Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Повторение и систематизация сведений об имени прилагательном»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель урока: повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном, формировать умения и навыки правописания прилагательных, употребления их в речи, подготовиться к контрольной работе; формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse_1.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:
«Повторение и систематизация сведений об имени прилагательном»

Цель урока: повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном, формировать умения и навыки правописания прилагательных, употребления их в речи, подготовиться к контрольной работе; формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения.

Задачи:

- развивать умения определять разряды прилагательных, правильно образовывать формы степеней сравнения, образовывать краткую форму прилагательных;

- развивать творческие способности обучающихся;

- воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

знать, как характеризовать имя прилагательное по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; какова роль употребления прилагательных в речи;

уметь находить и определять морфологические и синтаксические признаки прилагательного, употреблять прилагательные в речи.

Межпредметные:

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

Личностные:

- желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, по вариантам.

План урока.

I. Вступительное слово учителя.

- Наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения, которое поможет нам определить тему урока.

Я слово ищу, необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее.

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Еще называют его ….

- О какой части речи идет речь? Как вы думаете, чему будет посвящен урок? По каким словам в стихотворении вы догадались о теме урока?

Какую цель поставим?

II.Повторение. Опрос.

1. Что называется именем прилагательным?

Какими постоянными признаками обладает?

Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род?

Какова синтаксическая роль в предложении полного прилагательного?

Каким членом предложения является краткое прилагательное?

2. Работа с текстом.

Хорош русский лес зимой! Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, мышиные и птичьи следочки.

Какова тема текста?

Какова основная мысль?

Определите тип речи, стиль текста.

3. Разряды имен прилагательных.

Мы с вами изучали разряды им. прилагательных. Назовите их.

Что обозначают качественные прилагательные? Относительные? Притяжательные?

- Выписать из текста 1 ряд - качественные прилагательные, 2 - относительные, 3 - притяжательные.

4. Какие степени сравнения имеют прилагательные?

Назовите суффиксы, с помощью которых образуется простая форма сравнительной степени.

С помощью каких суффиксов образуется простая форма превосходной степени?

Образовать степени сравнения прилагательных аккуратный, легкий (2 уч-ся у доски) :1 - сравнительную, 2 - превосходную. Составить предложение с любой формой.

Сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях (работа в парах)

Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – январь. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожкам

5. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Цифровой диктант.

Костяной, ледяной, длинный, мужественный, оловянный, огненный, лошадиный, шерстяной, деревянный, муравьиный, жестяной, искусственный, сонный, серебряный, ветреный.

6. Правописание О-Е после шипящих и ц. Сигнальные карточки.

Ситцевый, моржовый, свинцовый, плюшевый, камышовый, глянцевый, песцовый, холщовый, пищевой, грошовый, оранжевый.

7. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.

(Работа по вариантам: 1 вар. выписывает словосочетания, в котором Не с прилагательными пишется слитно, 2 вар. – раздельно)

Он говорил (не)правду, а ложь; (не)красивый поступок; (не)ряшливый вид; (не)глубокая речонка; (не)глубокий, но рыбный пруд, далеко (не) красивый поступок; (не)интересный рассказ; (не) высокий, а низкий столб; (не)настный день; вовсе( не) аккуратная работа.

8. Тест по теме «Имя прилагательное». 1 вариант

1. Имя прилагательное в предложении является

1. определением 2. сказуемым 3. определением и сказуемым

2. Укажите выражения, где неправильно написаны окончания прилагательных.

1. по свежому следу 3. у большого зеркала

2. летние дни 4. с хорошем настроением

3. Найдите относительное прилагательное.

1. мелкий ручей 2. серебряное кольцо 3. куриные яйца 4. железный характер

4. Найдите грамматическую ошибку.

1. самый стройнейший 3. стройнейший

2. самый стройный 4. стройнее

5. Укажите выражения, где НЕ с прилагательными нужно писать слитно.

1. (не)чаянная встреча 2. (не)ловкое движение

3. вовсе (не)интересная книга 4. (не)папин подарок

6. Укажите прилагательные, где нужно писать одну Н.

1. песча…ый, ветре…ый

2. безветре… ый . кожа… ый

3. серебря…ый . оловя… ый

7. Найдите слово с суффиксом –Н-.

1. утиный 2. ценный 3. хозяйственный 4. глиняный

Тест по теме «Имя прилагательное». 2 вариант

1. Имя прилагательное изменяется

1. по числам 2. Падежам, числам, родам 3. По падежам, в ед.числе по родам

2. Укажи выражения, где неправильно написаны окончания прилагательных.

1. зимнем утром 3. в зимнюю вьюгу

2. от хорошого дня 4. под могучими дубами

3. Найдите качественное прилагательное.

1. мамина шаль 2. розовый цветок 3. гусиная походка 4. шерстяная кофта

4. Найдите грамматическую ошибку в образовании степени сравнения.

1. самый сладкий 3. слаще

2. более сладкий 4. более слаще

5. Укажи выражения, где НЕ с прилагательными пишется раздельно.

1. (Не)свежий хлеб 2. (Не)мамин пирог

3. (Не)приглядный вид 4. (Не)широка, а узка

6. Укажи прилагательные, где нужно писать две Н.

1. каме… ый ветре..ый,

2. багря… ый, гуси..ый

3. деревя… ый, безветре…ый

7. Найдите слово с суффиксом –Н- .

1. весенний 2. змеиный 3. ледяной 4. ветреный

Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня на уроке я…

понял, что…

почувствовал, что…

Своей работой на уроке я..

доволен, т.к. …

не совсем доволен, т.к. …

не доволен потому что…

Домашнее задание: подготовиться к диктанту, выполнить упр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Конспект урока русского языка по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных

Конспект открытого урока русского языкав 6 классе по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных...

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное". Урок в форме игры №Что? Где?Когда?"...

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи"

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи" в 2 вариантах...

Конспект урока русского языка на тему "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс

Материал урока позволяет ознакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов; формировать навыки написания НН в причаст...

Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Повторение изученного в начальных классах по теме " Имя существительное"

Урок по ФГОС   русский язык 5 класс на тему " Повторение изученного в начале года по теме " Имя существительное как часть речи"...