Программа внеурочной деятельности "Речевой этикет"
рабочая программа (8 класс)
Программа внеурочной деятельности "Речевой этикет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
кружка
«Речевой этикет»
на 2020-2021 учебный год
Направление: художественное
Возраст: 13-15 лет (обучающиеся 8 «А» класса)
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: учитель русского языка и литературы
Татьяна Викторовна Куредина
Содержание
Пояснительная записка……………………………………........................................
Содержание программы……………………………………………………..……….
Календарно-тематический план………………………………………………...........
Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………..
Материально-техническое обеспечение………………………………………………………………………..….
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности кружка «Речевой этикет» для учащихся 8 класса разработана на основе учебно-методического комплекса: Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 1-3, 6-8, 2001 год; Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. - М.: Мнемозина, 2007 г.; Львова С.И. «Позвольте пригласить вас», или Речевой этикет: пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2004 г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. ФЗ «Об образовании в РФ» 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4. Закон Тамбовской от 01 октября 2013 года N 321-З Об образовании в Тамбовской области.
Цели и задачи
Цель - формирование и развитие у учащихся умений и навыков использования формул речевого этикета в различных ситуациях общения.
Основные задачи:
1) познакомить учащихся с правилами речевого поведения в различных ситуациях общения;
2) формировать умения чувствовать себя уверенно в различных ситуациях общения;
3) сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
4) формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
5) формировать устойчивый интерес к наблюдениям за собственной речью;
6) формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
В соответствии с учебным планом школы на 2020– 2021 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов в учебном году. Периодичность занятий – 1 час в неделю. По календарно-тематическому плану - 34 часа. Программа реализуется учителем русского языка и литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Одной из актуальных задач школы является формирование нравственно-этической культуры обучающихся. Как известно, навыки и привычки морального поведения наиболее устойчивы тогда, когда они выработаны ещё в младшем школьном возрасте.
В школе на уроках и во время внеурочной работы дети получают определённые знания и представления по этикету. К ситуациям речевого этикета относятся: обращение и привлечение внимания, приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, приглашение, просьба и др. Эти темы предусмотрены программами по окружающему миру, русскому языку, основам светской этики, а также рассматриваются на классных часах и других внеурочных занятиях.
Этикет – это нормы поведения, принятые в современном обществе. Они не выдуманы, а выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми, уверенно чувствовать себя в любой ситуации.
Содержание учебного предмета
Культура общения (12 ч)
Знакомство с предметом изучения: этикетом. Что такое речевой этикет? Значение этикета в жизни человека. Формы и правила приветствия. Невербальные способы приветствия. Уровни проявления уважения к собеседнику в приветствии. Правила вежливого обращения к человеку с просьбой. Очень нужное слово «спасибо». Простое слово «извините». Вежливые формы отказа. Не надо ссорится (правила вежливого спора). Формы прощаний и пожеланий. Правила беседы и культура речи. Мимика и жесты. «Давайте говорить друг другу комплименты». Турнир вежливости.
Культура поведения (8ч)
Поведение в школе. Правила вежливого поведения в домашней обстановке (с родными). Правила встречи гостей. Правила поведения в гостях. Правила поведения на улице. Правила поведения в общественных местах и в общественном транспорте. Поведение на природе. Поведение в православном храме.
Повседневный этикет (9 ч)
Правили опрятности. По одежде встречают (правила подбора и ношения одежды).
Внешность. Правила обязательности и точности. Правила приветствия. Как вести себя за столом. Правила сортировки стола. Правила хорошего поведения. Ролевые игры. Разрешение конфликтных ситуаций.
Повторение и обобщение (5ч)
Правила беседы и культура речи.
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.
Повторение. Повседневный этикет.
Повторение и обобщение знаний, полученных за год в форме игры «Колесо фортуны».
Тестирование. Решение этических задач.
Основные критерии необходимости внедрения программы:
- Новизна содержания программы для учащихся (получение новых знаний).
- Мотивирующий потенциал (сведения, вызывающие познавательный интерес).
- Развивающий потенциал (содержание способствует творческому, эмоциональному развитию детей).
- Наличие здоровьесберегающих характеристик (объем содержания соответствует заявленному на ее реализацию времени и возрасту обучающихся).
Методы обучения чаще всего применяются в комплексе
- методы устного изложения знаний учителем (рассказ, объяснение, беседа, игра, диспут; методы иллюстрации и демонстрации);
- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с дополнительными материалами, словарями, видеоматериалами);
- методы учебной работы по применению знаний на практике (упражнения, творческие работы);
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (устный опрос, выставки, конкурсы, викторины, проекты, тестирование и другие).
Формы проведения занятий:
- беседа;
- сюжетно-ролевая игра;
- игра-спор;
- подвижная игра;
- учебная игра.
Средства организации обучения:
При проведении занятий используются произведения искусства, средства наглядности (репродукции картин), аудио-видео материалы, дидактические материалы, методические разработки по предмету, книги-первоисточники.
Планируемые результаты достижений
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик научится:
- применять правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой, в общественных местах;
- понимать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души.
- применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;
- овладевать основами вежливого обращения и знакомства с людьми;
- согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;
- овладевать культурой поведения в школе, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;
- овладевать культурой разговора, искусством спора;
- использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.
Ученик получит возможность научиться:
- сохранять здоровье через соблюдение личной гигиены;
- беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок;
- соблюдать правила дорожного движения.
- достойно вести себя в кинотеатре, театре, музее, библиотеке.
По окончании изучения курса учащиеся смогут сформировать собственный взгляд на окружающий их социум, самостоятельно искать решения, работать с информацией: накапливать, систематизировать, обобщать. Занятия должны оказать влияние и на атмосферу в классе.
Формируемые ключевые компетентности:
- компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни;
- компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;
-компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество;
- компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение;
- компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации.
Планируемы результаты
Личностные результаты
- проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;
- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
1. ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
2. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
3. понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
4. сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
5. группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
1. организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
2. осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
3.вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
4. в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;
5. умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Коммуникативные УУД:
1. соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
2. вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
3. сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
4. участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
5. сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Предметные результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Ожидаемые результаты:
- Введение в активный словарь детей достаточного количества этикетных формул.
- Умение выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
- Освоение общих правил культуры речи и поведения.
Система оценивания достижений обучающихся
При проведении занятий предполагается безотметочная система оценивания достижений обучающихся, которая основана на словесной оценке деятельности.
Для достижения поставленных целей на уроках будут использоваться следующие методы и формы:
- этический диалог;
- фронтальная беседа;
- дискуссии;
- игровые виды деятельности;
- чтение рассказов;
- просмотр кинофильмов;
- обсуждение картин;
- игры по этикету;
- анализ и обыгрывания ситуаций;
- групповая деятельность;
- работа в парах;
- практикумы и тренинги;
- проектная технология.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Культура общения (12 ч) | ||||
1 | Вводное занятие: Что такое речевой этикет? Значение этикета в жизни человека. | 1 | ||
2 | Формы и правила приветствия. Невербальные способы приветствия. | 1 | ||
3 | Уровни проявления уважения к собеседнику в приветствии. | 1 | ||
4 | Правила вежливого обращения к человеку с просьбой. | 1 | ||
5 | Очень нужное слово «спасибо». | 1 | ||
6 | Простое слово «извините». | 1 | ||
7 | Вежливые формы отказа. | 1 | ||
8 | Не надо ссорится (правила вежливого спора). | 1 | ||
9 | Формы прощаний и пожеланий. | 1 | ||
10 | Правила беседы и культура речи. Мимика и жесты. | 1 | ||
11 | «Давайте говорить друг другу комплименты». | 1 | ||
12 | Турнир вежливости. | 1 | ||
Культура поведения (8ч) | ||||
13 | Правила поведения в школе. | 1 | ||
14 | Правила вежливого поведения в домашней обстановке (с родными). | 1 | ||
15 | Правила встречи гостей. | 1 | ||
16 | Правила поведения в гостях. | 1 | ||
17 | Правила поведения на улице. | 1 | ||
18 | Правила поведения в общественных местах и в общественном транспорте. | 1 | ||
19 | Поведение на природе. | 1 | ||
20 | Поведение в православном храме. | 1 | ||
Повседневный этикет (9ч) | ||||
21 | Правили опрятности. | 1 | ||
22 | По одежде встречают (правила подбора и ношения одежды). | 1 | ||
23 | Внешность. | 1 | ||
24 | Правила обязательности и точности. | 1 | ||
25 | Правила приветствия. | 1 | ||
26 | Как вести себя за столом. | 1 | ||
27 | Правила сортировки стола. | 1 | ||
28 | Правила хорошего поведения. | 1 | ||
29 | Ролевые игры. Разрешение конфликтных ситуаций. | 1 | ||
Повторение и обобщение (5ч) | ||||
30 | Правила беседы и культура речи. | 1 | ||
31 | Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. | 1 | ||
32 | Повторение. Повседневный этикет. | 1 | ||
33 | Повторение и обобщение знаний, полученных за год в форме игры «Колесо фортуны». | 1 | ||
34 | Тестирование. Решение этических задач. | 1 | ||
Всего: 34 часа |
Учебно-методическое обеспечение
Литература.
Для учителя:
- Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя: Учеб.-метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
- Шемшурина А.И.Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми. М.: Лика, 2006.
- А.И. Шемшуриной «Нравственно-этическое воспитание. Технология этического диалога»
- Шемшурина А.И., Шемшурин А.А., Величко О.Ю. Диагностика нравственно-этической воспитанности детей и подростков в системе непрерывного этического воспитания; – М.: Школа – Пресс, 2004г.
- Шемшурина А.И., Клепиков В.Н., Шемшурин А.А.Субъектный подход к ребёнку в нравственно-этическом воспитании школьников; – М.: Школа – Пресс, 2004г.
- Шемшурина А.И. Нравственное воспитание старшеклассников на уроке этики; – М.: Школа – Пресс, 2004г.
- Мир общения. Этикет для детей. «Каро». Санкт Петербург 2003
- Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. Москва «Вако» 2009 -175с
- Большая книга по этикету.- М: АСТ, 2000.-711с.,
- Зеньковский В. Психология детства.- М: 1996
- Как красиво накрыть стол.- М: АСТ-ПРЕСС, 2001.-156с.,ил.
- Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах.-М: Фаир-пресс, 2002.-208с.
- Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни.- М: Акалис, 2006.-152с.,ил
- Энциклопедия этикета: правила поведения в обществе и дома. М: Россия молодая. 2006.-192с., ил.
- DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
- «Как себя вести» - В.Волина. «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.
Для учащихся:
- Тематическая литература.
- Рассказы.
- Сказки.
- Видеофильмы.
- Учебные фильмы.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Техническое оснащение и наглядные пособия:
- портативный компьютер учителя;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- цифровые образовательные ресурсы;
- компьютерные презентации к урокам;
- художественные рисунки и иллюстрации;
- настольные игры;
- книги со сказками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы внеурочной деятельности для 5-7 классов "Этикет: Школа хороших манер" (социальная направленность).
Презентация программы внеурочной деятельности для 5-7 классов "Этикет: Школа хороших манер" подготовлена автором данного курса Бацаевой Ириной Николаевной для ознакомления родителей и обучающихся с да...
программа внеурочной деятельности "военный этикет
С 2005года в Яковлевском районе действует кадетский корпус «Русич» с военно-профессиональной направленностью. В большинстве образовательных учреждений муниципального образования организованы и действу...
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс
Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский речевой этикет" 10 класс ФГОС СОО
Интерес к речевому этикету связан с возросшим в последнее время вниманием к проблемам общения. Данная программа предусматривает особую систему устойчивых формул общения, оценку собеседника и в то же в...
Программа внеурочной деятельности кружка "Речевой этикет"
Программа внеурочной деятельности кружка "Речевой этикет"...
Презентация "Речевой этикет" для занятия по программе внеурочной деятельности по русскому языку в 5-6 классах
Данная презентация предназначена для учащихся 5-6 классов для занятия во внеурочной деятельности по программе «Занимательная лексика и фразеология»....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Этикет общения"
Программа курса внеурочной деятельности «Этикет общения» для 6 класса является модифицированной программой, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандар...