Методическая статья «Организация и проведение вокально-музыкального проекта, как метод социальной интеграции детей с глубоким нарушением зрения»
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В статье рассмотрен метод социальной интеграции детей с глубоким нарушением зрения на примере организации и проведения вокально-музыкального проекта «Поколение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_statya_lvova_ag.doc | 46.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ
«Организация и проведение вокально-музыкального проекта, как метод социальной интеграции детей с глубоким нарушением зрения»
Львова Алина Геннадьевна
ГБОУ «Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых»
Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Педагог-организатор
Аннотация: В статье рассмотрен метод социальной интеграции детей с глубоким нарушением зрения на примере организации и проведения вокально-музыкального проекта «Поколение».
Ключевые слова: Метод социальной интеграции, дети с глубоким нарушением зрения, дети с ограниченными возможностями здоровья, музыкальный проект, социокультурная среда.
Введение: Инвалидность по зрению - тяжелое бремя не только для самого человека, но и для общества в целом, если социальные условия не создают возможности компенсировать дефект зрения и привлекать незрячих к общественной деятельности. Незрячий человек сильно зависит от зрячего, поэтому даже частичная компенсация этой зависимости существенно облегчит жизнь инвалиду. Люди с ограниченным возможностями здоровья испытывают нереализованную потребность в социальной интеграции.
Социальная интеграция представляет собой процесс включения людей с глубокими нарушениями зрения в равноправные отношения на основе диалогического взаимодействия инвалидов по зрению и общества. Значимым фактором социальной интеграции выступает толерантное взаимодействие нормально видящих людей и людей с глубокими нарушениями зрения.
Целью вокального проекта «Поколение» является содействие интеграции, социальной адаптации и реабилитации инвалидов по зрению средствами культуры и искусства. В результате реализации проекта дети с глубоким нарушением зрения могут проявить себя в вокальном искусстве и продемонстрировать свои навыки и умения, а так же обменяться опытом и наладить социальные контакты со зрячими учениками массовых школ.
Основными задачами проекта являются:
- Создание условий и равных возможностей для участия в музыкальном проекте детей с глубоким нарушением зрения, их родителей, учителей и зрячих детей, обучающихся в массовых школах;
- Развитие и укрепление межшкольных связей и обмен опытом между всеми участниками проекта;
- Создание условий для повышения уровня толерантного взаимодействия между незрячими и зрячими школьниками.
Основная часть:
Музыкальный проект «Поколение» был проведен в декабре 2018 года в Школе-интернате №1. В проекте принимали участие ученики и педагоги ГБОУ ШОР №1, Гимназии МИИТ, Школы искусств им. Светланова и ГБОУ РШИ №32.
Творческие единицы (дуэты/трио) формировались из участников, имеющих различные физические и возрастные возможности, с различным уровнем музыкальных и вокальных навыков: ученики младших и старших классов; воспитанники детского сада при школе-интернате; ученики общеобразовательных и коррекционных классов; дети с различными степенями инвалидности по зрению; дети с особенностями ментального развития и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Важной задачей являлось создание доступности проекта и равных возможностей для всех категорий участников и зрителей. На сцене и за кулисами работали сопровождающие, помогающие незрячим участникам ориентироваться на сцене. «Чистые перемены» (Выставление оригинальных декораций для каждого номера и подготовка выхода участников на сцену) осуществлялись во время показа интро-роликов, после которых начинался номер. Все это создавало ощущение «бесшовности» процесса, без задержек и пауз, что очень трудно достичь в работе с детьми с ОВЗ. В интро-роликах содержалась информация об участниках и некоторые справки о выбранной песне. Интро были показаны на большом экране для слабовидящих и озвучены для незрячих зрителей.
Песенный репертуар соответствовал возрасту и вокальным навыкам участников. Постановка номеров была продумана таким образом, чтобы наличие у конкурсантов физиологических особенностей вписывалось в концепцию художественного замысла номера (Например, ребенок с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата, не имеющий возможности петь стоя, исполнял роль монтажника высотного здания, который сидит на крыше). Для незрячих зрителей проводилось тифлокомментирование происходящих на сцене действий с помощью специального оборудования - системы тифлокомментирования (Передатчик для тифлокомментатора и 30 тифлоприемников с наушниками). Для ощущения целостности восприятия и большего погружения зрячих зрителей в атмосферу номера, было проработано сценическое освещение. Это позволило повысить интерес приглашенных зрячих школьников к музыкальному проекту, изначально разработанному для реализации среди детей-инвалидов по зрению.
В результате слияния подходов к организации мероприятий для незрячих и зрячих зрителей стало возможным организовать комфортную среду на проекте. Единое творческое пространство помогло интегрировать не только слепых в среду зрячих, но обеспечить нормально видящим участникам и зрителям возможность погрузиться в мир незрячего человека.
Описание проекта:
Музыкальный проект состоит из четырех этапов:
- Прослушивание участников, подавших заявки;
- Первый полуфинал;
- Второй полуфинал;
- Финал.
На каждый этап проекта участники готовят отдельный музыкальный номер (песню). Выступления участников оценивается по десятибалльной шкале и следующим критериям:
1.Техника вокального исполнения;
2.Постановка номера;
3.Художественное воплощение.
Этапы проекта имеют различную тематику. В первом этапе участники исполняют любую песню на выбор; во втором этапе участникам выбирают песню из отечественных и зарубежных кинофильмов и мультфильмов; в третьем этапе конкурсантам предлагается окунуться в историю эстрадной музыки, начиная с 20-х годов ХХ века по наше время.
Независимое жюри выставляет участникам баллы за каждый этап и заносит их в турнирную таблицу. Победителем считается творческая единица (дуэт/трио), набравшая наибольшее количество баллов в сумме трех этапов. В финале проекта конкурсные номера оценивают не только члены жюри, но и сами участники, выставляя 5 баллов понравившемся им за весь проект дуэтам/трио, а так же зрители-болельщики (родители, педагоги, друзья, одноклассники) посредством голосования в социальной сети (Социальная сеть «ВКонтакте»), куда предварительно выгружены все видеозаписи со всех этапов проекта. Участникам присуждаются следующие звания: Лауреат 1, 2, 3 степеней; Лауреаты награждаются дипломами и памятными подарками.
Заключение: Уникальность этого проекта заключается в его способности объединить и дать равные возможности для самовыражения разновозрастным детям с инвалидностью и без. Проект показал себя удачным примером социальной интеграции детей с глубоким нарушением зрения. В будущем данный проект возможно реализовать на более крупных площадках с большим обхватом аудитории, а так же в он-лайн формате.
Ссылка на группу проекта «Поколение» в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/club174029046
Ссылка на группу аналогичного проекта «Точь-в-точь», проведенного в 2019 году: https://vk.com/club188684800?_smt=groups_list%3A1
Библиографический список:
- д.п.н.Волкова И.П., - «Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения» - 2010
2. Никулина, Г.В. Формирование коммуникативной культуры в системе реабилитации инвалидов по зрению: философско-психологический аспект /Г.В.Никулина //Реабилитация лиц с проблемами в развитии.- СПб,.2000.
3. Плаксина, Л.И. Реабилитация лиц с нарушениями зрения средствами образования/ Л.И.Плаксина //Реабилитация инвалидов по зрению во Всероссийском обществе слепых: проблемы и перспективы. – СПб.-2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности интеграции детей с глубокими нарушениями зрения.
Особенности интеграции детей с глубокими нарушениями зрения. Сегодня мы очень много говорим об интеграции людей с ограниченными возможностями, об инклюзивном образовании детей- инвалидов. Б...
Внедрение коррекционно-развивающих технологий, оптимизация тифлопедагогических условий для качественного обучения, воспитания, развития и социализации детей с глубокими нарушениями зрения.
Успешная интеграция инвалидов в обществе зависит не только от полученного образования, но и от уровня социализации. Само по себе среднее специальное или даже высшее образование без социальных навыков,...
Использование методики Н. А. Зайцева в работе с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения
Использование методики Н. А. Зайцева в работе с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения...
Методика «Развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки у детей с тяжёлым нарушением зрения (тотально слепые дети)»
Доказано, что эффективность овладения слепым с детства пространства связана с необходимостью раннего управления процессом обучения...
Публикация "Творческая деятельность как фактор социальной интеграции детей с нарушением слуха"
Описываются формах и видах работы в образовательном учреждении, способстаующие социализации учащихся....
"Особенности мышления школьников с глубокими нарушениями зрения"
Материалы доклада на школьном методическом объединении учителей-дефектологов...
Проект «Разработка пособия для формирования основ экологической культуры у детей, подростков и молодёжи с глубокими нарушениями зрения»
В настоящее время проблема стремительного ухудшения экологической обстановки как нельзя более актуальна в России. Однако всеобъемлющее руководство, включающее конкретные рекомендации, при выполнении к...