Особенности интеграции детей с глубокими нарушениями зрения.
статья на тему
Особенности интеграции детей с глубокими нарушениями зрения.
Сегодня мы очень много говорим об интеграции людей с ограниченными возможностями, об инклюзивном образовании детей- инвалидов. Бесспорно, что это важные вопросы, от решения которых зависит дальнейшее развитие всего общества, но специалисты, тесно работающие в данной области весьма неоднозначно оценивают реальное положение в данной области.
Специальное образование возникло не на пустом месте, в течение долгих лет шла отработка принципов и методов обучения для детей с особыми образовательными потребностями. Интеграция детей- инвалидов в массовую школу без их соблюдения ведет к очень жестоким экспериментам над детьми, нуждающихся в особой помощи и внимании. Далеко не в каждой школе, в которую родители сегодня приводят ребенка –инвалида созданы условия, в которых можно дать полноценное образование, ведь эта категория детей нуждается и в дополнительных занятиях со специалистами- дефектологами, с психологами, и в увеличении времени на освоение учебного материала, и в индивидуальном подходе. Если учитель на обычном уроке будет пытаться восполнить данные пробелы, ему придется уделять значительное время ребенку с особыми образовательными потребностями в ущерб другим детям, что вряд ли положительно скажется на развитие интеграционных процессов. На практике такие дети просто присутствуют на уроке, усваивая только то, что они никому не нужны и переходят в разряд неуспевающих.
Отслеживая поступление в школу-интернат III-IVвида учеников, ранее обучавшихся в массовых школах, мы отмечаем увеличение количества таких детей (табл)
2006-07 | 2007-08 | 2008-09 | 2009-10 | 2010-11 |
1 |
| 1 | 4 | 4 |
В результате стихийной интеграции дети с глубокими нарушениями зрения попадают в школу, не имеющую возможности адекватно строить процесс обучения, что приводит к значительному ухудшению физического здоровья ребенка: острота зрения под воздействием значительной нагрузки начинает снижаться, успеваемость- падать. После нескольких лет мучений ребенка либо учитель ставит вопрос перед родителями о невозможности дальнейшего обучения, либо сами родители, во избежание дальнейшей утраты зрения, все-таки решаются на перевод в специализированный интернат.
Конечно, обучение в интернате имеет свои отрицательные стороны: отрыв от семьи, ограничение социальных контактов и др. Но только в интернате ребенок приобретает знания о способах коррекции или компенсации утраченных функций: это элементарное самообслуживание, формирование предметных представлений, ориентировка в пространстве и многое другое.
Но общение –важный фактор социального развития ребенка, без взаимодействия с другими детьми невозможно стать полноценным членом общества.
Поэтому мы видим выход не в совместном обучении, а в совместной внеклассной, клубной и кружковой работе. К нам в школу приходит большое количество гостей: представители различных организаций, волонтеры, студенты. К сожалению, контакты с обычными детьми из расположенных рядом школ очень ограничены, и на данном этапе наша задача- исправить данную ситуацию, чтоб выйдя из стен интерната наши выпускники не испытывали неуверенности в собственных силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение коррекционно-развивающих технологий, оптимизация тифлопедагогических условий для качественного обучения, воспитания, развития и социализации детей с глубокими нарушениями зрения.
Успешная интеграция инвалидов в обществе зависит не только от полученного образования, но и от уровня социализации. Само по себе среднее специальное или даже высшее образование без социальных навыков,...
Использование методики Н. А. Зайцева в работе с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения
Использование методики Н. А. Зайцева в работе с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения...
Методика «Развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки у детей с тяжёлым нарушением зрения (тотально слепые дети)»
Доказано, что эффективность овладения слепым с детства пространства связана с необходимостью раннего управления процессом обучения...
"Особенности мышления школьников с глубокими нарушениями зрения"
Материалы доклада на школьном методическом объединении учителей-дефектологов...
Коррекционная деятельность по развитию психических функций в процессе развития мелкой моторики у незрячих детей с глубоким нарушением интеллекта
Рабочая программа по развитию мелкой моторики( VIII вид)1 класс (34 часа)1 час в неделю.Ориентировка в собственном теле. Голова, туловище, руки, ноги (на себе, на товарище, стоящем перед собой). Части...
Методическая статья «Организация и проведение вокально-музыкального проекта, как метод социальной интеграции детей с глубоким нарушением зрения»
В статье рассмотрен метод социальной интеграции детей с глубоким нарушением зрения на примере организации и проведения вокально-музыкального проекта «Поколение»....
Проект «Разработка пособия для формирования основ экологической культуры у детей, подростков и молодёжи с глубокими нарушениями зрения»
В настоящее время проблема стремительного ухудшения экологической обстановки как нельзя более актуальна в России. Однако всеобъемлющее руководство, включающее конкретные рекомендации, при выполнении к...