | 2 | |
10 | Конвенция о правах ребенка | 1 | |
11 | Кто руководит нашим государством | 1 | |
12 | Если бы я был президентом страны? | 2 | |
13 | Зачем проводят выборы? | 1 | |
14 | Деловая игра «Выборы президента школьного самоуправления» | 2 | |
15 | Знакомство со школьным уставом, правилами | 2 | |
16 | Что такое «гражданственность»? | 1 | |
17 | Россия – многонациональное государство | 2 | |
18 | Что такое «толерантность»? | 1 | |
19 | Культурное наследие Отечества: многонациональность, разнообразие | 2 | |
20 | Экскурсия в музей | 2 | |
21 | Посещение филармонии | 2 | |
22 | Героическое прошлое России | 1 | |
23 | Герои Отечества | 2 | |
9 | 25 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочное деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Я и мое Отечество"
В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависи...
Комплексная модульная образовательная программа внеурочной деятельности «Юнармеец – защитник Отечества»
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования РФ определена не тол...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Защитники Отечества» (спортивно – оздоровительное направление)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПроблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Сегодня определена не только госуда...
Программа внеурочной деятельности "Я и мое Отечество"
Программа внеурочной деятельности “Я и мое Отечество” по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Внеурочная деяте...
Программа внеурочной деятельности "Я и моё Отечество"
Программа направлена на воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России....