"Особенности мышления школьников с глубокими нарушениями зрения"
учебно-методический материал
Материалы доклада на школьном методическом объединении учителей-дефектологов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myshlenie._docx.docx | 13.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МЫШЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В КОМПЕНСАЦИИ СЛЕПОТЫ.
Мышление является отражением существенных признаков связей и отношений объективного мира. Являясь высшей ступенью познавательной деятельности, оно возникает и развивается на основе чувственного отражения, а также связано и с ощущениями, восприятиями и представлениями, что зависит не только от количества и качества чувственных данных, а имеет двусторонний характер. Т.к. мышление, в свою очередь, оказывает коррегирующее влияние на психические процессы чувственного познания, которое является, в первую очередь, в осознанности и обобщенности образов.
Полная и частичная утрата функций зрения сказывается на процессе интеллектуального развития, т.к. ограничивает количественно ощущения и восприятия, снижает полноту, точность, дифференцированность чувственного отражения внешнего мира. Но отсутствие или неполноценность зрительных впечатлений не может остановить общий ход развития мышления, т.к. основные физические, пространственные и временные свойства и отношения движущейся материи - плотность, вес, форма, величина, удаленность, одновременность или последовательность событий - достаточно отражаются сохранными чувствующими системами - осязанием, слухом, обонянием и другими.
Развиваясь на основе осязательных, слуховых, а у частично зрячих еще и зрительных восприятий, мышление оказывает на них обратное влияние, ускоряя и уточняя процесс чувственного познания, делая его целенаправленным и осмысленным, способствует дифференциации и обобщенности образов.
В этом отношении функции мышления при слепоте не имеют никаких принципиальных отличий от его функций у нормально видящих. Однако выпадение или серьезное нарушение функций зрения затрудняют процесс восприятия, в частности, формирование целостного образа, его дифференцированности и возможности к широким обобщениям. В связи с этим, мышлению незрячих приходится проделывать дополнительную, по сравнению с нормой, работу, преодолевая относительную фрагментарность, схематизм, восполняя многочисленные пробелы чувственного познания.
Широкие возможности компенсации дефектов психического развития, обусловленных сужением сенсорной сферы, заключается также в таком свойстве мышления, как опосредованность, позволяющем ему опосредованно - умозаключением - раскрыть то, что непосредственно - в восприятии - не дано - С.Л.Рубинштейн
Возможность чувственного отражения при патологии зрения существенно ограничена. И целый ряд данных о внешнем мире незрячих могут получить и получают косвенным путем, благодаря работе мышления. Хотя человеческое мышление специализируется на выявлении существенных связей и отношений
и их обобщении, оно отражает также свойства и сущность объектов
»
(С.Л.Рубинштейн) Именно эта возможность отражать свойства и сущность объектов в их общих и существенных определениях лежит в основе материалистического понимания компенсаторной функции мышления. Не абстрактные схемы, не символы, а вполне реальные конкретные представления, образы, воображения и понятия, отражающие недоступные для непосредственного восприятия объекты, формируются у незрячих и слабовидящих в результате опосредованного отражения, что способствует расширению и углублению познавательных возможностей.
Таким образом, неразрывная двусторонняя связь чувственного и логического познания определяет компенсаторную роль мышления при сужении сенсорной сферы.
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Мыслительные процессы, являясь актами познания, раскрывают закономерности существования объективного мира. Выявление связей, отношений, основных свойств и сущности явлений и объектов
действительности, осуществляется посредством мыслительных операций.
Основными операциями, благодаря которым мышление, а точнее, мыслящий человек познает и отражает в понятиях те или иные стороны действительности, являются анализ и синтез, в связи с чем, мышление в целом может быть охарактеризовано как деятельность аналитико-синтетическая (С.Л.Рубинштейн).
Анализ, как мыслительная операция - это мысленное расчленение объекта на составные части, выделение отдельных признаков, свойств, сторон, характеризующих данный объект.
Синтез является объединением проанализированных элементов в единое целое.
Анализ и синтез формируются в деятельности и выступают как на чувственном, так и на логическом уровнях отражения, причем первичным является анализ- синтез на уровне на уровне чувственного отражения. Но успешность этих операций на уровне чувственного отражения зависит от сохранности и степени развития анализаторного аппарата.
*
Глубокие нарушения функций зрения, влекущие за собой затруднения в сфере восприятия, затрудняют также и операции анализа и синтеза, отражаемых и являющихся объектом познания различных сторон действительности. Это объясняется, с одной стороны, недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов, а с другой стороны - относительной сукцессивностью осязательного и нарушенного зрительного восприятий, препятствующих формированию целостного образа, в результате чего страдают различение и дифференцировка. Эти же самые причины лежат в основе трудностей, испытываемых незрячими при выполнении наиболее существенных характерных свойств и связей объектов познания.
Затруднения незрячих в операциях анализа и синтеза проявляются во всех видах психической деятельности. Ярким примером является характерное для незрячих неспецифическое узнавание (узнавание по несуществующим признакам). Например: скульптурные портреты он узнавал по различным аксессуарам: Шекспира - по кружевному воротнику; Шевченко - по шапке и т.д.
О трудностях и недостаточном развитии аналитико-синтетической деятельности мышления свидетельствуют также низкий уровень
дифференцированности представлений, недостаточное наполнение понятий конкретным содержанием, формальность суждений и умозаключений незрячих и, наконец, трудности, испытываемые ими в остальных мыслительных операциях, основанных на анализе и синтезе.
Анализ и синтез, являясь самостоятельными мыслительными операциями, в то же время включаются и лежат в основе всех остальных операций, способствующих решению мыслительных задач.
Одной из наиболее важных мыслительных операций является сравнение, т.е. установление степени тождества или различия при сопоставлении двух или нескольких объектов. Хотя сравнение представляет собой относительно элементарную форму познания, его важная роль определяется тем, что оно наряду с анализом и синтезом включается почти во все мыслительные операции.
В операции сравнения, основанной на анализе и синтезе, при наличии серьезных дефектов зрения, также наблюдаются определенные затруднения, особенно на уровне чувственного познания. Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных при полной или частичной утрате зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а, следовательно, и их сравнению. Но недостаточная глубина сравнения на чувственном уровне не может не отразиться на научно-теоретическом мышлении, т.к. и при сравнении понятий необходима опора на конкретное содержание, причем, чем сложнее мыслительная задача, тем более часто приходится опираться на конкретные чувственные данные. Недостаточно тонкий анализ, страдающий из-за сужения сферы чувственного познания, часто приводит к установлению тождества или различия, либо по несущественным, либо по слишком общим признакам. В результате чего, сравнение не способствует вычленению характерных признаков и существенных связей.
На операции сравнения основаны классификация и систематизация, т.е. объединение объектов по сходным признакам, их мысленная группировка. Часто наблюдающееся у незрячих выделение не существенных признаков, препятствует правильной классификации и систематизации. Например: Сосна и лебеда - это природа; карандаш, тетрадь, книга - это все читать, писать и т.п. (1-3 классы незрячих). В данных примерах не выделены родовые признаки.
К операциям мыслительной деятельности относится и абстрагирование - отвлечение от других сторон объекта при одновременном выделении других; обобщение - объединение объектов на основе общих существенных признаков: конкретизация - применение обобщенных знаний к частым конкретным случаям. В основе всех этих операций лежит анализ - синтез.
Итак, можно отметить, что полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, затрудняя и обедняя чувственное познание, тем самым
отрицательно влияет на развитие аналитико-синтетической деятельности мышления незрячих.
На узнавание малознакомых предметов внутренние существенные связи обнаруживаются не сразу. Пробелы в чувственном опыте незрячего ребенка значительно затрудняют процессы обобщения и систематизации предметов, вследствие этого малознакомые предметы обобщаются по случайным единичным признакам. Однако, эти недостатки не делают мышление незрячих необратимым, так как в процессе обучения и воспитания в значительной мере устраняется основная причина - пробелы конкретных знаний. Направляя и организовывая восприятие, расширяя и уточняя круг представлений. Формируя на их основе полноценные понятия, учитель специальной школы, тем самым способствует успешному развитию системы операций мыслительной деятельности.
Формы и виды мышления.
Каждая из мыслительных операций, сравнение или абстрагирование, конкретизация или обобщение, способствует все более и более глубокому проникновению мысли в сущность явлений. Отражение существенных свойств и связей окружающего мира при помощи мышления совершается опосредованно в понятиях, суждениях и умозаключениях - основных формах мыслительной деятельности.
Понятие - это обобщенное и опосредованное знание об объекте или группе однородных объектов, закрепленных в слове. Понятия обобщенно отражают действительность в ее наиболее существенных свойствах, связях и отношениях. Понятия тесно связаны с представлениями - образами объектов, ранее бывших в восприятии, на основе которых они возникают. Взаимосвязь понятий и представлений, выражающаяся в том, что на основе общих представлений формируются понятия, а понятия, конкретизируясь, способствуют образованию представлений. С одной стороны, это свидетельствует о единстве чувственного и логического познания, а с другой, - указывает на то, что нарушения на одном уровне отражения неизбежно отразятся на другом. Сужение сферы чувственного познания, возникающее при слепоте, отражается в области мышления в первую очередь именно на формировании понятий и последующем оперировании ими. Наиболее характерной особенностью мышления незрячих является дивергенция, т.е.
расхождение двух взаимопереплетенных и взаимообуславливающих сторон отражения действительности - чувственного и логического.
Усваивая исторически сложившиеся понятия, существующие в словесной форме, и не получая в то же время в индивидуальном опыте соответствующих чувственных, конкретных знаний, незрячие приобретают формальные, оторванные от жизни знания. Эти знания неполноценны, т.к. в них разорваны объективно взаимосвязанные стороны действительности.
Отсутствие конкретного, чувственного пополнения понятий ведет не только к формализму, но и к искажению их содержания. Например: коршун - водоплавающая птица - без опоры на представления; или голубой - незабудка, красный - кровь - формальное использование типических ассоциаций.
Догматическое усвоение понятий и формальное оперирование ими могут быть преодолены путем конкретизации знаний, формирования новых и коррекции имеющихся представлений на основе широкого использования наглядных пособий, ознакомление незрячих с натурными объектами и т. д. И, поэтому, один из основных дидактических принципов - принцип наглядности имеет для незрячих особо важное значение, т.к. только на его основе возможно нормальное усвоение понятий, которые по своей природе не могут не опираться на наглядные образы действительности.
В процессе решения мыслительных задач на основе понятий строятся суждения - установление связей различной степени сложности между объектами и умозаключения - выводы из имеющихся знаний.
Правильность суждений и умозаключений зависит от степени овладения понятиями. В зависимости от того, в какой деятельности решает человек мыслительные задачи, выделяют:
- конкретно-действеное
- конкретно-образное
- теоретическое или словесно-понятийное мышление.
В связи с тем, что виды мышления определяются не столько его содержанием, сколько характером и способом решения задачи, становится ясным, что слабовидение и слепота не могут внести принципиальных изменений в классификацию мышления. Независимо от того, под контролем какого анализатора (зрительного или двигательного) - совершается действие, в каком решается та или иная задача, независимо от того, зрительными или
осязательными образами оперирует мышление, делая то или иное заключение, оно остается в первом случае конкретно-действенным, а во втором - конкретнообразным.
развитие теоретического мышления невозможно без опоры на конкретнодейственное, а затем на конкретно-образное мышление. И, напротив, теоретическое мышление, развившись на основе конкретно-образного, стимулирует развитие последнего, и они совместно отражают объективную действительность. Сокращение чувственного опыта у незрячих и слабовидящих приводит к затруднениям при «сличении мысли и вещей», но это не означает, что их мышление становится логическим. Дивергенция чувственного и понятийного может создать не логический, а только формальный тип мышления.
Догматическое усвоение незрячими и слабовидящими понятий, создающее целый ряд трудностей при решении мыслительных задач, требует гораздо более частого «сличения мысли и вещи». Именно поэтому можно утверждать, что формирование видов мышления при дефектах зрения проходит через те же этапы, что и в норме. И логическое и теоретическое мышление может развиться только на основе высокоразвитого конкретно-действенного и конкретно-образного мышления.
Таким образом, мыслительная деятельность незрячих и слабовидящих подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих. И, хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышления, оно не может принципиально изменить его сущность.
Отмеченные выше отклонения в развитии мышления от нормы могут быть в значительной степени преодолены в результате обучения, направленного на формирование полноценных знаний, в которых чувственное и понятийное представлены в единстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности развития мышления у детей с нарушением зрения
Развитие той стороны умственного развития детей, которая связана с овладением детьми общими способами умственных действий, а именно с умением работать по плану (инструкции), извлекать познавательную и...
Особенности интеграции детей с глубокими нарушениями зрения.
Особенности интеграции детей с глубокими нарушениями зрения. Сегодня мы очень много говорим об интеграции людей с ограниченными возможностями, об инклюзивном образовании детей- инвалидов. Б...
Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса с ОВЗ адресована педагогам коррекционных школ, классов IV вида при ОУ....
Внедрение коррекционно-развивающих технологий, оптимизация тифлопедагогических условий для качественного обучения, воспитания, развития и социализации детей с глубокими нарушениями зрения.
Успешная интеграция инвалидов в обществе зависит не только от полученного образования, но и от уровня социализации. Само по себе среднее специальное или даже высшее образование без социальных навыков,...
Использование методики Н. А. Зайцева в работе с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения
Использование методики Н. А. Зайцева в работе с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения...
Методическая статья «Организация и проведение вокально-музыкального проекта, как метод социальной интеграции детей с глубоким нарушением зрения»
В статье рассмотрен метод социальной интеграции детей с глубоким нарушением зрения на примере организации и проведения вокально-музыкального проекта «Поколение»....
Проект «Разработка пособия для формирования основ экологической культуры у детей, подростков и молодёжи с глубокими нарушениями зрения»
В настоящее время проблема стремительного ухудшения экологической обстановки как нельзя более актуальна в России. Однако всеобъемлющее руководство, включающее конкретные рекомендации, при выполнении к...