Программа внеурочной деятельности кружка "Речевой этикет"
рабочая программа (7 класс)
Программа внеурочной деятельности кружка "Речевой этикет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
г. Мичуринска Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на Педагогическом совете Протокол № от « » августа 2018г. . | Утверждена Приказ № от «__» _______ 2018г. Директор школы _______________Н.И.Кострикина
|
Программа внеурочной деятельности
кружка
«Речевой этикет»
на 2018-2019 учебный год
Направление: социально-педагогическое
Возраст: 13-14 лет (обучающиеся 7 «Б» класса)
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: учитель русского языка и литературы
Ольга Сергеевна Кострикина
Содержание
Пояснительная записка……………………………………...................................3
Содержание программы……………………………………………………..…...5
Учебно-тематический план…………………………………………..………….6
Календарно-тематический план…………………………………………...........7
Учебно-методическое обеспечение………………………………………….....9
Материально-техническое обеспечение……………………………………….10
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности кружка «Речевой этикет» для учащихся 7 класса разработана на основе учебно-методического комплекса: Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 1-3, 6-8, 2001 год; Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. - М.: Мнемозина, 2007 г.;Львова С.И. «Позвольте пригласить вас», или Речевой этикет: пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2004 г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря2012 г. №273-ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 года;
- Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области»;
- Учебного плана МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мичуринска на 2018-2019 учебный год, утвержденного директором школы, приказ № 55 от 27.05.2018г.;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска, утвержденное директором школы, приказ № 3 от 01.09.2014 г.
Направленность кружка «Речевой этикет» – социально-педагогическая. Как сделать социально одобряемые формы и способы поведения личности значимыми для учащихся – одна из самых сложных проблем в этическом развитии школьника.
Цель курса: Устранение коммуникативных барьеров в самореализации школьника.
Задачи:
- Ознакомление с правилами и нормами человеческих отношений.
- Расширение запаса активно используемых этических выражений.
- Обучение учащихся нормативному речевому поведению в различных ситуациях.
Программа рассчитана на учащихся 13-14 лет.
Срок реализации -1 год.
В соответствии с учебным планом школы на 2018– 2019 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов в учебном году (1час в неделю). По календарно-тематическому плану - 34 часа.
Программа кружка предлагает практические занятия со школьниками, целевой установкой которых является первичное формирование и расширение нравственного опыта ребенка, обеспечивающего постепенную интеграцию действенно-волевой, интеллектуальной, эмоционально-чувствительной и мотивационной сфер, а также преодоление коммуникативного барьера.
Уроки-практикумы включают в себя следующие логически взаимосвязанные компоненты: диалогическое общение, упражнения-тренинги, анализ поведенческих действий с позиции нравственных норм и правил, диагностику и рефлексию, этические игры.
Значительное внимание отводится упражнениям – тренингам, т. е. проигрыванию различных ситуаций общения и поведения. Они способствуют развитию умений и навыков выбора нужных этических выражений, удобных и красивых форм поведения.
Занятия ставят своей задачей развивать умение анализировать этикетные ситуации, вести поиск допущенных речевых и поведенческих ошибок, определять уровень общения и поведения, понимать эмоциональное состояние людей.
Требования к знаниям и умениям:
К концу обучения учащиеся должны
знать: формы приветствия, просьбы, благодарности и извинения, обращения к человеку, приглашения и отказа, поздравлений и пожеланий, знакомства; правила опрятности и аккуратности, обязательности и точности, правила поведения в гостях и встречи гостей; способы управления руками, голосом и лицом, правила вежливого спора.
уметь: употреблять различные слова приветствия, просьбы, благодарности и извинения, обращения к человеку, приглашения и отказа, проявлять внимание к радостям и заботам собеседника, правильно знакомиться, составлять письменные и устные поздравления, следить за своим внешним видом, управлять своим голосом, мимикой и жестами, соблюдать правила обязательности и точности.
Содержание программы
Программа кружка «Речевой этикет» содержит материал, направленный на обогащение и расширение нравственного опыта школьника.
В работе используются конкретные технологии и разработки, направленные на снятие коммуникативных барьеров в процессе самореализации личности.
В процессе всего занятия мы ведем этический диалог с учащимися. Важно знать, что детям не стоит «зазубривать» все правила этикета, а побуждать с помощью умело поставленных вопросов, ситуаций, этических задач размышлять над нравственной сутью поведенческого действия и подводить их самостоятельным выводам, обобщениям и «самооткрытию» правил и норм человеческих отношений.
Воспитанность – интегральное качество личности, проявляющееся в повседневном поведении человека, в его отношении с другими людьми. Главное на занятиях – пробуждение в личности понимание того, что все правила этикета ориентированы на проявление нравственных качеств личности и, прежде всего, доброжелательного и уважительного отношения к окружающим.
Использование опросников и тестовых заданий имеет целью привития детям потребности в самопознании и самовоспитании, побуждения к самоанализу своих действий, самооценке и самоконтролю своего нравственного поведения, размышлению над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями. Возрастные особенности требуют, чтобы занятия проводились в увлекательной форме, были насыщены игровыми действиями – стимуляторами активности учащимися.
Чем ярче и композиционно разнообразнее каждое занятие, тем большее влияние оно оказывает на эмоциональную сферу личности, тем эффективнее оно для нравственного развития учащихся. Поэтому практически на каждом занятии проводятся этические игры.
Проигрывая речевые и поведенческие ситуации, с которыми ребята часто сталкиваются в реальной жизни, наши учащиеся поняли, что зачастую не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации, а наши занятия дают возможность узнать правильные модели поведения, научиться вежливо общаться и спокойно решать спорные вопросы в общении.
Следует заметить, что немаловажную роль в воспитании этикетных качеств и коммуникативных навыков у школьников имеет опора на их личный опыт, что вызывает у них и неподдельный интерес, и дает качественные результаты в освоении новых знаний.
Любому человеку, особенно подростку, хочется, чтобы его понимали и уважали, а для этого нужно уметь общаться, находить правильные и нужные слова и выражения. У ребят появится живой интерес, потребность в знаниях, необходимых им для самореализации, повышения самооценки, приобретения чувства уверенности в себе.
Учебно-тематическое план
№ п/п | Тема занятия | Кол-во |
1 | Вводное занятие: Что такое речевой этикет? | 1 |
2 | Формы приветствия. Невербальные способы приветствия | 1 |
3 | Уровни проявления уважения с собеседнику в приветствии | 1 |
4 | Вежливые формы обращения с просьбой | 1 |
5 | Решение этических задач | 1 |
6 | Очень нужное слово «спасибо» | 1 |
7 | Простое слово «Извините» | 1 |
8 | Этических анализ литературных произведений | 1 |
9 | Правила вежливого обращения к человеку | 1 |
10 | Формы привлечения внимания. Вежливости с людьми | 1 |
11 | Вежливые формы отказа | 1 |
12 | Этические игры | 1 |
13 | Формы и уровни вежливого приглашения | 1 |
14 | Составление письменных приглашений | 1 |
15 | Особенности письменного и устного поздравления | 1 |
16 | Практическая работа (конкурс пожеланий – поздравлений) | 1 |
17 | Правила вежливого знакомства | 1 |
18 | Решение этических задач | 1 |
19 | Красен человек статью (упражнения для осанки, походки, рук, лица) | 1 |
20 | По одежде встречают (правила подбора и ношения одежды) | 1 |
21 | Голос и его окраска (техника речи) | 1 |
22 | Внешний разговор | 1 |
23 | Помощники волшебных слов (мимика и жесты) | 1 |
24 | Правила обязательности и точности | 1 |
25 | Тестирование. Решение этических задач. | 1 |
26 | Правила приветствия | 1 |
27 | Правила вежливого поведения в домашней обстановке (с родными) | 1 |
28 | Правила встречи гостей | 1 |
29 | Правила поведения в гостях | 1 |
30 | Формы прощаний и пожеланий | 1 |
31 | Не надо ссориться (правила вежливого спора) | 1 |
32 | Ролевые игры. Разрешение конфликтных ситуаций. | 1 |
33 | «Давайте говорить друг другу комплименты» | 1 |
34 | Турнир вежливости | 1 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие: Что такое речевой этикет? | 1 | 03.09 | |
2 | Формы приветствия. Невербальные способы приветствия | 1 | 10.09 | |
3 | Уровни проявления уважения с собеседнику в приветствии | 1 | 17.09 | |
4 | Вежливые формы обращения с просьбой | 1 | 24.09 | |
5 | Решение этических задач | 1 | 01.10 | |
6 | Очень нужное слово «спасибо» | 1 | 08.10 | |
7 | Простое слово «Извините» | 1 | 15.10 | |
8 | Этических анализ литературных произведений | 1 | 22.10 | |
9 | Правила вежливого обращения к человеку | 1 | 12.11 | |
10 | Формы привлечения внимания. Вежливости с людьми | 1 | 19.11 | |
11 | Вежливые формы отказа | 1 | 26.11 | |
12 | Этические игры | 1 | 03.12 | |
13 | Формы и уровни вежливого приглашения | 1 | 10.12 | |
14 | Составление письменных приглашений | 1 | 17.12 | |
15 | Особенности письменного и устного поздравления | 1 | 24.12 | |
16 | Практическая работа (конкурс пожеланий – поздравлений) | 1 | 14.01 | |
17 | Правила вежливого знакомства | 1 | 21.01 | |
18 | Решение этических задач | 1 | 28.01 | |
19 | Правила опрятности | 1 | 04.02 | |
20 | По одежде встречают (правила подбора и ношения одежды) | 1 | 11.02 | |
21 | Голос и его окраска (техника речи) | 1 | 18.02 | |
22 | Внешний разговор | 1 | 25.02 | |
23 | Помощники волшебных слов (мимика и жесты) | 1 | 04.03 | |
24 | Правила обязательности и точности | 1 | 11.03 | |
25 | Тестирование. Решение этических задач. | 1 | 18.03 | |
26 | Правила приветствия | 1 | 01.04 | |
27 | Правила вежливого поведения в домашней обстановке (с родными) | 1 | 08.04 | |
28 | Правила встречи гостей | 1 | 15.04 | |
29 | Правила поведения в гостях | 1 | 22.04 | |
30 | Формы прощаний и пожеланий | 1 | 29.04 | |
31 | Не надо ссориться (правила вежливого спора) | 1 | 06.05 | |
32 | Ролевые игры. Разрешение конфликтных ситуаций. | 1 | 13.05 | |
33 | «Давайте говорить друг другу комплименты» | 1 | 20.05 | |
34 | Турнир вежливости. | 1 | 27.05 | |
Всего: 34 часа |
Учебно-методическое обеспечение
- Аксенов Л.И., Архипов Б.А. Специальная педагогика. – М. Академия, 2009.
- Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. - М.: Мнемозина, 2009 г.
- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
- Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Академия, 2007.
- Игровые методы как средство диагностики и коррекции межличностных отношений. - Южно- Сахалинск, СОИПи ПКК, 2005.
- Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.
- Львова С.И. «Позвольте пригласить вас», или Речевой этикет: пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2007 г.
- Методические рекомендации Междисциплинарный подход к формированию коммуникативной компетентности. – Южно- Сахалинск, СОИПи ПКК, 2009.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и Образование, 2009.
10. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель №
1-3, 6-8, 2001 год.
Материально-техническое обеспечение
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
- Цифровые образовательные ресурсы
- Компьютерные презентации к урокам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/04/picture-54022-1391505443.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружка «Здоровячок»
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка, спортивной направленности. Комплекся дыхательной гимнастики, подвижные игры, комплексы общеразвивающих упражнений....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/17/picture-33859-1387259891.jpg)
Программа внеурочной деятельности кружка по экологии "Юный натуралист" для 5 класса по ФГОС НОО.
Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Представленная программа разработана для учащихся 5-х классов. На 1...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/01/picture-411137-1393660703.jpg)
программа внеурочной деятельности кружка "Увлекательный мир информатики"
На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/16/picture-624212-1429197478.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружка «Learn and play»
Программа «Learn and play» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников. Программ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/07/picture-90557.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс
Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/11/picture-922596-1494528568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» (общекультурное: художественно эстетическое направление) для 6 класса
Программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 6-х классов, воспитание личнос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-674186-1443257163.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский речевой этикет" 10 класс ФГОС СОО
Интерес к речевому этикету связан с возросшим в последнее время вниманием к проблемам общения. Данная программа предусматривает особую систему устойчивых формул общения, оценку собеседника и в то же в...