Методика «Развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки у детей с тяжёлым нарушением зрения (тотально слепые дети)»
методическая разработка на тему

РазаковаТатьяна Викторовна

Доказано, что эффективность овладения слепым с детства пространства связана с необходимостью 

раннего управления процессом обучения, что позволяет снять фобию (страх) пространства у слепых детей в период их развития.

    Поэтому применение методики «Развитие пространственной и социально-бытовой 

ориентировки  у детей с тяжёлым нарушением зрения» в реабилитационном отделении актуально. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_metodiki_na_totalno_slepyh_detey.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

(БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»)

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

Рекомендовано к утверждению

«    »_________________20__г.

на заседании

экспертно-методического совета

№_____

УТВЕРЖДЕНО

Приказом БУ

«Комплексный центр

 социального обслуживания

населения «Импульс»

от _____   20____г.

№________

Методика

«Развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки  у детей с тяжёлым нарушением зрения»

г. Урай, 2015

Описание методики

 

Наименование методики

«Развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки  у детей с тяжёлым нарушением зрения (тотально слепые дети)»  

Сроки апробации  методики

2016 год.

Автор(ы) – разработчик(и) методики: Ф.И.О., должность, ученая степень/ученое зван

Кандидат педагогических  наук, доцент  В.А. Феоктистова, доктор биологических паук, профессор  Л.М. Шипицыни.

Кандидат медицинских наук доцент Лакомкин В.И., доктор медицинских наук профессор Танюхина Э.И., кандидаты педагогических наук  Старобина Е.М., Кузнецова Л.В.

Профессор педагогики, академик Академии педагогических и социальных наук В.С. Кукушкин.

 Методическая

база

«Специальные  коррекционные программы для детей с тяжёлыми нарушениями зрения», С.-Петербург «Образование» 1995 г.  

Методические рекомендации «Комплексная реабилитация детей с нарушением зрения», Москва  -  С.-Петербург  -  2001 г.

Практические рекомендации «Ориентировка в пространстве»,  Ростов-на-Дону» «Феникс» - 2010 г.

История развития методики.

Описание методики.

Одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания детей с тяжелой зрительной патологией (тотально слепые и слепые с остаточным зрением) и их социально-бытовой самостоятельности была и остается проблема обучения ориентировке и мобильности.

Самостоятельная ориентировка в пространстве инвалидов детства (по зрению) рассматривается тифлологами как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции незрячего человека среди людей с нормальным зрением.

Под ориентировкой в пространстве мы понимаем способность слепого ребенка определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения, умение обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.

Пространственная ориентировка незрячего – сложная познавательная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия различных психических функций: восприятия, узнавания предметов и явлений, мышления и др. Она требует от незрячего человека значительных волевых и физических усилий.

Авторы В. А. Глебов, А. Г. Литвак, М. Н. Наумов, Ю. И. Петров, В. С. Сверлов, А. П. Садчиков, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова и др. указывают, что незрячие способны ориентироваться в замкнутом и свободном пространствах на суженной сенсорной основе, что овладение умениями и навыками самостоятельной ориентировки предполагает обучение с учетом особенностей познавательной деятельности инвалида по зрению, времени и степени утраты зрения.

Успешность реализации методики предполагает знание педагогом исходного уровня готовности детей к овладению данным видом деятельности. В связи с этим педагог может планировать работу, выбирая формы и методы обучения для каждого конкретного ребёнка.

Основной организационной формой обучения пространственной ориентировке является коррекционное занятие, проводимое индивидуально. На обучающих занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, доступность, постепенное усложнение материала,  и др.

При организации занятий используется интегративная форма, которая позволяет одновременно решать несколько дидактических задач: слухового восприятия, развитие мелкой моторики, речи, познавательных способностей, социально-бытовой ориентировке, навыков  самообслуживания, игровой деятельности.

Занятие состоит из 3 частей: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть составляет 3-5 минут. Она включает в себя ритуал приветствия, развитие коммуникативных навыков и крупной моторики.

Основная часть длится 10-15 минут. Она включает в себя знакомство с предметами окружающего пространства  и  умение действий с предметами.

На заключительную часть отводится 3 – 5 минут, в течение которых проводится ритуал окончания занятия. Каждое занятие имеет свою четкую структуру. Это позволяет детям быстрее усвоить стереотипы занятий и действовать в соответствии с ними.

Обучение пространственной ориентировке возможно только при наличии индивидуального подхода к каждому ребенку с тяжелой зрительной  патологией, учитывающего характер его дефекта, особенности личности и предыдущий опыт жизни.

Усвоение методики предполагает закрепление сформированных умений в игре, на прогулке, включение в занятие разнообразных заданий и упражнений, связанных с изученными ранее темами. В целях поддержания интереса у незрячих детей к обучению ориентировке следует проводить занятия в игровой форме, используя при этом пособия, игрушки и проводя дидактические игры, доступные для восприятия незрячих.

Основные задачи обучения пространственной ориентировке детей со зрительной патологией:

- формирование потребности в самостоятельной ориентировке;

- преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;

- овладение ориентировкой на своем теле;

- обучение способам и приемам ориентировки в микро-пространстве  (за столом, на листе бумаги, в книге);

- формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем;

- обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми;

- ознакомление с приемами ориентировки при помощи вспомогательных средств (трость, звуковые сигналы).

Современные исследования тифлопедагогической и тифлопсихологической наук, а также опыт работы с детьми в абилитационном Центре Санкт-Петербурга выявили условия овладения незрячими детьми умениями ориентировки в окружающем пространстве:

- развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);

- развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия);

- развитие движений (сформированное правильной позы, походки при ориентировке и обследовании);

- развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, формирование интереса к данному виду деятельности).

В соответствии с задачами и условиями обучения пространственной ориентировке методика включает в себя четыре раздела:

Раздел I . Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропространстве.

 Раздел II Формирование представлений о предметах, наполняющих замкнутое пространство.

Раздел III Развитие общей моторики, формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке.

Раздел IV.  Обучение навыкам самообслуживания.

Раздел V.  Совместная ориентировка со зрячими (взрослыми и сверстниками).

Важным фактором реализации методики является единство действий медицинского, педагогического персонала и родителей.

Актуальность проблемы, решение которой должно обеспечить применение методики

По данным на 01.09.2015г. в реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями на учёте в БУ КЦСОН «Импульс» состоит 5 тотально слепых детей:

с 7 до 9 лет – 2 ребёнка;

с 10 до 12 лет – 1 ребёнок;

с 14 до 16 лет – 2 ребёнка (дети-инвалиды с тяжёлой формой заболевания).  

Доказано, что эффективность овладения слепым с детства пространства связана с необходимостью раннего управления процессом обучения, что позволяет снять фобию (страх) пространства у слепых детей в период их развития.

    Поэтому применение методики «Развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки  у детей с тяжёлым нарушением зрения» в реабилитационном отделении актуально.

Сфера применения методики в учреждении

Социально-педагогические услуги.

Работа по обучению ориентировке в пространстве  проводится в рамках обучающих индивидуальных коррекционных занятий, в свободной игровой деятельности, в виде рекомендаций родителям. Занятия проводятся воспитателем.

Цель внедрения

Создание условий для развития пространственной и социально-бытовой ориентировки  у детей с тяжёлым нарушением зрения.

Задачи внедрения

1. Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, через формирование представлений о предметах, наполняющих замкнутое пространство.

  1. Формировать умение ориентироваться в различных свойствах предметов (величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
  2. Учить ориентировке (на своём теле, телах близких людей)  в микропространстве.
  3. Обучать  навыкам  самообслуживания в отделении и домашних условиях.
  4. Развитие мелкой моторики рук.
  5. Способствовать повышению уровня педагогических знаний родителей в сфере воспитания детей с нарушением зрения.

Многофункциональность задач методики позволяет включить в абилитационный процесс ребенка с любым уровнем актуального развития.

Целевая группа

Дети – инвалиды, дети с ограниченными возможностями от 7 до 16 лет с тяжёлой формой заболевания (тотально слепые) с сохранным интеллектом.

Ожидаемый результат

  • Будут созданы условия детям для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира,
  • у трёх детей будет сформировано умение по ориентировке в различныхм  свойствах  предметов.
  • 50% детей научаться ориентироваться в микропространстве;
  • 3 ребёнка научатся  навыкам  самообслуживания;
  • у двух детей  ……..;
  • в реабилитационный процесс включатся 5 родителей детей с нарушением зрения.

Контроль  за  апробацией  методики

(Кто проводит контроль.

Формы контроля)

Контроль проводит заведующий реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Отметка в журнале контроля  о проведении занятий.

Проверка индивидуального плана реабилитационных мероприятий.

Анкета  для  родителей. (Приложение 1)

Самоконтроль.

Форма контроля: педагогическое обследование – первичное обследование (Приложение 2);

Итоговое обследование (Приложение 3).

Основные приборы, оборудование, необходимые для реализации

Кабинет оснащен, развивающими дидактическими играми-вкладышами, мозаики, матрешки, пирамидки, набором книг из серии «Дом мастеров», обучающим пособием «Азбука – Карнавал», «Занимательные задания. Загадки», способствующими частичному решению задач методики, музыкальными инструментами, говорящими книгами, игрушками, а так же необходимым позиционным оборудованием.

Пол в кабинете полностью закрыт ковром с мягким ворсом, для исключения травматизма в случае падения ребенка, а так же с целью создания комфортных условий в процессе свободной игры детей.

Необходимо  приобретение специальных пособий для детей с тяжёлым нарушением зрения:

  1. Рельефно-графическая грамота – пособие для слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста в двух альбомах ООО» ИПТК» ГОЛОС»ВОС» Москва – 2006;
  2. Азбука рельефно-графическая;
  3. Рельефно-графические пособия;
  4. Сенсорный комплект «Давай посмотрим» - для развития зрительных навыков и т.д.

Паспорт методики разработал,

подпись,

(Ф.И.О., должность)

Дата заполнения

____________________   Т.В.Разакова  

              подпись

Должность: воспитатель

                               

«____»______________  2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей с функциональным нарушением зрения ориентировке в пространстве.

             Для дошкольников с функциональным нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность: у них по сравне...

Консультация для родителей "Важность ориентировки в пространстве для детей с функциональными нарушениями зрения"

Данный материал поможет понять важность развития ориентировки для ребенка....

памятка для родителей "Развитие ребёнка с врождёнными аномалиями" Развитие тактильного восприятия у тотально слепых детей.

   Незрячие дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что в семье их не научили обследовать предметы и д...

«Средства альтернативной коммуникации: пиктограмма «Логопед», методика предъявления социально - значимых жестов для детей с тяжёлыми нарушениями речи»

Для помощи ребенку с ОВЗ в овладении коммуникационными умениями существуют разнообразные коммуникативные системы. Существующие сегодня средства и методы альтернативной коммуникации очень многообразны,...

Обучение дошкольников с нарушением зрения пространственной и социально-бытовой ориентировке.

Материал о дошкольниках с патологией зрения, опыт работы с детьми данной категории....

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...

Развитие двигательной активности слепых детей со сложными нарушениями с использованием нетрадиционных форм обучения

В статье Степановой С.Ю.и Максимовой А.Г. описываются нетрадиционные формы работы  с незрячими детьми, имеющими различные сопутствующие нарушения. Статья может быть интересна учителям-дефектолога...